Работа с лексикой и грамматикой в формате ГИА (Из опыта работы. Методические рекомендации)
материал для подготовки к егэ (гиа) по английскому языку (11 класс) по теме

    Английский язык — не самый популярный предмет, по которому сдают ЕГЭ, но интерес к нему среди выпускников растет.

Тем более, что в скором времени экзамен по английскому обещают сделать обязательным.

В чем особенности подготовки к ЕГЭ по иностранному языку? Каких ошибок надо избежать, выполняя задания экзамена?

В работе даны методические рекомендации по подготовке учащихся к сдаче ГИА.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon leksika_grammatika.doc77 КБ

Предварительный просмотр:

Работа с лексикой и грамматикой в формате ГИА

(Из опыта работы. Методические рекомендации)

Карпова О.А.

    Английский язык — не самый популярный предмет, по которому сдают ЕГЭ, но интерес к нему среди выпускников растет. Тем более, что в скором времени экзамен по английскому обещают сделать обязательным. В чем особенности подготовки к ЕГЭ по иностранному языку? Каких ошибок надо избежать, выполняя задания экзамена?

Зачем учить английский язык?

  Современное общество однозначно требует у работников многих сфер знания английского языка. В некоторых школах его изучение начинается уже с первого класса, даже нелингвистические вузы выбирают для поступления на ряд специальностей ЕГЭ по английскому языку. Более того, нам обещают, что в ближайшее время ЕГЭ по английскому станет в один ряд с обязательными экзаменами по русскому языку и математике.

Больше всего сдающих ЕГЭ по английскому языку в Москве и Санкт-Петербурге. В Москве его сдают 29,2% всех выпускников, в Петербурге — 21%. Результаты в этих городах также выше: в среднем по России — 57,8%, а в Петербурге — 60,44%, в Москве — 64,55%. А вот старшеклассники из других регионов сдают английский язык значительно неохотнее, желающих в 10 раз меньше! Только 6% во всех регионах.

     Опросы показывают, что ученики школ вне Москвы и Петербурга боятся ЕГЭ по английскому. Они не хотят сдавать его, потому что не уверены в своем результате. Таким образом они сами ограничивают для себя круг ведущих престижных вузов. И так происходит из года в год.

     Но ведь язык нельзя выучить за один день. Подготовку к ЕГЭ по английскому лучше всего начинать за два года, то есть в 10-м классе. Несмотря на многие нелестные отзывы о ЕГЭ, этот экзамен по своему строению очень похож на международные — такие, как TOEFL, что однозначно подтверждает его способность определить реальный уровень владения иностранным языком.

     В соответствии с документами Совета Европы, задания ЕГЭ наивысшего уровня сложности соответствуют уровню В2 по международным стандартам. В практической жизни это означает, что только малая часть заданий ЕГЭ по английскому языку требует понимания содержания сложных текстов, в том числе узкоспециальных, и умения о них говорить.

      Все тексты, использующиеся на экзамене, являются аутентичными и проходят три этапа содержательной экспертизы, которая всегда проводится носителем языка и выявляет текстологическое соответствие текста. Экзамен проверяет уровень компетенции учеников в трех видах речевой деятельности: аудировании, чтении и письме. Отдельно проверяются лексико-грамматические навыки. В каждом из разделов есть задания разной сложности, что позволяет наиболее точно определить уровень знаний ученика.

      Для правильной подготовки к ЕГЭ по английскому языку требуется, несомненно, знание формата экзамена. Готовясь к экзамену, выпускник должен быть в курсе того, какого рода будут задания, как они выполняются, как заносить ответ в бланки и т.д.

Давайте подробнее рассмотрим формат ЕГЭ по иностранным языкам 2017 года.

          Время выполнения экзаменационной работы составляет 180 минут.     Минимальный проходной балл — 20 баллов.

     В экзамен добавлен раздел устного ответа по выбору. Максимальный балл за экзамен — 100 баллов. Если экзаменуемый отказывается от пятого (устного) раздела, максимальный балл составит 80 баллов.

    На сайте Федерального института педагогических измерений www.fipi.ru началась публикация открытого банка заданий ЕГЭ и ОГЭ. В нем представлены все типы экзаменационных заданий по всем предметам ЕГЭ и ОГЭ, в том числе и английскому языку. Наполнение открытого банка будет происходить поэтапно. Материалы открытого банка заданий ЕГЭ и ОГЭ будут находиться в свободном бесплатном доступе.

