Программа работы с одаренными детьми «Работа с одаренными детьми в общеобразовательной школе на уроке музыки»
рабочая программа по музыке

Цибульская Елена Владимировна

Программа работы с одарёнными детьми разработана с учетом особенностей современной системы образования, в соответствии с программой развития МБОУ «СШ №25» и является основой для работы с одаренными детьми. Она направлена на эффективное выявление и развитие интеллектуально - творческого потенциала личности каждого ребенка и помощь особо одаренным детям, обучающимся в общеобразовательной школе. Проблема работы с одаренными детьми чрезвычайно актуальна для современного общества. Именно поэтому так важно определить основные задачи и направления работы с одаренными детьми. Ученые сегодня единодушны в том, что каждый человек владеет огромным множеством возможностей, хранящихся в нем в виде задатков. Музыкальная одаренность - это сложное качественное образование, включающее как специальные музыкальные способности, так и творческие и личностные составляющие. Музыкальная одаренность - это частный случай общей одаренности и одновременно более общий случай применительно к различным музыкальным специализациям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_rabota_s_odarennymi_detmi.docx49.39 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение «Средняя школа №25» г. Смоленска

Программа работы с одаренными детьми

«Работа с одаренными детьми в общеобразовательной  школе  на уроке музыки»

                                                                                       

                                                                                   Автор программы: учитель музыки

                                                                 Цибульская Елена Владимировна

2017

Введение

     Программа работы с одарёнными детьми разработана с учетом особенностей современной системы образования, в соответствии с программой развития МБОУ «СШ №25» и является основой для работы с одаренными детьми. Она направлена на эффективное выявление и развитие интеллектуально - творческого потенциала личности каждого ребенка и помощь особо одаренным детям, обучающимся в общеобразовательной школе. Проблема работы с одаренными детьми чрезвычайно актуальна для современного общества. Именно поэтому так важно определить основные задачи и направления работы с одаренными детьми.

Пояснительная записка 

     Ученые сегодня единодушны в том, что каждый человек владеет огромным множеством возможностей, хранящихся в нем в виде задатков. Музыкальная одаренность - это сложное качественное образование, включающее как специальные музыкальные способности, так и творческие и личностные составляющие. Музыкальная одаренность - это частный случай общей одаренности и одновременно более общий случай применительно к различным музыкальным специализациям. Музыкальные способности относятся к специальным способностям человека, которые необходимы для успешных занятий именно музыкальной деятельностью и определяются самой природой музыки как таковой. Особенностью музыкальной одаренности, отличающей ее от одаренности к другим видам искусства, является наличие музыкальности, которая выражается в особой восприимчивости индивида к звучащей музыке и повышенной впечатлительности от нее. И хотя музыкальная одаренность не сводится к одной только музыкальности, однако, именно вокруг этой проблемы до настоящего времени ведутся дискуссии. В основу программы положены ведущие методологические принципы современной педагогики и психологии:

1. Системный подход, сущность которого заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в системе их взаимосвязи с другими. При таком подходе педагогическая система работы с одаренными детьми рассматривается как совокупность следующих взаимосвязанных компонентов: цели образования, субъекты педагогического процесса, содержание образования, методы и формы педагогического процесса и материальная база.

2. Личностный подход, утверждающий представления о социальной, деятельностной и творческой сущности одаренного ребенка как личности. В рамках данного подхода предполагается опора в воспитании и обучении на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создание для этого соответствующих условий.

3. Деятельностный подход. Деятельность – основа, средство и решающее условие развития личности. Поэтому необходима специальная работа по выбору и организации деятельности одаренных детей, по активизации и переводу их в позицию субъекта познания, труда и общения. Это, в свою очередь, предполагает обучение детей выбору цели и планированию деятельности, ее организации и регулированию, контролю, самоанализу и оценке результатов деятельности.

 4. Культурологический подход обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей. Одаренный ребенок не только развивается на основе освоенной им культуры, но и вносит в нее нечто принципиально новое, т.е. он становится творцом новых элементов культуры. В связи с этим освоение культуры как системы ценностей представляет собой, во-первых, развитие самого ребенка и, во-вторых, становление его как творческой личности. Реализация этих методологических принципов позволяет определить основные способы решения проблем при работе с одаренными детьми, осуществлять планирование и прогнозирование деятельности.

 Эта программа предусматривает осуществление личностно-ориентированного подхода через индивидуализацию и дифференциацию учебного материала к наиболее способным детям и в комплексном  рассмотрении различных методов, приемов и форм работы по развитию музыкальных  способностей  детей в общеобразовательной школе.

Реализация программы: рассчитана на 5 лет с 2017-2022 учебный год

Цель программы:

Обеспечить возможности творческой самореализации личности в различных видах музыкальной    деятельности.

Задачи:  

-  Выявление способных и одаренных детей.

 - Создание условий одаренным детям для реализации их личных творческих способностей

-  Обеспечение развития способностей воспитанников в избранных им областях культуры, искусства и т. д.

-  Разработка и поэтапное внедрение новых методов и приемов в работе с одаренными детьми

-Воспитание устойчивого интереса к самообразованию, самосовершенствованию

- Увеличение количества школьников, участвующих в мероприятиях для одаренных детей различного

   уровня

- увеличение достижений обучающихся   - участников конкурсов и олимпиад различного уровня

Принципы реализации программы: гуманизм, демократизм, научность, индивидуализация и дифференциация, систематичность,  развивающее обучение,  интеграция интеллектуального, духовного, эстетического и физического развития

Содержание и формы работы:  

- выявление одаренных и талантливых детей;

- анализ особых успехов и достижений учащегося.

- диагностика потенциальных возможностей детей

Организационное и функциональное обеспечение программы:

- организация и проведение занятий с одаренными детьми;

- мониторинг результативности занятий с одаренными детьми;

- учет особенностей индивидуального развития одаренных детей, их интересов и склонностей;

- организация индивидуальной работы с одаренными детьми;

- разработка, усовершенствование различных методов, приемов и форм работы с одаренными детьми;

- подготовка учащихся к конкурсам, викторинам, концертам и другим мероприятиям различного

  уровня;

- диагностика одаренных детей, выполнение индивидуальных программ по работе с

  одаренными детьми;

Ожидаемые результаты:  

- Творческая самореализация одаренных детей.

-Обеспечение условий для самореализации способностей и склонностей одаренных детей.

- Развитие у одаренных детей чувства ответственности за сохранение национальных и общечеловеческих

     ценностей;

- Формирование навыков творческого саморазвития.

