Методика диагностики и оценки результатов обучения английскому языку в системе дополнительного образования
методическая разработка по английскому языку на тему

Горская Татьяна Юрьевна

В данной работе рассматривается методика диагностики и оценки результатов обучения детей английскому языку в системе дополнительного образования, приводятся критерии оценки уровня обученности детей основным видам речевой деятельности, а также раскрываются основные формы итогового контроля знаний, умений, навыков обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodika_diagnostiki_i_otsenki_rezultatov_obucheniya.doc865 КБ

Предварительный просмотр:

Методика диагностики и оценки результатов обучения английскому языку в системе дополнительного образования

        В дополнительной образовательной программе «Говорим по-английски» предусмотрены следующие основные виды контроля: входной, текущий, промежуточный (тематический) и итоговый контроль.

        Входной контроль проводится на одном из первых занятий с целью установления исходного уровня владения языком обучающимися и присущих им индивидуально-психологических качеств, способствующих успешности обучения.

Текущий контроль

На I году обучения (дети 6-7 лет) прямой контроль учебных действий, навыков, а также речевых умений учащихся не применяется.

В эти годы закладывается интерес к языку, достижения учащихся очень подвижны и индивидуальны, периоды динамического развития речевых умений могут чередоваться с относительно непродуктивными периодами учебы. В связи с этим в рамках данной программы для контроля используется система содержательных оценок, разработанная Ш.А.Амонашвили и признанная наиболее адекватной. Содержательная оценка предполагает четыре момента:

  • во всех случаях доброжелательное отношение к ученику как личности;
  • положительное отношение к усилиям ученика, направленным на решение задачи (даже если эти усилия и не дали положительного результата);
  • конкретный анализ трудностей, стоящих перед учеником, и допущенных им ошибок;
  • конкретные указания на то, как можно улучшить достигнутый результат.

         Подобный подход к контролю и оценке умений учащихся ориентирован на их успехи, поощрение и поддержку, которые сопровождаются вполне конкретными действиями учителя и ученика, направленными на улучшение качества обучения.        

        

        Текущий контроль за усвоением учебного материала осуществляется на каждом занятии путем проведения ролевых и сюжетных игр, рассказа ребенка по теме, подготовленном дома, ответов на вопросы “сказочных героев”. Дети разыгрывают диалоги, миниспектакли, рассказывают наизусть стихи, тексты песен, которые затем поются. В конце каждого занятия учащиеся получают цветные кружочки за правильно выполненные задания, хорошую работу на занятии. Подсчет кружочков в конце полугодия выявляет степень усвоения учебного материала, определяет победителей, которые получают призы.      

        

Промежуточный и итоговый контроль проводятся на одном из последних занятий I –го и II-го полугодий соответственно. При этом контроль осуществляется в скрытой форме, т.е. учащиеся не знают, что их деятельность контролируется.

        Учитель для себя устанавливает уровень сформированности речевых навыков и умений с помощью специальных контрольных заданий, характер которых определяется с учетом психологических особенностей детей в учебной группе. Результаты регистрируется на специальных бланках. Для проверки уровня обученности предусмотрены задания по аудированию и говорению ( диалогическая и монологическая речь).

Контроль диалогической речи

Проверяется умение учащихся отвечать на вопросы. От учащихся требуется понять, о чем их спрашивают, и адекватно отреагировать на ситуацию Сложность вопросов и их количество варьируются в зависимости от года обучения. (5-6 вопросов для учащихся на I этапе обучения,  7-8 вопросов - на II этапе обучения и 9-10 вопросов для учащихся на III этапе обучения).

Каждый ответ оценивается следующим образом:

  • ответ творческий, развернутый — 3 балла;
  • правильный ответ — 2 балла;
  • условно-правильный (не нарушающий смысла, но содержащий лексические или грамматические ошибки ) — 1 балл;
  • неправильный ответ (нарушающий смысл и с ошибками)

Результаты фиксируются на специальных бланках и анализируются преподавателем.

Контроль монологической речи

        От учащихся требуется высказаться в соответствии с предложенной ситуацией. В высказывании должно быть реализовано коммуникативное намерение говорящего.

        Учащиеся на I этапе обучения должны уметь сделать элементарное сообщение (на уровне 3-4 фраз) о себе, своих животных, своей семье, друге, внешности, любимых продуктах и т.д.

