Выступление на заседении педагогического совета на тему "Работа с одаренными детьми в летней школе".
материал по алгебре (8 класс) по теме

 

Работа с одаренными детьми в летней школе.

 

Когда я начинала работать, на одном из заседаний кафедры математики, рассматривая вопрос о работе с одаренными детьми, наш руководитель -  директор лицея А.М.Кузьмин сказал, что работа с одаренными детьми обязательно должна быть непрерывной. Любой пропуск в занятиях равносилен движению назад. Основная проблема этого вопроса – летние каникулы, период, когда связь между учителем и учеником прерывается на три месяца. Лучшее, что можно было предложить на тот период – это дать учащемуся задание на лето, снабдить необходимой литературой. Эффективность, конечно, невысока!

И вот найдено лучшее решение – летняя школа. Идея летних школ не является новой. Во многих областях они существуют уже много лет. А вот на Тамбовщине она появилась пять лет назад. Первый год школа была организована на базе летнего лагеря «Костер» в Котовске, а последние четыре года на базе санатория – профилактория «Энергетик».

Основные задачи и цели летней школы– поднятие общего уровня подготовки учащихся лицея по профилирующим предметам, организация научно-исследовательской деятельности школьников. Работа в лагере направлена на расширение кругозора способных учащихся, знакомство их с новыми идеями и методами современной математики, физики, информатики и др. наук, обучение решению нетрадиционных задач и задач повышенной сложности. Уделяется внимание профессиональной направленности, ориентации школьников на выбор будущей профессии. Кроме этого, лагерь дает возможность активно и интересно отдохнуть и пообщаться с учащимися, достигшими наилучших результатов.

Контингент летней школы – учащиеся пятых-десятых классов. Для зачисления в лагерь необходима рекомендация учителей по профилирующим предметам. Формируются семь отрядов. Учебная работа в лагере ведется по четырем профилям: физико-математическому, компьютерному, гуманитарному, химико-биологическому. Ежедневно с учащимися проводят по две учебные пары (четыре урока). Для учащихся физико-математического направления – математика и физика, для компьютерного – математика и информатика, гуманитарные группы занимаются английским языком, русским языком, историей, химико-биологическое направление представляют химия и биология.

Ведут занятия в летней школе преподаватели лицея – учителя высшей и первой категории. В свободное от занятий время преподаватели проводят консультации и руководят исследовательской работой, принимают участие в воспитательной работе.

Большая часть занятий проходит на открытом воздухе. Разнообразны и  формы их проведения. Занятия могут проходить в виде лекции или семинара, математической регаты, математические карусели для младших школьников,  или математического боя для старшеклассников, командного соревнования по решению задач, носить шутливый или критический характер. Тематика занятий самая разнообразная. Во-первых, рассматриваются задачи олимпиадного характера: «Принцип Дирихле», «Инварианты и полуинварианты», «Логические задачи», «Теория графов» и др., во-вторых, читаются спецкурсы, в которых углубленно рассматриваются некоторые темы школьной математики: «Функциональные уравнения», «Элементы линейной алгебры», «Вычисление сумм и произведений» и др. Все это помогает учащимся не только успешно выступать на олимпиадах, но и быть хорошо подготовленными к сдаче ЕГЭ и поступлению в высшие учебные заведения. Пример. В этом году на ЕГЭ по математике задание С5 было функциональное уравнение. Учащиеся успешно справились с ним, причем, многие благодаря занятиям в летней школе.

В конце смены проводятся олимпиады по предметам, итоговые научно-практические конференции, это обязательный элемент летней школы. В олимпиадах участвуют все учащиеся, результаты олимпиад вывешиваются, обсуждаются, переживаются. Работа пишется в течение двух пар. После проверки происходит разбор решения задач и апелляция. Задачи, как правило, используют материал, изучавшийся в летней школе. Поэтому олимпиада служит индикатором усвоения изученного материала. Уровень заданий достаточно высокий. Он сопоставим с задачами городских и областных олимпиад. Если учесть, что почти все призеры этих олимпиад в течение смены общались друг с другом, сравнивали свои результаты, то становится ясно, что дух соревновательности на этих олимпиадах достаточно высокий и победа на олимпиаде престижна.

Помимо учебы в лагере весьма насыщенная воспитательная работа. Каждый день проходит два мероприятия: одно спортивное, другое развлекательное. В массе своей это мероприятия, требующие эрудиции, смекалки, ловкости, остроумия. Ребятам надолго запоминаются походы на байдарках, футбольные встречи с командами соседних лагерей, танцевальные марафоны и много других мероприятий.

Так как летняя школа организована на базе санатория, то ребята получают еще и лечение: ежедневные кислородный коктейль и фиточаи, через день – массаж, водные процедуры, ингаляции.

Результативность работы летней школы проявляется, прежде всего, в том, что лагерь пользуется все возрастающим авторитетом и популярностью среди учащихся, их родителей и учителей. Тот, кто был здесь, стремится попасть еще раз. Дружба, возникшая в лагере, остается на многие годы. Объясняется все это, прежде всего тем, что важнейшей стороной работы лагеря является особая атмосфера интеллектуального и эмоционального праздника, которую удается поддерживать благодаря сложившемуся коллективу единомышленников, начиная от руководства лагеря, преподавателей, воспитателей и заканчивая учащимися. В лагере царит обстановка доверия, доброжелательности, дисциплинированности и трудолюбия.