Статья "Новая модель внеурочной деятельности"
статья по английскому языку на тему

Корниенко ТГ

Направления. формы внеурочной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_2016.docx24.72 КБ

Предварительный просмотр:

 «Новая модель внеурочной деятельности» (2016 год)

Презентация (Приложение)

В рамках традиционного образовательного процесса за последнее десятилетие сложились следующие виды деятельности:

  • – учебный процесс;
  • – система дополнительного образования; −, позволяющая упорядочить деятельность кружков, секций и клубов
  • – набор общешкольных воспитательных мероприятий различной направленности; которая способствует созданию определенного образа школьной жизни, обеспечивает ориентацию учащихся на определенную систему ценностей. − организацию ученического самоуправления, способствующую проявлению инициативы и участию учащихся в управлении образовательном учреждении.
  • – воспитательная работа классного руководителя; − организация работы с учащимися класса, направленная на создание дружного коллектива класса как базового элемента классноурочной системы школы
  • – организация работы группы продленного дня; − деятельность ГПД, обеспечивающую педагогически целесообразным организацию второй половины дня учащихся школы.
  • – индивидуальная работа с учащимися. − по решению их проблем, направленную на осуществление психолого-педагогического, медико-социального сопровождения образовательного процесса и оказание своевременной помощи учащимся.

Инновационностью ФГОС общего образования является введение внеурочной деятельности.

Внеурочная деятельность не является ни одним из данных видов деятельности, но может содержать в себе черты каждой из этих видов деятельности.

Внеурочная деятельность не есть традиционный урок, но направлена на достижение образовательных результатов, заявленных ФГОС.

При этом, внеурочная деятельность носит компенсационный характер: способствует решению тех образовательных задач, которые не удается решить на уроке.

Таким образом, внеурочная деятельность – это особый вид деятельности.

 В Базисном учебном плане общеобразовательных учреждений Российской Федерации выделены основные направления внеурочной деятельности:

спортивно-оздоровительное,

духовно-нравственное,

социальное,

общеинтеллектуальное,

общекультурное 

Спортивно – оздоровительное: способствует

- укреплению здоровья средствами физической культуры

- гармоничному физическому развитию

- обогащению двигательного опыта и развитию двигательных качеств

-приобщению к спортивным традициям

Духовно – нравственное: способствует

- формированию гражданской идентичности

- приобщению к культурным ценностям социокультурной группы

- базовым национальным ценностям российского общества

- общечеловеческим ценностям

Социальное : способствует

усвоению основных понятий о социальных нормах отношений, в том числе, об общечеловеческих ценностях, определяемых в соответсвтии с содержанием ратифицированной Российской Федерацией Конвенцией ООН о правах ребенка и содержанием федеральных нормативных актов;

- сформированности основных элементов гражданско-патриотического сознания;

- усвоению основных обобщенных закономерностей жизни и развития общества и человека в нем;

- усвоению основных понятий культуры социальных отношений, включая экономические и правовые.

Общеинтеллектуальное : способствует

усвоению основных понятий об эффективных способах мыслительных действий применительно к решению задач и к другим видам практического применения аналитико-синтетической деятельности ;

- усвоению основных элементов общенаучных методов познания.

Общекультурное: способствует

- усвоению основных общеэстетических понятий (культурологических, культурно-национальных и других понятий, связанных с художественно-образным способом познания);

- усвоению основных экологических понятий, отражающих непосредственное взаимодействие человека с окружающей средой и его последствиями;

- усвоению основных понятий , определяющих управление собой (своим здоровьем, физическим развитием, творческим самосовершенствованием).

Внеурочная деятельность осуществляется

  • на основе определенной программы;
  • направлена на решение конкретных образовательных задач,
  • соответствует требованиям ФГОС;
  • способствует проявлению активности обучающихся;
  • реализуется различными категориями педагогических работников в различных формах работы вне урока.

Внеурочная деятельность, как особый вид деятельности, становится одним из таких многомерных явлений, где происходит согласование возможностей и готовности образовательной организации, а именно всех ее субъектов образовательных отношений (педагогов, учащихся и их родителей, социальных партнеров), к продуктивному взаимодействию в создании особых условий, развивающих многогранную личность, принимающую и разделяющую социально- значимые ценности гражданского общества.

В соответствии с этим, актуальным становится разнообразие и вариативность форм организации новой модели внеурочной деятельности, что обеспечивает возможность выбора форм участия, индивидуального режима их освоения, смены деятельности и вариативность образовательных траекторий.