-  Создание банка данных одаренных детей.

Этапы реализации программы:

Диагностический

Цель: диагностика склонностей и способностей обучающихся. На протяжении всех этапов с помощью упражнений, заданий, опросов, бесед, анкетирования проводится отслеживание роста знаний, умений и навыков по следующим компонентам:

- Музыкальные способности;

- Активность на уроках искусства и во внеурочной деятельности

Развивающий

Цель: обеспечение возможностей самовыражения и самореализации одаренных подростков в различных видах творчества на уроках искусства и во внеурочной деятельности

Заключительный

Цель: мониторинг результативности занятий с одаренными детьми.

Диагностика музыкальных творческих способностей детей

1. Пение.

1) Звукоимитация (изобразительное и выразительное подражание звуками природы и голосам животных).

Высокий уровень – эмоциональная, образная звукоимитация.

Средний уровень – образная звукоимитация.

Низкий уровень – отказ.

2) Вопросно-ответные интонации.

Высокий уровень – использование 1-2 звуков.

Средний уровень – на одном звуке.

Низкий уровень – проговаривание ответа.

3) Сочинение простейших попевок.

Высокий уровень – самостоятельно.

Средний уровень – точно копирует педагога.

Низкий уровень – копирует неточно.

2. Игра на музыкальных инструментах.

1) Изобразить на инструменте звуки окружающего мира.

Высокий уровень – тембровое соответствие.

Низкий уровень – тембровое несоответствие.

2) Выразительная импровизация.

Высокий уровень – мелодическое и ритмическое разнообразие.

Средний уровень – ритмическое разнообразие.

Низкий уровень – ритмическое однообразие.

3) Сочинение на заданный стихотворный текст.

Высокий уровень – мелодическое разнообразие.

Средний уровень – 1-2- звука.

Низкий уровень – на 1 звуке.

3. Ритм.

1) Ритмизирование стихов хлопками.

Высокий уровень – точно.

Средний уровень - 1-2 ошибки.

Низкий уровень – отказ.

2) Воспроизведение ритмических рисунков хлопками.

Высокий уровень – точно.

Средний уровень – 1-2- ошибки.

Низкий уровень - беспорядочный ритм.

3) Сочинение ритмических композиций.

Высокий уровень – использование ритмоформулы.

Средний уровень – воспроизведение метр.

Низкий уровень – беспорядочный ритм.

4. Движение.

1) Соответствие движения темпу и характеру музыки.

Высокий уровень – характер и темп движения соответствует музыкальному характеру и темпу.

Средний уровень – характер и темп движения корректируется педагогом.

Низкий уровень – неточное изображение характера, несоблюдение темпа.

2) Создание динамического образа.

Высокий уровень – самостоятельное создание двигательного образа, изображение ситуации.

Средний уровень - создание двигательного образа, изображение ситуации с помощью педагога.

Низкий уровень – отказ.

3) Создание статического образа.

Высокий уровень – самостоятельное создание двигательного образа, изображение ситуации.

Средний уровень - создание двигательного образа, изображение ситуации с помощью педагога.

Низкий уровень – отказ.

Критерии уровней развития музыкальности,

Высокий уровень - творческая оценка, его самостоятельность, инициатива; быстрое осмысление задания, точное, выразительное его исполнение без помощи взрослого; ярко выраженная эмоциональность (во всех видах музыкальной деятельности)

Средний уровень - эмоциональный интерес, желание включиться в музыкальную деятельность. Однако ребёнок затрудняется в выполнении задания. Требуется помощь педагога, дополнительное объяснение, показ, повторы.

Низкий уровень – мало эмоционален, “ровно”, спокойно относится к музыке, к музыкальной деятельности, нет активного интереса, равнодушен. Не способен к самостоятельности.

Критический уровень – (редко встречаемая оценка) – негативное отношение к музыке, музыкальной деятельности. Обычно это связано с отклонениями в развитии и здоровье ребёнка или с педагогической запущенностью (чаще по вине семьи).

     На уроках искусства одаренный ребенок выделяется из общего коллектива учащихся, находящихся в классе. Такие дети эмоционально восприимчивы к музыке. Как правило, у них вырабатываются свои музыкальные предпочтения. Некоторые произведения им нравятся, и они готовы слушать их снова и снова, а к другим они равнодушны. Одним из методов выявления в классе одаренных детей является наблюдение. При подходе к одаренному ребенку нельзя обойтись без наблюдений за его индивидуальными проявлениями.

       Задача любого учителя – сделать урок ярким, запоминающимся, привлекательным, сформировать эмоционально-положительное отношение к предмету, изменить роль ученика, из пассивного слушателя сделать его активным участником процесса обучения. Обучающиеся не должны забывать, что музыка - это не развлечение, а очень важная часть нашей жизни. Учитывая педагогические условия использования активных форм и методов обучения, для самореализации учащихся особенно важным является то, чтобы каждый пережил ситуацию успеха. Ситуацию успеха можно создать на том этапе урока, на котором ребенок чувствует себя более уверенным и спокойным, например, в процессе взаимодействия с одноклассниками, при выполнении какой-либо деятельности (пении, импровизации, игре на музыкальных инструментах), при оценивании, рефлексии.

    Во время общения на уроках и внеурочной деятельности педагогу необходимо постоянно стимулировать ребенка к творчеству во всех направлениях. По своей природе детское творчество синтетично и часто носит импровизационный характер. Оно дает возможность значительно полнее судить об индивидуальных особенностях и своевременно выявить способности у детей. К примеру, во время проведения распевок  можно предложить любому ребенку придумать свое упражнение и предложить его исполнить всему классу. Здесь каждый ребенок может раскрыть свои способности, и музыкальные (исполняя мелодию после прослушивания а’capella), и театральные (изображая образы героев литературного источника музыкального произведения), и художественные (изображая на листе бумаги с помощью красок свои, возникшие в воображении, образы героев и цветовые ощущения). Только благодаря постоянным упражнениям, связанным с систематическими занятиями, идет непрерывный процесс поддержки и развития способностей у детей.

     Основные музыкальные способности, которые необходимо развивать у детей:

- эмоциональный отклик на музыку – способность чувствовать характер, настроение музыкального произведения;

- способность к переживанию в форме музыкальных образов;

- способность к творческому восприятию музыки;

- музыкальный слух – способность вслушиваться, сравнивать оценивать наиболее яркие средства музыкальной выразительности;

- ладовое чувство – способность чувствовать эмоциональную выразительность звуковысотного движения;

- чувство ритма – способность активно-двигательного переживания музыки, ощущение его воспроизведения.

