Статья «Преподавание иностранного языка в новых условиях»
статья по английскому языку по теме

Корниенко ТГ

Роль информационных технологий в процессе обучения иностранному языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_2013.docx28.63 КБ

Предварительный просмотр:

 «Преподавание иностранного языка в новых условиях» (2013 год)

За последние несколько лет постиндустриального развития страны сильно изменилась модель преподавания иностранного языка в школе. Раньше преподавание иностранного языка было сравнительно отвлеченным, теоретизированным и идеологически выверенным. К созданию учебников иностранного языка практически не привлекались носители языка, что привело к  «русифицированности» учебного материала, использованию в текстах и диалогах уже неактуальной лексики, отсутствию знаний об изменениях в области грамматики, недостаточному количеству страноведческих материалов, связанных с религиозными праздниками и народными традициями страны изучаемого языка. Фактически ученики изучали «мертвый» язык.

Современные учебные модели приобретают прикладной характер. В учебниках встречаются диалектные и просторечные элементы, молодежный сленг, современные тематики и необычайно интересный страноведческий материал (местные традиции, обычаи, подробности бытовой и повседневной жизни носителей языка). Современные УМК ориентированы на развитие коммуникативной компетенции и представляют собой гармоничное сочетание различных способов обучения иностранным языкам и  отличаются своей открытостью для всего нового – имеются в виду инновационные технологии преподавания иностранного языка с опорой на мультимедиа, компьютеры и т.д.

Путем внедрения информационных технологий в процесс обучения иностранному языку мы способствуем развитию коммуникативной компетенции учащихся, что позволяет развить способности учеников к межкультурному взаимодействию.

В настоящее время идет активный процесс информатизации в области образования, целью которого является интенсивное внедрение и применение новых информационных технологий, использование всех средств коммуникаций для применения этих знаний в будущей профессиональной деятельности.

После обучения в 2011 году на факультете дополнительного образования МГПИ, освоив программу дополнительной подготовки «Мультимедиа: создание материалов на основе материалов FLASH», у нас появилась возможность внести разнообразие в уроки иностранного языка. Ученики  изучили современные мультимедийные технологии, и сейчас могут создавать видеоролики, интерактивные тесты, презентации, динамические WEB-страницы на иностранном языке.

Курсы повышения квалификации являются неотъемлемой частью самосовершенствования учителя иностранного языка. Наши учителя прошли обучение на дистанционных курсах Л.А. Городецкая, Г.В. Гуляева «Подготовка к Кембриджским экзаменам по английскому языку», а также Г.П. Разумихина «Методика организации современного урока французского языка: учение с интересом». Учителя нашей школы также обучались на очно-заочном курсе «Информационно-компьютерные технологии на уроках английского языка (на основе курса Британского Совета Learning Technologies)»  от Педагогического университета «1 сентября» при МИОО. Таким образом, в ближайшее время наши ученики смогут уже создавать авторские блоги, составлять планы письменных заданий с помощью вики, создавать собственные цифровые аудиофайлы для использования на уроке, а также создавать задания, основанные на работе с видео – и все это на английском языке.

Надежными партнерами для учителей, учеников и родителей являются образовательные порталы.

Образовательный портал позволяет учителям:

  • размещать значимую для педагогов информацию для решения профессиональных задач,
  • информировать о новых методических изданиях, о цифровых образовательных ресурсах для подготовки и проведения уроков, поддержки внеклассных мероприятий,
  • обмениваться опытом, распространять свой педагогический опыт, продвигать авторские проекты,
  • посещать мастер-классы известных педагогов,
  • получать рекомендации по написанию инновационных программ, планов, конспектов уроков и занятий, активизировать инновационную творческую деятельность,
  • организовать коллективную работу в межшкольных профессиональных сообществах,
  • формировать портфолио личных достижений педагога;

Ученикам он дает возможность

  • получить широкий доступ к информационным ресурсам с учетом индивидуальных интересов, склонностей и способностей,
  • получать информацию о широком спектре образовательных услуг, а также о федеральных, региональных и городских конкурсах, соревнованиях и олимпиадах,
  • организовывать коллективную работу в сообществах по интересам, расширить возможность участия в федеральных, городских, межшкольных проектах,
  • формировать активную жизненную позицию, умение выстраивать диалог, излагать мысль письменно,
  • формировать портфолио личных достижений;

А родители могут

  • консультироваться по вопросам обучения и воспитания детей,
  • получать актуальную информацию в области образования, обучаться педагогическим технологиям воспитания в семье,
  • выбирать формы сотрудничества семьи и школы, организовывать коллективную работу сообщества родителей,
  • пользоваться широким спектром образовательных услуг.

