Статья "Современный подход к преподаванию иностранного языка"
статья по английскому языку на тему

Гаврилин Михаил Николаевич

В данной статье представлен авторский взгляд на современный подход к преподаванию иностранного языка в школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Современный подход к преподаванию иностранного языка


Проблема преподавания иностранного языка в школе в настоящее время особенно актуальна, т.к. изменения в характере образования все более явно ориентируют его на «свободное развитие человека», на творческую инициативу, самостоятельность обучаемых, конкурентоспособность, мобильность будущих специалистов.

Актуальность эффективного обучения иностранному языку обуславливается и предстоящими изменениями в Государственной итоговой аттестации. Ни для кого не секрет, что в скором времени иностранный язык станет обязательным предметом в ОГЭ и ЕГЭ. Апробация такого экзамена начнется уже в следующем учебном году. Таким образом, учителю иностранного языка предстоит непростая, на мой взгляд, задача – подготовить всех выпускников к успешной сдаче такого экзамена. Проблема заключается в том, что учителя иностранных языков пока не знают в какой форме будет проходить итоговый экзамен по иностранному языку. Поэтому, несмотря на многообразие различных методов работы при обучении иностранному языку в складывающихся обстоятельствах на первый план выходит МОТИВАЦИЯ учащихся.

Формирование положительной мотивации мы рассматриваем как специальную задачу. Как правило, мотивы связаны с познавательными интересами учащихся, потребностью в овладении новыми знаниями, навыками, умениями. Но первая и естественная потребность изучающих иностранный язык – коммуникация. Для организации благоприятного климата, ориентирующего учащихся на коммуникацию, мы выбираем такие формы урока, которые стимулируют деятельность учащихся.

Согласно изменениям в Федеральном государственном Образовательном Стандарте от 31.12.2015 г. предметные результаты изучения предметной области «Иностранные языки» должны отражать:

  1. формирование дружелюбного и толерантного отношения к ценностям иных культур, оптимизма и выраженной личностной позиции в восприятии мира, в развитии национального самосознания;
  2.  формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции;
  3.  достижение допорогового уровня иноязычной коммуникативной компетенции;
  4.  создание основы для формирования интереса к совершенствованию достигнутого уровня владения изучаемым иностранным языком, в том числе на основе самонаблюдения и самооценки.

Для выполнения требований, заложенных в новом ФГОС ООО необходимо:

  1. Создание атмосферы взаимопонимания, взаимопомощи, заинтересованности каждого ученика в результате своей деятельности.
  2. Коллективное взаимодействие (индивидуальная, парная, групповая работа).
  3. Личностно-ориентированное общение (учет интересов учащихся, личностных свойств, психологических особенностей).
  4. Объем усваиваемого материала (соответственно возрасту).
  5. Сознательное усвоение языка при обучении общению.
  6. Количество и вариативность приемов (коммуникативные, творческие игры, конкурсы, дискуссии, песни, постановки, фильмы, презентации, наглядность, проекты, использование информационных технологий, раздаточный материал).
  7. Плотность общения (четкое планирование уроков, высокий темп уроков).
  8. Коммуникативная обстановка на уроке (психологический комфорт, установка на общение, доступность предмета речи и интереса к нему).

Учащиеся в классах различаются по уровню сформированности умений и навыков говорения, чтения, слушания, письма, по своему творческому потенциалу, умению общаться. В качестве основных методов технологии личностно-ориентированного обучения выступают следующие:

  • методы обучения в сотрудничестве;
  • методы проектов;
  • разноуровневое обучение;
  • кейс-метод;
  • метод использования электронных энциклопедий
  • метод использования видеопроектов

Первые три метода, упомянутые мной всем хорошо известны, поэтому я бы хотел познакомить вас с тремя последующими. О них я узнал в ходе конференции "Актуальные вопросы реализации ФГОС ОО в рамках предмета "Иностранный язык", которая прошла в МГОУ 27 и 28 июня.

Итак, кейс-метод. Кейс-метод — обучение на примере конкретных случаев — традиционно считается одним из эффективных развивающих способов обучения иностранному языку. Данная технология возникла в середине XX в. в стенах Гарвардской школы бизнеса и получила широкое применение при подготовке специалистов разного профиля, прежде всего в области экономики, юриспруденции, менеджмента.

Само происхождение термина одни исследователи связывают с английским словом case (портфель, небольшой чемодан), другие — с латинским casus (сложный, запутанный случай). Думается, и те и другие в чем-то правы, поскольку суть метода состоит в том, что учащиеся получают пакет (кейс) заданий, не имеющих точного решения. Соответственно от тестируемого требуется либо выявить проблему и пути ее решения, либо выработать варианты выхода из сложной ситуации, когда проблема обозначена.

Кейс — это описание ситуации, которая имела место в той или иной практике и содержит в себе некоторую проблему, требующую разрешения. Решение кейсов рекомендуется проводить в несколько этапов:

  •  первый этап — знакомство с ситуацией, ее особенностями;
  •  второй этап — выделение основной проблемы (основных проблем), выделение факторов и персоналий, которые могут реально воздействовать;
  •  третий этап — предложение концепций или тем для «мозгового штурма»;
  •  четвертый этап — анализ последствий принятия того или иного решения;
  •  пятый этап — решение кейса — предложение одного или нескольких вариантов (последовательности действий), указание на возможное возникновение проблем, механизмы их предотвращения и решения.