       Комплекс музыкальных способностей в совокупности с общими способностями (творческим воображением, вниманием, волей и т. д.) образует музыкальную одаренность.

Применение новых методов обучения для развития музыкальных способностей на уроках музыки,

согласно реализации ФГОС

В педагогической практике существует множество методов и их классификаций по самым разным признакам, широко применяемые в педагогической практике, в том числе и на уроках музыки в школе. Начиная от беседы, лекции, рассказа, письменного задания или упражнения, работы с учебником, до проблемных методов обучения, требующих доказательств из справочной литературы или книги и исследовательской деятельности, к которой относят наблюдение, эксперимент, проектную деятельность.

Выдающиеся музыкальные деятели, исследователи музыкальной педагогики такие как, Д.Б. Кабалевский, Л. В. Горюнова, Э. Б. Абдуллин и Е. В. Николаева создали и разработали методы музыкального образования.

На уроках музыки могут широко использоваться методы активного слушания, позволяющие:

•        выявить сходство и различия музыкальных произведений;

•        сопоставить музыку с другими видами искусства, такими как живопись, литература, скульптура;

•        сопоставить музыку с жизненными явлениями и событиями человека;

•        перевести содержание музыки в словесную форму, размышления, рассуждения о музыке;

•        перевести содержание музыки в рисунок;

•        отразить звучание музыки в пластике и движении (музыкально - пластическое интонирование);

•        анализировать музыкальные произведения;

•        вокализация инструментальных произведений;

•        драматизация музыки (инсценировка).

Можно выявить следующие виды деятельности на уроке музыки:

•        слушание музыки;

•        пение;

•        музыкально - пластическое движение;

•        инструментальное музицирование (игра на музыкальных инструментах, импровизация);

•        драматизация музыкальных произведений.

Сами уроки музыки, либо концерт, фестиваль, конкурс могут строиться по законам музыкальной драматургии: иметь вступление, кульминацию, коду или строиться по законам музыкальной формы: двухчастная, рондо, трехчастная, вариации и т. д.

Для конструирования современного урока музыки наиболее плодотворными являются:

Методы стимулирования и мотивации учения:

Метод музицирования – связан с освоением элементов музыкальной ткани, норм, правил создания и способами исполнения музыки на основе внутренней активности человека. Метод позволяет включиться каждому человеку в процесс продуцирования музыки вне зависимости от развитости его способностей, умений.

Метод соучастия – позволяет приобщиться к коллективным формам музыкальной деятельности (пение в хоре, ансамбле, игра в оркестре, музыкальном спектакле). Предлагаемый метод позволяет учащимся попробовать свои силы, ощутить себя частью творческого коллектива, пробудить потребность в коллективном творчестве.

Метод импровизации – связан с тем, чтобы проявить свои исполнительские умения, показать возможности своего воображения, фантазии.

Метод “учебный бреймсторминг” (мозговой штурм) – направлен на поиски путей и содержания в решении творческой задачи.

Методы организации и осуществления учебных действий и операций:

Метод “художественного движения” - связан с освоением музыкальной ткани произведения, закономерностей развития музыкальных образов.

Метод музыкальных композиций – связан с постижением художественных закономерностей создания музыкальных произведений: форма, стиль, жанр, тема. Средствами учащегося являются голос, инструмент, произведения литературы, живописи, электронные средства.

Метод “музыкальный театр” - направлен на постижение целостного музыкального содержания. “Музыкальный театр” помогает ребенку музыку сделать зримой, осязаемой.

Метод погружения – позволяет осознать ценностно-смысловое значение музыкального произведения в жизни человека.

Метод фонопедических упражнений – направлен как на развитие качественных характеристик голоса, так и на формирование певческо-исполнительских навыков.

Метод имитационного моделирования - направлен на освоение норм, правил, способов создания музыкального произведения или возможности его исполнительского воплощения.

Метод проектов – позволяет учащимся проявить как свои знания, умения в самостоятельной работе с информацией, так и волевые качества, интересы предпочтения.

Метод “пластическое интонирование” - направлен на освоение способов “активного слушания”. Метод позволяет:

- выявить сходство и различия музыкальных произведений;

- сопоставить музыку с другими видами искусства, такими как живопись, литература, скульптура;

- сопоставить музыку с жизненными явлениями и событиями человека;

- перевести содержание музыки в словесную форму, размышления, рассуждения о музыке;

- перевести содержание музыки в рисунок;

- отразить звучание музыки в пластике и движении (музыкально - пластическое интонирование);

- анализировать музыкальные произведения;

- вокализация инструментальных произведений; драматизация музыки (инсценировка).

«Метод моделирования художественно-творческого процесса» -  позволяет каждому ребёнку встать в позицию композитора, отвечающего для себя на вопросы, которыми и мучается сам композитор-творец: о чём и как я хочу сказать людям своей музыкой, почему именно это важно для меня, и важно ли это для других?.., каких героев я хочу показать, каким характером они будут наделены.

«Метод сочинения и импровизации» - это возможность для учащихся на основе полученного образа осуществить творческий отбор выразительных средств и интонаций, которые, по их мнению, лучше и полнее раскроют жизненное содержание произведения и творческий замысел автора. Ребята пробуют исполнить песню имея только слова, они становятся в позицию композитора - как бы сочинившего произведение автора для себя, а значит ребенок «пропускает музыку» через свою душу и сердце.

«Метод содержательного анализа инструментального произведения» - раскрывает школьникам «технологию» деятельности слушателя. Как много надо знать, чтобы провести содержательный анализ. На основе уже самых первых интонаций дети выдвигают «рабочую гипотезу» развития музыки в данном конкретном произведении. Поставив ее как содержание «впереди» восприятия и пользуясь механизмом «опережающего отражения», они начинают чувствовать и мыслить от содержания, постоянно проецируя выдвинутую художественную идею на звучащую конкретную форму.

“Метод отождествления”, то есть слияние своего “я” с образом, мыслью, эмоцией, которые необходимо раскрыть в исполняемом произведении. Этот метод предполагает не только большую предварительную работу (знание истории, литературы, изобразительного искусства, мировой художественной культуры), но и органическое “проживание” художественного образа самими ребятами. В 7 классе тема «Образ борьбы и победы в Эгмонте» Л. Бетховена помогает учащимся прочувствовать внутреннее состояние графа Эгмонта, который призывал свой народ на борьбу с захватчиками своей страны. При этом основа музыкального произведения строится на знании драмы Гете «Эгмонт».

