Воспитание культуры толерантности в старшей школе на основе международных проектов
статья по английскому языку (9, 10, 11 класс) на тему

Толерантность – ценностная установка на терпимость к другим людям.

         Недостаточная мотивация учебной деятельности требует интеграции знаний из различных наук, изучающих общество и человека.

         Создается ситуация необходимости использования полученных знаний в практической деятельности.

         Проблема межнационально-личностных отношений в обществе связана с изучением исторических и культурных особенностей нашей страны и осознании культурного своеобразия и ценностей своего народа.

         Сущность заключается в разработке методики создания групповых и индивидуальных проектов на английском языке для международных лингвистических проектов, в расширении содержания образования, так как такие проекты носят межпредметный характер, в изменении организации образовательного процесса. Идея изменений: саморазвитие, самореализация, наращивание творческого потенциала, формирование ключевых компетенций на основе участия в диалоге культур.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воспитание культуры толерантности в старшей школе на основе международных проектов

Турнаева Людмила Юрьевна, учитель английского языка ГБОУ СОШ № 491, Санкт-Петербург

                

        Толерантность – ценностная установка на терпимость к другим людям.

        Недостаточная мотивация учебной деятельности требует интеграции знаний из различных наук, изучающих общество и человека.

        Создается ситуация необходимости использования полученных знаний в практической деятельности.

        Проблема межнационально-личностных отношений в обществе связана с изучением исторических и культурных особенностей нашей страны и осознании культурного своеобразия и ценностей своего народа.

        Сущность заключается в разработке методики создания групповых и индивидуальных проектов на английском языке для международных лингвистических проектов, в расширении содержания образования, так как такие проекты носят межпредметный характер, в изменении организации образовательного процесса. Идея изменений: саморазвитие, самореализация, наращивание творческого потенциала, формирование ключевых компетенций на основе участия в диалоге культур.

        Расширение интернационализации обучения через иностранный язык (английский язык) представляет большие возможности для развития таких качеств, как гражданственность, патриотизм, толерантности, эмпатия и др.

        При помощи международных обменов, переписки, Интернета, использования новых методик ИКТ проектируются различные виды урочной и внеурочной работы, мотивирующие учащихся к взаимодействию.

        Таким образом воспитывается готовность учащихся к решению проблем межличностного и социального характера, которая и происходит на основе диалога культур.

        Развитие толерантного отношения и укрепление лингвистического поля мотивирует учащихся, повышает уровень эрудиции и укрепляет формирование активной гражданской позиции и национального самосознания.

        Акцент делается на общечеловеческие ценности, воспитание уважительного отношения к другим культурам, а личностно-ориентированный подход способствует использованию иностранного языка (английского языка) в реальной ситуации.

        Достижение высокого уровня знаний английского языка происходит на фоне комплексного подхода к развитию личности, гражданской позиции ребенка. Необходима сеть контактов, например, через обмен между школами-партнерами.

        Личностно-ориентированный подход к обучению и развитию ребенка через международные проекты и теорию критического мышления является наиболее эффективной педагогической технологией в формировании и развитии толерантности, а интеграция учебной и внеурочной деятельности направлена на формирование социальной компетенции и активной жизненной позиции учащихся.

        У учащихся формируется активная гражданская позиция и национальное самосознание в условиях межкультурной коммуникации.

        Мотивация учащихся повышается за счет их раскрепощения, умения ими терпимо относиться к людям, признавать альтернативные мнения, развиваются их коммуникативные умения.

        Учащиеся становятся готовыми к межкультурному сотрудничеству как внутри своей страны, так и на международном уровне.

