Выступление на педагогическом совете "Эмоциональность педагога, работающего с детьми с нарушениями зрения»
консультация по психологии

Иванова Елена Николаевна

Эмоции составляют особую, очень важную сторону внутренней жизни человека. Все мы в каждый момент находимся в определенном эмоциональном состоянии, переживаем те или иные чувства. Мир эмоциональных переживаний пронизывает все стороны жизни: отношения с окружающими людьми, деятельность, общение и познание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx21.97 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на педсовете

«Эмоциональность педагога, работающего с детьми с нарушениями зрения»

Эмоции составляют особую, очень важную сторону внутренней жизни человека. Все мы в каждый момент находимся в определенном эмоциональном состоянии, переживаем те или иные чувства. Эмоциональные проявления человека очень разнообразны: радость, горе, страх, гнев, удивление, грусть, тревога, восхищение, презрение и т. д. Мир эмоциональных переживаний пронизывает все стороны жизни: отношения с окружающими людьми, деятельность, общение и познание.

Механизм возникновения эмоций тесно связан с потребностями и мотивами человека.

Условия, предметы и явления, способствующие удовлетворению потребностей и достижению целей, вызывают положительные эмоции: удовольствие, радость, интерес, возбуждение. Напротив, ситуации, воспринимаемые субъектом как препятствующие реализации потребностей и целей, вызывают отрицательные эмоции и переживания: неудовольствие, горе, печаль, страх, грусть, тревогу и др.

Общим для «деструктивных» эмоций является то, что они возникают вследствие неправильного когнитивного представления ситуации. Из этого следует, что для управления данными эмоциями достаточно исправить ошибку в интеллектуальной оценке ситуации. Нужно избавиться не от эмоций, которые сами по себе не могут быть хорошими или плохими, а лишь от неправильного восприятия.

Одной из самых распространенных мотивационных теорий является дифференциальная теория эмоций, которая признает за эмоциями функцию детерминанта поведения. Эмоции рассматриваются при этом не только как мотивационная система, но и как личностные процессы, которые придают смысл человеческому существованию.

Профессия учителя требует большой эмоциональной отдачи. 

Эмоциональные педагоги обладают большим преимуществом по сравнению с неэмоциональными, потому что только им подвластно вести учеников за собой. Они, как правило, популярны и любимы.

Но, к сожалению, существует и обратная сторона медали: часто наши эмоции дают о себе знать в самый не подходящий момент, например, тогда, когда необходимы сдержанность и хладнокровие.

Важным аспектом в профессиональной деятельности педагога является саморегуляция эмоционального состояния. Саморегуляция необходима в ситуации, когда педагог находится в состоянии повышенного эмоционального и физического напряжения, что побуждает его к импульсивным действиям, или в случае, если он находится в ситуации оценивания со стороны детей, коллег, других людей.

Регуляция означает управление своими мыслями, переживаниями, поведением. Это целостная система психических средств, при помощи которой человек способен целенаправленно управлять своей активностью.

Регуляцию эмоционального состояния не стоит путать с блокировкой эмоций, когда учитель блокирует негативные эмоции, стараясь демонстрировать нейтральные и позитивные. Это может привести к обеднению мимики, жестов и интонаций учителя и, как следствие, к состоянию эмоционального выгорания.

Эмоциональный интеллект, или EQ— сумма навыков и способностей человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач.

         Если эмоциональный интеллект не развит, человеку очень тяжело распознавать свои эмоции и считывать состояние других людей.

Проведенные исследования показали: эмоциональные состояния учителей и учащихся функционально связаны. Если учителя были напряженными, нервозными, раздражительными, то и их учащиеся в скором времени становились вспыльчивыми, иногда агрессивными.

Почему эмоции учителя играют такую важную роль в обучении детей?

Т.к в общении люди воспринимают 93% информации невербальной и только 7 вербально;

Т.к. запоминается не сама деятельность, а эмоции с ней связанны;

Т.к. существуют такие феномены, как «подстройка» под невербальные сигналы, «отзеркаливание» эмоций.

Экспрессивность (усиление выразительности) речи и поведения учителей.

