Словообразование: суффиксы деятеля.
учебно-методический материал по английскому языку (5, 6, 7 класс) на тему

Пахомова Наталья Петровна

Правила и упражнения на самые употребимые суффиксы деятеля: er, or, ee, ist.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Word Formation 

 Существительные с суффиксами деятеля -er(or),-ee, -ist

Обозначают группы людей по принадлежности к роду деятельности , производимому действию, общественным и политическим взглядам; а так же приборы, предметы, приспособления. Соответствуют словам с суффиксами     -тель, -ник, щик, -ец и тд.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           От основы глагола + er (or)

  1. Лицо, деятель:
  1. по роду деятельности, профессии (teach-teacher, sing-singer, act-actor)  
  2.  в) по свойственному для него или производимому им действию (listen- listener,  think- thinker,  invent- inventor) 
  1. 2. предмет, вещь: boil-boiler (кипеть- котел), receive-receiver(получать- трубка телефона)                                                    

От основы существительного+er

  1. Лицо по роду деятельности, профессии(garden- gardener, hat- hatter);
  2. Род деятельности, который выявляется из значения основы(prison-prisoner, room-roomer);
  3. Национальная принадлежность, место жительства (London-Londoner, cottage-cottager, eastern-Easterner). 

Слова с этим суффиксом очень продуктивны и широко употребительны.

Упражнения:                                                                                                                                                                                       1. Образуйте от глагольных основ существительные с  суффиксом-er  и переведите. Admire, climb, discover, drink, save, push, hate, thank, dream, make, open, eat, take, walk, camp                                                                                                        2. Образуйте от  основ  существительных и прилагательных существительные с  суффиксом-er  и переведите. Island, village, southern, New York, picnic, forest, Greenland                                                                                             3. Finish the sentences. 1. The person who lives on an island is called…..2. A man or a woman who delivers a lecture is called….. 3. A person who likes to joke is called….. 4. The person who lives in a village is called…..5. If someone loses the game he/she is called…..                                                                                                                4. Answer the questions. 1. Are you a good dancer? 2. Are you a heavy sleeper? 3. Who is an early riser in your family? 4. Is your friend a great talker? 5. Are you a smoker or a non-smoker?                                                                                                             5. Complete the gaps with proper nouns using the following stems: (teach, believe, drive, lose, rise, smoke, compose, call, lead, create, lock)                                                        1. The telephone rang at 6.30 a.m. and Ruth knew pretty well who was the _________ for he had always been an early _________ .  2. There were no ____________ in the class competitions because everybody felt excited and happy to take part in them. 3. My dad used to be a heavy __________ until doctors prohibited (запретили) him doing it. 4. Mr. Chumley is not only a respected __________ but also a real __________.  5. He pushed his suitcase into one of the ___________. 6. Clarke was a great ____________ in luck. 7. My favourite __________ is Mozart.  8. Walt Disney was the __________ of Mickey Mouse.                 9. The ___________ asked me why I wanted the job. 10. John is a very careless _____________.

Cуществительные с суффиксом –ее

Производные существительные с суффиксом –ее обозначают:

  1. Лицо, на которое направлено действие, выраженное глагольной основой: adoptee «усыновленный», examinee  «экзаменуемый». В ряде случаев словам с суффиксом -ее  соответствуют слова с суффиксом –er(or), выражающие активного деятеля в противоположность пассивному. Например: educator  «воспитатель», educatee «воспитуемый»;  employer «наниматель», employee  «служащий».
  2. Лицо по характерному для него действию, выраженному глагольной основой:  evacuee «эвакуированный»,  refugee «беженец».  

   Слова с этим суффиксом сравнительно ограничены в  употреблении.                                

Упражнения:

 1. Образуйте  существительные с  суффиксом-eе  и переведите.                                                                                                1) One who is trained- ……..                2) One who is interviewed- ……..                                                                   3) One who is paid-………...                4) One who is objected to- ………                                                                  5) One who is laughed at- ….                6) One who is examined-……….