Перед школой стоит задача оптимизировать образовательное пространство, хорошо простроить собственные возможности и посмотреть, какие ресурсы других можно использовать в реализации программ внеурочной деятельности. Нельзя забывать, что программа внеурочной деятельности школы реализуется средствами внеклассных, внешкольных мероприятий, а также дополнительного образования, организованного в рамках самой школы.

Для реализации программ внеурочной деятельности на ступени общего образования отводится определенное количество часов в неделю на ученика, которые планируются в соответствии с программой внеурочной деятельности образовательного учреждения и запросом родителей и их детей. Невозможно качественное осуществление внеурочной деятельности без изучения интересов и потребностей учащихся.

Работа организатора внеурочной деятельности – многогранный творческий процесс, включающий в себя изучение и исполнение нормативных документов, а также методических материалов по организации внеурочной деятельности.

Образовательные учреждения используют свои ресурсы, либо привлекают педагогов из учреждений дополнительного образования.

В школе внеурочная деятельность и дополнительное образование строится на основе педагогических возможностей. К примеру, наличие педагога, увлеченного театром, ведет к созданию театрального коллектива, а педагога увлекающегося вышиванием, к появлению соответствующего кружка. Таким же образом педагог планирует тематику своих классных часов. Исходя из этого, школа, в которой регулярно в процессе анкетирования выявляются потребности и интересы детей, на основе которых идет подбор тематики и руководителей кружков и клубов может считать это своим достижением.

Внеурочная деятельность может реализовываться:

– учителем-предметником в пространстве взаимодействия с урочной деятельностью в виде факультативов, элективных курсов, школьных научных обществ и др.;

– классным руководителем, воспитателем группы продленного дня в пространстве взаимодействия с внеклассной деятельностью в виде проектной деятельности, выставок, конкурсов, праздников, музеев и других школьных мероприятий;

– педагогом-организатором, социальным педагогом, классным руководителем в пространстве взаимодействия с внешкольной деятельностью в виде социальных акций, фестивалей, концертов, смотров и другие массовых мероприятий муниципального, регионального или российского масштаба;

 – педагогом дополнительного образования в виде программы внеурочной деятельности, разработанной на основе программы дополнительного образования.

Отметим также, что в отличие от направлений дополнительного образования, где дети могут выбрать и активно включиться в освоение того или иного вида творчества, двигаясь к достижению определенного качественного результата, внеурочная деятельность прежде всего помогает школьникам понять собственные интересы, предоставляет возможность попробовать себя в разных видах занятий, открыть мир за пределами уроков, не преследуя цели непременно войти «в мир мастерства».

По сути дела, внеурочная деятельность оказывает помощь в определении способностей к тем или иным видам деятельности (художественной, спортивной, технической и др.) и содействует в их дальнейшей реализации уже в творческих объединениях дополнительного образования. Ее другая важная задача – создание пространства для межличностного, межвозрастного, межпоколенческого общения.

Обратимся теперь к способам реализации внеурочных занятий, которые, если проанализировать их пространственно-временное значение, то можно выделить четыре самых существенных формы: «событие», «образовательная встреча», «путешествие», «погружение». 

«Событие» – понятие, имеющее широкий спектр толкований: как природное явление, как событие историческое; как событие психо-биографическое («история жизни»), мировое событие (катастрофы, войны, эпидемии); как событие в статусе происшествия или случая (событийность повседневного опыта). Применительно к педагогике можно назвать событием, что, что имеет значение для развития, воспитания, обучения личности. В нашем случае можно вести речь о таком факте, «происшествии», случае в жизни класса или группы учащихся, которое объединяет на какое-то время детей и взрослых, школьников и учителей (иногда и родителей) для, участия в неком действии, осуществляемом во внеурочном пространстве. Это может быть праздник по случаю…, любое состязание, соревнование (интеллектуального, художественного, спортивного и др. содержания), дискуссия, обсуждение возникшей проблемы, требующей достаточно быстрого решения или выяснения точек зрения. Событие – это яркое, но более или менее краткосрочное включение школьников и педагогов для совместного создания или организации того или иного дела. При этом не имеет значение, как часто оно может проводиться (например, праздники обычно отмечаются на регулярной основе), но при этом каждый раз это может стать реальным Событием, если процесс подготовки к нему будет наполнен смыслом для каждого участника.

«Образовательная встреча» – это достаточно широкая по сути и комплексная по содержанию форма внеурочной деятельности, означающая встречу с новым жизненным опытом, с искусством, с другим человеком. Это движение навстречу друг другу, стремление к совместному сопереживанию, к «содействию»; пространство общения, диалога, когда, с одной стороны, участники могут высказать свои  мысли и чувства, а с другой – научиться слушать и слышать. Это возможность развития толерантности, уважительности, культуры общения.

