Работа с одаренными детьми в общеобразовательной школе. Подготовка к олимпиаде по ОБЖ
методическая разработка по обж (11 класс)

Малашенко Валерий Григорьевич

Работа по педагогической поддержке и сопровождению талантливых детей признана одним из приоритетных направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».

Работа с одаренными детьми – это постоянный и сложный процесс. Он требует от педагогов и воспитателей новых знаний, гибкости, личностного роста и тесного сотрудничества с родителями.

Методические рекомендации «Работа с одаренными детьми в общеобразовательной школе» помогут в работе учителям ОБЖ, классным руководителям, заместителям руководителей по воспитательной работе и другим заинтересованным специалистам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomendatsii_po_obzh.docx527.34 КБ

Предварительный просмотр:

Работа с одаренными детьми в общеобразовательной школе

Подготовка к олимпиаде по ОБЖ

Методические рекомендации

ВВЕДЕНИЕ

 

В душе каждого ребенка есть невидимые струны.  Если их тронуть умелой рукой, они красиво зазвучат.

 В. А. Сухомлинский

 

  В Древней Греции «олимпиадой» называли промежуток в четыре года между двумя Олимпийскими играми. В XX веке это слово приобрело еще одно значение – соревнование, смотр, конкурс, причем не только спортивных достижений, но и интеллектуальный.

Любому обществу нужны одарённые люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К сожалению, далеко не каждый человек способен развивать свои способности. Очень многое зависит и от семьи, и от школы. Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребёнка, задача же школы – поддержать ребёнка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. Именно в школе должны закладываться основы развития думающей, самостоятельной, творческой личности. Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются на школьной скамье. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке и жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности. Таких детей надо занимать разными творческими занятиями: олимпиадами, конкурсами, проектами.

Каждый человек в чем-то талантлив. Но добьется он успеха или нет, во многом зависит от того, будет ли проявлен и замечен его талант в детстве, представится ли ребенку возможность реализовать свою одаренность.

Ни для кого не секрет, что большая часть выдающихся людей (ученые, деятели культуры, политические лидеры, руководители производства и др.) обучалась в детстве не в «специальных», «элитных» учебных заведениях, а в самых обычных, «массовых» школах. И есть все основания полагать, что данная тенденция сохранится в дальнейшем: в любом случае в «массовой» школе обучается и всегда будет обучаться значительная часть будущих интеллектуальных лидеров.  

Соответственно, общество нуждается в школе, которая может подготовить делового человека, отличающегося высоким уровнем творческих способностей и профессионализма, обладающего нравственной позицией, широтой компетенций.  

Однако в современном образовании существует ряд противоречий:

- между потенциалом образования в контексте развития детской одаренности и его использованием в практике учебных заведений;  

       - между потребностью организовать работу по подготовке к предметным олимпиадам с одаренными старшеклассниками и отсутствием на практике эффективных методик, средств, методических обоснований этой работы;  

       - между изменившимися условиями развития одаренности ребенка, формирования его личности, образовательной траектории и профессионального выбора и готовностью педагогов работать в этих условиях.

Работа по педагогической поддержке и сопровождению талантливых детей признана одним из приоритетных направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».

Работа с одаренными детьми – это постоянный и сложный процесс. Он требует от педагогов и воспитателей новых знаний, гибкости, личностного роста и тесного сотрудничества с родителями.

Методические рекомендации «Работа с одаренными детьми в общеобразовательной школе» помогут в работе учителям ОБЖ, классным руководителям, заместителям руководителей по воспитательной работе и другим заинтересованным специалистам.

Главной целью предмета ОБЖ является создание условий для формирования у обучающихся системы приоритетов и ценностей в области безопасности жизнедеятельности, развитие врожденных и формирование приобретенных качеств личности, обеспечивающих возможность предвидеть угрозы и опасности, а также уметь защищаться от них, привитие знаний, умений и навыков обеспечения безопасности во всех сферах жизнедеятельности, мотивирование у молодежи культуры безопасной жизнедеятельности. Одним из способов достижения данной цели можно считать Всероссийскую олимпиаду школьников по основам безопасности жизнедеятельности. Олимпиада для школьников – это конкурс на лучшее знание по предмету. Ученики стремятся на олимпиадах проверить свои знания, померяться силами, узнать неизвестное.

Олимпиада – это внеклассная форма обучения. Для педагога-наставника подготовка к олимпиадам является благодатным полем экспериментальной деятельности. Все творческие находки, методические наработки могут быть внедрены в педагогическую практику и принести весомые результаты.

В основе любой педагогической технологии, применяемой педагогом-наставником для подготовки школьников к олимпиадам, следует иметь индивидуальный подход к каждому ученику и основной упор делать на самостоятельную работу обучающегося.

 Обобщая свой опыт работы с учениками, которые стали призерами и победителями в олимпиадах всех уровней, можно выделить следующие два подхода:

1. Поддержание постоянного интереса к предмету путем предложения для решения нестандартных задач (школьникам, как правило, интересны задачи, для решения которых необходимо придумать какой-либо новый способ или использовать знания, выходящие за рамки школьных учебников) и поощрение интереса к изучению внепрограммного материала.

2. Индивидуальный подход к каждому участнику олимпиады, корректное выстраивание образовательной траектории развития учащегося (наставник может и должен порекомендовать школьнику литературу для подготовки, дать ссылку в сети Интернет, найти ученого-консультанта и т.д., наставник не может и не должен знать все), помощь в самоопределении и развитии личности участника олимпиады, а также формирование у подопечного методологических знаний.

При подготовке к олимпиаде следует уделять большое внимание и поощрять самостоятельную работу подростка. Самостоятельный творческий поиск является самой эффективной формой подготовки к олимпиаде. Если подросток в какой-то момент не почувствует желания искать новые знания для того, чтобы решать все более трудные задачи, вряд ли участие в олимпиадах доставит ему удовлетворение и будет удачным.

Итак, что необходимо для успешной подготовки школьников к олимпиадам? Во-первых, желание учителя этим заниматься. Нельзя добиться результатов в любом деле, если нет внутренней мотивации. Во-вторых, наличие пытливых, ищущих, увлеченных школьников.

Педагогический опыт и талант помогут учителю увидеть способного подростка, которому интересно больше заниматься предметом и который обладает целеустремленностью, волей к преодолению препятствий, к достижению цели.

Только при наличии этих условий можно серьезно говорить о подготовке к олимпиадам.

Очень важную роль при подготовке школьников к олимпиадам различного уровня играет психологический тренинг. Ни для кого не секрет, что участник олимпиады испытывает стресс, причем, чем выше уровень олимпиады, тем стресс больше. От правильного настроя зависит не только результат участника, но и его психологическое здоровье. Поэтому рекомендуется привлекать психологов (если в школах они есть) к работе с участниками олимпиады, но большое значение имеет и юмор наставника, его эмоциональная поддержка. Особое внимание необходимо уделить умениям концентрироваться на главном, не зацикливаться на неудачах. Ведь на выполнение определенного числа задач отводится строго в определенное время. Нельзя забывать о том, что надо тактично оказать помощь школьнику после окончания олимпиады, независимо от того, входит ли он в число победителей и призеров или так и не стал дипломантом.

Тактика и стратегия подготовки и участия в олимпиадах

К настоящему времени сложился стереотип, что в олимпиадах участвуют школьники. А как же педагоги-наставники? Неужели они не участвуют в олимпиадном движении? Почему разрывается логичный тандем «учитель–ученик»?

Хотя основной формой подготовки к олимпиадам является самостоятельная работа подростка, то же самое можно сказать и о наставнике: подготовка к участию в олимпиаде – это большая творческая работа учителя. В чем она заключается? Для начала необходимо четко понять, что такое олимпиада: из каких этапов и туров (теоретический и практический) состоит, какие типы заданий бывают, какие мероприятия кроме непосредственно самих туров входят в программу проведения олимпиады, каково содержание олимпиадных заданий. Четкую систему олимпиадного движения необходимо довести до учеников, показав, к чему они могут стремиться, что их ожидает.

Согласно закону «Об образовании» победители и призеры заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников имеют право быть зачисленными в профильные вузы без вступительных испытаний. Победители и призеры регионального (третьего) этапа при поступлении в вузы имеют право воспользоваться льготами, предусмотренными правилами приема в соответствующий вуз. Но олимпиада по ОБЖ примечательна тем, что очень мало учебных заведений, куда можно поступить без экзаменов, в случае победы на олимпиаде. То есть ОБЖ не является профильным ни в один ВУЗ.  Но всегда есть моменты для стимулирования учеников к участию на олимпиадах.