Onestopenglish – это достаточно новый в образовательной сфере  интернет-ресурс для преподавателей английского языка.  Он  предлагает более 8000 методических разработок:  планы уроков, упражнения, языковые игры, статьи, аудио- и видеоматериалы, демонстрационные карточки, которые регулярно пополняются.

Наиболее популярными образовательными порталами являются: edu.ru, school.edu, ege.edu,  fipi.ru,  edunews.ru,  window.edu.ru,  «ВСЕОБУЧ",  newseducation.ru.

Для осуществления цели информатизации необходимо решить следующие задачи:

  • оснащение кабинета
  • информационная компетентность учителя и учащихся
  • учебники и учебные пособия с мультимедийными приложениями

В свете современного национального проекта «Образование» школы начали активно оснащаться современным оборудованием: компьютерный класс, АРМ учителя, интерактивная доска и мобильный компьютерный класс.

Но информатизация образования - это не только современные технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Речь идет об изменение менталитета и о развитии информационно-технологической компетенции учителя. Показатели этой компетенции - овладение компьютерной грамотностью с целью поиска и оперативной обработки необходимой информации, применение современных информационных технологий в учебно-познавательной деятельности учителя иностранного языка.

Что касается учащихся, то зачастую они владеют компьютером на уровне продвинутого пользователя, поэтому работа с компьютером им доставляет огромное удовольствие. В свою очередь, именно учитель должен познакомить школьников с возможностями Интернета для изучения иностранного языка: назвать сайты и образовательные порталы для поиска необходимой информации, для прослушивания аудиофайлов,  просмотра видео, для переписки со сверстниками из других стран, для участия в чатах, видеоконференциях, тестировании, викторинах, конкурсах, олимпиадах, проводимых в сети Интернет и т.д.

Наличие в наших учебных пособиях мультимедийных приложений помогает реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивает индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом особенностей детей, их уровня обученности, склонностей.

Существующие сегодня CD диски позволяют выводить на экран компьютера информацию в виде текста, звука, видеоизображения, игр. Это интересные, увлекательные задания, направленные на развитие всех видов речевой деятельности: аудирования, чтения, развитие навыков монологической и диалогической речи, развитие грамматических и лексических навыков. Игры яркие, красочные, занимательные, имеют звуковое и музыкальное сопровождение. Также на диске есть песни и увлекательные кроссворды.

Упражнения обучающе - развивающего характера очень разные: это и совмещение картинок со словами и предложениями, и умение найти слова в лабиринте, и мини-диалоги, и умение сделать множественный выбор, и задания на аудирование, кроссворды на закрепление лексики по темам учебников, активизацию грамматических времен глагола, упражнения на практику техники чтения, анаграммы, чайнворды, викторины, упражнения, требующие знания латинской клавиатуры и навыка печатания на английском языке, много заданий на совмещение грамматических форм и лексических единиц.

Обучение с помощью компьютера дает возможность организовать самостоятельную работу каждого ученика. Компьютерные программы позволяют осуществлять индивидуальный подход к учащимся, компьютеры занимаются с каждым столько, сколько нужно. Особое внимание можно уделить детям, отстающим в учебе.

