Итоговый контроль на уроках английского языка
методическая разработка по английскому языку на тему

Методика организации итогового контроля на уроках иностранного языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc171 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕРКИ ИТОГОВОГО

 КОНТРОЛЯ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА.

2017 – 2018

Контроль - это определение уровня владения языком, достигнутого учащимися за определенный период обучения. Контроль - это и часть урока, во время которой преподаватель оценивает, как учащиеся усвоили пройденный материал и могут им пользоваться в практических целях.

  В учебно-воспитательном процессе контроль, как его органический компонент, выполняет определенные функции, воздействует и на этот процесс, и на деятельность обучаемого, и на деятельность обучающего. Эти функции весьма разнообразны и многоаспектны: проверочная, обучающая, диагностическая, корригирующая, управленческая, мотивационно - стимулирующая, оценочная, обобщающая, воспитательная, развивающая. Оценивание позволяет мне осмыслить ценность используемых мной материалов. В своей деятельности применяю следующий вид  контроля:

  Итоговый контроль - контроль интегрирующий, именно он позволяет судить об общих достижениях учащихся.

При подготовке к нему происходят более углубленное обобщение и систематизация усвоенного материала, что позволяет поднять знания на новый уровень. При систематизации и обобщении знаний и умений у учащихся проявляется в большей степени и развивающий эффект обучения, поскольку на этом этапе особенно интенсивно формируются интеллектуальные умения и навыки. Контроль данного вида определяет соответствие проверяемых знаний, умений и навыков в их взаимозависимости, тому или иному уровню, качеству, заданным параметрам, предусмотренным программой.

Проведение итогового контроля имеет две особенности. Во-первых, проверке подлежат речевые умения в чтении, аудировании, говорении, письме. Это требование обусловлено тем, что проверка должна установить уровень коммуникативной компетенции в целом. Во-вторых, подобной проверке должен быть подвергнут каждый ученик в отдельности. Следовательно, проводится проверка с целью определения, достиг или не достиг ученик требуемого уровня обученности. Главное требование к выбору формы и приемов контроля состоит в том, чтобы они были валидны и надежны, т.е. адекватны тем навыкам и умениям в речевой деятельности, которые они должны проверить.

  Итоговый контроль направлен на установление уровня владения языком, достигнутого в результате усвоения значительного по объему материала (в конце семестра, учебного года). Особенность такого контроля заключается в его направленности на определение прежде всего уровня коммуникативной компетенции. Для этого используются специальные тесты, позволяющие с достаточной степенью объективности оценить результаты обученности каждого учащегося.

            Эффективность контроля во многом зависит от того, насколько он соответствует требованиям дидактики и методики обучения иностранным языкам. Основными требованиями, предъявляемыми к контролю, являются его объективность, регулярность (интенсивность работы учащихся и длительность сохранения в памяти усвоенного материала во многом зависят от частоты и регулярности контроля), дифференцированный характер, а также ясность и четкость формулировки контрольных заданий.

        На своих уроках я использую следующие формы итогового контроля знаний и умений учащихся:

  • Лексический диктант;
  • Письменная контрольная работа;
  • Тест;
  •    Метод проектов;
  • Устный зачет по изученной теме;
  • Классический устный опрос у доски;

  1. Лексический диктант – форма письменного контроля знаний и умений учащихся, в которой учитель проверяет активный лексический минимум учащихся. Этот вид проверочной работы создает у учащихся установку на запоминание орфографии слова, его графической формы.

2.Письменная контрольная работа – наиболее распространенная форма в школьной практике. Традиционно контрольные работы проводятся с целью определения конечного результата в обучении умению применять теоретические знания на практике. Из просмотренных мною дидактических разработок контрольных работ  приведу несколько конкретных принципов их составления, которые можно считать наиболее интересными:

•  задания могут быть разными по сложности: это позволит учителю                          проверить, насколько полно учащиеся усвоили знания, а если кто-то не справился с заданием целиком, то обладает ли он необходимым минимумом информации по этой теме или на каком уровне он усвоил материал темы;

•  задания также могут включать в себя вопросы повышенной сложности, необязательные для выполнения, но за их выполнение ученики получают дополнительную хорошую отметку, а учитель - возможность выявить знания и умения учеников, не входящие в обязательные требования программы.