«Метод цвет – образ» - позволяет проводить интегрированные уроки с коллегами. Ведь вовлечение ребят в размышление о музыке с помощью цвета даёт хороший эффект в осмыслении связей музыки с жизнью, близости искусств, поскольку в сознании учащихся стирается относительная грань между ними. Зная значение цвета, можно придать окраску любому произведению. Дети любят выражать эмоции при помощи цвета – сначала определяется характер произведения и цветовая палитра, которую увидели учащиеся при прослушивании того или иного произведения. Потом дети переносят свои впечатления на лист бумаги рисуя карандашами.

«Метод размышления о музыке» направлен на личностное, индивидуальное присвоение учащимися духовных ценностей. Использование этого метода подразумевает выбор проблемы, которую способно решить музыка и поиск ответа на нее самими учениками;

«Метод забегания вперед и возвращения к пройденному» устанавливает преемственные связи между темами программы, формирует целостное представление о музыке у школьников.

Установление связей предполагается на трех  уровнях: между годами обучения, между темами четвертей, между музыкальными произведениями:

«Метод музыкальных обобщений» направлен на усвоение детьми «ключевых знаний» о музыке в опоре на тематизм программы, а также на достижение целостности урока на основе темы четверти;

«Метод эмоциональной драматургии» направлен на активизацию эмоционального отношения к музыке. На основе принципов  эмоционального контраста или последовательного обогащения, развития одного эмоционального тона решается задача соотнесения предлагаемого в программе варианта построение урока с конкретными условиями, уровнем развития учащихся, определяется наилучшая последовательность форм и видов музыкальных занятий в условиях данного класса;

«Метод создания художественного контекста» направлен на развитие музыкальной культуры школьников через «выходы» за пределы музыки определенной эпохи (в смежные виды искусства, историю, природу, жизненные ситуации и образы), создание богатой художественно-педагогической среды;

«Метод жизненных ассоциаций», направленный на  создание у учащихся особенно эмоционального состояния, близкого состоянию героя музыкального произведения. Введение учащихся в такое состояние возможно как при помощи беседы, так и благодаря привлечению смешанных видов искусства, предшествующих появлению произведения, а также при помощи проведения уроков в непривычной атмосфере;

«Метод наложения» направлен на рассредоточение внимания между музыкальным и литературным текстом, налагающимися один на другой. Метод основан на эффекте кино - действия литературного героя как бы подкрепляются силой эмоционального воздействия музыки;

«Полифонический метод» направлен на удержание музыкального внимания на длительном протяжении времени, одновременно решаются задачи исполнительского анализа и эмоционально-смысловой драматургии.

«Метод проблемного изложения материала» направлен на  привлечение

учащихся к самостоятельному поиску знаний. Проблемная ситуация, создаваемая учителем, должна вскрыть противоречие между имеющимися знаниями и новыми музыкальными явлениями, с которыми ученик должен познакомиться. Существует ряд тезисов, при опоре на которые метод работает наиболее успешно:

а) опора на самостоятельность музыкального мышления и активность в поиске «ключевых» знаний о музыке в любом виде деятельности;

б) проблемная ситуация должна включать три компонента:

─ необходимость в новом музыкальном действии;

─ неизвестное, которое должно быть открыто;

─ возможность учащихся в выполнении

в) принятие проблемы большинством класса;

г) любая проблема должна быть решена либо самими учащимися, либо «наталкиванием» учителя на пути ее решения;

д) музыкальное восприятие не должно сводиться к «решению проблем» – это только метод познания, звучащей картины мира.

«Метод переинтонирования» направлен на формирование музыкального мышления на интонационной основе. Суть предлагаемого метода заключается в планомерном раскрытии учащимся смысла музыки через интонацию в процессе ее изменений, развития. Смысл музыки постигается учащимися через сравнение интонаций внутри образа, через соотношение интонаций разных частей одного произведения, через переосмысление произведения целиком в разных исполнительских трактовках, через изменение интонаций в рамках произведений другого стиля, жанра, драматургии.

Ключевым моментом в этом методе является такое изучение произведения и его тем, при котором достигается вычленение характерных для композитора «тон-ячеек», «зерна-интонации», излюбленных «речений». Так, изучая темы П. Чайковского, учащиеся постигают такие явления в его творчестве, как «песенность», «мелодизм», «текучесть», «закругленность тем», «мягкие и нежные окончания», «вершина-источник». Такие вычленения решают одновременно две задачи:

1) способность в незнакомой музыке узнавать знакомого автора;

2) способность сочинять темы в стиле известного автора.

«Метод создания шедевров» направлен на постижение учащимися логики музыкальных композиций и возможность «сочинения». Метод требует достаточно кропотливой работы как в рамках интонационного развития тем, так и в рамках композиционного, структурно-аналитического постижения музыки, вводит учащихся в творческую лабораторию композитора, рождая диалог между школьником и великим мастером. Реализация принципа единства деятельности композитора-исполнителя-слушателя происходит на качественно более глубоком уровне, по сути создавая у каждого участника творческого процесса иллюзию активного участия в создании «музыкального шедевра».

Использование игровой деятельности на уроках музыки для формирования творческой активности обучающихся.

Ни к какой деятельности ребёнок не   проявляет столько интереса, сколько в  игровой. Ему интересно, а значит, познание происходит легко, с удовольствием. В этом секрет  воспитательных и обучающих возможностей  игры.  Психологи считают: «Игровая деятельность – это особая сфера человеческой активности, в которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия от проявления физических и духовных сил».  Игра только внешне кажется беззаботной и легкой. А на самом деле она требует, чтобы играющий отдал ей максимум своей энергии, ума, выдержки, самостоятельности.

В игре формируется творческое воображение, развивается фантазия, повышается внимание учащихся, активизируется память, мышление, сообразительность. Игра закрепляет у детей полезные умения и привычки. Дети учатся понимать друг друга, вести диалог, отстаивать свое мнение, сострадать и радоваться. Все виды игр выполняют здоровьесберегающую функцию.

Игровая деятельность обучающихся на уроках музыки:

 Творческие (сюжетно - ролевые) игры и импровизации.