Необходимо разбудить в ученике честолюбие, но не гордыню. Любой образовательный процесс обязательно включает в себя воспитательный аспект. Ученики, способные решать олимпиадные задачи, зачастую обладают завышенным самомнением и низкой степенью социализации. Это надо помнить и стараться максимально корректировать негативные стороны характера своего ученика. Подростка, который хочет добиться положительных результатов, можно привлечь, например, к помощи отстающим в классе. Это только один из возможных путей помощи одаренному подростку – дать почувствовать, что его знания необходимы не только для того, чтобы получать дипломы олимпиад. Педагогический такт подскажет еще много путей. Главное – ни в коем случае нельзя давать одаренному школьнику замыкаться со своими проблемами (а их у него предостаточно).

Итак, стратегические цели понятны, необходимо разработать тактические шаги. Что делают на олимпиадах школьники? Решают теоретические задачи, выполняют практические задания. Вот от этого и надо отталкиваться. На начальной стадии работы необходимо способствовать развитию у школьников интереса к ОБЖ – предлагать для чтения интересную научно-популярную литературу, необходимо начинать с ними активную внеурочную работу.

Планировать занятия стоит следующим образом: примерно 60% времени отводится на решение и разбор задач теоретических туров, 40% времени – на выполнение задач практического тура.

Планируя самостоятельную деятельность школьника, необходимо нацеливать его на работу со следующими материалами:

• материалы олимпиад различного уровня;

• вузовские учебники;

• специализированная литература.

  Принципы педагогической деятельности в работе со способными детьми:

-принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для   развития личности;

-принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

-принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

-принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии педагога;

-принцип свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

 Направления, формы и методы работы с учащимися:

а) систему преемственных связей среды и методов развития детей;  

б) создание условий для индивидуализации обучения детей в среднем и старшем звене;  

в)         систему         дополнительного         образования,         предназначенную для удовлетворения         постоянно             изменяющихся индивидуальных, социокультурных и образовательных потребностей детей и позволяющую обеспечить выявление, поддержку и развитие их способностей в рамках внешкольной деятельности.

  Для эффективной подготовки к олимпиаде важно, чтобы олимпиада не воспринималась как разовое мероприятие.

-подготовка к олимпиаде должна быть систематической, начиная с начала учебного года;

-курсы по выбору целесообразнее использовать не для обсуждения вопросов теории, а для развития творческих способностей детей;

-индивидуальная программа подготовки к олимпиаде для каждого обучающегося, отражающая его специфическую траекторию движения от незнания к знанию, от практики до творчества;

-использование диагностического инструмента (например, интеллектуальные соревнования по каждому разделу программы по предмету);

-уделить внимание совершенствованию и развитию у детей экспериментальных навыков, умений применять знания в нестандартной ситуации, самостоятельно моделировать свою поисковую деятельность при решении экспериментальных задач;

-использовать учителю все имеющиеся в его распоряжении возможности: мысленный эксперимент, уроки - практикумы, эксперимент в учебном кабинете и т.д.

   Все разделы ОБЖ логически взаимосвязаны и взаимообусловлены не только между собой, но и другими общеобразовательными предметами («Биология», «Физическая культура», «История», «Обществознание», «Технология» и другими). Межпредметные связи являются дидактическим условием и средством глубокого и всестороннего усвоения основ наук в школе; формирование научных понятий и законов, совершенствование учебно-воспитательного процесса и оптимальной его организации, формирования «личности безопасного типа» - личности, хорошо знакомой с современными проблемами безопасности жизни и жизнедеятельности человека, осознающей их исключительную важность, стремящейся решать эти проблемы и при этом разумно сочетать личные интересы с интересами общества. Кроме того, они способствуют повышению научного уровня учащихся, развитию логического мышления и их творческого потенциала.

  Межпредметные связи – взаимны. На практике различают 2 типа взаимосвязей между учебными предметами:

    - временную (хронологическую) – предполагает согласование во времени прохождения программы;

    - понятийную (идейную) – одинаковая трактовка научных понятий на основе общих методических положений. Например: решение ситуационных задач межпредметного характера.

 Модульная система организации учебно-воспитательного процесса, ориентируясь на развитие ребёнка, предлагает в начале каждого цикла деятельности обязательность мотивационного этапа. Взаимосвязанные, они обеспечивают переход от знаний к умениям. Многократно повторяющиеся учебная деятельность учащихся в ходе работы на адекватном и индивидуализированном уровне сложности и трудности учебного материала переводит умения в навыки. На всех этапах учитель выступает как организатор и руководитель процесса, а ученик выполняет роль самостоятельного исследователя последовательности проблем, разрешение которых приводит к заранее определённой структуре знаний, умений, навыков. 

Основные критерии успешного результата:

  1. Отбор обучающихся. Обычно после самостоятельных работ, тестов, контрольных, после школьной предметной олимпиады по принципу: кто лучше справился с заданиями идёт на ступень выше.  
  2. Полное прохождение программного материала.  
  3. Последующее углубление материала.  Происходит в любых формах и по любым источникам.  

    Главное - объём знаний, которыми будет владеть обучающийся.

  1. Организации самостоятельной работы учащихся.  
  2. Организации само - и взаимоконтроля.  

Принципы подготовки обучающихся к олимпиаде. 

1.Самостоятельность.

 Самые прочные знания это те, которые добываются собственными усилиями, в процессе работы с литературой при решении различных заданий. Данный принцип, предоставляя возможность самостоятельности обучающегося, предполагает контроль со стороны учителя.

2.Принцип активность знаний.

  Олимпиадные задания составляются так, что весь запас знаний находится в активном применении. При подготовке к олимпиадам постоянно происходит углубление, уточнение и расширение запаса знаний. Исходя из этого, следует, что разбор олимпиадных заданий прошлых лет является эффективной формой подготовки учащихся для успешного участия в олимпиадах.

  1. Принцип опережающего уровня сложности.

  Для успешного участия в олимпиаде необходимо вести подготовку с успешными обучающимися по заданиям, которые будут выше по своей сложности. В психологическом плане реализация этого принципа придает уверенность обучающемуся, раскрепощает его и дает возможность успешно реализоваться.

  1. Анализ результатов прошедших олимпиад.

  При анализе прошедших олимпиад вскрываются упущения, недостатки, находки, не учтенные в предыдущей деятельности, как учителя, так и обучающегося. Этот принцип обязателен для учителя, так как он положительно повлияет на качество подготовки к олимпиаде, т.к. способствует повышению прочности знаний и умений, развивает умение анализировать не только успехи, но и недостатки.  

  1. Напутственное слово учителя.

  На последнем занятии перед олимпиадой необходимо поговорить с учащимися о тактике выполнения заданий на самой олимпиаде, настроить, убедить, что победителями все не бывают. «Главное не победа, главное - участие. Не надо волноваться, в олимпиаде принимают участие такие же ребята, как и вы. И все находятся в равных условиях, результат зависит только от тебя».

 

  1. Принцип «ненасилия над психикой». 

  Заключается в том, что нельзя ставить цель «Только победа». Результаты, которые будут достигнуты, зависят от работоспособности, интеллектуального развития, желания победить. Очень важно учитывать, что при подготовке принцип «чем больше сложных заданий, тем лучше» неразумен. Неприемлем принцип «давления» с целью удержать обучающегося, заставить его участвовать в олимпиаде по предмету. Это не принесет должного результата.  

  Очень важно, чтобы у участника олимпиады по ОБЖ была отличная физическая подготовка и основная группа здоровья. Как показывает практика, школьники, принимающие участие в олимпиаде по ОБЖ, сталкиваются с существенными физическими трудностями в практическом туре.

Олимпиада по ОБЖ, без всяких преувеличений, является одним из самых трудных предметных олимпиад. Очень мало предметов, по которым олимпиада проходила бы в двух турах:

а) первый тур – теоретический, определяющий уровень теоретической подготовки участников олимпиады;

б) второй тур – практический, определяющий:

  • уровень подготовленности участников олимпиады в выполнении приемов оказания первой доврачебной помощи;
  • уровень подготовленности участников олимпиады по выживанию в условиях природной среды, по действиям в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, а также по основам военной службы.