       Количество вариантов контрольной работы является спорным вопросом. В школе применяется 2, 4, 6 и даже 8 вариантов, поскольку учителя стараются как можно лучше обеспечить самостоятельность выполнения заданий каждым учеником. Увеличение числа вариантов ведет к увеличению количества времени, требуемого для проверки контрольной работы учителем, а также к появлению трудности, связанной с составлением большого числа вариантов одинаковой сложности. С другой стороны, такое недоверие к ученикам представляется необоснованным, ведь списывать их заставляет отнюдь не лень или нечестность, а неуверенность в своих силах. Поэтому повышать самостоятельность при выполнении контрольной работы следует не увеличением числа вариантов, а улучшением подготовки учащихся к ней.

3. Устный зачет по теме. Это одна из основных форм контроля в старших классах. Его достоинство заключается в том, что он предполагает комплексную проверку всех знаний и умений учащихся.  Устная беседа с учителем, позволяющая проконтролировать сформированное мировоззрение, пробелы в знаниях, рассмотреть непонятные места в курсе, отличает зачет от других форм контроля. Это наиболее индивидуализированная форма. Учитель решает, основываясь на результатах прошлых или промежуточных контрольных мероприятий, какие знания и умения целесообразно проверять у какого ученика: всем даются индивидуальные задания. Зачет же ценен тем, что это единственная форма контроля, где происходит непосредственная проверка знаний и умений учащихся учителем, идет объективное оценивание результатов в сочетании с индивидуальным подходом к каждому ученику. Поэтому, по нашему мнению, зачет надо проводить в его традиционной форме, как беседу учителя и ученика. Однако, несмотря на разные методы проведения зачетных мероприятий, в методической литературе сложились некоторые принципы подготовки и проведения зачета по теме:

•  на зачет отводится не более 2 уроков;

•  подготовка к зачету ведется заблаговременно, учитель уже в начале изучения темы сообщает дату проведения зачета и перечень теоретических вопросов, которые войдут в билеты;

•  теоретических вопросов должно быть не более 20;

•  принимая во внимание сложность такой формы контроля, рекомендуется проведение зачетов только в старших, 10-11 классах.

      Итоговый контроль( аттестация)  проводится в конце цепочки, четверти. Согласно требованиям учитель должен провести четыре контрольных работы за четверть: контроль чтения, контроль аудирования, контроль письма и контроль говорения.  Если из урока в урок учителем хорошо спланирован текущий контроль, проводится его анализ, обсуждаются и отрабатываются ошибки, то итоговый контроль должен приносить хорошие результаты.   Конечно в отличие то текущего контроля промежуточный носит более серьёзный характер. Учащиеся должны показать свои знания и умения по пройденному материалу.  Для того чтобы ребятам было легче при итоговой аттестации тексты промежуточного контроля должны быть как можно больше приближены к  текстам итоговой аттестации. Таким образом ,учитель, идущий в ногу со временем и готовящий своих  учеников к трудностям итоговой аттестации  должен приблизить свой промежуточный контроль к аттестации в форме ЕГЭ.

На сегодняшний день в связи с тем, что основной целью является подготовить учащихся к сдаче ОГЭ и ЕГЭ, критерии оценивания также изменились. Так, классический вариант оценивания отходит на задний план и основными  измерителями качества работы и знаний учащихся становятся критерии оценивания устной и письменной части ОГЭ и ЕГЭ.

4. Классический устный опрос у доски организуется по-разному, в зависимости от его цели и от содержания проверяемого материала. Среди целевых установок проверки можно выделить следующие: проверить выполнение домашнего задания, выявить подготовленность учащихся к изучению нового материала, проверить степень понимания и усвоения новых знаний. В зависимости от содержания он проводится по материалу предшествующего урока или по отдельным разделам и темам курса. Методика устной проверки включает в себя две основные части:

а) составление проверочных вопросов и их задавание;

б) ответы учащихся на поставленные вопросы.