1.Ролевая игра - форма моделирования ребенком, прежде всего социальных отношений, свободная импровизация, не подчиненная жестким правилам, неизменяемым условиям. Тем не менее, произвольно разыгрывая различные ситуации, дети чувствуют и поступают так, как должны поступать люди, чьи роли они на себя берут. Ролевые игры – всегда игры «во что-то», «в кого-то».

•  Представь себе, что ты композитор. Какую бы музыку ты сочинил для (утра, ночи, зимы и т.д.).

•  Учитель:  "Представьте себя в роли композитора (звукорежиссера, музыкального продюсера). Какую музыку вы написали бы к этим словам, сюжету, картине? Придумай звуки, шумы, соответствующие какому-либо произведению изобразительного или литературного искусства.

2. Инструментальное музицирование.

 Это творческий процесс восприятия музыки через игру на доступных ученикам инструментах. Являясь одним из видов музыкальной деятельности, инструментальное музицирование связано с вокально-хоровой деятельностью, импровизацией и слушанием музыки. Играя на ыкальных инструментах, дети не только глубже постигают образ, настроение, жанровые особенности,  ритм, темп и формы произведения, но и путем  игры  учатся передавать его.

  1. Вы - исполнители оркестра народных инструментов. Передайте музыкальный образ этой  песни  в музицировании, при выборе инструментов, обратите внимание на соответствие музыкального образа песни  голосу (тембру) инструментов ( ложки, свирели, треугольники, барабаны, бубны  и другие детские музыкальные инструменты). Например, при исполнении произведения Д.Д. Шостаковича "Вальс-шутка" дети по группам играют на колокольчиках, металлофонах и треугольниках.

3.Вокальное музицирование.

•Метод сочинения сочиненного" В.О. Усачевой. Ученики придумывают мелодию к неизвестной им песне.

•Учитель пишет на отдельных листках строчки из стихотворений и раздает ребятам. Задача играющих - придумать мелодию для данных слов. Не обязательно специально придумывать рифму.

• Можно использовать известные детские стихотворения Агнии Барто, например: "Уронили мишку на пол..." или "Наша   Таня громко   плачет..." и  сочинить мелодии.

• «Сами композиторы» или «Я-композитор»

4.Вокальные игры.

Это различные упражнения, звукоподражание, речевые зарядки и ритмодекламации, игры на развитие речевого и певческого дыхания, развивающие игры с голосом, интонационные игры и упражнения, игровой показ песни.  

А в среднем звене- это сочинение вокального подголоска, пение по «цепочке» , как бы  передавая «эстафету» другому человеку, вокальная импровизация.

«Пение про себя» - часть музыкального произведения исполняется вслух, а часть - «молча», «про себя». По знаку учителя (сжатые губы или пальцы в кулак или руки за спиной) учащиеся  чередуют манеру пения.

"Дирижером"  может быть выбран ученик.

 Андрей-воробей, не гоняй голубей. (Вслух.)

Гоняй галочек из-под палочек. (Про себя.)

«Узнайте знакомую песню по ее вступлению и исполните первый куплет «в уме» одновременно со звучанием мелодии».(повторение текста)

 5. Ритмодекламация – это четкое произнесение текста или стихов в заданном ритме. Использование ритмодекламации способствует формированию естественного звучания голоса, выработке речевого и певческого дыхания, развитию четкой дикции и выразительного исполнения различных настроений в речевом или музыкальном материале. Один и тот же текст можно окрасить разными эмоциями( произнести обиженно, сердито, печально и т.д.). Ритмодекламация может идти на фоне ритмического сопровождения звучащих жестов (хлопки, шлепки, щелчки, притопы и т.п.), шумовых инструментов, может сопровождаться различными движениями, что помогает детям телесно пережить ощущение темпа, динамики, ритма речи.

6. «Инсценировка»

Инсценировки  песен позволяют ученикам раскрепоститься, повышают самооценку, развивают творческий потенциал. Ребята очень любят выступать в роли артистов.

Прекрасные примеры для инсценировки - песни  Д.Б. Кабалевского «Любитель-рыболов», Т. Попатенко «Котенок и щенок», Л.. Книппер «Почему медведь зимой спит».

7. «Музыкальный театр»  -  этот метод направлен на постижение целостного музыкального содержания. Средства – звук, жест, танец, слово, литературный сюжет, стихи. Особенностью является то, что определяемые учителем средства, должны быть реализованы в синтезе, например звук и жест. Этот метод помогает ребенку сделать музыку зримой, осязаемой, что очень важно на начальном этапе взаимодействия с музыкальным искусством, когда дети еще не могут говорить о музыке.

Учащиеся начальной школы по музыке дети определяют различных животных из «Карнавала животных» К. Сен-Санса, а потом  разыгрывают спектакль, изображая повадки того животного, кто больше понравился. Разыгрывают  по ролям  фрагменты сказок, оперу  М. Коваля «Волк и семеро козлят».

8. «Звук и цвет»

«Я-художник», «Цвет-настроение» (развитие ассоциативно-образного мышления).

Ученики  с большим удовольствием  воплощают музыкальные образы в художественные,  создают иллюстрации к музыкальным произведениям. «Три подружки» Д. Кабалевского,  «Котенок и щенок» Т. Попатенко, «Времена года» А. Вивальди и П.И. Чайковского, «Утро» Э.Грига, «Рассвет на Москва-реке» М.Мусоргского, «Лесной царь» Ф. Шуберта, «Болеро» М. Равеля. Этот прием позволяет детям через цвет отобразить настроение, образ музыки.  Следует подсказать учащимся, что цвет в рисунке имеет большое выразительное значение: светлые тона часто соответствуют светлому, нежному, спокойному настроению музыки; темные – тревожному, таинственному, яркие сочные краски – веселому, радостному.

9. Игры-имитации.

 «Музыкальный  инструмент», «Звучит-не звучит», «Изобрази звук»,  «Любимый инструмент», «Оркестр».

В игровой форме у детей развиваются основные музыкальные способности: ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма.

Игры для развития ритмического слуха:

 - «Ритмическое эхо»

 - «Определи по ритму»

 - «Вспомни мелодию»

 - «Узнай и спой».

 Игры для развития динамического слуха:

 - «Эхо» - «Громко - тихо»

 - «Громкая и тихая музыка»

 Игры на развитие тембрового и звуковысотного слуха:

 - «Музыкальное лото»

 - «Моя семья»

 - «Угадай по голосу»

Игры на развитие певческих способностей:

 - «Музыкальный волчок»

 - «Из какой мы песни?»