В заданиях теоретического тура представлены следующие тематические направления:

  • «Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях»: основы здорового образа жизни; безопасность на улицах и дорогах; безопасность в бытовой среде; безопасность в природной среде; безопасность на водоемах; безопасность в социальной среде (безопасность при террористических актах, возникновении региональных и локальных вооруженных конфликтах и массовых беспорядках); пожарная безопасности правила поведения при пожаре; безопасность в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;  
  • «Государственная система обеспечения безопасности населения»: единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и система гражданской обороны; безопасность и защита от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий; мероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; государственные службы по охране здоровья и обеспечению безопасности граждан; правовые основы организации обеспечения безопасности и защиты населения;
  • «Основы обороны государства и воинская обязанность»: вопросы государственного и военного строительства Российской Федерации; военно-историческая подготовка; военно-правовая подготовка; государственная и военная символика Вооруженных Сил Российской Федерации.

Тестовые задания предусматривают:

  • выбор правильного ответа, когда в тесте присутствуют готовые ответы на выбор;
  • без готового ответа, или тесты открытой формы, когда участник Олимпиады вписывает ответ самостоятельно;
  • на установление соответствия;
  • на установление правильной последовательности;
  • тесты выбора, когда маскируется правильный ответ;

При составлении тестов используются задания различных видов: словесные, знаковые, числовые, зрительно-пространственные (схемы, рисунки, графики, таблицы и др.)

Олимпиадные задания практического тура по выполнению приемов оказания первой доврачебной помощи представлены следующими тематическими линиями:

  • первая доврачебная помощь при отморожениях;
  • первая доврачебная помощь при тепловых и солнечных ударах;
  • первая доврачебная помощь при химических и термических ожогах;
  • первая доврачебная помощь при отравлениях;
  • первая доврачебная помощь при поражениях электрическим током;
  • первая доврачебная помощь при кровотечениях;
  • первая доврачебная помощь при ушибах, вывихах, растяжениях;
  • первая доврачебная помощь при переломах;
  • проведение реанимационных мероприятий.

Олимпиадные задания практического тура по выживанию в условиях природной среды, по действиям в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, а также по основам военной службы предусматривают:

  • задания по ориентированию на местности (определение сторон горизонта или азимута на объект; движение по азимуту; движение в заданном направлении; движение по легенде; движение по обозначенному маршруту);
  • задания по организации жизнеобеспечения в условиях вынужденного автономного существования: укладка рюкзака; добывание огня без спичек; разжигание костра, пережигание нити; распознавание съедобных и ядовитых растений и грибов; подача сигналов бедствия;
  • задания по преодолению препятствий без специального снаряжения (переправа по горизонтальной веревке; переправа по горизонтальному бревну; переправа по наклонному бревну; переправа по качающимся перекладинам; движение по подвесному бревну; преодоление этапов «Бабочка», «Паутина», «Ромб»; преодоление заболоченного участка по кочкам с помощью жердей; движение по узкому лазу;
  • решение пожарно-тактической задачи; преодоление зоны радиоактивного заражения; действия в районе аварии с утечкой аварийно-химических опасных веществ; по применению средств индивидуальной и коллективной защиты; действия по спасению утопающего с помощью спасательного круга или «конца Александрова»; передвижение по местности с соблюдением правил дорожного движения и др.;
  • элементы начальной военной подготовки: неполная разборка и сборка модели автомата (АКМ, АК-74); снаряжение магазина автомата патронами; метание гранаты с места; стрельба из пневматического оружия, определение званий рядового, сержантского и офицерского состава, символики видов и родов войск Вооруженных Сил Российской Федерации и др.

Выводы:      

Изменения, происходящие сегодня в современном обществе, в значительной степени определяют особенности и необходимость внесения изменений в деятельность педагога. В современных условиях, в образовательной деятельности важна ориентация на развитие познавательной самостоятельности учащихся. Решить эту проблему старыми методами невозможно. Всё это побудило к разработке единой системы по подготовке к олимпиаде по предмету для старшеклассников, направленной на повышение качества знаний учащихся, развития их способностей посредством сочетания традиционных и новых информационных технологий.  

В заключение необходимо напомнить, что работа педагога с детьми -  это сложный и никогда не прекращающийся процесс.  Он требует от учителей личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии учащихся и их обучения, а также тесного сотрудничества с психологами, другими учителями, администрацией и обязательно с родителями. Он требует постоянного роста мастерства, педагогической гибкости, умения отказаться от того, что еще сегодня казалось творческой находкой и сильной стороной. Только высоко талантливые люди способны внести наибольший вклад в развитие общества, и не развивать таланты является непозволительной ошибкой для развития любого государства.

Реально ли подготовить победителя или призера Всероссийской олимпиады? Мы знаем, что реально. Главное – любовь к своей работе и ученикам, окружающим, самому себе, терпение, внимание, неустанный труд. И тогда ученики не только поверят в свои силы, но и будут понимать, что олимпийская высота – всего лишь ступень на их жизненном пути, и поднялись на эту ступень они вместе со своим Учителем.

Приложения

 Рекомендации по подготовке детей с помощью наглядных материалов (памяток, брошюр и другого раздаточного материала)

         Приведенная ниже информация может быть использована для изготовления печатной продукции в различных форматах и использовать в виде раздаточного материала детям на уроках ОБЖ.

 «Действия при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера сигналам гражданской обороны»

1.Дейстивия при природных чрезвычайных ситуациях

УРАГАН, БУРЯ, СМЕРЧ

Скорость ветра при урагане - более 30 м/с. Он является одной из мощных сил стихии и по своему пагубному воздействию приближается к землетрясению. При буре скорость ветра несколько меньше - 15-30 м/с. Смерч - восходящие вихри быстро вращающегося воздуха.

Ураганный ветер разрушает прочные и сносит легкие строения, опустошает поля, обрывает провода, валит столбы, ломает и вырывает с корнями деревья, топит суда, повреждает транспортные средства, вызывает аварии на коммунально-энергетических сетях.

Получив штормовое предупреждение, необходимо:

https://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=989cdbf76c9a2e2560fb909b8ee3820b&n=33&h=190&w=291               https://im1-tub-ru.yandex.net/i?id=d8ee62e8193bcddda9763e7dae92f194&n=33&h=190&w=285

  • закрыть окна, двери, чердачные помещения
  • с балконов и лоджий убрать все, что может быть сброшено ураганом
  • выключить газ, потушить огонь в печах, подготовить фонари, свечи, лампы
  • запастись водой, продуктами, держать радиоточку, телевизор, приемник включенными
  • подготовить медикаменты и перевязочные материалы
  • укрыться в защитном сооружении, подвале, погребе
  • дома занять внутреннюю комнату, подальше от окон.

НАВОДНЕНИЕ

Наводнение - это временное затопление суши водой в результате обильных осадков, интенсивного таяния снега, нагонных ветров у морских побережий, подводных землетрясений, когда возникают гигантские волны - цунами.

https://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=8444da494661b42cc8a938d145ef2879&n=33&h=190&w=286По качеству человеческих жертв и материальному ущербу наводнения занимают второе место после землетрясений

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=4a2d14cc8e4681d48615dccbbfdf07dd&n=33&h=190&w=333         

При угрозе наводнения необходимо:

  • постоянно слушать информацию об обстановке и порядке действий
  • продовольствие, ценные вещи, одежду, обувь перенести на верхние этажи
  • из опасных районов эвакуировать население
  • скот перегнать на возвышенные места
  • спасти людей, где бы они ни оказались, используя для этого любые средства
  • в первую очередь из зоны затопления вывезти детей
  • оказать срочную помощь людям, очутившимся в воде.

ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЕ

Это резкое разрушение пород глубоко под поверхностью земли, создающее подземные или наземные трещины. В результате по земле проходит вибрация, передающаяся и на здания.

http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=98c8ccb806d38766e810b2513c939565&n=24http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=939fb5251ab3269603ad101a1d6706a1&n=24

     

Действия при землетрясении

Действия до ЧС:

  • Узнайте, где находятся выключатели распределителей электроэнергии, воды и газа и как ими управляют.
  • Надежно прикрепите книжные полки и стеллажи к стенам.
  • Расположите тяжелые предметы как можно ближе к поверхности пола.