Используя на уроках CD-ROM, мы решаем целый ряд дидактических задач: отрабатывать произношение, формировать и развивать навыки чтения, совершенствовать умения письменной речи школьников, пополнять словарный запас учащихся, отрабатывать грамматические навыки, и самое главное - разнообразие тем и видов деятельности, красочность, увлекательность и доступность компьютерных заданий развивают и поддерживают огромный интерес к изучению предмета. Каждый ученик проявляет свои умения и способности, а азарт соревнования заставляет добиваться лучших результатов. Игры направлены на достижение положительного результата, что способствует повышению качества обученности. Учитель планирует свою работу с учетом существующих упражнений. Ему не приходится тратить дополнительное время на создание подобных ЭОРов (электронных образовательных ресурсов).

Изучение иностранных языков с помощью компьютерных программ вызывает огромный интерес у учащихся и соответственно повышает их мотивацию в изучении иностранного языка. Использование мультимедийных средств в учебном процессе способствует также активизации познавательной деятельности учащихся, стимулирует и развивает когнитивные процессы: мышление, восприятие, память.

Использование интерактивных методов  при обучении второму и третьему иностранным языкам очень сильно повышает коммуникативную компетенцию учащихся. При грамматическом минимуме наши ученики показывают очень высокий уровень коммуникативной компетенции именно  в силу того, что интерактивные и компьютерные технологии позволяют в яркой, интересной форме овладеть основными видами речевой деятельности:  говорением, чтением,  аудированием, письмом,  и закрепляют пройденный материал в интересной форме.

Мультимедийные средства позволяют учителю корректировать учебные планы, исходя из интересов и возможностей отдельных учеников. Учащиеся могут использовать мультимедийные элементы при выполнении домашних заданий, при обучении в группе, а также при работе над совместными проектами в классе. Таким образом, современные мультимедийные программы с одной стороны повышают мотивацию к изучению такого интересного, и в то же время, сложного предмета как иностранный язык, а с другой стороны облегчают работу учителя. В результате выигрывают все: и учитель, и учащиеся, и, главное, процесс обучения.

       Современное информационное пространство имеет еще очень много дополнительных возможностей, которые мы можем привлечь.

Для обучения аудированию

Электронная библиотека (аудиофайлы, CD-диски, видеофайлы)

Вебинары и интернет-семинары

Skype-конференция

Интернет-лекции

Он-лайн тестирование

Интернет-олимпиада

Интернет-урок

Обучающие программы

Для обучения чтению

Электронная библиотека (электронные учебники, книги, периодика)

Skype-конференция

Он-лайн тестирование

Интернет-олимпиада

Интернет-урок

Обучающие программы

Для обучения говорению

Электронная библиотека

Вебинары и интернет-семинары

Skype-конференция

Интернет-урок

Обучающие программы

Для обучения письму

Электронная библиотека

Вебинары и интернет-семинары

Skype-конференция

Интернет-лекции

Интернет-урок

Обучающие программы

Электронные тренажеры

Для контроля

Электронная библиотека

Он-лайн тестирование

Обучающие программы

Электронные тренажеры

Для повышения квалификации и профессионализма учителя

Электронная библиотека

Видеоконференция

Skype-конференция

Дистанционные курсы

Образовательный порталы

Мир новейших информационных технологий занимает все большее место в  сфере образования. Именно благодаря компьютерным технологиям существенно повышается интерес  обучающихся к предмету, активизируется мыслительная деятельность.

В настоящее время набирает огромную популярность онлайн – тестирование  по грамматике для учащихся различных возрастных групп. По  результатам тестирования ребята получают рекомендации, какие мультимедийные диски или книги по грамматике нужно использовать для формирования и совершенствования этого навыка.

Интеллектуально развитая творческая личность должна хорошо ориентироваться в информационном пространстве, быть готовой к саморазвитию и самосовершенствованию, поэтому необходимо интенсивное внедрение и применение новых информационных технологий.

         Важным аспектом в обучении иностранным языкам является электронная библиотека – это неоспоримый помощник и неисчерпаемый источник знаний. Он включает в себя медиатеку, электронные каталоги, банки данных, справочную литературу, энциклопедические издания, различные программные средства. Эти материалы активно используются учащимися для докладов, сочинений, рефератов, а также для подготовки к урокам, диспутам и семинарам.