     Контрольно-измерительные материалы (КИМы) по иностранным языкам имеют свои особенности. Типы заданий по иностранному языку расположены не в порядке постепенного усложнения задания, а по методу речевой деятельности. Основные разделы: Аудирование, Чтение, Грамматика и Лексика, Письмо, Говорение.  Таким  образом,  общее  число заданий  в  письменной  части  40  при  сохранении  общего первичного балла – 80 баллов.

   Готовясь к ЕГЭ по английскому языку уместно использовать пособия полностью повторяющие формат экзамена, чтобы выработать правильный навык к выполнению заданий, правильно рассчитать время и иметь достаточную тренировку по использованию полученных знаний и умений.

    Сегодня мы подробнее остановимся на третьем разделе письменной части ЕГЭ. Это: так называемые «Лексика и Грамматика». Какие рекомендации можно дать своим ученикам при подготовке к данному виду задания?

    В первую очередь обращать внимание на формат заданий.

    При выполнении заданий этого раздела проверяется уровень языковой компетенции учащихся – владение правилами грамматики английского языка, умение применять их на практике, владение лексикой английского языка, знание сочетаемости слов и их стилистической маркированности.

Максимальное количество баллов за выполнение заданий – 20 баллов.

    Данный раздел включает три задания. Итак, запоминаем: задания 19-25 (максимальный балл – 7 баллов)      проверяют навыки образования грамматических форм, задания 26-31 (максимальный балл – 6 баллов) тестируют навыки словообразования, задания 32-38 (повышенный уровень, максимальный балл-7 баллов) проверяют знание лексики английского языка, ее сочетаемость в зависимости от коммуникативной ситуации.

Как выполнять задания 19-25?

 

     Вам предстоит прочитать или один связный текст или два различных фрагмента, в которых есть пропуски. Каждому пропуску соответствует слово справа, которое нужно преобразовать так, чтобы грамматически оно соответствовало содержанию текста.

   Какие могут быть советы по данным заданиям? Что обычно я говорю своим ученикам и даю им в качестве памятки.

  • Прежде чем выполнять задания 19-25, заполняя пропуски, нужно прочитать обязательно весь рассказ или текст целиком, чтобы понять содержание.
  • Подсказка на выбор правильной грамматической формы слова необязательно находится в самом предложении, а может быть, например, в предыдущем предложении.
  • Если требуется поставить глагол в нужную форму, прежде всего, определи, в каком залоге (активном или пассивном) стоит сказуемое. (этот момент очень важен, так как дети часто не видят этого, поэтому я постоянно акцентирую на это внимание!)
  • При определении временной формы глагола обрати внимание на ключевые слова (или как я их называю «слова-подсказки»). Поищи в предложении те слова, которые помогут определить нужное время. Если их нет, то прочитай предыдущее предложение и посмотри, в каком времени стоит глагол. Обычно в тексте все предложения взаимосвязаны.
  • Часто в задании требуется образовать от глагола причастие (третья форма глагола) или герундий (к глаголу прибавляется окончание -ing). Определи, какое это причастие — активное (герундий) или пассивное (третья форма глагола).
  • Если  пропущенное слово глагол, то определите в каком времени и залоге он будет стоять. Если вы затрудняетесь в определении времени глагола, необходимо прочитать предыдущее и последующее предложения. Индикаторы времени как правило присутствуют в тексте ( «since then» указывает на времена группы Perfect, а «in the future» – на времена группы Future). Если пропущено прилагательное, то обратите внимание на степень сравнения, если существительное, то определите его число.
  • Если в задании стоит числительное, например, two, то скорее всего, требуется образовать порядковое числительное например, second. Вспомни правила их написания!
  • Если необходимо преобразовать местоимение, определи, какая форма требуется, например стоит местоимение - We. Подумай, что здесь может быть: our (за ним сразу стоит существительное), us, ourselves или ours (без существительного). Если речь идёт об указательном местоимении, то посмотри какое может быть число ед. или мн.
  • Если нужно преобразовать существительное, то здесь нужно вспомнить правила образования множественного числа существительных. Часто бывают именно исключения. Повтори их!
  • Если нужно преобразовать прилагательное, то здесь речь идёт о степенях сравнения. Это либо сравнительная, либо превосходная. Вспомни правила образования степеней сравнения прилагательных!