Действия во время ЧС:

Если вы в помещении:

  • Не выбегайте наружу. Внутри безопаснее.
  • Укройтесь в дверном проеме, под столом, скамьей или кроватью и держитесь за них так, чтобы следовать за их передвижениями.
  • Если в доме нет крепкой мебели, прижмитесь к внутренней стене и прикрывайте голову и шею.
  • Держитесь подальше от печи, окон, балконов.
  • Не пользуйтесь лифтом.

Если вы на улице:

  • Отбегите на открытое пространство.
  • Передвигайтесь как можно дальше от зданий, сооружений, высоких стен, проводов, электрических кабелей и любых других объектов, которые могут обвалиться.
  • Если землетрясение вас застигло возле высокого здания или на узкой улице, укройтесь на крыльце или в дверном проеме подъезда, чтобы уберечься от падающих обломков.

Действия после ЧС:

Если вы ранены:

  • Не паникуйте, сохраняйте спокойствие.
  • Любыми способами привлеките к себе внимание окружающих (свистите в свисток, стучите в стены и т.д.).

Если вы не ранены:

  • Старайтесь погасить возникшие очаги пожара..
  • Отключите любые источники тепла и электромагнитного излучения.
  • Если  здание повреждено, перекройте системы электро-, водо, газоснабжения.
  • Не пользуйтесь спичками и зажигалками, так как есть вероятность утечки газа.
  • Слушайте радио и следуйте инструкциям спасательных служб.
  • Окажите раненым первую помощь (для этого у вас должна быть аптечка).
  • Пользуйтесь телефоном только для того, чтобы сообщить о пострадавших - не перегружайте телефонные линии, необходимые для работы спасательных и медицинских служб.
  • Не входите в поврежденный дом даже если убеждены, что он безопасен.
  • В случае повторных толчков оставайтесь на месте и принимайте меры самозащиты.
  • Рационально используйте запас продуктов и питьевой воды.

Землетрясение - одно из наиболее страшных бедствий. Ему принадлежит первое место по причиняемому ущербу и числу человеческих жертв. На нашей планете происходит ежегодно свыше 5 тысяч слабых землетрясений. Пятая часть территории России подвержена землетрясениям силой более 7 баллов.

Получив информацию или почувствовав первые толчки, необходимо:

  • быстро покинуть здание, в Вашем распоряжении 15-20 секунд
  • на втором и последующих этажах встать в проем входной или балконной двери, отойти от окон и занять место в углу, образованном капитальными стенами
  • держаться дальше от стен, заборов, столбов; не входить в здания: толчки могут повториться
  • оказать первую помощь пострадавшим.

Запрещается:

- пользоваться лифтом

- прыгать с верхних этажей

- зажигать спички, свечи.

2. Действия при чрезвычайных ситуациях техногенного характера

https://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=1f204139c03bbf17ee13d520a3b36a73-16-16f-16161&n=33&h=190&w=285                  https://im1-tub-ru.yandex.net/i?id=38a69674e7728f03c1dd8a5506969724-16-16f-16161&n=33&h=190&w=285

Действия при авариях с взрывами и пожарами

   Такие аварии (катастрофы) чаще всего происходят на машиностроительных, химических, нефтеперерабатывающих, металлургических, деревообрабатывающих и пищевых предприятиях.

   Авария - это повреждение машины, станка, оборудования, здания, сооружения, транспортного средства, которое не повлекло за собой серьезных человеческих жертв.

   Катастрофа - событие с трагическими последствиями, влекущая за собой большие человеческие жертвы.

В случае аварии необходимо:

  • оповестить рабочих и служащих и вблизи проживающее население;
  • немедленно использовать первичные средства - огнетушители;
  • не допустить распространение огня, задействовав пожарные гидранты (краны);
  • помочь тем, кто оказался придавлен обломками и конструкциями;
  • извлечь людей из завалов;
  • вывести людей в безопасное место, район аварии оцепить, помочь оказавшимся в горящих зданиях и задымленных помещениях.
  • оказать пострадавшим первую помощь - потушить горящую одежду, прекратить действие электрического тока, остановить кровотечение, перевязать раны, наложить шины на переломы конечностей.

Необходимо постоянно напоминать детям телефоны экстренного реагирования и порядок действий при возникновении чрезвычайных ситуаций.

   Единая дежурно диспетчерская служба (ЕДДС) тел.112, служба, которая и предназначена для сбора от населения и организаций сообщений о различных происшествиях, возможных ЧС и оценки ущерба и степени опасности.

   Пожарная служба 01, (101 с мобильного телефона)

   Полиция 02 (102 с мобильного телефона)

   Скорая помощь 03 (103 с мобильного телефона)

Действия по оказанию первой помощи

Особое внимание необходимо обратить подготовке детей правилам оказания первой помощи.

Для проведения занятий по обучению навыкам оказания первой помощи возможно использование робота - тренажера «Гоша».

Научите детей, как делать искусственное дыхание, как оказать поморщь при кровотечениях и др. навыкам оказания первой помощи.

Искусственное дыхание:

- пострадавшего положить на горизонтальную поверхность;
- очистить рот и глотку пострадавшего от слюны, слизи, земли и других посторонних предметов, если челюсти плотно сжаты - раздвинуть их;
- запрокинуть голову пострадавшего назад, положив одну руку на лоб, а   другую на затылок;

- сделать глубокий вдох, нагнувшись к пострадавшему, герметизировать
губами область его рта и сделать выдох. Выдох должен длиться около 1 секунды и способствовать подъему грудной клетки пострадавшего. При этом ноздри пострадавшего должны быть закрыты, а рот накрыт марлей или носовым платком из соображений гигиены;
- частота искусственного дыхания - 16-18 раз в минуту;
периодически освобождать желудок пострадавшего от воздуха,
надавливая на подложечную область.

Массаж сердца:

- пострадавшего уложить на спину на ровную и твердую поверхность, расстегнуть ремень и ворот одежды;

- стоя с левой стороны, наложить одну ладонь кисти на нижнюю треть грудины, вторую ладонь положить крестообразно сверху и произвести сильное дозированное давление по направлению к позвоночнику;
- надавливания производить в виде толчков, не менее 60 в 1 минуту.
При проведении массажа сердца у взрослого необходимо значительное усилие

не только рук, но и всего корпуса.

У детей массаж производят одной рукой, а у грудных и новорожденных - кончиками указательного и среднего пальцев с частотой 100-110 толчков в минуту.
  Эффективность непрямого массажа сердца обеспечивается только в сочетании с искусственным дыханием. Их удобнее проводить вдвоем. При этом первый делает два вдувания воздуха в легкие, затем второй производит

30 надавливаний на грудную клетку.

   Если у пострадавшего восстановилась сердечная деятельность, определился пульс, лицо порозовело, то массаж сердца прекращают, а искусственное дыхание продолжают в том же ритме до восстановления самостоятельного дыхания.

Остановка кровотечения

Осуществляется путем придания кровоточащей области приподнятого
положения, наложения давящей повязки, максимального сгибания конечности в суставе и сдавливания при этом, проходящих в данной области сосудов, пальцевое прижатие, наложение жгута.

При отсутствии жгута может быть использован любой подручный материал (резиновая трубка, ремень, шнурок, веревка, платок, палка).

Порядок наложения кровоостанавливающего жгута:

Жгут накладывают при повреждении крупных артерий конечностей выше
раны, чтобы он полностью пережимал артерию.

Под жгут подкладывают мягкую ткань (бинт, одежду), делают несколько витков до полной остановки кровотечения. Витки должны ложиться вплотную один к другому, чтобы между ними не попадали складки одежды.

Концы жгута надежно фиксируют (завязывают). Правильно затянутый жгут должен привести к остановке кровотечения и исчезновению периферического пульса.

К жгуту обязательно прикрепляется записка с указанием времени его
наложения. Жгут накладывается не более чем на 1 час, а в холодное время года - на 0,5 часа.

При крайней необходимости более продолжительного пребывания жгута на конечности его ослабляют на 5 - 10 минут (до восстановления кровоснабжения конечности), производя при этом пальцевое прижатие поврежденного сосуда.


При обмороке

- уложить пострадавшего на спину так, чтобы голова была несколько опущена,

  а ноги приподняты;

-освободить шею и грудь от стесняющей одежды;
-тепло укрыть, приложить грелку к ногам;
-натереть виски нашатырным спиртом и поднести к носу ватку, смоченную

 в нем;

-лицо обрызгать холодной водой;

-при затянувшемся обмороке сделать искусственное дыхание;
- после прихода в сознание дать горячее питье.

В любой ситуации действуйте без паники и решительно, это будет способствовать вашему спасению.

