Организация работы с одаренными детьми в школе
статья по английскому языку по теме

Абдуллаева Ума Умахановна

Среди методов выявления и поддержки одаренных детей необходимо отметить следующие:

  • наблюдение;
  • общение с родителями;
  •  беседа;
  • предметные олимпиады;
  • интеллектуальные игры, конкурсы;
  • научно-практические конференции;
  • интернет - проекты

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_odarenymi_detmi.docx20.73 КБ

Предварительный просмотр:

Организация работы с одаренными детьми в школе

Большой талант требует большого трудолюбия.

П.И. Чайковский

Развитие системы поддержки и сопровождения талантливых детей является одним из значимых направлений модернизации и развития школы XXI века. Совершенствование образовательного пространства школы, предусмотренное новыми образовательными стандартами, ведет к появлению системных новообразований в работе с одаренными школьниками. Одним из главных направлений работы нашей школы является создание условий для максимального развития одарённых детей, а также просто способных детей, чьи таланты на настоящий момент, ещё не проявились.

Потенциальная одаренность по отношению к разным видам деятельности присуща многим детям, тогда как актуальную одаренность демонстрирует небольшая часть детей.

В практике школьного обучения одаренными принято называть детей, которые, по оценке специалистов, в силу выдающихся способностей демонстрируют высокие достижения в одной или нескольких сферах: интеллектуальной, творческого или продуктивного мышления, организаторской, художественной, спортивной и др.

Важнейшее положение современной психологии одаренности заключается в том, что ее развитие не может рассматриваться вне взаимодействия развивающейся личности и социального окружения. При этом подчеркивается особая роль школьного обучения в создании условий, ориентированных на особые возможности одаренных детей. Для создания таких условий необходимы: адекватное применение методов выявления этих особенностей при разных проявлениях одаренности, прослеживание их изменений в ходе возрастного развития в зависимости от условий воспитания и обучения, помощь одаренным учащимся в решении их проблем.

В работе с одаренными детьми мы используем проектную деятельность, инновационные методы. Дети с повышенной мотивацией к учению систематически принимают участие в конкурсах и олимпиадах по языкам.

Олимпиада по английскому, немецкому, французскому  языкам призвана повысить интерес к изучаемому предмету, направленному на развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих – речевой, языковой, социокультурной, учебно-познавательной. 
Основными целями и задачами олимпиады по английскому, французскому и немецкому  языкам являются:


  • активизация познавательной деятельности учащихся, повышение уровня мотивации к изучению иностранных языков; 

  • формирование основ языковой и речевой компетенции учащихся; 

  • развитие коммуникативных навыков; 

  • формирование у учащихся социальных навыков, позитивного отношения к своей культуре и к традициям и народам других стран; 

  • развитие творческих способностей; 

  • создание условий для выявления одарённых и мотивированных детей для дальнейшей индивидуальной работы с ними; 

  • активизация деятельности предметных кружков, научных обществ. 

Основными целями и задачами школьного этапа олимпиады являются выявление и развитие у обучающихся творческих способностей и интереса к научно-исследовательской деятельности; создание необходимых условий для поддержки одаренных детей; пропаганда научных знаний; повышение эффективности участия обучающихся в последующих этапах Всероссийской олимпиады школьников.

Основными принципами, лежащими в основе порядка проведения школьной олимпиады, стали:

– равенство предоставляемых возможностей для учащихся;

- добровольная основа участия обучающихся;

– прозрачность и объективность процедуры проведения и подведения итогов школьной олимпиады. 

Анализ школьной олимпиады по иностранным языкам

Участникам были предложены задания разного типа и уровня сложности (т.е. сочетались более сложные и менее сложные задания, чтобы участники могли выполнить хотя бы одно олимпиадное задание), а также носили комплексный характер проверки коммуникативной компетенции участников .

Задания были составлены методически и технологически корректно и  характеризовались новизной и творческой направленностью. Олимпиадные задания представляли собой задания на проверку навыков аудирования, чтения, письма, говорения и лексико-грамматический тест.

Всего в олимпиаде приняли участие  92 человека (английский язык), 4 человека (немецкий язык). 3 человека 9французский язык).

Предметная комиссия по английскому языку при анализе решений олимпиадных задач  отметила, что  ученики5-6 классов испытывали трудности при выполнении задания на аудирование. Приблизительно одинаково хорошо учащиеся 5-6 классов справились с пониманием письменного текста.  Учащиеся 5 классов испытывают трудности при составлении собственного текста (личное письмо), объясняя это  нехваткой времени для выполнения подобного задания и незнанием правил оформления.

Ученики 7-8  классов с заданиями в целом справились. Но  в работах учащихся отмечалось множество ошибок в лексическом тесте, написании личного письма, задании на словообразование. Школьники  испытывают трудности при определении времени глагола. Хорошие результаты прослеживались в заданиях на чтение.  Те участники, которые справились с данными видами заданий,  имеют хороший словарный запас, демонстрируют адекватное владение грамматическими структурами, умеют композиционно построить текст, адекватно употребляя логические средства связи.