 «Путешествие» – рассматривается как поездка, передвижение пешком по каким-нибудь местам, странам, по какой-либо территории, акватории с целью ознакомления с ними, отдыха, изучения, а также с общеобразовательными, познавательными, спортивными и др. целями. Использование «путешествия» как педагогический прием означает такой способ организации внеурочной деятельности, когда школьники совместно с учителем, классным руководителем, родителями намечают цель своего передвижения (пространственного или воображаемого) с целью обогащения своих представлений о разных сторонах мира, расширения своего культурного кругозора и круга общения. Это может быть реальное путешествие с целью знакомства с памятниками истории и культуры, для сбора сведений о том или ином крае, поиска литературных, фольклорных, художественных свидетельств народной культуры. Но возможно организовать путешествие по странам и эпохам, из настоящего в будущее, по различным культурам, по станицам любимых литературных произведений или по маршрутам реальных или вымышленных героев.

«Погружение» – ныряние, углубление, опускание, оседание, опущение, проседание, т. е. процесс, означающий проникновение вглубь чего-либо как в прямом смысле («погружение в воду»), так и переносном – погружение в «глубины» собственного «я», в «глубины» божества, в мир, в какой-нибудь «предмет» посредством медитации, интуиции и созерцания. Если обратиться к педагогическому смыслу этого термина, то его следует употреблять, когда речь идет об организации деятельности детей имеющей определенную временную протяженность и некую «глубину» образовательного пространства. Возможно, такая деятельность предполагает «выход из повседневности», «нахождение вне образовательного учреждения», «создание площадки для намеченной деятельности», «пространство игры», оказавшись в которой участники включаются в нее достаточно «глубоко», отрешившись в определенной мере от других дел и забот. В этом смысле «погружение» близко к понятию «проживание», поскольку предполагает включенность на какое-то время в «событие», прочувствование, осознание различных событий и явлений, процесс совместного переживания конкретного отрезка жизни. Когда мы обращаемся к реализации историко-культурологического подхода, то можно говорить о «погружение в культуру», т.е. особой организации и специально продуманном содержании деятельности, направленное на создание единого образовательного пространства для творческого освоения детьми и взрослыми ценностей истории и культуры разных эпох и народов. Но в этом случае чаще всего соединяются и «путешествие» и «погружение» как формы и способа реализации внеурочной деятельности. Если подвести некоторый итог сказанному, то следует отметить, что формы реализации внеурочной деятельности изначально определяются разработчиком программы прежде всего с учетом целей и задач, собственных возможностей и имеющихся ресурсов образовательной организации.

Предложенные пространственно-временные варианты – «событие», «образовательная встреча», «путешествие», «погружение» могут быть наполнены современными интерактивными личностно-ориентированным формами, которые способствуют развитию творческих способностей, личностных качеств, расширению кругозора, а также ключевых и базовых профессиональных компетенций учащихся.

ФОРМЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО НАПРАВЛЕНИЯМ

Совершенствование межличностных отношений педагогов, учащихся и родителей достигается через организацию совместных мероприятий, праздников, акций.

Подводя итог, можно сказать, что интеграция основного и дополнительного образования позволяет сблизить процессы воспитания, обучения и развития.

Реализация программы внеурочной деятельности несет в себе значимый ресурс по формированию предметных и метапредметных компетенций воспитанников по их самоопределению в дальнейшей жизни.

А самое главное, что сотрудничество и координация между учителями как раз способствует формированию социального капитала школы.

                                                            Учитель английского языка, Корниенко Т.Г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель внеурочной деятельности

Модель внеурочной деятельности для учащихся 1 класса в рамках внедрения ФГОС была составлена в 2011 г....

Модель внеурочной деятельности в МКОУ "Гимназия имени Горького А.М."

Модель описывает цели, задачи, направления внеурочной деятельности в образовательном exht;ltybbb? а также условия ее рализации и диагностику эффективности....

Модель внеурочной деятельности

Модель внеурочной деятельности...

Комбинированно-интеграционная модель внеурочной деятельности

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовате...

Модель внеурочной деятельности.

Модель внеурочной деятельности. Формы. Расписание. Мотивация. Маршрутные листы учащихся....

Модель внеурочной деятельности "Какие наши годы"

Занятость детей во внеурочное время...

Стендовый доклад «Проектирование моделей внеурочной деятельности»

Стендовый доклад «Проектирование моделей внеурочной деятельности» на декаде системы ДОД "ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ В КОНТЕКСТЕ МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ: внедрение инноваций и обеспечение качества у...