Сделайте акцент, на то, что не нужно бездействовать в ожидании помощи – до ее прихода помогите самому себе и другим людям, оказавшимся в беде.

4.Действия по сигналам гражданской обороны

ПАМЯТКА по гражданской обороне представлена ниже.

По сигналу «РАДИАЦИОННАЯ ОПАСНОСТЬ»:

1.Отключить свет, газ, воду, отопительные приборы.

2.Взять документы.

3.Плотно закрыть окна, отключить вытяжку, обеспечить герметизацию помещений.

4.Принять йодистый препарат.

5.Использовать средства индивидуальной защиты
(при наличии), остаться в герметичном помещении
или укрыться в закрепленном защитном сооружении.

По сигналу «УГРОЗА КАТАСТРОФИЧЕСКОГО ЗАТОПЛНИЯ»

1. Отключить свет, газ, воду, отопительные приборы.

2. Взять с собой документы.

3.Осуществить эвакуацию или, при ее невозможности, занять верхние ярусы прочных сооружений до прибытия помощи.

По сигналу «ОТБОЙ»

вышеперечисленных сигналов:

1. Вернуться из защитного сооружения к месту работы или проживания.

2. Быть в готовности к возможному повторению сигналов оповещения ГО.

При возникновении ЧС необходимо действовать в соответствии с рекомендациями, содержащимися в информационном сообщении.

Во всех случаях:

- проверить оповещены ли соседи, сотрудники;

-оказать помощь больным, детям, инвалидам и престарелым.

ПАМЯТКА

по гражданской обороне

C:\Users\83550\Desktop\IMG_5985.JPG

ПРИМЕРЫ ОЛИМПИАДНЫХ ЗАДАНИЙ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ТУРА

             для средней возрастной группы (8,9 классы)

МОДУЛЬ 1

 ЗАДАНИЕ 1. Из ниже приведённого списка выберите отдельно и внесите в таблицу номера признаков изменения (сохранения) погоды.

  1. В течение дня температура воздуха резко меняется: днем жарко, ночью прохладно.  
  2. Вокруг солнца или луны появляется гало – светлое белесоватое кольцо.
  3. Давление воздуха относительно высокое и остается без изменений или медленно возрастает.
  4. Давление воздуха повышается.
  5. Давление воздуха понижается.
  6. Дым поднимается почти вертикально.
  7. Исчезают серые рваные низкие облака, в сплошной пелене появляются разрывы с голубым небом. Солнце садится на безоблачном небе.
  8. Ласточки и стрижи летают высоко над землей, комары летают роем, пчелы рано улетают в поле, паук ткет паутину и день и ночь.  
  9. Ласточки и стрижи низко летают над землей, куры и воробьи купаются в пыли.
  10. Ночь ясная, звездная.
  11. Похолодание во время дождя. В низинах к вечеру и ночью появляется туман.
  12. Появляются перисто-кучевые и высоко-кучевые облака («барашки»).
  13. Раскрывает свои цветки клевер.
  14. Соль становится влажной.

 

Ответ:  

Признаки сохранения устойчивой хорошей погоды

Признаки улучшения погоды

Признаки ухудшения погоды

1, 3, 6, 8, 10

 

4, 7, 11, 13

2, 5, 9, 12, 14

 

         

ЗАДАНИЕ 2. Впишите названия топографических знаков, изображённых в таблице.  

Ответ:  

Топографический знак

Название (значение) топографического знака

 

Радиостанции и телевизионные центры

 

Метеорологические станции

 

Дом лесника, лесничество

 

Церкви

 

Мечети

 

Буддийские монастыри, храмы и пагоды

 

ЗАДАНИЕ 3. Распределите приведенные ниже узлы по принадлежности, внеся их номера в соответствующие графы таблицы.

  1. Австрийский схватывающий
  2. Академический
  3. Брамшкотовый
  4. Булинь (беседочный узел)
  5. Восьмёрка (фламандская петля)
  6. Грейпвайн
  7. Двойной проводник («заячьи уши»)
  8. Проводник (дубовая петля)
  9. Прямой
  10. Стремя
  11. Схватывающий (Пруссика)
  12. Ткацкий
  13. Удавка
  14. Узел среднего (бурлацкая петля)
  15. Шкотовый
  16. Штык

Ответ:  

Для связывания двух верёвок

Петли и для крепления  

(к опоре)

Специальные узлы

2, 3, 6, 9, 12, 15

 

4, 5, 7, 8, 13, 14, 16

1, 10, 13

 

ЗАДАНИЕ 4.  Витамины являются незаменимым компонентом питания человека. При их недостатке появляются определённые признаки – признаки гиповитаминоза, которые являются характерными для каждого из витаминов.

A) определите наименование витамина по характерным признакам гиповитаминоза (недостатка витамина) и запишите его в соответствующую графу таблицы.

Ответ:  

п/п

Признаки недостатка витамина (гиповитаминоза)

Наименование витамина

1.

Самопроизвольные капиллярные и паренхиматозные кровотечения и кровоизлияния

Витамин К, нафтохинон

2.

Нарушение функции центральной и периферической нервной системы, ложная сытость, диарея, отёки

Витамин В1, тиамин

3.

Рахит у детей, ломкость костей у взрослых

Витамин Д, кальциферол

4.

Нарушения со стороны глаз (быстрая утомляемость, покраснение, раннее развитие катаракты), мышечная слабость, «географический» язык, трещины в углах губ

Витамин В2, рибофлавин

 

Б) все витамины делятся на водорастворимые и жирорастворимые. Отнесите, определенные вами витамины в части А) задания, к соответствующей группе.  

Ответ:  

№ п/п витамина

1

2

3

4

Принадлежность витамина к группе:

А – водорастворимые,  

Б – жирорастворимые

Б

А

Б

А

 

        ЗАДАНИЕ         5.         Практически         каждый         человек         в         течение         жизни         получает профилактические прививки. Министерством здравоохранения Российской Федерации утверждён национальный календарь профилактических прививок и календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям.

А) в каких случаях проводится вакцинация по эпидемическим показаниям?

Вариант ответа: 

  Вакцинация по эпидемическим показаниям применяется при угрозе заражения инфекцией (контакте с больным инфекционным заболеванием, вспышке инфекционного заболевания на территории проживания, поездка или проживание в эндемичных районах).

 Б) ниже перечислены инфекционные заболевания, для профилактики которых применяются профилактические прививки. Укажите, какие из них включены в национальный         календарь         профилактических         прививок, какие         проводятся         по эпидемическим показаниям. Номер, под которым записано инфекционное заболевание, впишите в соответствующую графу таблицы.

  1. Туберкулёз
  2. Туляремия
  3. Гепатит А
  4. Гепатит В
  5. Полиомиелит
  6. Вирусный клещевой энцефалит

Ответ:  

Инфекционные         заболевания,         для профилактики         которых применяются профилактические прививки, включённые в национальный календарь профилактических прививок

Инфекционные заболевания, вакцинация против которых проводится по эпидемическим показаниям

1, 4, 5

2, 3, 6

 

В) какой иммунитет формируется у человека после применения профилактических прививок?

Ответ: 

Искусственный активный иммунитет.

  ЗАДАНИЕ 6. Впишите наименования (названия) дорожных знаков. 

Ответ:  

Дорожный знак

Наименование (название) дорожного знака

 

Жилая зона

 

Место остановки трамвая

 

Полоса для велосипедистов

 

Велосипедная дорожка

 

Пешеходная дорожка

 

Дикие животные

 

        ЗАДАНИЕ         7.         Экологические         знаки,         предназначены         для информирования приобретателей об экологической чистоте товаров, а также о безопасных для окружающей среды способах их использования и утилизации. Из ниже приведённого списка выберите и внесите в таблицу номера знаков, в соответствии с их графическим изображением.

  1. Знак, информирующий о пригодности пластикового изделия для контакта с пищевыми продуктами
  2. Знак «Зелёная точка»
  3. Знак «Петля Мебиуса»
  4. Знак перерабатываемого пластика
  5. Знак, указывающий на необходимость отдельного сбора и выброса использованных источников питания (ламп, батареек и аккумуляторов), содержащих некоторые опасные вещества.

 Графическое изображение знака

Значение знака (номер)

 

5

 

2

 

4

 

3

1

 

ЗАДАНИЕ 8. Во время похода у одного из участников обострилось хроническое заболевание, в связи с чем возникла необходимость приёма медикаментов через каждые 6 часов. Часы всех участников после преодоления водной преграды вышли из строя. Как определить нужные промежутки времени для приёма медикаментов, используя параметры движения Солнца и Луны?