Составление проверочных вопросов и заданий — важный элемент устной проверки. Качество вопросов определяется их содержанием, характером выполняемых учащимися при ответе на вопросы умственных действий, а также словесной формулировкой.

При составлении вопросов всегда исходят из того, что проверять следует те знания, которые являются основными в данном курсе или относительно трудно усваиваются учащимися, или которые необходимы для успешного усвоения дальнейших разделов и тем курса. На подбор вопросов оказывает влияние вид проверки: для уточнения содержания вопросов для текущей проверки необходим анализ связей изучаемого материала с ранее пройденным, а для тематической и итоговой проверки - выделение ведущих знаний и способов оперирования ими. Причем устную проверку считают эффективной, если она направлена на выявление осмысленности восприятия знаний и осознанности их использования, если она стимулирует самостоятельность и творческую активность учащихся.

Качество вопросов определяется характером умственных действий, которые выполняют учащиеся при ответе на вопрос. Поэтому среди проверочных заданий выделяют вопросы, активизирующие память (на воспроизведение изученного), мышление (на сравнение, доказательство, обобщение), речь. Большое значение имеют проблемные вопросы, которые заставляют применять полученные знания в практической деятельности.

Качество устной проверки зависит от подбора, последовательности и постановки вопросов, которые предлагаются, во-первых, каждый вопрос должен быть целенаправленным и логически завершенным, а во-вторых, должен быть предельно сжатым, лаконичным и точным.

Второй составной частью устной проверки является ответ учащегося на вопросы. В дидактической литературе выделяются два условия качественного выявления знаний ученика:

•  ученику никто не мешает (учитель и класс комментируют ответ потом);

•  создается обстановка, которая обеспечивает наилучшую работу его интеллектуальных сил.

   Прерывать ученика можно только в том случае, если он не отвечает на вопрос, а уклоняется в сторону. При оценке ответа ученика обращают внимание на   правильность и полноту ответа, последовательность изложения, качество речи.

Приемы устной проверки используются на различных этапах урока. Выбор тех или иных приемов во многом предопределяется целью и логикой урока.

5. Тесты - это система заданий, выполнение которых позволяет охарактеризовать уровень владения языком с помощью специальной шкалы результатов. Основное различие между традиционными контрольными заданиями и тестовыми заданиями заключается в том, что последние всегда предполагают измерение с использованием специальной шкалы (матрицы). Поэтому оценка, выставляемая по итогам тестирования, отличается большей объективностью и независимостью от возможного субъективизма преподавателя.

     В методической литературе получили распространение два виде тестов: нормативно-ориентированные (сравнение учебных достижений отдельных испытуемых) и критериально-ориентированный (оценка степени владения испытуемым пройденным материалом).

Тестовый контроль в старшей школе можно осуществлять таким, например образом.

  • Из четырёх вариантов (A), (B), (C), (D) выберите единственно правильный:

   1. There's no doubt that computers have ………..our lives easier.

(A) done                        (C) become

              (B) got                           (D) made

2. The journalist asked me………..

         (A) what was my favourite pastime     (C) what my favourite pastime was

          (B) what is my favourite pastime         (D) what my favourite pastime is

  • Close –test, это разновидность теста, когда ребята должны вставить, пропущенные слова, причём слова нигде не даны, учащиеся пользуются своим                                                              

словарным запасом.

An Address Without a Letter Before 1840 there were no stamps. In those days people usually(1) much money for a letter when they received it. That is why (2) who were


poor did not write letters often. When they sent or (3) a letter, it was a
very important thing for them. Many people (4) if someone received a
letter. There is a story from that time about a (5) to a poor woman. One day
the postman came to her house to (6) her a letter. He told the woman to pay
a lot of (7), which she did not have. The woman looked at the letter, and (8) it back to the postman. "Icannot pay for it," she (9). Just at that moment a man heard the
conversation between the (10) and the woman. He came up to the woman and
said, "I (11) to help you. Let me pay for your letter. I (12) money," The
man gave the postman the money he wanted to (13) from the woman. "I thank you very much," said the woman, "but you must not (14) for
the letter. It is from my brother. He (15) me one letter every three
months. He does not (16) about himself and his family. He writes only my
(17) on the letter. Then I know that he is (18). And as I cannot pay for
the letter, I give it (19) to the postman."