- «Концерт»

 - «Конкурс дирижеров»

Игры для восприятия музыкальных произведений:

 - «Расскажи мне о музыке»

- «Клоуны»

 - «Музыкальная викторина»

- «Ожившие картинки»

- «Солнышко и тучка»

•Игры на развитие слуха.

Методы контроля и самоконтроля:

Метод “синквейн” - является одним из методов развития критического мышления, учит доказательно и логично строить свои высказывания о музыке.

Цифровой диктант – метод, который позволяет за очень короткое время проверить и оценить знание музыкального содержания, наглядно оценить уровень достижений учащихся.

Викторина – метод, широко используемый в практике музыкального воспитания. Позволяет проверить и оценить знания, связанные с музыкальным содержанием. Средствами являются вопросы и ответы.

         

       

        Таким образом, специфика технологий и методов, с помощью которых осуществляется музыкальное образование в средней школе, обусловлена потребностью в организации собственной музыкально творческой практики обучающихся. Главное назначение музыки, органически сочетающей в себе все социальные функции с ведущей коммуникативной функцией, заключается в организации художественного общения детей. Оно осуществляется через объединение  обучающихся школы в музыкально-творческой деятельности, которая даёт эффективные воспитательные результаты в том случае, если данная деятельность действительно интересна и ценна для каждого, если существующая общая художественная цель значима для всех. Иными словами, музыкальное творчество, по сути, должно быть занятием радостным, увлекательным, открывать возможности общения детей средствами музыки.

       Организация взаимосвязи урочной и внеурочной работы повышает эффективность педагогического процесса, создает условия для его интенсификации. Именно внеурочная деятельность даёт опыт творческой деятельности, поскольку предоставляет возможность учащимся попробовать свои силы в разных её формах. Также она обладает значительными возможностями и для развития индивидуальных способностей.

        Новая программа предлагает тематическое планирование уроков музыки, которое позволяет использовать проектно-исследовательскую деятельность. Познакомимся с ней подробно. Цель проектной деятельности - понимание и применение учащимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов (на интеграционной основе). Для школьника проектная деятельность мотивирована стремлением к самостоятельности, для педагога она является средством решения педагогических задач. Проектная деятельность – естественная среда для формирования и оценивания ключевых компетентностей. Когда мы употребляем словосочетание «проектная деятельность», мы имеем в виду особую деятельность, которая ведет за собой развитие школьника. Современное представление о результатах образования – это самостоятельность – учебно-практическая, социальная; компетентности в разрешении проблем, в принятии решений и т.д.; ответственность и инициативность. Такие результаты недостижимы иначе как через проектную деятельность школьников. И в этом смысле проектная деятельность имеет место на протяжении всего школьного обучения. Цели метода проектов:

- показать умение отдельного ученика или группы учеников использовать приобретенный в школе исследовательский опыт;

- реализовать свой интерес к предмету исследования, приумножить знания о нем;

- продемонстрировать уровень обученности и знаний в области музыки;

- подняться на более высокую ступень, образованности, развития, социальной зрелости.

       Новизна подхода в том, что школьникам дается возможность самим конструировать содержание общения, начиная с первого занятия по проекту. В преподавании музыки метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме. Осуществляя эту работу, школьники могут, например, рассказывать о творчестве композиторов, истории создания произведений или музыкальных инструментов, высказывать собственное мнение, создавать собственные сценарии, готовить концерты, газеты музыкальной тематики и т. д. В проектной методике используется весьма плодотворная идея. Наряду с вербальными средствами выражения, обучающиеся широко используют и другие средства: музыкальное и презентационное сопровождение, рисунки, анкеты, графики и диаграммы, то есть задания выполняются и оформляются творчески. В данной системе обучения широко стимулируется развитие творческого мышления, воображения. Создаются условия для свободы выражения мысли и осмысления воспринимаемого. Таким образом, развитие коммуникативных навыков надежно подкрепляется многообразием средств, передающих ту или иную информацию.

Подготовить, оформить и представить проект – дело гораздо более долгое, чем выполнение традиционных заданий, поэтому работа ведётся во внеурочное время.

      С помощью проектной методики можно достичь сразу нескольких целей: расширить кругозор детей, закрепить изученный материал, создать на уроке и вне урока атмосферу праздника и пополнить кабинет музыки творческими работами детей. Овладение знаниями в области музыки в процессе проектной работы доставляет школьникам истинную радость познания, повышает их уровень культуры.

     По характеру конечного продукта проектной деятельности можно выделить следующие виды проектов в области изучения предмета «Музыка»:

-   Ролевые проекты, например, инсценировка детских песен, разыгрывание фрагментов биографии композиторов и

    т. д.

- Информативно-исследовательские проекты, например, «Изучение биографии композитора», «Как создавалась опера», «Путешествие в мир музыкальных инструментов» и т. д.

-  Сценарные проекты - сценарий внеклассного музыкального мероприятия для школы или отдельного класса.

-  Творческие проекты – музыкальные спектакли, театрализованные концерты, фестивали и т. д.

- Информационные проекты – музыкальные стенгазеты, материалы для стендов, публичное выступление с сообщением по какой-либо теме и т. д.

- Практико-ориентированные проекты, например, дидактический материал по какой-либо теме, создание музыкальной игры и её описание и т.д.

 - По признаку предметно-содержательной области (монопроекты, межпредметные проекты)

-  По количеству участников проекта (индивидуальные, парные, групповые)

 - По продолжительности проекта (краткосрочные и долгосрочные)

 - По результатам (доклад, альбом, афиша, видеофильм, мюзикл)

   Проекты предполагают активизацию учащихся: они должны сами добывать новые знания, общаться с другими людьми, искать фотографии и рисунки, и даже самостоятельно монтировать музыку и записывать ее. И, наконец, учащиеся, имеющие разный уровень музыкальной компетенции, могут участвовать в проектной работе в соответствии со своими возможностями. Например, ученик, который обладает недостаточными музыкальными познаниями, может прекрасно владеть компьютером и т. д.  Считаю, что уроки музыки с использованием проектно-исследовательской деятельности наиболее интересны и эффективны для восприятия учебного материала.