Вариант ответа:  

   Время можно определить, используя солнце, луну и любой предмет, позволяющий измерять угол, например, компас. Солнце и луна движутся по небосводу со средней угловой скоростью 15° в час. 15° × 6 = 90° (15 минут по циферблату часов, четверть любой окружности).

 

ЗАДАНИЕ 9. Заполните таблицу, указав виды землетрясения, в зависимости от причин его возникновения.

Ответ:

Виды землетрясений

Причины землетрясений

Вулканические

Сейсмические волны, возникающие при извержении вулканов

Тектонические

Тектонические процессы, постоянно происходящие на нашей планете

Моретрясения

Подводные или прибрежные тектонические и вулканические

землетрясения

Обвальные

Обрушения карстовых пустот или заброшенных горных выработок

(рудников)

Наведенные

Последствия непродуманной инженерной деятельности человека

ЗАДАНИЕ 10. Прочитав приведенные характеристики, отметьте знаком «+» в соответствующих столбцах таблицы те, которые относятся к терроризму или экстремизму.  

Ответ:

Т е р р о р и з м

Характеристика

Э к с т р е м и з м

 

+

Организация, планирование, подготовка и финансирование и реализация террористического акта 

 

 

Возбуждение         социальной,         расовой,         национальной         или религиозной розни

+

+

Информационное или иное пособничество в планировании, подготовке и реализации террористического акта

 

+

Подстрекательство к террористическому акту

 

 

Пропаганда         и         публичное         демонстрирование         нацисткой

атрибутики и символики

+

 

Воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения

+ 

ЗАДАНИЕ 11. В левом столбце таблицы приведены примеры формирования смысловой комбинации знаков безопасности (ГОСТ Р 12.4.026). Расшифруйте их, вписав ответ в правый столбец.

Ответ:

Знаки безопасности

Значение смысловой комбинации знаков безопасности

 

Выход налево

 

Место сбора налево вниз

 

Телефон направо вниз

 

Пожарная лестница вверху

ЗАДАНИЕ         12.         Фейерверки         являются         огнеопасными изделиями         и         требуют повышенного внимания при обращении с ними. Перечислите места, в которых запрещается применять пиротехнические изделия.

Вариант ответа:  

  1. В помещениях, зданиях, сооружениях (1), а также на крышах, балконах и лоджиях (2).  
  2. На территориях взрывоопасных и пожароопасных объектов (3).
  3. Возле линий электропередач (4).  
  4. На сценических площадках (сценах) (5) при проведении концертных и торжественных мероприятий.
  5. На территориях объектов культурного наследия (6), заповедников, заказников и национальных парков (7).  

МОДУЛЬ 2

                                                     Тестовые задания

 

п/п 

Тестовые задания

Макс. балл 

Кол-во набранных баллов 

Определите один правильный ответ

1.

На         топографических         картах         элементы         гидрографии обозначаются:

а) жёлтым цветом;

б) голубым цветом;

в) жёлтым и голубым цветом;

г) зелёным и голубым цветом. 

1

 

2.

Севернее других расположен объект:

а) 60° с.ш. 30° в.д.;

б) 62° с.ш. 130° в.д.;

в) 64 с.ш. 130° в.д.;

г) 69 ° с.ш. 33 ° в.д. 

1

 

3.

Наибольшей энергетической ценностью обладают:

а) белки;

б) жиры;

в) углеводы;

г) витамины.

1

 

4.

Воздушная эмболия         сосудов может быть         осложнением ранения:

а) вен предплечья;

б) бедренной артерии;

в) плечевой артерии;

г) вен шеи. 

1

 

5.

Кровоостанавливающий жгут используется для временной остановки кровотечения при:

а) ранение кисти;

б) ранение стопы;

в) повреждение вен предплечья;

г) ранение бедренной артерии.

1

 

6.

В случае большой кровопотери и отсутствия сознания пострадавшего после остановки кровотечения необходимо перевести в:

а) стабильное боковое положение с возвышенной верхней частью туловища;

б) стабильное боковое положение с приподнятыми нижними конечностями;

в) положение         «на         спине»         с         приподнятыми нижними конечностями;

г) положение «на спине» с возвышенной верхней частью туловища.

1

 

7.

На наличие закрытого перелома конечности у пострадавшего достоверно указывает следующий признак:

а) боль;

б) кровоизлияние;

в) изменение конфигурации повреждённого сегмента конечности;

г) укорочение повреждённого сегмента конечности.

1

 

8.

Наиболее универсальным (можно тушить пожары категорий

А, В, С, E) является:  

а) углекислотный огнетушитель;

б) порошковый огнетушитель;

в) аэрозольный огнетушитель;

г) воздушно-пенный огнетушитель.

1

 

9.

Действия         по         дезорганизации автоматизированных информационных систем, создающих опасность гибели людей и причинения значительного материального ущерба, называют:

а) ядерным терроризмом;

б) криминальным терроризмом;

в) технологическим терроризмом;

г) кибертерроризмом.

1

 

10.

Эвакуационные знаки имеют следующий цвет:

а) красный;

б) желтый;

в) зеленый;

г) синий.

1

 

11.

Знаки пожарной безопасности имеют следующий цвет:

а) красный;

б) желтый;

в) зеленый;

г) синий.

1

 

Определите все правильные ответы

12.

Из перечисленных ниже ягодам, к ядовитым относят:

а) воронец;

б) костяника;

в) калина;

г) ландыш;

д) ежевика. 

2

 

13.

К факторам, обеспечивающим физическое здоровье можно отнести:

а) двигательную активность;

б) познание окружающего мира;

в) достаточное время отдыха;

г) способность организма адаптироваться;

д) умение моделировать события. 

2

 

14.

Пальцевое прижатие артерии эффективно, когда артерия:

а) проходит в толще мышцы;

б) расположена поверхностно;

в) проходит над костью;

г) расположена во внутренней полости организма. 

2

 

15.

К         чрезвычайным         ситуациям геологического         характера относят:

а) землетрясения;

б) оползни;

в) курумы;

г) засухи;

д) извержения вулканов. 

2

 

16.

Группа велосипедистов, двигаясь по проезжей части должна соблюдать следующие из перечисленных правил:

а) передвигаться по правому краю проезжей части;

б) передвигаться по левому краю проезжей части;

в) передвигаться в один ряд;

г) передвигаться в один ряд с расстоянием не менее 20 метров. 

2

 

17.

Жёлтый мигающий сигнал светофора имеет следующее значение:

а) разрешает         движение         и         информирует         о наличии нерегулируемого перекрёстка;

б) предупреждает об опасности;

в) запрещает движение;

г) разрешает движение;

д) разрешает движение и информирует, что время его действия истекает.

2

 

18.

К немеханическим транспортным средствам относятся:

а) автомобили;

б) прицепы;

в) мопеды;

г) автобусы;

д) троллейбусы. 

2

 

19.

Водителям велосипеда запрещается:

а) движение с неисправной тормозной системой;

б) перевозить пассажиров старше 8 лет на дополнительном сиденье;

в) двигаться по проезжей части улицы при наличии рядом велосипедной дорожки;

г) подавать сигналы о повороте и остановке рукой.

2

 

20.

К чрезвычайным ситуациям гидрологического характера относят:

а) низкие уровни грунтовых вод;

б) наводнения;

в) половодья;

г) высокие уровни грунтовых вод;

д) паводки;

е) сильные дожди.

3

 

 

Количество баллов

 

max

30

 

 

 

Матрица ответов на тестовые задания

Номер теста

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Верный ответ  

б

г

б

г

г  

б

г

б

г

в

Номер теста

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

Верный ответ  

а

а, г

а, в

б, в

б, в

а, в

а, б

б, в

а, в

б, в, д

 

 

 

 

 

 

 

ПРИМЕРЫ ОЛИМПИАДНЫХ ЗАДАНИЙ          ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ТУРА

                   для старшей возрастной группы (10-11 классы)

 

МОДУЛЬ 1

ЗАДАНИЕ 1. Дайте полную характеристику объектам по приведённым условным топографическим знакам.