Вот такие советы я обычно даю своим ученикам. Именно  задания данного типа я довожу до автоматизма и ученики с лёгкостью их выполняют. Рекомендуемое время на этот тип заданий — 10 минут.

     Типичные ошибки, которые могут допустить учащиеся: времена группы Perfect, Past Continuos, Past Perfect Continuous, Conditionals.

     Для подготовки  к выполнению заданий В4 – В10   можно воспользоваться следующими ресурсами: http://www.fipi.ru/content/otkrytyy-bank-zadaniy-ege

http://speakspeak.com/english-grammar-exercises/intermediate

http://www.agendaweb.org/grammar/tests.html

http://esldivlabs.vcc.ca/ELSA/Instructor_Web_Exercises/Grammar/Upper_Intermediate_Grammar_Review_4B.htm

Что следует учитывать при выполнении заданий  26-31 (Словообразование)?

   При выполнении данного задания проверяются навыки словообразования– знание состава слова и основного способа словообразования — аффиксации, т.е. образования слов при помощи приставок и суффиксов.

   Прочитав предложение, переведите его на русский язык и определите, какая часть речи пропущена. Это может быть имя существительное, глагол, отглагольные формы (инфинитив, герундий, причастие), имя прилагательное, наречие, местоимение, числительное. Например, если это существительное, то перед пропуском может стоять артикль или артикль или прилагательное, если это наречие, то оно, как правило, стоит после глагола и т.д.

   Определите, имеет ли слово отрицательное или положительное значение. В случае отрицательного значения вам нужно подобрать соответствующую этому слову отрицательную приставку или суффикс.

   Далее необходимо изменить слово, стоящее справа и соответствующее пропуску, в нужную форму. Выполнив задания, прочитайте весь текст еще раз, чтобы убедиться в правильности образованных форм.

   Для подготовки к выполнению заданий 26-31 повторите приставки и суффиксы, которые используются для образования различных частей речи.  Можно воспользоваться следующими ресурсами:

http://www.uefap.com/vocab/build/building.htm

http://dictionary.cambridge.org/grammar/british-grammar/prefixes

   Обязательно выполните упражнения на правила словообразования в вашем школьном учебнике. Также можно воспользоваться онлайн ресурсами:

http://www.fipi.ru/content/otkrytyy-bank-zadaniy-ege

http://www.englishexercises.org/makeagame/viewgame.asp?id=2996

http://www.tolearnenglish.com/exercises/exercise-english-1/exercise-english-151.php

http://www.english-grammar.at/online_exercises/word-formation/word-formation-sentences1.htm

Задания 32-38 (Повышенный уровень)

Какова стратегия выполнения заданий 32-38 (повышенный уровень)?

Задания 32-38 относятся к заданиям повышенного уровня. Вам предлагается текст с пропусками; для каждого пропущенного слова представлен множественный выбор из четырех лексических единиц.

     Это задания повышенного уровня направлены на распознавание и употребление изученных лексических единиц с акцентом на их лексическую сочетаемость. Составлены они в виде теста с множественным выбором.

Многим ученикам кажется такой тип заданий неисполнимым. В основном, что не знают, делают наугад, авось попадут.

     Конечно, тут нужно иметь богатый словарный запас, ведь именно здесь проверяются фразовые глаголы, предлоги, устойчивые словосочетания, а также слова, близкие по форме или по значению, которые легко спутать (например, make и do).

   Что тут можно порекомендовать? Вот несколько рекомендаций, которые также можно посоветовать и ученикам:

   Прочитай полностью текст, не обращая внимание на пропуски, чтобы понять его основное содержание, и подумай, какое слово могло бы подойти. Даже если ты не сможешь вспомнить подходящее слово, оно начнёт «вертеться у тебя на языке», и ты сразу узнаешь его, когда почитаешь предполагаемые ответы.

   При выборе ответа обрати внимание на слова, прилегающие к пропуску, так как очень часто именно они определяют правильный ответ. Часто выбор правильного ответа может зависеть от предлога, который стоит сразу после пропуска.

   Если ты не знаешь, какой ответ выбрать, попробуй сначала исключить варианты, которые точно не подходят.

   Если уж ты всё-таки не можешь определить правильный ответ, положись на свою интуицию и попытайся отгадать, но ни в коем случае не оставляй пустую клетку в бланке.

   На такой тип заданий рекомендуется отводить 20 минут.

Почему такое пристальное внимание я уделяю этому разделу?

