Занятие 1. Тема: Суффиксальное словообразование. Суффиксы прилагательных.
план-конспект урока по теме

Абрамчук Ольга Ивановна

План-конспект логопедического занятия на третьем этапе работы. Содержищийся в конспекте материал способствует закреплению знаний о прилагательном, развитию умений образовывать прилагательные при помощи суффиксов,  согласованию прилагательных с существитель­ными в роде,  закреплению навыка практического употребления в речи притяжательных прилагательных, развитию зрительного и слухового внимания, согласованию относительных прилагательных с существительными и количественными числительными, развитию связной речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие 1. Тема: Суффиксальное словообразование.

Суффиксы прилагательных.

Цели и задачи: закрепление знаний о прилагательном, развитие умений образовывать прилагательные при помощи суффиксов,  согласования прилагательных с существительными в роде,  закрепление навыка практического употребления в речи притяжательных прилагательных, развитие зрительного и слухового внимания, согласование относительных прилагательных с существительными и количественными числительными, развитие связной речи.

Оборудование: картинки, карточки со словами, карточки с текстом.

Ход занятия:

I. Оргмомент

1. Развитие зрительного восприятия. Подбор признаков к предметам, изображенным на картинках.

-  Соедини каждый вопрос с соответствующим предметом. Подбери признаки к предметам и запиши их.

Картинки: солнце, снежинки, луна, месяц.

2. Сформулировать тему занятия и записать ее на доске.

II. Основная часть

1. Закрепление знания об имени прилагательном (слове, обозначающем признак предмета).

-  Что такое имя прилагательное?

-  На какие вопросы отвечает имя прилагательное?

-  Как может изменяться прилагательное?

-  К каким частям речи прилагательные относятся в предложении? (С какими словами они «дружат»?)

II. Основная часть

1. Дифференциация слов, обозначающих признаки предметов, с другими словами.

- Прочитайте слова и выпишите только те из них, к которым можно задать вопросы: КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?

Слова: тяжелый, кедр, иней,  зима, месяц, снеговые, большой, метель, нарядный, тишь, ночь, здоровая, горькие, орех, теплая.

2. Замените  существительные словосочетаниями из прилагательных и существительных.

Образец:  сосна + ветка  = сосновая ветка.

Клен + лист =

Ива + прутик =

Береза + роща =

Липа + аллея =

Ель  + бор =

Кора + дуб =

3. Образование относительных прилагательных.  - «Какой лист, какая ветка, какое полено?».

     Образец: у дуба – дубовый лист, дубовая ветка, дубовое полено;
     У клена – …, …, …; у березы - …, …, …; у каштана - …, …, …;  у ясеня -  …, …, …;
 у ивы -  …, …, …;      у тополя -  …, …, …;    у липы -  …, …, …;        у осины –  …, …, …;

 у калины - …, …, … .
 

5. Упражнение на концентрацию внимания и согласование относительных прилагательных с существительными и количественными числительными.

 Образец: 1 осиновая ветка, 3 осиновые ветки, 6 осиновых веток;
ивовый прутик
липовая аллея
березовая роща
дубовая кора
сосновый бор

6. Физминутка.

Раз, два, три, четыре, пять –

Все умеем мы считать.

Отдыхать умеем тоже.

Руки за спину заложим,

Голову поднимем выше,

И легко-легко подышим.

7. Работа  со словосочетаниями. При помощи суффиксов –н-, -ов- образуйте имена прилагательные от слов в скобках. Запишите словосочетания.

(мороз) день, (клен) лист, (камень) дом, (береза) сок, (осень) лес, (сад) цветок, (мех) воротник, (вечер) звон, (рябина) ветка, (малина) сироп, (туман) утро, (липа) чай, (сосна) шишка, (томат) сок

8. В предложениях замените словосочетания из существительных словосочетаниями из прилагательных и существительных.

             Летчики носят куртки из кожи (______________). Ложки из серебра (__________        ) очень красивые. Малыш нашел шарик из стекла (        ___________). Мастер вырезал красивую шкатулку из дерева (_______________________). В деревне есть дома с крышами из соломы (___________________). На нашей улице построили дом из кирпича (____________). Гончар вылепил кувшин из глины (___________________). Дети слепили бабу из снега (        ). В магазине продается красивая ваза из фарфора (____________). Мама купила на платье ткань из шелка (_______________).

III. Итог занятия.

1.  - Каково ваше отношение к занятию?

  1. - С каким настроением вы его завершили?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренировочная работа по теме « Словообразование» ( Суффиксы существительных)

работа поможет подготовиться по одному из разделов ЕГЭ...

Занятие 2. Суффиксальное словообразование. Суффиксы прилагательных.

План-конспект логопедического занятия на третьем этапе работы. Содержащийся в конспекте материал зна­комит с понятием «число прилагательных», способствует развитию умения согласования прилагательных с...

Языковое упражнение для совершенствования лексических навыков (словообразование, суффиксы -less, -ful).

Необходимо выбрать существительное и, добавив к нему суффикс -ful или -less, образовать прилагательное и вставить его в пропуск в одной из предложенных фраз....

Языковое упражнение для совершенствования лексических навыков (словообразование, суффиксы -less, -ful).

Необходимо выбрать существительное и, добавив к нему суффикс -ful или -less, образовать прилагательное и вставить его в пропуск в одной из предложенных фраз....

Дидактический материал для организации коллективных учебных занятий по теме «Степени сравнения имён прилагательных»

Пособие содержит учебно-дидактический материал для организации коллективных учебных занятий по модулю «Имя прилагательное»: структуру модуля, стандарт, измерители стандарта, дидактический материал, по...

Словообразование: суффиксы деятеля.

Правила и упражнения на самые употребимые суффиксы деятеля: er, or, ee, ist....

Словообразование. Суффиксы -ful и -less Январь 2019

Суффикс –LESS = продуктивный, происхождением со староанглийского. Означает отсутствие какого-то качества. Во многих случаях основа (то есть корень) таких прилагательных – абстрактные...