         Таким образом, одним из положительных аспектов присутствия ИКТ в учебно-воспитательном процессе является рост профессиональной компетенции учителя. Наша школа оснащена всем необходимым современным оборудованием, а автоматизированное рабочее место учителя компьютером, принтером, сканером, телевизором,  проектором и экраном.

Приведем несколько примеров.

Вебинар  (интернет-семинар) – это удобная и доступная форма получения знаний, которая с каждым днем становится все более популярной в России. С помощью интернет-браузера, который установлен на Вашем компьютере, вы можете посетить виртуальный класс из любой точки планеты (при наличии доступа в Интернет).

Обучение на вебинарах очень похоже на очное (в учебных аудиториях) обучение:
- Вы видите преподавателя, который в реальном времени, с помощью веб-камеры, ведет мероприятие;
-Вы видите слайды презентации;
- Вам доступен список всех, кто вместе с Вами принимает участие в вебинаре;
- В чате (в общем или персональном) Вы можете задавать вопросы преподавателю и коллегам или комментировать их высказывания;
- Если у Вас не было возможности лично присутствовать в назначенное время у экрана компьютера, Вы можете просмотреть запись вебинара и все приложения в нему позднее.  Все это позволяет быть в курсе последних событий при минимальных затратах сил и времени.

В 2012 году большой интерес у учителей вызвала интернет-лекция преподавателей кафедры английского языкознания филологического факультета МГУ им М.В. Ломоносова «Cultured English and Rhetoric: New Vistas».

Также издательство «Макмиллан» впервые проводило ежегодную летнюю интернет - конференцию в режиме онлайн. Учителя нашей школы принимали в ней участие. Конференция проводилась при поддержке российского представительства Cambridge ESOL, экзаменационного совета Кембриджского университета.
Для участия в интернет-конференции не нужно никуда ехать, здесь необходимы только компьютер с доступом в Интернет и колонки, что опять же  позволяет сэкономить много времени.
Программа интернет - конференции была довольно обширна, в ней рассматривался целый ряд актуальных вопросов, такие как подготовка к международным экзаменам по английскому языку на разных этапах обучения, подготовка к успешной сдаче ГИА и ЕГЭ по английскому языку. Конференцию вели ведущие методисты издательства, а также учителя российских школ. По окончании двухдневной конференции учителю высылается электронный Сертификат.

Все вышеизложенное показывает, насколько большое влияние оказывает информатизация на преподавание и изучение иностранного языка.  Учитель уже не транслятор знаний, а руководитель самостоятельной работой учащихся, и эта работа приводит к хорошим результатам.

                                                   Учитель английского языка, Корниенко Т.Г.

                          Учитель французского и немецкого языка, Федоренко В.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование современных технологий на уроках иностранного языка в новой школе в условиях введения ФГОС нового поколения»

Новые приоритеты в образовании побуждают учителей к поиску новых современных эффективных технологий преподавания, позволяющих достичь более высоких результатов обучения и воспитания, внедрять новые об...

Особенности преподавания иностранного языка в условиях новой парадигмы образования, внедрение ФГОС в практику обучения иностранному языку

Статья по теме: "Особенности преподавания иностранного языка  в условиях новой парадигмы образования, внедрение ФГОС  в практику обучения иностранному языку" посвященная внедрению новых стан...

Организационно-педагогические условия преемственности в преподавании иностранных языков в начальной, средней и старшей школах в условиях реализации ФГОС второго поколения.

Основной целью образования в современном обществе является: Обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации....

Создание условий для обучения учащихся иностранному языку как средству общения. Дифференцированный подход преподавании иностранного языка.

Презентация к выступлению на РМО по теме :Создание условий для обучения учащихся иностранному языку как средству общения. Дифференцированный подход преподавании иностранного языка. В презентации рассм...

Статья "Преподавание иностранных языков дошкольникам (опыт Юрия Александровича)"

В статье рассматривается мой опыт преподавания дошкольникамЧто необходимо в преподавании ИЯ дошкольникам?...

«Преподавание иностранных языков и новые подходы к повышению качества иноязычного образования»

Выступление на республиканском круглом столе «Преподавание иностранных языков и новые подходы к повышению качества иноязычного образования»...