КСО как средство формирования УУД
методическая разработка по теме

Мешкова Татьяна Владимировна

Статья знакомит с технологией коллективного способа обучения (КСО).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kso_kak_sredstvo_formirovaniya_uud.doc81.5 КБ

Предварительный просмотр:

Коллективный способ обучения (КСО)  как средство формирования УУД.

Учитель английского языка Мешкова Т. В., МБУ СОШ №47

Сегодня, в арсенале  учителя  уже достаточно большой выбор педагогических технологий, позволяющих реализовывать задачи современного образования по  формированию совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих «умение учиться». Одной из таких технологий является КОЛЛЕКТИВНЫЙ СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ (КСО), разработчиком которого является академик международной академии образования, профессор В.К. Дьяченко. Педагогическая технология коллективного способа обучения (КСО) соответствует принципам системно-деятельностного подхода, который положен в основу ФГОС. КСО идеально подходит для работы в классе, так как позволяет не просто дифференцировать, но и индивидуализировать процесс обучения по объему материала и темпам работы для каждого ученика. Это главное условие реализации технологии КСО создает ситуацию успешности у каждого ученика. 

Согласно требованиям ФГОС изучение иностранного языка  будет способствовать формированию у школьников коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности общаться с носителями языка с учётом их речевых возможностей и потребностей в разных формах: устной (говорение и аудирование) и письменной (чтение и письмо).

Применение технологии КСО на уроках иностранного языка даёт возможность ученикам больше общаться друг с другом, передавать свои знания, проверять, обмениваться заданиями, т.е. включаться в коммуникативную деятельность, учиться культуре общения, взаимоподдержке. Каждый ребёнок пробует себя в роли учителя, раскрывает свои возможности, умения, талант. Демократический стиль общения, присущий данной технологии, снимает языковой барьер. Общение учащихся на иностранном языке становится  более раскованным, живым. В каждый момент работы половина учащихся говорит, половина слушает.

В каждом классе есть дети с разными способностями. Учителю нужно и надо учитывать способности каждого и в то же время он должен обучать класс, как единую группу. Как бы учитель ни старался, это противоречие при классно-урочной системе остается непреодолимым.

При коллективном способе обучения каждый ученик отвечает не только за свои знания и учебные успехи, но также за знания и учебные успехи товарищей по учебной работе. Каждую изучаемую тему (вопрос) участник занятий может излагать другим участникам, работая с каждым по очереди до полного, прочного и всестороннего овладения ею. Происходит полное совпадение, единство коллективных и личных, индивидуальных интересов: чем лучше я обучаю других, тем больше я знаю сам. 

Данная технология может применяться как на протяжении всего урока, так и на отдельных его этапах: при проверке ранее усвоенного, при изучении нового материала, при его закреплении, применении, обобщении, контроле. Используется как для работы над грамматическим, лексическим (языковым) материалом, так и для совершенствования речевых навыков устной и письменной речи. Все действия учащихся отражаются в общей координационной таблице, куда заносятся все задания, которые должны выполнить учащиеся и их оценка.

Для введения технологии КСО в практику можно воспользоваться следующими вариантами:

Вариант «введения» № 1

Вариант «введения» № 2

1. Учитель знакомит с методикой сначала одного учащегося и объясняет ему, как он будет работать с напарником.

2. Первый учащийся работает со вторым.

3. В это время учитель готовит третьего учащегося.

4. На протяжении нескольких дней учащиеся получают готовность к обучению в паре.

5.  Когда число подготовленных превышает половину, то коллективную работу можно начинать со всем классом.

6. Половина необученной группы учащихся идет в группу «учителей», а оттуда – половина обученных.

Этот путь ускоряет «введение» во много раз.

Остановимся подробно на некоторых этапах уроков с применением технологии КСО.

  • Составление монологических высказываний.

У учащихся картинки (фотографии) с изображением домашних питомцев. Им предлагается ответить на вопрос: «Что делаешь ты, чтобы твой питомец был счастлив?» Задача: рассказать о своём питомце 2-3 ученикам, послушать рассказы других, получить оценку и оценить других. Условие: нельзя «передвигаться», если рассказал плохо. У каждого – оценочный лист. Проверяющий закрашивает «смайлик» соответствующим цветом: зелёный – «рассказ понравился, ошибок не было»; жёлтый – «рассказ понравился, ошибки есть, но не затрудняют понимание»; красный – «рассказ не понравился, ошибки затрудняют понимание».