        Олимпиадное движение, конкурсы – это часть большой и серьезной работы по развитию талантов, интеллекта и одаренности. Олимпиада, конкурс по учебной дисциплине – это определение специальной способности, проявляющейся во владении содержанием образования в части конкретной учебной дисциплины. С точки зрения педагогов, олимпиада, конкурс – это эксперимент, в рамках которого одаренные дети помогают педагогам проанализировать свою деятельность в работе по усвоению информации учащимися по общеобразовательному предмету. С точки зрения одаренных

детей – это возможность продемонстрировать наличие имеющихся у них способов работы с известной и неизвестной им информацией.

         Система подготовки участников олимпиад:

 - базовая школьная подготовка по предмету;

- подготовка, полученная в рамках системы дополнительного образования (кружки, факультативы, научные общества в школах и учреждениях дополнительного образования);

- самоподготовка (чтение научной и научно-популярной литературы, поиск информации в Интернете и т.д.);

- целенаправленная подготовка к участию в определенном этапе соревнования по тому или иному предмету (как правило, такая подготовка осуществляется под руководством педагога, имеющего опыт участия в олимпиадном движении).

 Для эффективной подготовки к олимпиаде важно, чтобы олимпиада не воспринималась как разовое мероприятие, после которого вся работа быстро затухает. Подготовка к олимпиаде должна быть систематической, начиная с начала учебного года. Выявляем наиболее подготовленных, одаренных и заинтересованных школьников через:

- наблюдения в ходе уроков;

- организацию исследовательской, кружковой работы и проведение других внеклассных мероприятий по предмету;

- оценку способностей школьников и анализ их успеваемости по смежным дисциплинам.

С олимпиадниками  работать и сложно и интересно. Интересно, потому что это, как правило, мотивированные учащиеся, которым не надо объяснять «зачем мы здесь сегодня собрались» и есть возможность более детально рассмотреть вопросы, занимательные факты, отработать умения и навыки, пообщаться. Сложно, потому что наступает такой момент, когда твои ученики по каким-то вопросам знают уже больше тебя и тогда «олимпиадником» приходится становиться тебе, чтобы «держать планку».

        Временной охват урока недостаточен, чтобы в полном объеме развивать вокально-хоровые навыки. Для успешного музыкального развития учащихся необходимо, чтобы приобретенный на уроках опыт был востребован и обогащен в течение внеурочных занятий. В работе школьного учителя музыки хоровое искусство традиционно занимает особое место. Хоровое пение было и остаётся наиболее доступной формой музыкального творчества детей, приобщения их к музыкальной культуре. Деятельность школьного хора во многом связана с уровнем певческой работы на уроке. В школьный хор поступают дети со склонностью к пению, интересующиеся пением в хоре. Хоровое пение — это один из видов коллективной исполнительской деятельности. Оно способствует развитию певческой культуры детей, их общему и музыкальному развитию, воспитанию духовного мира, становлению их мировоззрения, формированию будущей личности. Решение задач музыкального воспитания возможно только при условии достижения детьми художественного исполнения музыкального произведения. Выразительное исполнение произведений должно быть эмоциональным, в нём должна чувствоваться глубина понимания музыкального образа. Поэтому выразительное исполнение требует овладения вокально-хоровыми навыками и умениями. Работа над песней — не скучная зубрёжка и не механическое подражание учителю, это увлекательный процесс, напоминающий настойчивое и постепенное восхождение на высоту. Учитель доводит до сознания детей, что над каждой, даже самой простой песней следует много работать. В условиях массового музыкального образования и воспитания хоровое пение выполняет несколько функций. Во-первых, разучивая и исполняя произведения хорового репертуара, учащиеся знакомятся с разноплановыми музыкальными сочинениями, тем самым расширяют свои представления о содержании музыки, её связях с окружающей их жизнью, получают представление о музыкальных жанрах, их интонационно-образных особенностях, приёмах развития, формообразования, соотношения музыки и слова в вокальных произведениях. Таким образом, хоровое пение расширяет музыкальный кругозор учащихся, формирует положительное отношение детей к музыкальному искусству, позволяет усваивать закономерности музыки в процессе её непосредственного исполнения, стимулирует развитие интереса к музыке и к музыкальным занятиям, даёт возможность школьникам участвовать в коллективном  музицировании. Во-вторых, хоровое пение решает задачи развития слуха и голоса учащихся, формирует определенный объём певческих умений, навыков, необходимых для выразительного, эмоционального и осмысленного исполнения. В-третьих, являясь одним из самых доступных видов исполнительской деятельности детей, хоровое пение развивает общеучебные навыки и умения, необходимые для успешного обучения вообще: память, речь, слух, эмоциональный отклик на различные явления жизни, аналитические умения, умения и навыки коллективной деятельности и др. В-четвертых, содержание певческого репертуара нацелено на развитие у ребёнка позитивного отношения к окружающему миру через постижение им эмоционально-нравственного смысла каждого музыкального произведения, через формирование личностной оценки исполняемой музыки. Успешность вокально-хоровой работы зависит во многом от разных причин. Одна из них — исходный уровень общей и музыкальной культуры детей, влияющей на первоначальном этапе обучения на развитие таких психофизических процессов, как восприятие музыки, память, навыки речевого общения, эмоциональные реакции, умения выполнять различные коллективные действия. Другая — состояние слуха и голосового аппарата ребёнка, а также сформированных первичных вокально-хоровых навыков до поступления в школу. Правильное певческое развитие, с учётом возрастных особенностей и закономерностей становления голоса, способствует развитию здорового голосового аппарата. Школьный хор – это коллектив, который в ответе за всю музыкально- просветительскую работу в школе. Вокруг каждого хорового коллектива образуется магнитное поле влияния на настоящих и будущих любителей музыки в своей школе и за ее пределами. Ядро каждого хорового коллектива составляют активисты, которые совершенствуют свои музыкальные способности в вокальном и сольном исполнительстве, и являются гордостью хора и школы.

        Рассматривая и анализируя работу на уроке музыки с точки зрения выявления музыкально-одаренных детей, современный урок и нетрадиционные формы обучения, а также использование современных технологий, можно сделать вывод, что обучение одаренных детей имеет развивающий характер. На смену традиционным технологиям, ориентированным на передачу учащемуся знаний – умений – навыков, приходят современные технологии, всесторонне развивающие способности учащегося. Внеурочная деятельность  даёт опыт творческого развития, поскольку предоставляет возможность учащимся попробовать свои силы в разных её формах. Также она обладает значительными возможностями и для развития индивидуальных способностей, даёт простор детской изобретательности и фантазии. Деятельность учителя музыки и детей во внеурочное время осуществляется на единых принципах и ведёт к главной цели музыкального образования — воспитанию музыкальной культуры детей как части всей духовной культуры. Таким образом, работа с одаренными детьми ставит перед учителем задачи, решение которых требует творческой активности, напряжения всех сил, проявления его индивидуальности. Учитель, развивая творческий потенциал школьников, тем самым развивает свои творческие способности, находит все новые формы работы, которые расширяют интеллектуальные возможности его учеников.  Школьное образование должно обеспечить каждому ребенку достижение максимально возможного для него уровня развития. Главной целью обучения и воспитания одаренных детей, наряду с усвоением знаний во всех предметных областях, является создание условий, обеспечивающих наиболее полное раскрытие их индивидуальных способностей. Важно побудить и поддержать стремление учащихся к проявлению и развитию своих природных и социально приобретенных возможностей.

