"Инструментальная мотивация при обучении английскому языку"
методическая разработка по теме

Лябина Алена Юрьевна

Методическая разработка о роли мотивации на уроках английского языка, включающая различные виды мотивации и роль учителя в воспитании мотивов учения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл instrumentalnaya_motivatsiya.docx19.27 КБ

Предварительный просмотр:

Инструментальная мотивация и ее роль в овладении лексикой на уроках английского языка

Современные психологи и педагоги едины в мнении, что качество выполнения деятельности  и ее результат зависят, прежде всего, от побуждения и потребностей индивида, его мотивации. Именно мотивация вызывает целенаправленную активность, определяющую выбор средств и приемов, их упорядочение для достижения цели. Для любой человеческой деятельности мотивация является «запускным механизмом». Мотивацию питает и поддерживает реальный и конечный успех. Если успеха нет, то мотивация угасает, отрицательно сказывающаяся на выполнении деятельности.

Особо остро стоит проблема мотивации изучения иностранных языков в школе. Исследователи вопроса мотивации приводят данные о снижении ее от класса к классу. При этом на начальном этапе изучения иностранного языка у учащихся, как правило, высокая мотивация. Многие хотят общаться со сверстниками на иностранном языке, читать и узнавать о других странах. В последующем процессе овладения иностранным языком, отношение учащихся меняется и многие и учащиеся разочаровываются. Ведь в процессе овладения иностранным языком предполагается накопление» строительного материала», преодоление разнообразных трудностей, отодвигающие достижение целей. В итоге, как правило, уменьшается мотивация; пропадает встречная активность, снижается в целом успеваемость, негативно влияющая на мотивацию и т.д. Так мы наблюдаем картину, связанную с изучением иностранного языка в школе и в вузе. К счастью, не всегда происходит спад мотивации. Данная теория опровергается опытом лучших учителей, учащиеся которых успешно овладевают иностранным языком в требуемых пределах. Ощущая свой прогресс в овладении иностранным языком, учащиеся  испытывают от данного процесса удовлетворение, вызывающее высокую мотивацию в процессе их обучения иностранным языком.  Следовательно, существует возможность сохранения и развития мотивации учащихся к изучению иностранного языка [24].

 Мотивация является стороной субъективного мира ученика,  определяющаяся его собственными побуждениями и пристрастиями. Отсюда все трудности вызова мотивации со стороны. Учитель может лишь опосредованно повлиять на нее. У учителя лучше получится заинтересовать в работе учащегося, если он встанет на его место, перевоплотится в него. В данном случае он сможет вызывать, развивать и корректировать мотивы деятельности ученика. Обязательным условием данного перевоплощения является хорошее знание своих учащихся. Учитель должен представлять все типы и подтипы мотивации, чтобы соотнести их с содержанием учебного процесса. Следовательно, прогресс в овладении иностранным языком созданием стойкой сопутствующей мотивации  языком.

Давайте охарактеризуем виды мотивации, имеющие место при обучении, в частности, иностранному языку. В совокупности они составляют учебную мотивацию. Ряд специфических факторов определяет учебную мотивацию:

- особенности обучающегося (пол, самооценка, уровень интеллектуального развития);

- особенности преподавателя и его отношения к педагогической деятельности;

- организация педагогического процесса;

- специфика учебного предмета (в данном случае иностранного языка).

Исходя из перечисленных  выше факторов, учебную мотивацию можно разделить на: а) внешнюю и б) внутреннюю.

Внешняя мотивация обусловлена внешними обстоятельствами и не связана непосредственно с содержанием предмета. Примерами данной мотивации могут быть:

- мотив достижения – вызван стремлением человека достигать успехов и высоких результатов в любой деятельности, в том числе и в изучении иностранного языка. Например, для отличных оценок, получения диплома и т.д.;

- мотив самоутверждения – стремление утвердить себя, получить одобрение других людей. Человек учит иностранный язык, чтобы получить определенный статус в обществе;

- мотив идентификации – стремление человека быть похожим на другого человека, а также быть ближе к своим кумирам и героям (например, чтобы понимать тексты песен любимой группы);

- мотив аффилиации – стремление к общению с другими людьми. Человек может учить иностранный язык, чтобы общаться с друзьями–иностранцами;  мотив саморазвития – стремление к самоусовершенствованию. Иностранный язык служит средством для духовного обогащения и общего развития человека;

Разновидностью внешней мотивации является широкая социальная мотивация. Данная мотивация процесса учения связана с достаточно остро переживаемым чувством гражданского долга перед страной, с представлением об учении как пути к осуществлению своего назначения в жизни.

Если внешняя мотивация выполняет «стратегическую роль», то внутренняя мотивация – «тактическую», т.к. она стимулируется самим процессом овладения языком. Также её часто называют процессуальной мотивацией. Человеку нравится непосредственно иностранный язык, нравится проявлять свою интеллектуальную активность. Действие внешних мотивов (престижа, самоутверждения, и т. д.) может усиливать внутреннюю мотивацию, но они не имеют непосредственного отношения к содержанию и процессу деятельности. Основной разновидностью внутренней мотивации можно назвать коммуникативную, т.к. овладение умением общаться является первой и естественной потребностью изучающих иностранный язык. Однако именно  коммуникативную разновидность труднее всего сохранить. Причина в том, что при овладении иностранным языком в атмосфере родного языка иностранный предстает как искусственное средство общения. И так называемые «естественные ситуации», используемые при общении, носят, в сущности, искусственный характер.

