Выступление на заседании районного методического объединения учителей иностранных языков
материал по теме

Бердова Анастасия Александровна

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках иностранного языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rmo_zdorovesbereg._tehnologii_ispravlennoe.docx27.31 КБ

Предварительный просмотр:

Материал выступления

на РМО учителей иностранных языков.

Тема: Применение здоровьесберегающих технологий на уроках иностранного языка.

Слайд 1 :

     Прежде чем говорить о применении здоровьесберегающих технологий на уроках, нужно знать, что подразумевается под здоровьем школьника.

Слайд 2:

     Здоровье школьников – это, прежде всего процесс сохранения и развития психических и физических качеств, оптимальной работоспособности и социальной активности ребенка в школе и дома.

     Педагогические исследования последних лет показывают, что за период обучения детей в школе у многих состояние здоровья ухудшается в 4-5 раз. Проблема здоровья учащихся обрела социальное значение, причинами которой являются социально-экономические условия, плохая экология, безработица среди родителей, преобладание у детей вредных привычек. Как следствие всего этого – низкий уровень активности учащихся на уроках, низкое качество обучения в целом.

     Поэтому, проблема внедрения и использования на уроках здоровьесберегающих технологий в настоящее время и стала очень актуальной. Как сохранить здоровье учащихся? Каким должен быть урок с  позиций здоровьесбережения? Данные вопросы стоят и перед нами – учителями иностранного языка. Прежде всего, это связано со спецификой нашего урока - урока иностранного языка.

Слайд 3: ( на слайде основные УУД) 

    С первых уроков дети учатся общаться на иностранном языке. При этом должны усвоить массу нового лингвистического материала (лексические единицы, грамматические формы, приобрести произносительные навыки). Учащимся приходится много запоминать, говорить, писать, читать, слушать и анализировать информацию.

     Стоит также отметить, что без прочного сохранения приобретенных знаний, без умения воспроизвести в необходимый момент, ранее пройденный материал, изучение нового материала всегда будет сопряжено с большими трудностями и не даст надлежащего эффекта.

Слайд 4: (на слайде требования к уроку)

     Для повышения здоровья учащихся огромное значение имеет организация урока. Какие требования предъявляют к современному уроку ? Основные моменты представлены на слайде.

     Во избежание усталости и перегрузки детей необходимо строить урок в соответствии с динамикой внимания учащихся, учитывать время для каждого задания, чередовать виды работ:  самостоятельная работа, чтение, письмо, слушание, ответы на вопросы, работа с учебником (устно и письменно), творческие задания. Они способствуют развитию мыслительных операций, памяти и одновременно отдыху учеников. Кроме этого в урок должны быть включены оздоровительные моменты.

Слайд 5:

     К оздоровительным моментам мы относим – физкультминутки на снятие усталости, укрепление опорно-двигательной системы и мышц глаз, динамические паузы, минутки релаксации, дыхательную гимнастику, гимнастику для глаз.

Слайд 6:

     Остановимся подробнее на каждом из них.

На своих уроках я использую физкультминутки, так как двигательная активность учеников способствует снятию усталости и повышению мотивации к обучению, лучшему овладению языковым материалам. Отличительной особенностью многих упражнений на уроке иностранного языка является активная жестикуляция для подкрепления слухового образа визуальным. При этом визуальные образы, воспринимаемые с картинки, запоминаются хуже, чем те слова или словосочетания, которые учитель и дети показывают сами и на себе. Особенно это актуально на начальном этапе обучения иностранному языку.

Слайд 7:

    Физкультминутки условно можно разделить на несколько групп:

упражнения для снятия общего или локального утомления;

упражнения для кистей рук;

упражнения, корректирующие осанку;

артикуляционно-мимическая гимнастика.
Слайд 8:

     При проведении физкультминуток необходимо соблюдать требования к их организации:

1. Физиологически обоснованным временем для проведения физкультминутки считается 15–20-я минута урока.

2. Длительность физкультминуток – 1–3 минуты. Каждая включает комплекс упражнений, повторяемых 4–6 раз. За такое короткое время удается снять общее или локальное утомление, значительно улучшить самочувствие детей.
3. Комплексы подбираются в зависимости от вида и содержания урока. Упражнения должны быть разнообразными, так как монотонность снижает интерес, а следовательно, и результативность.

4. Физкультминутки следует проводить на начальном этапе утомления, выполнение упражнений при сильном утомлении не даст желаемого результата. Важно обеспечить позитивный эмоциональный настрой.

5. Предпочтение нужно отдавать упражнениям для утомленных групп мышц.
6. Активное поведение учащихся на уроке обеспечивается за счет использования рифмовок, стихотворений, песен на основе движений и проведения физкультминуток.

Слайд 9:

     Динамическая пауза. В нашей школе такая пауза проводится на 3 уроке (на 20 минуте) по звонку.

     Предназначена она для предупреждения общего утомления и снижения работоспособности, переключения ребенка с умственной деятельности на физическую.

     В комплекс, рассчитанный на 5 минут, включаем знакомые детям упражнения для крупных групп мышц: наклоны, повороты, приседания, подскоки. Полезны также упражнения для мышц, испытывающих большое напряжение, например, мышц шеи, кисти. Эти комплексы упражнений для нас разрабатывают учителя физкультуры.

Слайд 10:

     Медитативно - релаксационные упражнения. Приведу несколько примеров.

1. Упражнение «Я вижу, я слышу, я чувствую».