Формы проведения мониторинга работы с одаренными детьми

1.Предметные олимпиады-1 раз в год

2.Общешкольные мероприятия-1 раз в год

3.Предметные недели        по - плану

4.Тематические конкурсы, выставки -по плану

5.Проектная деятельность-по плану

6.Творческие отчеты кружков-1 раз в год

7.Творческие отчеты учителей из опыта работы с одаренными детьми         На педсоветах

8.Награждение лучших обучающихся по итогам их достижений за учебный год        1 раз в год

ПЛАН

работы с одаренными детьми  на 2017-2018 учебный год

Мероприятия

Сентябрь-Разработка плана работы с одаренными детьми на 2017-2018 год, составление базы одаренных детей (выявление слуха, музыкального интонирования).Стартовая диагностика.

Организация кружковой работы с хором

Октябрь-Подготовка к участию в концерте ко Дню учителя

Подготовка и участие в творческом вечере старшеклассников «Поэтические чтения»

Ноябрь-Подготовка и участие в городском конкурсе «Пусть всегда будет солнце»

Подготовка и участие в школьном конкурсе «С песней по жизни»

Декабрь-Подготовка вокальных номеров к Фестивалю «Рождественские звездочки» с учениками разных классов

Подготовка и проведение Гала-концерта фестиваля «Рождественские звездочки»

Январь-Подготовка к концерту «Вечер встреч выпускников»

Февраль        Подготовка к районному этапу городского конкурса Патриотической песни

Подготовка к  олимпиаде по музыке

 Март-Подготовка вокальных номеров с учащимися разных классов к праздничному концерту, посвященному 8 марта

Подготовка к школьному  конкурсу Патриотической песни «Я люблю тебя, Россия»

Апрель-Подготовка и выступление на городском конкурсе  музыкальных творческих проектов.

Май -Подготовка Концертной программы к общешкольному празднику,  

посвященному Дню Победы. Итоговая диагностика.

Подготовка выступлений  к празднику «Последнего звонка»

ПЛАН

работы с одаренными  детьми  на 2018-2019 учебный год

Мероприятия

Сентябрь-Разработка плана работы с одаренными детьми на 2018-2019 год, составление базы одаренных детей с вновь прибывшими и первоклассниками ( выявление слуха, музыкального интонирования).

Организация кружковой работы с хором

Октябрь- Проведение стартовой диагностики. Подготовка к участию в концерте ко Дню учителя.

Подготовка и участие в  музыкальном проекте« Волшебная сила музыки».

Ноябрь-Подготовка и участие в городском конкурсе «Пою тебе Россия»

Подготовка и участие в школьном конкурсе «Что, где, когда?»

Декабрь-Подготовка вокальных номеров к Фестивалю «Рождественские звездочки» с учениками разных классов

Подготовка и проведение Гала-концерта фестиваля «Рождественские звездочки»

Январь-Подготовка к концерту «Вечер встреч выпускников»

Февраль-Подготовка и создание видеоролика «Служить России»

Подготовка к олимпиаде по музыке

 Март-Подготовка вокальных номеров с учащимися разных классов к праздничному концерту, посвященному 8 марта

Подготовка к школьному  конкурсу патриотической песни «Я люблю тебя, Россия»

Апрель-Подготовка и выступление на городском конкурсе музыкальных творческих проектов.

Май -Подготовка Концертной программы к общешкольному празднику,  

посвященному Дню Победы.

Подготовка выступлений  к празднику «Последнего звонка». Итоговая диагностика.

Список литературы

1. Берлянчик М.М. Проблемы одаренности // Основы учения юного скрипача: Мышление. Технология. Творчество. – М.: Музыка,1983. – 200с. – С. 26 – 44.

2. Выготский Л.С. Психология развития ребёнка. – М.: ЭКСМО. – 2005. – 512 с.

3. Кирнарская Д.К. Музыкальные способности. Психология специальных способностей. – М.: Таланты – XXI века, 2004. – 496 с.

4. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия. Избранные труды: МПСИ, 2003. – 464 с.

5. Лучинкина А.И. Интернет как образовательная среда для одаренных детей и подростков // Одаренный ребёнок - №3, 2013. – С. 83 – 94.

6. Школяр В.А., Критская Е.Д. Музыкальное образование в школе: учеб. пособие для студ. муз. фак. и отд. высш. и сред. пед. учеб. заведений /А.В. Школяр. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 232 с.

Интернет – ресурсы

7 .http://www.frindship.com.ru / статья В.М. Слуцкого. Одаренные дети.

17.http://bank.orenipk/Text/t30_467.htm / Музыкальная педагогика

        

        

         

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа работы с одаренными детьми в МОУ Ильичевская ООШ на 2010-2013 гг.

Создание системы работы с одаренными и талантливыми детьми является одним из направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», поэтому обеспечение условий для выявления и развити...

Работа по теме самообразования "Работа с одаренными детьми на уроках химии и во внеурочное время"

Работа содержит основные этапы работы по теме самообразования, планирование деятельности учителя на насколко лет и на текущий учебный год. Планирование индивидуальной работы с одаренным учеником...

Работа по теме самообразования "Работа с одаренными детьми на уроках химии и во внеурочное время"

Работа содержит основные этапы работы по теме самообразования, планирование деятельности учителя на насколко лет и на текущий учебный год. Планирование индивидуальной работы с одаренным учеником...

Программа работы с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы

Программа работы с  одаренными детьми учителя русского языка и литературы....

Программа работы с одаренными детьми по музыке

Программа работы с одаренными детьми...

Программа работы с одаренными детьми на уроках географии

Программа работы с одаренными детьми на уроках географии в 7 классе. Пояснительная записка.          Настоящий вариант программы по географии материко...