Ответ:  

Шлюз

Плотина

Мост

  1. Камеры – 2 шт.
  2. 120 м длина камеры
  3. 12 м ширина камеры 4. 4 м глубина на пороге ворот 
  1. Непроезжая
  2. Материал глина (грунт)
  3. Длина – 90 м
  4. Ширина – 6 м
  5. Верхний уровень воды

(верхний бьеф) – 88,5 м

  1. Нижний уровень воды

(нижний бьеф) – 82,8 м 

  1. Подъемный (разводной)
  2. Каменный
  3. Высота над уровнем воды

10 м

  1. Длина моста 100 м
  2. Ширина моста 8 м
  3. Грузоподъемность 50 тонн 

         

ЗАДАНИЕ 2. Движение по карте подразумевает под собой выбор пути движения, направления. Основной задачей при выборе пути является выделение опорных ориентиров, т. е. таких, которые будут использоваться при движении к контрольному пункту.

А) Установите соответствие видов ориентиров и местных предметов соединив их стрелками.

Б)         Опорные         ориентиры         можно         разделить         на         ограничивающие,         тормозные, рассеивающие и привязки. Установите соответствие видов ориентиров и их описаний.

Ответ:  

ЗАДАНИЕ 3. Витамины являются незаменимым компонентом питания человека. При их недостатке появляются определённые признаки – признаки гиповитаминоза, которые являются характерными для каждого из витаминов.

А) Определите наименование витамина по характерным признакам гиповитаминоза (недостатка витамина) и запишите его в соответствующую графу таблицы.

 

Ответ:  

п/п

Признаки недостатка витамина (гиповитаминоза)

Наименование витамина

1.

Нарушен рост костей, нарушено ороговение эпителия кожи, «куриная слепота»

Витамин А, ретинол

2.

Резкое снижение массы тела, диарея, воспаление кожи, снижение интеллекта

Витамин РР, никотинамид

3.

Повышенная кровоточивость, расшатывание, разламывание и потеря зубов

Витамин         С,         аскорбиновая

кислота

4.

Мышечные         дистрофии,         нарушение

репродуктивной функции

Витамин Е, токоферол

 

Б) Все витамины делятся на водорастворимые и жирорастворимые. Отнесите, определенные вами витамины в части А) задания, к соответствующей группе.  

 Ответ:  

№ п/п витамина

1

2

3

4

Принадлежность витамина к группе:

А – водорастворимые,  

Б – жирорастворимые

Б

А

А

Б

 

ЗАДАНИЕ 4. Травмы конечностей встречаются достаточно часто. Общими признаками их являются: отёк, боль, кровоизлияние. Напишите, какие повреждения можно заподозрить у пострадавшего перечисленных признаков.

Ответ: 

 

ЗАДАНИЕ 5. В случае возникновения чрезвычайной ситуации эвакуация является одним из самых эффективных способов защиты населения. Заполните таблицу, вписав признаки, по которым классифицируются виды эвакуации. 

Ответ: 

По видам опасности 

эвакуация из зон возможного и реального химического, радиоактивного, биологического заражения (загрязнения), возможных сильных разрушений, катастрофического затопления и др. 

По способам эвакуации 

различными         видами         транспорта,         пешим, комбинированным способом 

По удалённости 

локальная (в пределах города, населённого пункта, района), региональная (в границах федерального округа), государственная (в пределах Российской Федерации) 

По длительности проведения 

временная (с возвращением на постоянное местожительство в течение нескольких суток), среднесрочная – до одного месяца, продолжительная – более месяца 

По времени начала проведения 

упреждающая         (заблаговременная)         и         экстренная

(безотлагательная) 

 

ЗАДАНИЕ 6. Впишите значения (названия) знаков безопасности, используемые на промышленных предприятиях. 

Ответ:  

Знак безопасности

Значение (название) знака

 

Опасно! Ядовитые вещества

 

 

Взрывоопасно

 

 

Радиационная опасность

 

Работать в СИЗОД

 

 

Доступ посторонним запрещен

 

Опасно. Едкие и коррозионные вещества

 

ЗАДАНИЕ 7. Прочитайте текст и расшифруйте аббревиатуры, встречающиеся в нём.

  Одним из важных направлений деятельности МЧС России является совершенствование сил РСЧС и системы реагирования на ЧС. Для совершенствования информирования и оповещения населения об угрозе кризисных ситуаций создана ОКСИОН. На каждый случай вероятных чрезвычайных ситуаций на РОО, ХОО, ГОО и других ПОО местные органы ГОЧС имеют примерные варианты сообщений, которые передаются в течение 5 минут после подачи звукового сигнала «Внимание всем!». В образовательных учреждениях, которые организационно входят в функциональную систему РСЧС, для решения задач может быть создана КЧС и ПБ.

Ответ:

Аббревиатура

Расшифровка аббревиатуры

МЧС 

Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

РСЧС 

Единая         государственная         система         предупреждения         и         ликвидации чрезвычайных ситуаций

ЧС 

Чрезвычайные ситуации

ОКСИОН 

Общероссийская комплексная система информирования и оповещения населения

РОО 

Радиационно-опасный объект

ХОО 

Химически-опасный объект

ГОО 

Гидротехнический опасный объект (сооружения или естественные образования, создающие разницу уровней воды до и после них)

ПОО 

Потенциально-опасный объект

ГОЧС 

Гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций

КЧС и ПБ 

Комиссия по чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности

 

ЗАДАНИЕ 8. Аварийно-спасательные и другие неотложные работы представляют собой совокупность первоочередных работ в зоне чрезвычайной ситуации, заключающихся в спасении и оказании помощи людям, локализации и подавлении очагов подавляющих воздействий, предотвращении возникновения вторичных поражающих факторов, защите и спасении материальных и культурных ценностей, восстановлении минимально необходимого жизнеобеспечения людей. В таблице указаны задачи, выполняемые при осуществлении аварийно-спасательных и неотложных работ. Отметьте знаком «+» в соответствующих столбцах таблицы те, которые относятся к аварийно-спасательным или неотложным работам.

 Ответ:  

Аварийноспасательные работы в очагах поражения

Задачи

Неотложные работы

 

Санитарная очистка территории в зонах чрезвычайной ситуации 

+

+

Поиск и извлечение пораженных из поврежденных и горящих зданий 

 

+

Вывоз населения из опасных зон 

 

 

Первоочередное жизнеобеспечение пострадавшего населения 

+

 

Локализация аварий на газовых, энергетических, водопроводных, канализационных сетях в целях создания безопасных условий для

проведения спасательных работ 

+

+

Санитарная обработка людей, ветеринарная обработка животных, дезактивация, дезинфекция и дегазация техники 

 

+

Оказание первой медицинской и врачебной помощи пострадавшим и эвакуация их в лечебные учреждения 

 

+

Разведка маршрутов движения и участков работ 

 

 

Ремонт и восстановление поврежденных и разрушенных линий связи и коммунально-энергетических сетей с целью обеспечения

спасательных работ 

+

 

ЗАДАНИЕ 9. Подберите лёгкие защитные костюмы Л-1, вписав в правую колонку рост костюма Л-1 соответствующий росту человека (левая колонка).

Ответ:  

Рост человека

Рост костюма Л-1

168 см

2

180 см

4

170 см

2

188 см

4

ЗАДАНИЕ 10. Вставьте пропущенные слова в приведённый ниже текст.

Ответ:  

   Войска противовоздушной и противоракетной обороны решают широкий спектр задач, основными из которых являются:

  • отражение агрессии в воздушно-космической сфере и защита от ударов средств воздушнокосмического нападения противника пунктов управления высших звеньев государственного и военного управления, группировок войск (сил), административно-политических центров, промышленно-экономических районов, важнейших объектов экономики и инфраструктуры страны;
  • поражение головных частей баллистических ракет вероятного противника, атакующих важные государственные объекты.

 

ЗАДАНИЕ 11. Впишите в правый столбец виды стрелкового оружия по способу управления и удержания.

Ответ:  

Револьвер

 

Пистолет

 

Пистолет-пулемет

 

Пулемет (Ручной пулемет)

 

Винтовка

 

Карабин

 

Автомат

ЗАДАНИЕ 12. В некоторых строках тактико-технических характеристик (боевых свойств) стрелкового оружия записанных в таблицу допущены ошибки. Найдите их и отметьте знаком «Х» в крайней правой колонке.