Общая экспрессивность поведения с увеличением стажа практически не изменяется, хотя снижение по отдельным каналам экспрессии имеется. У учителей с большим стажем (свыше 20 лет) больше темп речи, ее образность и интонационная выразительность, чем у учителей с малым стажем (до пяти лет)

Самая высокая экспрессивность присуща учителям со средним уровнем профессионального мастерства. Учителям с высоким уровнем педагогического мастерства присуща средняя степень выраженности экспрессивности, в то время как у учителей с низким уровнем мастерства наблюдается слабая выраженность экспрессии при большом количестве лишних движений.

Вероятно, учителя со средним уровнем мастерства научились проявлять экспрессию, но не научились ее контролировать. Исходя из всего выше сказанного, мы приходим к выводу, что между уровнем мастерства и экспрессивностью имеется инвертированная криволинейная зависимость.

Вполне понятно, что для эффективности педагогической деятельности плоха как слишком высокая, так и слишком низкая экспрессивность учителя.

У учителей начальной школы общая экспрессивность выше, чем у учителей, преподающих в средних и старших классах, что свидетельствует об их большей открытости и непосредственности в выражении ϲʙᴏих чувств в общении с младшими школьниками.

  • Педагоги и психологи, обучающие и воспитывающие детей с нарушениями зрения, достаточно часто сталкиваются с такими особенностями их эмоциональной сферы как повышенная эмоциональная лабильность, легкая пресыщаемость, поверхностность переживаний, повышенная непосредственность, свойственная детям более младшего возраста, преобладание игровых мотивов над другими.

  • Педагогов часто беспокоят страхи этих детей, боязливость, пониженное настроение, эмоциональные срывы при выполнении заданий, повышенная чувствительность к замечаниям. У других детей трудности возникают из-за эйфорического настроения, повышенной аффективной возбудимости, агрессивности в сочетании с импульсивностью и неспособностью к волевым усилиям.

  • Такие дети часто еще не в состоянии правильно воспринимать мимику лица, выражающее то или иное чувство, неверно истолковывают выражение чувств окружающих и их эмоций из-за недостаточного зрительного восприятия, что влечет за собой и неправильную ответную реакцию ребенка.

           

Голос педагога как основной инструмент воздействия

Выделим основные характеристики профессионального голоса педагога. Подчеркнем: «основные» характеристики — те, которые объективно востребованы особенностями профессиональной деятельности педагога, работающего с детьми с нарушениями зрения.

  1. Артикуляционная чистота, обеспечивающая внятность речи педагога.

  2. Интонационная широкая палитра голоса, обусловленная интонационной насыщенностью.

  3. Умение ставить логическое ударение, выделять отдельные слова, значимые для содержания сказанного.

  4. Мелодичность голоса придает ему индивидуальную окраску и решительным образом может влиять на эмоциональное самочувствие детей.

  5. Педагог должен уметь переводить голос из верхнего регистра в нижний, свободно владеть широким диапазоном звучания голоса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Коррекционная работа с детьми, имеющими нарушения зрения, на прогулке".

Консультация предназначена для педагогов, которые работают в детских садах компенсирующего видадля детей с нарушением зрения. В предложенном материале даются описания видов коррекционной работы, котор...

Полезные советы педагогам, работающим с детьми с ЗПР

В работе приводятся несколько правил, которые будут полезны педагогам при работе с детьми с ЗПР и некоторые методы педагогического воздействия в учедно-воспитательном процессе...

Консультации специалистов детского сада, работающих с детьми с нарушениями речи (вопросы к обсуждению)

Дан список вопросов, которые наиболее часто требуют освещения логопедом дошкольного учреждения для полноценного воспитания и обучения детей специалистами детского сада (музыкальный руководитель, воспи...

Консультация для педагогов По теме: «Методические рекомендации педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития»

Что такое задержка психического развития? Это особый тип аномального развития, для которого характерен замедленный темп развития одной или нескольких психических функций, которые, в большинстве ...

Рекомендации для педагогов, работающих с детьми ОВЗ

       Рекомендации по поводу коррективов в образовательных программах, возможных изменений на уроке  и заданиях и возможных поведенческих ожиданиях, которые нужно прин...

Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ: Методическое пособие

В методическом пособии представлены психолого-педагогические «портреты» детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, и даны рекомендации по преодолению школьной неуспешности у данной категории де...

Эссе на тему: Жизненная философия педагога, работающего с детьми ОВЗ

Размышляя о своем жизненном пути, я задумываюсь, как много значит в нашей жизни слово «работа». На свете есть тысячи профессий. Все они нужные и интересные. Я всегда любила детей и ...