Ученик должен сказать одно - три предложения, что он видит; одно -три предложения, что он слышит, одно - три предложения о том, что он чувствует. Количество предложений зависит от уровня обучения.

2. Кукла падает. Сначала кисти поднятых рук, затем до локтя, голова, кукла складывается в поясе и покачивается.

Слайд 11:

     Дыхательная гимнастика.

На своих уроках я провожу дыхательную гимнастику. Данный вид упражнений помогает повысить возбудимость коры больших полушарий мозга, активизировать детей на уроке. Например, упражнение «Шарик».

Учитель предлагает детям представить, что они воздушные шарики.

« You are balloons»! На счёт 1,2,3,4- дети делают 4 глубоких вздоха «Breath in!» и задерживают дыхание. Затем на счёт 1-8 медленно выдыхают «Breath out!» Аналогичная игра может называться и подругому – «Дайверы» (с задержкой дыхания)

Слайд 12,13:

     Гимнастика для глаз.

Поскольку количество учащихся с плохим зрением неуклонно растет, снять усталость глаз и восстановить остроту зрения помогает такой комплекс простых упражнений. Для 5-го класса:

1. Крепко зажмурьте глаза на 3-5сек., затем откройте их (считаем от 1 до 20 по-английски).

2. Быстро поморгайте глазами в течение 30-60 сек (считаем десятками от 10 до 100 по – английски).

3. Расположите указательный палец правой руки напротив носа на расстоянии 25-30 см от глаз, переведите взгляд на кончик пальца и смотрите на него 3-5 сек., опустите руку (про себя называем, в качестве повторения, дни недели, название месяцев).

4. Посмотрите на кончик носа. Затем закройте глаза и посмотрите вправо, влево, вверх, вниз, не поворачивая головы (действие сопровождаем повторением предлогов: to the right, to the left, up, down).

5. Смотрите вдаль в течение 2-3 сек., затем переведите взгляд на кончик носа на 3-5сек. (про себя считаем порядковыми числительными по-английски: the first, the second, …, the tenth).

6. Выполняйте круговые движения рукой по часовой стрелке на расстоянии 30-35 см от глаз, следя глазами за кончиками пальцев, затем против часовой стрелки. Произносим: My eyes can see, My ears can hear, My nose can smell, My head can nod, My arms can hold, My mouth can talk, My legs can walk, And walk and walk.

     Существуют специальные комплексы упражнений, помогающие укрепить глазные мышцы, замедлить развитие патологических процессов, например:

- движение глазами вверх и вниз с максимальной амплитудой. Первое время лучше следить глазами за движущим предметом, например, за карандашом, по мере освоения упражнения выполнять без предмета, лишь воображая его.

- движение глазами вверх и вниз можно производить под стишок, расположенный в нестандартной форме: Red, red, red, the rose. Blue, blue blue, the dress. Grey grey grey the cat. And is so the rat.

- движение глазами по кругу, по и против часовой стрелки, при этом произносим скороговорку: "Ann has a fat black cat and a rabbit”.

- движение глазами по очертаниям цифры 8 с острыми углами, располагая рифмовку соответственно очертаниям 8, проговаривая: "That is the man who sat on my hat in the tram”.

- движение глазами по дуге–выпуклой и вогнутой под рифмовку: "Fat Pat had a fat cat, Pat 's fat cat sat at Pat's hat”.

- Движение глазами по периметру ромба, рифмовка расположена соответственно очертаниям ромба, проговаривая " A friend in need is a friend in deed”.

- Моргайте веками, подобно тому, как бабочка машет крыльями, проговариваем стишок: "Rain on the grass And rain on the tree Rain on the house-top But not on me”.

   

    Практикую и проведение электронных физкультминуток.

 Слайд 14: 

    Подводя итог всему сказанному, отмечаем, что использование на уроке физкультминуток как одного из успешных видов смены деятельности в учебном процессе позволяет легче и успешнее овладеть необходимыми знаниями, преодолеть трудности, позволяет достичь цели и решить задачи обучения иностранному языку. В этом я убедилась на своей практике.

    Но одним из самых важных здоровьесберегающих действий, я считаю создание у детей положительной эмоциональной настроенности на уроке.

     Поэтому, при подготовке и проведении  урока я ставлю задачу, которую считаю одной из главных - обеспечить максимально благоприятную и комфортную обстановку, создать у детей положительное эмоциональное настроение на уроке, так как положительные эмоции способны полностью снимать последствия отрицательных воздействий на организм школьника. Я стараюсь вызывать положительное отношение к предмету, повышать интерес и мотивацию школьников. Для меня важно, чтобы у детей не появлялось чувство страха, боязни перед изучением иностранного языка.

На уроках я использую методы позитивной психологической поддержки ученика, учитываю индивидуальные особенности учащегося и осуществляю дифференцированный подход к детям с разными возможностями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы Районного методического объединения учителей иностранного языка Хабарского района

Тема: «Повышение качества образования на основе реализации принципов компетентностного подхода».  Цель:эффективное использование метапредметных знаний  как  фактор повышения качест...

Положение о районном методическом объединение учителей иностранного языка Апастовского муниципального района РТ

Положение   о районном  методическомобъединение  учителей иностранного языка Апастовского муниципального района РТ...

Протоколы заседания районного методического объединения учителей русского языка и литературы

Протоколызаседания районного методического объединения учителей русского языка и литературы Нижневартовского района по теме «Системно-деятельностный подход в обучении школьников»...

Доклад на заседание районного методического объединения учителей русского языка и литературы «Игоровые технологии на уроках русского языка»

ldquo;Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. ...