     А все потому, что очень многое в данном разделе зависит от ученика. Если разделы «Аудирование» или «Чтение» непредсказуемые, то есть мы заранее не можем знать, какой текст попадётся или какое произношение будет у говорящего, то от раздела «Лексика и Грамматика» мы ожидаем то, что учили всё это время.

     И тут нужно постараться сделать всё возможное, зависящее от нас. Ведь грамматика не бесконечна, её можно изучить и очень даже хорошо преуспеть в ней. Единственное, что может нас страшить, так это лексика. Вот с ней работать и работать!!!

     Читать больше, делать много упражнений на расширение словарного запаса, выполнять всевозможные тесты, проверяющие лексическую сочетаемость.

     Увеличить словарный запас и потренировать грамматику можно также не только по учебникам и пособиям. Всегда интересно делать это интерактивно. А уж ученики просто обожают делать задания на компьютере!

    Учащимся также следует иметь хорошие орфографические навыки. Помните, что если допущена орфографическая ошибка, то вариант ответа не засчитывается.  Каким образом научиться писать без орфографических ошибок? Самый лучший способ — писать диктанты.  Например, вы можете выучить наизусть фрагмент текста  из учебника английского языка, после чего  воспроизведите его в письменной форме, проговаривая его вслух. Написанный текст сверьте с оригиналом.

    Конечно, для выполнения  заданий повышенной сложности нужно обладать хорошим словарным запасом. Нужно знать лексическую сочетаемость слов.

   Для успешного выполнения заданий повышенной сложности следует повторить   разделы школьного учебника, в которых представлена тематическая лексика, фразовые глаголы, устойчивые словосочетания, предложные фразы.  Необходимо  практиковаться в выполнении упражнений с множественным выбором. Для этого также можно обратиться к интернет-ресурсам:

http://www.fipi.ru/content/otkrytyy-bank-zadaniy-ege

http://www.agendaweb.org/vocabulary/tests-upper-intermediate3.html

http://esl.about.com/library/weekly/aa061401b.htm

http://www.agendaweb.org/vocabulary/tests-vocabulary6.html

    Улучшить знания, когда до экзамена осталось меньше полутора месяцев, все-таки можно, если отнестись к делу ответственно, считает и известный педагог Мария Вербицкая. Наибольшие сложности у российских школьников, как утверждает эксперт, возникают с лексикой и грамматикой.

"Здесь мы видим наиболее низкий процент выполнения. Как подготовиться к этому разделу? Нужно просто выучить три формы глаголов, самые элементарные, и уметь отличать активный залог от пассивного. Это задания базового уровня, то есть навыки, которыми школьники должны овладеть к концу девятого класса, и, тем не менее, именно тут далеко не все ребята справляются", — отмечает Мария Вербицкая.

   Раздел "Грамматика и лексика" содержит 20 заданий, из которых в 13 заданиях нужно поставить в правильную грамматическую форму слово, а в остальных — выбрать правильную лексему, соответствующую смыслу предложения в тексте.

    Если выпускник хочет подтянуть грамматику, ему лучше скачать демоверсию экзаменационных заданий с сайта Федерального института педагогических измерений (ФИПИ), выполнить тест за положенное время, проверить свои ответы по ключам и понять, где пробелы.

"Затем стоит обратиться к учебникам. Нужно прочитать правило, потом взять хороший текст и найти те формы, которые упоминаются в прочитанном только что правиле. Подумать, почему именно они здесь употреблены? Почему тут Past Simple, а не Past Perfect?" — советует Вербицкая.

По ее словам, в роли пособия можно использовать зарубежные учебники, по которым обычно занимаются на курсах иностранных языков. В этих учебниках легко найти необходимые тексты и правила.

Читаю, перевожу со словарем

      Если  надо расширить словарный запас, то и это можно сделать перед экзаменом самостоятельно. В кодификаторе ЕГЭ есть полный список всех тем, которые будут в тестах: возьмите учебник, найдите там нужный урок и выпишете оттуда все незнакомые слова. Потом на эту же тему попробуйте сами себе написать письмо, рекомендует эксперт.

"Чтобы запомнить лексику, нужно не зубрить список, а писать тексты. Зубрить — бессмысленно и бесполезно. Слова нужно видеть в контексте, без контекста вы все равно не научитесь их правильно употреблять. Лучше всего если вы будете видеть новые слова в тексте, извлекать их, а потом пытаться строить собственный рассказ", — советует Вербицкая.