        По проведенному анализу олимпиадных работ среди 9-11, следует отметить, что наибольшее количество ошибок учащиеся сделали в заданиях по аудированию, не все из участников  справились с заданием по письму, отказавшись выполнять задание.  Типичные ошибки : в неверном определении части речи , словообразовании; в использовании страдательного залога.

У учащихся возникли трудности в заданиях на аудирование. Письменное задание (написание письма) показало, что учащиеся употребляют повторы в письменной речи, не используют синонимы, делают грамматические ошибки (условное наклоние).

Проведённый анализ даёт основание сделать вывод о необходимости усилить работу над грамматической стороной английского и немецкого языков, над развитием письменной речи. Успешное выполнение задания зависит во многом от умения внимательно читать инструкции и вопросы к заданию. Отдельные участники испытывали сложности, вызванные неумением строго следовать инструкции к заданию. Скорость выполнения задания - главный показатель степени владения этими умениями, поэтому на уроках следует ограничивать время выполнения различных заданий, обучая учащихся работать в различном временном режиме.
Среди типичных ошибок общего характера, допущенных учащимися, можно назвать следующие:

1) ошибки, вызванные неумением четко следовать инструкциям;

2) ошибки, связанные с невнимательным прочтением вопросов в задании;

3) ошибки, допущенные в результате отсутствия умения работать в ограниченных временных рамках и распределять усилия в соответствии с оставшимся временем.


При обучении письменной речи учителям необходимо изучить критерии оценивания этого этапа олимпиады, в котором раскрываются требования к содержанию, к композиции, лексике, грамматике, орфографии и пунктуации. Больше давать учащимся творческих заданий по этому виду речи, оценивая работы именно по олимпиадным критериям.

С целью повышения уровня мотивации к предмету, уровня познавательной и творческой активности учащихся необходимо:



  • использовать разнообразные формы и методы урочной и внеурочный работы, направленные на создание оптимальных условий для выявления одаренных и талантливых учащихся; 

  • активизировать деятельность предметных кружков и факультативов. 

Для формирования иноязычной коммуникативной компетенции учащихся учителям при подготовке учащихся к олимпиаде необходимо обращать более пристальное внимание на:


  1. ознакомление учащихся с текстами разных типов и жанров (отрывки художественной литературы современных авторов, газетных и журнальных статей, объявления, рекламы, вывески, брошюры, путеводители), материалы сети Интернет; 

2.
совершенствование навыков употребления лексико-грамматического материала в коммуникативно-ориентированном контексте (словообразовательные навыки, использование фразовых глаголов); 


3.
совершенствование навыков письма, умение описывать события, факты, явления; комментировать факты, события, используя аргументацию и эмоционально-оценочные языковые средства; корректное использование лексики, грамматических, орфографических форм и конструкции для достижения коммуникативной цели.

Среди методов выявления и поддержки одаренных детей относятся необходимо отметить следующие:

  • наблюдение;
  • общение с родителями;
  •  беседа;
  • предметные олимпиады;
  • интеллектуальные игры, конкурсы;
  • научно-практические конференции;
  • интернет - проекты;

Данная структура дает возможность учащимся уже с начальной школы проявить себя, продемонстрировать свои интеллектуальные способности, успешно учиться и постоянно обогащать опыт творческой деятельности.

Свои личные достижения - грамоты, дипломы, благодарности, творческие работы, достижения в социальной практике учащиеся формируют в банке индивидуальных достижений - "Портфолио учащегося", которое является важным средством воспитания у школьников стремления совершенствоваться, преодолевать трудности, выстраивать свою будущую жизнь и быть конкурентноспособными в современном мире.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы с одаренными детьми в рамках Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»

Согласно национальной образовательной инициативе « НАША НОВАЯ ШКОЛА» необходимо будет создать как специальную систему поддержки сформировавшихся талантливых школьников, так и общую среду для проявлени...

Организация работы с одаренными детьми в Школе Олимпийского Резерва

Цель этого проекта была сформулирована современной действительностью, запрсом наших родителей и обучающихся, а также современным обществом:создать новую модель образовательного учреждения, где в...

Организация работы с одаренными детьми. Индивидуализация работы с одаренными детьми.

       Практика развития творческого потенциала одаренных учащихся предполагает разработку и реализацию специальных образовательных  программ, учебного плана и учебных ...

Статья "Организация работы с одаренными детьми в условиях общеобразовательной школы"

В статье рассматриваются  признаки поведения одаренных детей и основные направления деятельности педагогов по работе с одаренными детьми в условиях общеобразовательной школы...

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Изучение потенциально высоких способностей человека интересовало философов еще в Античности. Многие работы специалистов помогают не только понять, какие виды одаренности существуют, но и найти способы...

«Организация работы с одаренными детьми с учетом цифровой трансформации школы: перспективы и новые возможности»

Организация работы с одаренными детьми с учетом цифровой трансформации школы. Современному обществу нужна личность с неординарным, творческим мышлением, широким кругозором, умеющая ставить и решать не...