2. Answer the questions. 1) What is an examinee?  2) What is a difference between a payer and a payee?  3) Is your father an employee?  4) One who receives a letter is called an addressee, isn’t he/she?

3. Complete the gaps with proper nouns using the following stems:(examine, refuge, employ-2, address)                 1) On the first day at a new place the ___________ were interviewed by their ___________.  2) The life of first ____________ in the Middle East was not easy.  3) The letter was returned with a note “the __________ isn’t known”.  4) The headmaster came into the class and all the _________ stood up.

Cуществительные с суффиксом –ist

Производные существительные с суффиксом –ist образованные от именных и глагольных основ, обозначают: 1)  Лицо, деятеля вообще: bicyclist, activist, pragmatist; 2) представителя профессии: journalist, copyist.В этом значении данные слова сходны с суффиксом –еr.3) последователя, сторонника какого-либо учения, научной теории. Слова с этим суффиксом очень продуктивны и широко употребительны в современном английском языке.                                 

       Упражнения:  1.Определите значения этих слов без словаря, исходя из значения их основ, а затем проверьте по словарю. Dramatist, educationist, fatalist, finalist, royalist, materialist, idealist, modernist, novelist, moralist, abstractionist, publicist, technologist, theorist, biologist, animalist, terrorist, strategist, artist, pianist, zoologist.

2. Answer the questions. 1)  What is a tourist? 2) What doctor treats teeth? 3) What does an animalist draw? 4) Who writes plays? 5) Why do you dislike egoists? 6) Where do receptionists work? 7) What doctor treats eyes? 8) What does an artist do? 8) What science does a phisicist study?

3. Complete the gaps with proper nouns ( open close):                                                     

1) Colin describes himself as a _______________ as he doesn’t want to join the army. 2) At our English lessons we read books by great _____________. 3) Sheila talked to the _________ about the medicine the doctor had prescribed to her. 4) At the clinic we had to consult some _____________, such as a _______________ and  an__________________. 5) Not all people who make their careers are called _____________.6) The Tour de France Club gave lodging for ___________.  7) She approached a ____________  who looked through an appointment book.

If you couldn’t fulfill the task look at the clues and do it again:( novelists, careerists, oculist, pacifist, chemist, cyclists, receptionist, dentist, specialists)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренировочная работа по теме « Словообразование» ( Суффиксы существительных)

работа поможет подготовиться по одному из разделов ЕГЭ...

Занятие 1. Тема: Суффиксальное словообразование. Суффиксы прилагательных.

План-конспект логопедического занятия на третьем этапе работы. Содержищийся в конспекте материал способствует закреплению знаний о прилагательном, развитию умений образовывать прилагательные при помощ...

Занятие 2. Суффиксальное словообразование. Суффиксы прилагательных.

План-конспект логопедического занятия на третьем этапе работы. Содержащийся в конспекте материал зна­комит с понятием «число прилагательных», способствует развитию умения согласования прилагательных с...

Языковое упражнение для совершенствования лексических навыков (словообразование, суффиксы -less, -ful).

Необходимо выбрать существительное и, добавив к нему суффикс -ful или -less, образовать прилагательное и вставить его в пропуск в одной из предложенных фраз....

Языковое упражнение для совершенствования лексических навыков (словообразование, суффиксы -less, -ful).

Необходимо выбрать существительное и, добавив к нему суффикс -ful или -less, образовать прилагательное и вставить его в пропуск в одной из предложенных фраз....

Словообразование: образование существительных от глаголов, существительных, прилагательных. Таблица суффиксов и значение суффиксов. ч. 1

Данная таблица может помочь при изучении тем по словообразованию. В первой части размещены суффиксы,  при помощи которых образуются существительные от глаголов, других существительных, прилагател...

Словообразование. Суффиксы -ful и -less Январь 2019

Суффикс –LESS = продуктивный, происхождением со староанглийского. Означает отсутствие какого-то качества. Во многих случаях основа (то есть корень) таких прилагательных – абстрактные...