Ответ:  

Наименование данных

 АК-74

АКС-74У

РПК-74

Отметка об ошибке

Прицельная дальность стрельбы, м

500

1000

1000

Х 

Боевая скорострельность, выстрелов в минуту при стрельбе очередями

 

100

 

150

 

100

Х 

Дальность прямого выстрела по грудной фигуре, м

 

440

 

360

 

460

 

Начальная скорость пули, м/сек

900

735

960

 

Предельная дальность полета пули, м

3150

2900

3150

 

Вес автомата (пулемета), кг со снаряженным пластмассовым магазином, без штыка-ножа, со складывающимся прикладом) 

 

3,0

 

3,5

 

5,61

Х 

Емкость магазина, патронов

30

30

60

Х 

         


МОДУЛЬ 2

                                                      Тестовые задания

 

п/п 

Тестовые задания

Макс. балл 

Кол-во набранных баллов 

Определите один правильный ответ

1.

Солнце движется по небосводу со средней угловой скоростью:

а) 15° в час;

б) 24° в час;

в) 30° в час;

г) 36° в час

1

 

2.

На топографических картах элементы растительности обозначаются:

а) жёлтым цветом;

б) зелёным цветом;

в) зелёным и жёлтым цветом;

г) зелёным и голубым цветом. 

1

 

3.

Основное негативное действие табачного дёгтя на организм человека заключается в том, что он:

а) вызывает кислородное голодание организма;

б) вызывает сужение сосудов;

в) тормозит деятельность центральной нервной системы;

г) оказывает канцерогенное действие. 

1

 

4.

При солнечном ударе в случае появления судорог пострадавшему необходимо придать:

а) стабильное боковое положение;

б) положение лёжа на спине с приподнятыми на 30-45 см ногами;

в) положение лёжа на спине с приподнятой верхней частью туловища;

г) положение лёжа на спине строго горизонтально.

1

 

5.

Жировая эмболия сосудов может быть осложнением перелома:

а) костей таза;

б) костей предплечья;

в) ключицы;

г) костей голени.

1

 

6.

        Светильники         зелёного         цвета         в         коридорах         и         на лестничных клетках – это:

а) лампы аварийного освещения при эвакуации;

б) указатели мест размещения огнетушителей;

в) указатели мест размещения средств защиты органов дыхания;

г) указатели мест сбора для эвакуации.

1

 

7.

Согласно Уголовному кодексу Российской Федерации максимальное наказание за умышленные преступления средней тяжести составляет:

а) не более двух лет;

б) не более пяти лет;

в) не более десяти лет;

г) свыше десяти лет.

1

 

8.

        Защитное         сооружение,         обеспечивающее         защиту

укрываемых от воздействия всех поражающих факторов ядерного взрыва называется:

а) убежище гражданской обороны;

б) противорадиационное укрытие;  

в) укрытие гражданской обороны;

г) бомбоубежище.

1

 

9.

Хлорангидрид циановой кислоты, высокотоксичный, бесцветный газ с резким запахом, по-другому называется:

а) хлорпикрин;

б) хлорциан;

в) фтористый хлор;  

г) хлоргексидин. 

1

 

10.

Гопкалитовый патрон предназначен для защиты органов дыхания от:

 а) аммиака;  

б) оксида углерода;

в) сероводорода;

г) хлора.

1

 

11.

Уголовный кодекс Российской Федерации устанавливает, что несовершеннолетними признаются лица, которым ко времени совершения преступления:

а) исполнилось 14 лет;

б) исполнилось 16 лет;

в) исполнилось 14 лет, но не исполнилось 18 лет;

г) не исполнилось 18 лет. 

1

 

12.

При аварии с утечкой хлора для защиты ребенка в возрасте до 1 года используется:

а) ИП-4, ИП-5;

б) ПДФ-Ш, ПДФ-2 Ш;

в) КЗД-4, КЗД-6;

г) ГП-5, ГП-7. 

1

 

Определите все правильные ответы

13.

Спасательные круги предназначены для поддержания спасающихся         на         плаву.

Они         применяются         для обязательной комплектации:

а) гидросамолётов; 

б) маломерных судов;  

в) переправ всех типов и назначений;

г) военно-транспортных вертолётов.

2

 

14.

Кроме кислорода поддерживают горение следующие газы:

а) аргон;

б) фтор;

в) хлор;

г) азот.

2

 

15.

Для остановки кровотечения использовать давящую повязку необходимо в следующих случаях:

а) ранение бедренной артерии;

б) повреждение вен предплечья;

в) повреждение мелких артерий кисти и стопы;

г) ранение плечевой артерии. 

2

 

16.

Регенеративный         патрон, предназначенный         для изолирующих противогазов, обеспечивает:

а) получение кислорода для дыхания;

б) поглощение углекислого газа из выдыхаемого воздуха;  

в) поглощение всех токсичных веществ из вдыхаемого воздуха;

г) поглощение влаги из выдыхаемого воздуха;

д) поглощение только сероводорода из вдыхаемого воздуха. 

3

 

17.

На возможность возникновения пурги могут указывать следующие признаки:

а) понижение температуры воздуха;

б) повышение температуры воздуха;

в) постепенное увеличение скорости ветра;

г) постепенное понижение скорости ветра.

2

 

18.

Верхний бьеф бывает у:

а) вулкана;

б) плотины;

в) скалистой горы;

г) шлюза;

д) каменистого холма;

е) гидроэлектростанции.

3

 

19.

Выпускники высшего военного командного училища начинают службу в войсках в должности:

а) командир разведывательного взвода;

б) командир полка;

в) командир мотострелкового взвода;

г) командир батальона. 

2

 

20.

К средствам защиты человека при пожаре относят:

а) СОН «Шанс»;

б) респиратор У-2К;

в) Л-1;

г) ОЗК;

д) ГДЗК.

2

 

 

Количество баллов

 

max

30

 

 

Матрица ответов на тестовые задания

Номер теста

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Верный ответ

а

б

г

в

а

а

б

а

б

б

Номер теста

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

Верный ответ

в

в

б, в

б, в

б, в

а, б, г

б, в

б, г, е

а, в

а, д

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на заседении педагогического совета на тему "Работа с одаренными детьми в летней школе".

Работа с одаренными детьми в летней школе. Когда я начинала работать, на одном из заседаний кафедры математики, рассматривая вопрос о работе с одаренными детьми, наш руководитель -  ди...

Работа с одаренными детьми в общеобразовательной школе

Презентация о проводимой работе со способными (одаренными) детьми в рамках предмета "Обществознание" в средней школе. (обмен опытом)....

Работа с одаренными детьми вусловиях непрофильной школы.

Сегодняшняя джействительность выдвигает перед школой проблему подготовки самостоятельных, способных к самобучению, обладающих коммуникативными навыками граждан. Здесь решающим фактором является страте...

Работа с одаренными детьми на уроках лыжной подготовки в школе.

   В настоящее время наблюдается повышенный интерес к обучению и развитию одаренных учащихся.Задача учителей физической культуры активно работать  по поиску спортивно одаренных д...

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Изучение потенциально высоких способностей человека интересовало философов еще в Античности. Многие работы специалистов помогают не только понять, какие виды одаренности существуют, но и найти способы...

Программа работы с одаренными детьми «Работа с одаренными детьми в общеобразовательной школе на уроке музыки»

Программа работы с одарёнными детьми разработана с учетом особенностей современной системы образования, в соответствии с программой развития МБОУ «СШ №25» и является основой для работы с о...

: «Организация работы с одаренными детьми в общеобразовательном учреждении (на примере МБОУ «СОШ №2 г. Никольское»)

Научно-исследовательская работаТема работы: «Организация работы с одаренными детьми в общеобразовательном учреждении(на примере МБОУ «СОШ №2 г. Никольское»)Задачи исследования:Раскры...


 

Комментарии

Стадник Андрей Анатольевич

.Уважаемый Валерий Григорьевич!
Тщательного изучив Вашу методическую разработку «Работа с одаренными детьми в общеобразовательной школе» я начал применять ее в своей педагогической практике.
Ваш труд существенно помогает и приносит потрясающие результаты в работе с одаренными детьми!!!
Особое место ваша работа занимает при подготовке моих обучающихся к "ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЕ ШКОЛЬНИКОВ" .
Благодаря применению вашего методического материала мои воспитанники ежегодно становятся победителями и призерами школьного, муниципального и регионального уровней по ОБЖ "ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЕ ШКОЛЬНИКОВ" .
Валерий Григорьевич огромное СПАСИБО за ваш труд!!!!!
С уважением преподаватель-организатор ОБЖ Стадник А.А..