В  учебном  процессе  по  английскому  языку  очень важно  сохранить непосредственно  интерес  к  языку  как  к  таковому.  Данная разновидность внутренней  мотивации называется  лингвопознавательной. Лингвопозна-вательная разновидность  заключается  в  положительном отношении  учащихся  к  самому языковому  материалу. Существуют два пути её формирования: опосредованный, т.е. через коммуникативную мотивацию и непосредственный, т.е. путем стимулирования поисковой деятельности обучаемых в языковом материале.  Чтобы  сохранить интерес  учащихся  к  языковому «строительному»  материалу,  необходимо,  во-первых,  свести  к  минимуму  временной  разрыв  в  работе  над  языковым материалом таким образом, чтобы учащиеся видели речевую перспективу его применения. Во-вторых, языковой материал, помогающий усвоению на уроке, следует ориентировать на одну тематическую область. В данном случае большую роль играет  развитие  языковой  догадки.  Для достижения существующей  цели работе над языком следует  придать  характер  поисковой, исследовательской  деятельности,  где у  учащихся разовьется  умение  видеть  за  бесстрастным языковым  знаком  значение  и  смысл.

           Важным видом внутренней мотивации является также инструментальная мотивация, т.е. мотивация, вытекающая из положительного отношения учащихся к определенным видам работы [24].

Как известно, педагогический эффект может быть достигнут в большей мере в результате собственной активности учащихся. В форме нейтрально- пассивного восприятия его получить нельзя. Отсюда лозунг «Учить учиться». В нашем случае подразумевается необходимость вооружить учащихся определенными приемами овладения иностранным языком. Показав оптимальный путь, учащихся следует в большей мере ставить перед необходимостью самостоятельного знакомства с новым языковым материалом.

В настоящее время учитель, как правило, берет на себя знакомство учащихся с языковым материалом, хотя учащиеся могут самостоятельно справиться и сами. Дело учителя- управлять самостоятельной деятельностью учащихся. Для достижения существующей цели нужно обозначить конкретную цель и специальными приемами способствовать концентрации внимания учащихся на существенных признаках языкового материала.

При работе над расширением лексического запаса одним из приемов является создание картотеки. На начальном этапе она может состоять из карточек с рисунками, где на оборотной стороне написано соответствующее слово на иностранном языке. На последующих этапах целесообразно побуждать учащихся к составлению картотеки по тематическому принципу. Вышеупомянутую картотеку они смогут пополнять от класса к классу. В данном случае важно убедить учащихся в пользе картотеки.

Подобный смысл имеет составление собственных грамматических справочников или тетрадей,также пополняющихся от класса к классу. В данных справочниках грамматические явления представляются в таблицах и схемах, где цветом выделены формальные признаки. Существующие грамматические тетради являются эффективным средством систематизации грамматического материала.

Учащихся также следует познакомить с планом высказывания и его преимуществами. Составление плана высказывания является мыслительным процессом, способствующим  обогащению речевых возможностей учащихся.

При овладении иноязычным чтением, учащимся также следует применять рациональные приемы обучения.  Читая текст, учащиеся должны уметь извлекать пользу из заголовков, различных таблиц, схем, рисунков,  сопровождающие текст и видеть в них информационную опору.

В результате вышеупомянутого подхода учащиеся будут вооружены методическим инструментарием для дальнейшего усовершенствования навыков и умений по иностранному языку.

Названные виды и подтипы мотивации представляют собой в известном смысле потенцию. Будут ли «разбужены» эти силы и превратятся ли они в реальную движущую силу процесса обучения, зависит от учителя. Учитель должен воспитать мотивы учения, т.е. создать средствами данного предмета основания для вызова соответствующих мотивов. «Для того, чтобы знания воспитывали, нужно воспитывать отношение к самим знаниям» [16].


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мотивация в обучении английскому языку

Способы, приемы, формы работы-способствующие повышению мотивации в обучении английскому языку...

Мотивация в обучении английскому языку.

Мотивация в обучении английскому языку....

Реализация темы по самообразованию в практике работы:«Использование игровых технологий как основы для формирования коммуникативной компетенции и положительной мотивации в обучении английскому языку».

В основе творческой деятельности учащихся лежит постоянное стремление к познанию, к более полным и глубоким знаниям. Поэтому проблема мотивации учения является главной на всех этапах обучения ин...

Доклад на тему "Работа с детьми повышенной мотивацией в обучении английского языка"

В сообщении содержатся приёмы и методы повышения мотивации обучающихся у изучению иностранного языка, примеры форм работы с детьми повышенной мотивации на разных ступенях обучения....

Театрализация как средство повышения мотивации при обучении английскому языку. Сценарий сказки "Репка" на английском языке

Театрализация как средство повышения мотивации при обучении английскому языку. Сценарий сказки "Репка" на английском языке ...

Способы формирования внутренней мотивации при обучении английскому языку.

В работе раскрывается важность, способы формирования и обеспечения положительной динамики мотивации обучающихся к изучению английского языка.Представлен набор приложений, иллюстрирующих практическую д...

Мотивация в обучении английскому языку на старшем этапе обучения.

В современных условиях развития страны возникли предпосылки для кардинального изменения отношения к обучению иностранным языкам в российской общеобразовательной школе. Обучение иностранным языкам расс...