Таким образом, при использовании кейс-метода в изучении иностранного языка у обучающихся:

  •  повышается уровень знания иностранного языка в целом. Использование терминов, фразеологизмов, идиом и т. д. и их понимание более эффективно, чем простое их заучивание, так как требует умения их использовать;
  •  развивается творческое мышление, заставляя думать на языке;
  •  развиваются навыки проведения презентации (умение публично представить свою работу на иностранном языке); умение вести дискуссию, формировать вопросы, аргументировать ответы, что способствует развитию речи;
  •  совершенствуются навыки профессионального чтения на иностранном языке и обработки информации;
  •  развиваются навыки работы в команде.

Итак, метод кейсов предоставляет ученикам отличную возможность творчески применять пройденный языковой материал на базе своих профессиональных знаний и позволяет им адаптироваться к реальным и потенциально возможным ситуациям.

Метод использования электронных энциклопедий.

Преимущество перед традиционными энциклопедиями очевидно. Пользователь имеет возможность быстро и без особых усилий найти необходимую информацию. Кроме того, компьютерная энциклопедия «Британника» позволяет просмотреть цветные фотографии и видеоролики. Пользователь может, например, услышать голос самого Бернарда Шоу или Маргарет Тэтчер. Можно прослушать гимн любой страны и увидеть флаг и герб.

     Таким образом, трудно переоценить достоинства электронных энциклопедий применительно к обучению английскому языку. Помимо Интернета, у учащихся появляется авторитетный источник информации, ведь в энциклопедии «Британника» собраны статьи наиболее выдающихся исследователей творчества писателей и художников, актеров и музыкантов, представлено научно-популярное объяснений реалий современной жизни. Электронная энциклопедия на английском языке - это не только источник информации, но и источник лексики. Если учащийся пользуется энциклопедией при подготовке сообщения, он не только расширяет свой кругозор и пополняет багаж знаний, но и расширяет словарный запас.

     Все мы активно используем такой вид самостоятельной работы учащихся по иностранному языку, как проект. Использование электронной энциклопедии «Британника» не только упростит задачу поиска необходимого материала для написания проекта, но и сделает процесс работы более интересным и занимательным.

Метод видеопроектов

Видеопроекты сделанные детьми стали отличным дополнением к урокам по английскому языку со времен изобретения видеокамеры. Как личностно-ориентированная проектная деятельность, видеосъемка способствует задействованию различных навыков обучающегося: письмо, актерское мастерство, операторские навыки, режиссерские навыки. Это стимулирует интерес учеников к изучению языка и активно привлекает навыки критического и креативного мышления на изучаемом языке. 

 В каждом видео присутствует логичный сюжет и решение хотя бы одной проблемы.  Каждый ученик должен использовать английский язык как можно больше. Для извлечения максимальной пользы при создании  проекта необходимо следовать инструкции, которая состоит из следующих шагов:  1) Выбор темы (учитель и ученики вместе выбирают тему);   2) Организация работы над проектом. (распределение ролей, обязанностей и групповой работы, определение сроков сдачи окончательной версии проекта); 3)  Оглашение учителем инструкции по сбору информации (учитель предлагает различные задания по сбору информации : интервью, анализ литературы, написание сочинения, групповая работа); 4)  Подготовка к сбору информации. (учитель предлагает различные источники и способы отбора информации, говорит о том, на что стоит обратить больше внимания); 5)  Сбор информации; 6)   Анализ найденной информации и выбор наиболее подходящей; 7) Отработка  лингвистических умений; 8) Финальный показ классу готовой работы; 9) Оценка учениками проделанной работы.

Таким образом, такой подход к проблеме обучения иностранным языкам дает учащимся возможность:

  • применять на практике полученные знания, генерируя при этом новые идеи;
  • повышать качество языковых знаний;
  • побуждать их к более глубокому изучению английского языка с последующим изучением второго, третьего иностранного языка;
  • использовать английский язык как средство реального общения (электронная почта, Интернет, деловая переписка и т. д.);
  • уметь рационально работать со словарем, электронным словарем, справочной литературой, периодическими изданиями на английском языке;
  • преодолевать трудности в общении.

Главное, о чем должен помнить каждый учитель, заключается в следующем: «Чтобы быть хорошим учителем, нужно любить то, чему учишь, и  любить тех, кого учишь».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деятельностный подход в преподавании иностранного языка

Мастер-класс по теме "Деятельностный подход в преподавании иностранного языка по ФГОС".(Слайды 1, 2). В основу методики обучения иностранному языку положен деятельностный подход. Общеизвестн...

Личностно-ориентированный подход в преподавании иностранного языка

Коммуникативное обучение предполагает прежде всего личностную индивидуализацию, "ибо безликой речи не бывает, речь всегда индивидуальна". К личностным свойствам причисляют: контекст деятельности обуча...

Реализация интегративного подхода в преподавании иностранного языка в начальной школе

Интеграция – это процесс и результат достижения целостности содержания образования за счет установления внутри- и междисциплинарных связей, взаимодействия между различными образовательными программами...

Личностно-ориентированный подход в преподавании иностранного языка

В данной статье описывается личностно-ориентированный подход  как эффективное решение проблемы преподавания иностранного языка, метод проектов, работа в сотрудничестве....

Современные подходы к преподаванию иностранных языков

В статье представлены основнае методы и подходы к преподаванию иностранных языков в основной школе...

Личностно-ориентированный подход в преподавании иностранного языка

Признание важности овладения иностранными языками является следствием интернационализации всех сфер жизни нашего общества, вхождение его в мировое сообщество. ...