ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
учебно-методический материал (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Сироткина Мария Николаевна

Изучение потенциально высоких способностей человека интересовало философов еще в Античности. Многие работы специалистов помогают не только понять, какие виды одаренности существуют, но и найти способы развить талант.

В наше время проблема детской одаренности становится все более актуальной. Это связано прежде всего с тем, что современное общество все больше нуждается в неординарной творческой личности. Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну из основных задач совершенствования системы образования [4]. Одновременно с реализацией ФГОС должна быть выстроена разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности [20].

Проблема одаренности освещается во многих трудах. В них рассматриваются психологические проблемы, появляющихся у учителей и родителей одаренных детей в наше время.

Многие считают, что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и руководстве. Однако в силу личностных особенностей такие дети крайне чувствительны к оценке их деятельности, поведения и мышления, они более восприимчивы к сенсорным стимулам и лучше понимают отношения и связи. Одаренный ребенок как правило критически относится не только к самому себе, но и о всему, что его окружает. Отсюда возникает необходимость с пониманием относиться к их критике. Одаренным детям трудно быть конформистами, как правило для них не существует стандартных требований, особенно в тех случаях, когда общепринятые нормы и правила идут вразрез с их интересами, кажутся им бессмысленными. Для них утверждение, что так принято, не является аргументом.

Долгое время проблема психологического изучения детской одаренности и разработка психолого-педагогических аспектов обучения и воспитания одаренных детей в нашей стране оставалась без должного внимания. В XX столетии считалось, что выделять таких детей из детского коллектива не надо. Более того, до последнего времени бытовало мнение, что особые способности и любые нужные качества можно сформировать у каждого ребенка.

Лишь только в последние годы проблема различий между детьми по одаренности стала вызывать теперь большой интерес специалистов.

Все чаще педагоги сталкиваются с проблемой диагностики детской одаренности. Как выявить одаренных детей, возможно ли развить одаренность. При всей важности этих и других вопросов, начинать следует с корректной постановки главной задачи в работе с одаренными детьми. Зачем, для чего, а главное, как надо работать с одаренными детьми – вот вопросы, на которые сегодня ищут ответы специалисты в области психологии и педагогики.

Работа с одаренными детьми – очень сложный и трудоёмкий процесс, который нельзя оставлять без внимания.

Проблема исследования – каковы особенности работы с одаренными детьми в современной школе.

Объектом исследования является учебно-воспитательный процесс в современной школе.

Предметом исследования выступают особенности учебно-воспитательной работы с одаренными детьми в современной школе.

Цель исследования: через выявление особенностей учебно-воспитательной работы, определить содержание, формы и методы работы с одаренными детьми в современном образовательном учреждении.

Задачами работы по созданию условий для выявления, поддержки, обучения, воспитания и развития индивидуальных задатков одарённых детей в средней школе являются:

  • изучение научно-методической и психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме;
  • создание системы целенаправленного выявления одарённых и способных детей;
  • развитие способностей талантливых детей в урочной и внеурочной деятельности.

Гипотеза исследования: развитие одаренности школьников возможно, только в том случае если при работе с ним педагог учитывает психолого-педагогические особенности развития личности; в работе используются эффективные методы и приемы по развитию одаренности; в работе с одаренными детьми используется специально разработанная программа, способствующая развитию интеллекта и креативности.

В современной литературе появляется все больше статей, публикаций, так или иначе затрагивающих эту тему. Правда, все они всего лишь капля в море психологических проблем, появляющихся у учителей и родителей одаренных детей в наше время.

Этой проблеме посвящены работы известных психологов, докторов психологических наук Н.С. Лейтеса, Т.М. Марютина. Их работа по изучению психики одаренных детей занимают видное место в русской психологи. Многие психологические принципы развития творчества дошкольников выдвинули М.С. Старчеус, В.С. Юркевич, Л.В. Попова, Н.З. Новлянская, НН. Поддьяков, Д.Н. Узнадзе, А.В. Запорожец.

Огромную работу, как теоретик проделал В.А. Моляко. Он глубоко изучил проблемы психологии творчества. Особенно ценна его разработка подхода к изучению одаренности, где он полно структурировал это как психологическое явление.

Свои собственные психологические модели были разработаны и рядом западных психологов: Дж. Гилфорд, Э.Де Боно, Дж. Галлаир, Дж. Рензулли, П. Торренс. Однако доступ к трудам этих авторов, к сожалению, сильно ограничен. Поэтому в изучении вопроса детской одаренности приходится больше опираться на работы советских психологов Б.М. Теплова, С.Л. Рубенштейна.

В исследовании были использованы такие методы как теоретический анализ психологической и педагогической литературы по исследуемой проблеме, изучение нормативно-законодательных документов, изучение и анализ передового педагогического опыта, анализ школьной документации, обобщение и интерпретация результатов произведенного исследования.

В работе подробно рассматриваются особенности организации учебно-воспитательной работы с одаренными детьми в современной школе. Теоретические данные будут полезны учителям-предметника, классным руководителям, социальным педагогам, школьным психологам при работе с одарёнными детьми.

Скачать:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с одаренными детьми в общеобразовательной школе

Презентация о проводимой работе со способными (одаренными) детьми в рамках предмета "Обществознание" в средней школе. (обмен опытом)....

статья «МИТ: Мыслить. Искать. Творить» (организация работы с одаренными детьми в условиях общеобразовательного учреждения)

Стратегия работы с одаренными детьми заключается в необходимости создания условий для оптимального развития одаренных детей, включая детей, чья одаренность на настоящий момент может быть еще не прояви...

Организация работы с одаренными детьми. Индивидуализация работы с одаренными детьми.

       Практика развития творческого потенциала одаренных учащихся предполагает разработку и реализацию специальных образовательных  программ, учебного плана и учебных ...

Статья "Организация работы с одаренными детьми в условиях общеобразовательной школы"

В статье рассматриваются  признаки поведения одаренных детей и основные направления деятельности педагогов по работе с одаренными детьми в условиях общеобразовательной школы...

Программа работы с одаренными детьми «Работа с одаренными детьми в общеобразовательной школе на уроке музыки»

Программа работы с одарёнными детьми разработана с учетом особенностей современной системы образования, в соответствии с программой развития МБОУ «СШ №25» и является основой для работы с о...

Работа с одаренными детьми в общеобразовательной школе. Подготовка к олимпиаде по ОБЖ

Работа по педагогической поддержке и сопровождению талантливых детей признана одним из приоритетных направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».Работа с одаренны...

: «Организация работы с одаренными детьми в общеобразовательном учреждении (на примере МБОУ «СОШ №2 г. Никольское»)

Научно-исследовательская работаТема работы: «Организация работы с одаренными детьми в общеобразовательном учреждении(на примере МБОУ «СОШ №2 г. Никольское»)Задачи исследования:Раскры...