        Учащиеся старших классов (9-11) достигают функциональной грамотности во владении иностранным языком (английским языком), то есть реально владеют им, достигают, как минимум, порогового уровня обученности (уровня В-1), принятого Советом Европы. Учащиеся способны самостоятельно вести исследование: наблюдать, размышлять, делать самостоятельные выводы и обобщения, самостоятельно осуществлять поиск информации (в том числе использовать Интернет-ресурсы). У них появляется потребность в самообразовании, в саморазвитии, самоопределении, самореализации, самонаблюдении и самооценке (развитие рефлексии).

        Наше общество живет в эпоху грандиозных перемен, и школа с ее проблемами и нуждами является центром развития современного общества. Главной ценностью признается свободная, развитая личность, личность, способная жить и творить в условиях постоянно меняющегося мира.

        При личностно-ориентированном подходе необходимо ставить акценты на развитие свободной, активной личности и развитие опыта творческой деятельности. Знания иностранного языка (английского языка) должны применяться практически. Необходимо поставить ученика в центр учебного процессе, организовать его взаимодействие с другими учащимися, придать учебному процессу реальную практическую направленность.

        Одним из важных аспектов здесь является воспитание толерантности на основе международных проектов. Международная молодежная конференция – стимул воспитания терпимости, учебы и самообразования. Последнее достигается благодаря побуждению учащихся к размышлению, самостоятельному поиску информации, к самостоятельным выводам и обобщениям.

        Подготовка к международным конференциям школьников, которые проходили на базе школы, требовала интеграции знаний по целому ряду дисциплин. Защита проектов невозможна без знаний истории, географии, политики, экономики, культуры. Участие в конференции предполагает хорошее владение английским языком. Поэтому подготовка требует от учеников напряженной работы по самообразованию. Успех обеспечивается не только знаниями, но и умением держаться на публике и четко представлять себя. Для этого необходим ряд личностных качеств: быть терпимым к мнению других, уверенно чувствовать себя, быть доброжелательным, коммуникабельным и, наряду с этим, уметь защитить свою позицию. Подготовка и проведение конференций требует от учащихся знания современных информационных технологий.

        Нравственное состояние общества очень важно на современном этапе. Недостаток терпимости – характерная черта современного общества. Поэтому очень важно работа школы, направленная на развитие толерантности сознания.

        Одна из международных молодежных конференций, которая проходила на базе нашей школы, называлась «Молодежь и общество», предметом обсуждения которой стали вопросы, продиктованные временем: «Проблемы молодежи», «Экология и мы», «Активная молодежь», «Молодежный парламент» и другие.

        Российские школьники приобрели личный опыт общения с зарубежными сверстниками, а иностранные гости смоли сами оценить Россию и россиян.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа «Воспитание культуры толерантности у воспитанников с ограниченными возможностями»

Толерантность являет собой новую основу педагогического общения педагога и ученика, сущность которого сводится к таким принципам воспитания, которые создают оптимальные условия для формирования ...

Презентация к педсовету "Воспитание культуры толерантности"

Презентация является дополнением для выступления на педагогическом совете школы. В материалах использованы данные мониторинга учеников и учителей школы....

Статья: Формирование межкультурной коммуникативной компетентности и диалог культур учащихся в процессе реализации внутришкольного и международного проекта.

Привлечение во внеклассную деятельность информационных технологий имеют целью создать условия для приобретения  необходимых компетенций и не потерять интерес к учебе. Именно возможность осуществл...

Воспитание культуры толерантного общения

Воспитание культуры толерантного общения...

Крнспект классного часа на тему "Воспитание культуры толерантности у школьников. "

Сегодня все большее распространение в детской среде получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Причин этому много. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через средства массовой и...

Деятельность ГБПОУ «Арзамасский коммерческо-технический техникум» по воспитанию культуры толерантности и гармонизации межнациональных отношений

Деятельность по воспитанию культуры толерантности в Арзамасском коммерческо-техническом техникуме реализуется в рамках программы по гармонизации межнациональных  отношений и формированию то...

Экологическое воспитание школьников на уроках английского языка и в международных проектах

В статье представлен опыт работы в международных проектах и программах....