    Работа с тексами может стать хорошим способом пополнить лексический запас, а упражнения позволят подтянуть и чтение. Этот раздел в ЕГЭ состоит из девяти заданий, два из которых на установление соответствия между заголовками и фрагментами текста, а семь — на понимание: нужно будет вставить в текст недостающие предложения и ответить на вопросы без помощи словаря.

    И в конце выступления хотелось бы сказать, что обучение в профильных английских группах с углубленным изучением английского языка 6 раз в неделю и, имея при этом спецкурс по языку, дают хорошую возможность подготовить учеников к сдаче ЕГЭ. В данном случае нам очень хорошо помогает в этом учебник Вирджинии Эванс «Starlight». Начиная с 10 класса учащиеся работают над лексикой и грамматикой в формате экзамена. В данном УМК, и в учебнике, в каждом модуле и в рабочей тетради, мы находим  раздел Use of English с тремя уровнями заданий. Кроме того в конце учебника дополнительные грамматические задания разных форматов по изученному материалу, которые учитель использует в нужном ему и ученикам объёме. В дополнении находится многостраничный список фразовых глаголов, с примерами употребления. В рабочей тетради 11 класса дана объёмная информативная таблица префиксов, суффиксов и форм словообразования. Мы знаем, что существуют определённые правила словообразования, но только постоянная работа с языком на запоминание и обогащение словарного запаса, поможет успешно выполнить задания на лексику во время экзаменационных испытаний.

  Учащиеся самостоятельно и с помощью учителя составляют грамматические и лексические таблицы. На спецкурсах выполняются задания «Решу ЕГЭ» и «Открытый банк заданий» в интернете. На сайте macmillan.ru используем on-line тренажёр. И, конечно, помогает регулярная работа и тренировка дома.

  В помощь к учебнику и типовым экзаменационным вариантам считаем полезно использовать пособия издательства Macmillan для подготовки к ГИА и ЕГЭ, где можно найти полезные сборники тестов для подготовки в формате экзамена с аутентичными текстами и разнообразными тестовыми упражнениями. Все учебные пособия имеют интернет-ресурсы, позволяющие работать и в классе и самостоятельно.

Учащимся рекомендуем выходить на сайт издательства Macmillan (macmillan.ru), где очень много бесплатных ресурсов по разным разделам ОГЭ и ЕГЭ.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Советы по эффективному выполнению заданий по лексике и грамматике в формате ЕГЭ.

Советы по эффективному выполнению заданий по лексике и грамматике....

Развитие навыков словообразования как метод подготовки к выполнению части «Лексика и грамматика» в формате ЕГЭ и ГИА

Наши школьные учебники содержат недостаточное количество упражнений для развития лексико-грамматических навыков, которые необходимы при  выполнении части «Лексика и грамматика» в формате ГИА и ЕГ...

Самостоятельная работа по лексике и грамматике УМК Enjoy English 10 кл. Unit 3 Section 1

Проверочная работа содержит упражнения на лексику и грамматику, которая содержится в 3 разделе 1 секции УМК М.З. Биболетовой и др. Enjoy English 10 кл.: глаголы do, make, модальные глаголы, лексика се...

итоговая контрольная работа по лексике и грамматике в 7 классе

Данная итоговая контрольная работа составлена на основе учебника Spotlight-7,охватывающая повторение пройденного лексического материала и всех гамматических времен за 7 класс(Present Simple,Present Co...

Лексика и грамматика в формате ЕГЭ. Анализ типичных ошибок.Стратегия выполнения.

Данная статья рассматривает типичные ошибки учащихся при выполнении раздела ЕГЭ "Грамматика.Лексика" за период 2009-2015 уч. года. Анализирует ошибки, допущенные при выполнении Демоверсии 2016. Предла...

Контрольная работа по теме: «Подготовка учащихся к выполнению заданий раздела «Лексика и грамматика» в формате ЕГЭ

Экзаменационная работа включает разделы «Аудирование», «Чтение», «Грамматика и лексика» и «Письмо».   Для дифференциации экзаменуемых по уровн...

Подготовка учащихся к выполнению заданий раздела «Лексика и грамматика» в формате ЕГЭ

Упражнения на повторение видовременных форм глагола, действительного и страдательного залогов-Put the verbs in brackets into the correct past tense form.-Open the brackets and use the verbs in the Act...