     (Ключ: 1 — paid; 2 — people; 3 — received; 4 — knew; 5 — letter; 6 —
bring/give; 7 — money; 8 — gave; 9 — said; 10 — postman; 11 — want; 12 —
have; 13 — get; 14 — pay; 15 — sends; 16 — write; 17 — address; 18 — well;
19 — back.)

     После проведения любого итогового контроля рекомендуется заполнить таблицу, её можно назвать как угодно, например « Сведения об успеваемости »

К/гов

к/ауд

К/чт

К/письма

Зленко В.

4

4

5

3

Симонов А.

5

4

5

4

Степанченко И.

4

3

4

3

Сокол М.

4

4

5

4

Лебедев М.

5

4

4

3

Представленная выше таблица результатов  контрольных работ 9 класса за первую четверть  показывает,  что учащимся труднее даётся  аудирование и письмо,  значит при планировании текущего контроля учитель должен обратить большое внимание на эти виды речевой деятельности. Если учитель провёл контроль грамматических навыков и результат не очень хороший, исправить положение помогут фронтальные письменные тесты на повторение и выявления пробелов. Организованный подобным образом контроль как текущий, так и промежуточный поможет учителю и ученику  добиться желаемых результатов.

6. Метод проектов. В основе метода проектов лежит развитие познавательных    навыков учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Метод проектов развивает интерес к предмету, а следовательно учащиеся глубже овладевают языковыми навыками, социокультурными знаниями и умениями. Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, реализующуюся в течение определенного времени. В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия «проект», его прагматическую направленность на результат. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в практической деятельности.

         На сегодняшний день я применяю этот метод в 6-х классах (ребятами сделаны

    проекты « Новогодняя и Рождественская открытка», «Школьная форма»,

   выпущена стенгазета «Мы  увлекаемся компьютерами…») Данная работа помогает мне  

    развитию у ребят общекультурной компетенции, учебно-познавательной

    компетенции, личностного самосовершенствования.

На основании всего сказанного можно составить такую таблицу:

Вид контроля

Форма контроля

Итоговый

  1. Лексический диктант
  2. Письменная контрольная работа
  3. Устный зачет по изученной теме
  4. Классический устный опрос у доски
  5. Мини-проекты
  6. Тест

       В своем докладе мы выполнили поставленные цели, а именно рассмотрели проблему итогового контроля в методической литературе, выяснили цели, формы и место проведения контрольных мероприятий. Также внесли некоторые свои   изменения в сложившееся в методической литературе понимание этих вопросов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Виды контроля на уроках английского языка

          Контроль знаний учащихся является составной частью процесса обучения. По определению контроль это соотношение достигнутых результатов с з...

Разноуровневый текущий и итоговый контроль на уроках русского языка в 5-6 классах

Разноуровневые задания по текущему контролю дают возможность повысить уровень успешности учащихся, способствуют созданию условий для личностно-ориентированного обучения, помогают вовлечь каждого...

Проектное задание на тему: «МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ КОНТРОЛЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА (ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ ЗА КУРС НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ)»

ГОУ ДПО «Ленинградский областной институт развития образования»Факультет гуманитарного образованияКафедра филологического образования и межпредметной интеграции(английский и французские языки)ПРОЕКТНО...

Система контроля на уроках английского языка

Статья освещает важность контроля, как фактора повышения качества знаний учащихся....

Опыт использования видов и форм контроля на уроках английского языка в 5 классе.

Контроль – это совместная деятельность преподавателя и учащихся по определению уровня владения языком. Контроль на занятиях может осуществляться в форме индивидуального, фронтального, группового...