        Учащиеся на II и III этапах обучения должны уметь составить рассказ (не менее 6-7 фраз ) о себе, своих друзьях и родных, о погоде, о животных, о еде, о внешности, а также придумать текст-загадку.

Способ оценки - учитывается общее количество фраз, построенных по различным моделям:

  • ответ творческий, речь корректная, количество фраз больше трех — 3 балла;
  • речь корректная, количество фраз — три — 2 балла;
  • речь условно-правильная ( есть лексические и грамматические ошибки), две-три фразы — 1 балл;
  • нет ответа — 0 баллов.

Результаты также фиксируются на бланках и анализируются преподавателем.

Контроль аудирования

Проводится в конце I этапа обучения и в конце каждого полугодия последующих лет обучения.  Учащиеся I года обучения должны понять содержание загадки, произнесенной учителем или прослушанной в аудиозаписи (5-6 предложений) и уметь отгадать ее.

Правильно выбранная картинка оценивается 6-ю баллами, неправильная — 0 баллов.

Учащиеся на II этапе обучения должны воспринять текст для аудирования из 8-9 предложений по теме и уметь ответить на вопросы по тексту рассказа.

На III этапе обучения объем текста для аудирования увеличивается.

 Обучение чтению и письму на первом этапе данной программой не предусматривается.

Контроль чтения и письма на II и III этапах обучения

Данный контроль осуществляется путем проведения словарных диктантов, контрольного чтения вслух заданного на дом материала, а также путем проверки упражнений по грамматике изучаемой темы. Для проверки чтения и письма на данных этапах обучения также широко применяется контроль тестового типа с учетом специфики детей младшего школьного возраста.

Итоговый контроль

        Промежуточный и итоговый контроль проводятся на одном из последних занятий I –го и II-го полугодий соответственно. При этом контроль осуществляется в скрытой форме.

        Учитель для себя устанавливает уровень сформированности речевых навыков и умений с помощью специальных контрольных заданий, характер которых определяется с учетом психологических особенностей детей в учебной группе. Результаты регистрируется на специальных бланках. Для проверки уровня обученности предусмотрены задания по аудированию и говорению ( диалогическая и монологическая речь).

Формы итогового контроля

На I этапе обучения в конце учебного года проводится праздник - инсценировка музыкальной сказки,  в которой все дети без исключения получают роль. В сюжет сказки включаются стихи и песни, разучиваемые в течение года. 

        Определение уровня знаний и освоения программы проводится путем скрытого тестирования  (алгоритм описан выше).

        На II этапе обучения в конце учебного года также проводится праздник (инсценировка английской сказки или мюзикл). Помимо этого проверка знаний осуществляется путем проведения зачета в устной (сообщение по теме) и письменной (тестирование) форме.

        На III этапе обучения  проводится защита проектных работ по тематике программы, а также письменное тестирование. Также проводится итоговый праздник, где дети демонстрируют свои знания, декламируя стихи, исполняя песни и разыгрывая сценки.

ГБОУ Центр детского творчества «Свиблово». Горская Татьяна Юрьевна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПСИХОЛОГО-ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

психолого-возрастные особенности детей и их влияние на методы  обучения английскому языку в системе дополнительного образованияАракелян Л.Н., Аракелян А.Н....

Цели и задачи обучения английскому языку в системе дополнительного образования

Образовательный  процесс в системе дополнительного  образования детей  строится  в парадигме развивающего образования,  обеспечивая информационную,     обу...

Инновационный подход к проведению занятий английского языка в системе дополнительного образования

Нетрадиционные методы обучения английскому языку младших школьников в условия дополнительного образования...

Инновационный подход к проведению занятий английского языка в системе дополнительного образования

Нетрадиционные методы обучения младших школьников английскому языку в условиях дополнительного образования...

Инновационные педагогические технологии в обучении английскому языку в системе дополнительного образования

Технология «Карусель»Технология «Театр»Технология «Социологический опрос»...

Применение здоровьесберегающих технологий при обучении английскому языку в системе дополнительного образования

Учреждения дополнительного образования обладают уникальной возможностью для воспитания у детей культуры здоровья и личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению. Английский язык, кото...

ПСИХОЛОГО-ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Важным фактором успешного выполнения задач, поставленных перед дополнительным   образованием по английскому языку, является учет психолого-возрастных особенностей обучения АЯ в разных возрас...