Фонетика в изучении иностранного языка
статья по английскому языку (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Клименкова Татьяна Геннадиевна

Важность фонетики на всех этапах изучения языка, формы работы со звуками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_statya.docx17.93 КБ

Предварительный просмотр:

Фонетика в изучении иностранного языка.

Нужно ли в который раз говорить о важности и значимости звуков в английском зыке?

Нужно и важно. Потому, что из некорректного произношения слов следует неверное понимание сказанного. Из незнания знаков транскрипции следует неспособность самостоятельно развивать свои знания по английскому языку, невозможность самостоятельно изучать новую лексику. А из этого следует бедность речи и трудности в общении.

Также следует отметить тот печальный факт, что в современных школьных программах и учебниках очень мало внимания уделяется обучению фонетике. На начальном этапе обучения звуки даются разрозненно, без системы и, соответственно, их трудно запомнить. В среднем звене школы звуки даются, но обучающимся очень трудно переучиваться потому, что они уже начали читать и произносить слова неправильно.

В своей практике, я постоянно сталкиваюсь с проблемой некорректности произношения и, соответственно, чтения у ребят старшей школы. Приходится переучивать, на это тратится много времени и сил ребенка. Тех сил, которые можно было бы направить на совершенствование уже усвоенных знаний, на применение их на практике (то, к чему мы стремимся).

Поэтому именно с  начальной школы нужно начинать формировать фонетические навыки. А работа над совершенствованием произношения должна проводиться в течение всего срока обучения.

Как же изучать звуки, если их нет в учебнике? Как сделать этот процесс систематическим? Где найти на это время?

Все эти вопросы возникают в голове, как только речь заходит о фонетике. На самом же деле все эти вопросы решаются всего лишь добавлением определенных этапов к ходу урока. На это не нужно выделять отдельное время, просто нужно подавать этот материал, как и любой другой, системно.

Во-первых: фонетическая зарядка. Важным представляется выяснение места фонетической зарядки на занятии. Она часто выполняется в начале пары как элемент 'warming up', и кроме того, вводит обучающихся в атмосферу, которая нейтрализует влияние звуковой среды родного языка. Однако, ее проведение возможно и перед упражнениями в устной речи или чтении в качестве фонетического упражнения, вызывающего повышенное внимание к произношению слов, которые затем будут использованы в речи. Фонетическая зарядка может предшествовать чтению, тогда она происходит на материале текста для чтения. Совершенствование произносительных навыков происходит также в связи с работой над новым словарным и грамматическим материалом. Знакомя ребят с новыми лексико-грамматическими явлениями, нельзя упускать из виду содержащиеся в них произносительные трудности. Здесь очень важно подчеркнуть, что преподаватель не должен снова объяснять правила чтения тех или иных звуков в слове, главное — это стимулировать учеников к тому, чтобы они сами вспомнили ранее изученное правило и применили его на новой лексике. Эффективность такого подхода еще и в том, что он предполагает усвоение нового в тесной связи со старым, постоянную актуализацию всего усвоенного материала.

 Для постановки произношения необходимы упражнения для артикуляционного аппарата, упражнения на восприятие и воспроизведение. Содержание фонетической зарядки может быть разнообразным. Очень эффективно использование стихов, скороговорок и песен. Подобранные на определенную фонетическую трудность, они способствуют формированию нужных произносительных навыков. Стихи на занятиях по иностранному языку способствует лучшему усвоению языкового материала.

Во-вторых: игра. Любая игра на уроке иностранного языка активизирует стремление ребят к контакту друг с другом и преподавателем, создает условия равенства и ситуацию успеха, разрушает традиционный барьер между преподавателем и учеником. Игра дает возможность робким, неуверенным в себе учащимся говорить и тем самым преодолевать барьер неуверенности. Игры могут быть очень разнообразные, от банального повторения звуков, нахождения различий, до правильной записи слов на слух. Здесь открываются широкие возможности для творчества и фантазии. Игра может быть одним из отдельных этапов урока, может быть также проведена в виде разминки на повторение изученного материала, может быть даже частью физкультминутки, на неё не нужно выделять весь урок, а эффективность использования игры, очевидна.

И еще один важный момент обучения фонетике. Для преодоления трудностей, связанных с пониманием иностранной речи, с первых шагов в обучении иностранному языку слушать аудиозаписи или смотреть учебные видеоматериалы. Это могут быть любимые песни, которые можно разбирать и петь на уроках, несложные мультфильмы и короткие фильмы. Есть варианты фильмов с субтитрами, с них можно начинать. Работая с визуальным рядом в дополнение к аудиоматериалу можно достичь больших успехов, так как видео содержание помогает понять смысл высказывания даже при условии неполного понимания речи. Когда ребятам становится проще работать с аудиоматериалом, то можно переходить к аудиозаписям уже без визуальной поддержки.

Кроме того,  применение методики обучения фонетике и культуре голоса с использованием популярных песен и фильмов на английском языке способствует созданию положительного эмоционального фона на занятии, снятию напряженности. Наряду с положительной динамикой формирования фонетических навыков, наблюдается улучшение усвоения новой лексики: речь становится плавной, лексически и эмоционально окрашенной. И, самое главное, учащиеся перестают испытывать боязнь ошибок и говорят более охотно и уверенно.

Итак,  сохранение и совершенствование произносительных навыков обеспечивается выполнением фонетических зарядок, лексико-фонетическими играми, отработкой нового лексико-грамматического материала с позиции фонетики, разработкой артикуляционных навыков при чтении вслух.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА СТИХОТВОРЕНИЙ И РИФМОВОК КАК СРЕДСТВА МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА.

В СТАТЬЕ ДАНЫ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВЫКЛАДКИ ИПРАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ СТИХОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА....

Использование на уроке иностранного языка стихотворений как средства мотивации к изучению иностранного языка

Богатство и красота литературы всегда помогает человеку понять её прелестное содержание. Когда школьники приступают к изучению иностранного языка, ни один учитель не может пожаловаться на отсутствие и...

Участие во Всероссийской конференции "СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА "(статья "Применение ИКТ на уроках иностранного языка в школе")

Вошедшие в сборник статьи освещают различные аспекты изученияиностранных языков и предлагают решение ряда как теоретических, так ипрактических вопросов. Проблематика представленных статей относи...

СТАТЬЯ НА ТЕМУ: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА СТИХОТВОРЕНИЙ И РИФМОВОК КАК СРЕДСТВА МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА. (английский язык)

СТАТЬЯ НА ТЕМУ: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА СТИХОТВОРЕНИЙ И РИФМОВОК КАК СРЕДСТВА МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА. (английский язык)...

Неделя иностранных языков- как способ повышения мотивации к изучению иностранных языков.

Неделя иностранных языков как одна из форм внеклассной работы по иностранному языку необходима для развития и поддержания интереса к изучению иностранного языка в школе, для развития творческих способ...

Использование приёмов мнемотехники при изучении иностранного языка (второго иностранного языка)

В этом материале представлены мнемотехнические приёмы, которые можно использовать на уроке иностраннного языка (немецкого) при изучении новых лексических единиц....