Tanya S.

Pasha S.

☺________

☺________

Индивидуальная работа. 

  1. Каждый ученик по опоре составляет монологическое высказывание из 6 фраз.

I have got …

Its name is…

I must … every day.

I must sometimes …

I like …

Работа в парах сменного состава. 

2. Первый партнер рассказывает второму о своём питомце.

3. Второй партнер рассказывает первому о своём.

Оценивают друг друга и переходят в новую пару. 

В новой паре работают как в первой (по пунктам 2-3).

Выслушав рассказы друг друга и оценив их (2-3 «смайлика»), учащиеся возвращаются к своим первым партнёрам.

  • Взаимообучение чтению и переводу.

Работа в группе. Учащиеся разбиваются на группы по 4 человека. Сначала дети знакомятся со словами, которые используются в тексте. Далее перед учащимися ставиться задача: поставить отрывки в правильной последовательности, чтобы получился рассказ.

Индивидуальная работа. Каждый из партнеров получает свой отрывок текста для работы. Учащиеся читают и переводят свой отрывок самостоятельно.  

Работа в парах.

  1. Первый партнер читает второму свой текст, второй слушает.  
  2. Второй партнер переводит текст первого партнера с опорой на этот текст. Первый слушает, добавляет.
  3. Обмениваются текстами и переходят в следующую пару в группе.
  4. В новой паре работают так, как в первой (по пунктам 1-2).
  5. Обмениваются текстами и переходят в следующую пару.
  6. В новой паре работают так, как в первой и во второй (по пунктам 1-2).

В результате каждый из четырёх членов группы прочитал и знает содержание всех отрывков рассказа.

Работа в группе. Группа обсуждает и восстанавливает последовательность рассказа. Решают, какая картинка не подходит к рассказу.

Коллективная работа. Называется последовательность отрывков. Представители каждой группы зачитывают по одному отрывку из рассказа в нужной последовательности. Коллективное обсуждение. Оценивание работы групп (ставится единая оценка всей группе).

  • Взаимные диктанты

Фаза подготовки

1.     Педагог заготавливает достаточное количество разных текстов диктантов на один и тот же материал.

2.     Тексты диктантов наклеиваются на плотную основу (для лучше сохранности и длительности пользования).

3.     Тексты диктантов вручаются учащимся.

4.     Учащиеся рассаживаются попарно для коллективной работы

Фаза взаимодействия

5.     Один напарник читает по своей карточке, другой пишет.

6.     Партнеры меняются ролями, работая так же, как в п.5.

Фаза взаимоконтроля

7.     Каждый проверяет тетрадь партнера, не глядя в карточку.

8.     Оба открывают карточки и вторично (но уже вместе) проверяют сначала один, потом второй диктант.

  • Взаимообмен заданиями.

«А вы – хорошие друзья? А твой друг – настоящий друг? Как вы (он, она) поступите в следующих ситуациях?». Учителем готовятся два вида карточек:

№ 1.

  1. Your friend is sad. ____________________________
  2. Your friend hasn’t got toys. _____________________
  3. Your friend is unhappy. ________________________

№ 2.

  1. You are sad. _________________________________
  2. You haven’t got toys. __________________________
  3. You are unhappy. _____________________________

№1.

  1. Your friend has a birthday. ______________________
  2. Your friend is ill. _____________________________
  3. Your friend didn’t come out to play. ______________

№ 2.

  1. You have a birthday. __________________________
  2. You are ill. __________________________________
  3. You didn’t come out to play. ____________________

Индивидуальная работа. 

  1. Каждый ученик, получивший карточку с заданием, выполняет ее
    самостоятельно в тетради (самоввод).
  2. Проверяет выполнение у учителя.

Работа в паре. 

Первый партнер объясняет второму первое задание своей карточки,
обязательно записывая его в тетрадь партнера и проговаривая объяснение.

  1. Второй партнер объясняет первому первое задание своей карточки, обязательно записывая его в тетрадь партнера и проговаривая объяснение. Диалоги заканчивают словами: "Второе задание подобное, ты будешь  выполнять его сам".
  2. Каждый ученик выполняет в своей тетради второе задание карточки партнера.
  3. Проверяют правильность выполнения друг у друга.
  4. Делают отметку в листке учета.

В результате, в тетради у каждого ученика 4 выполненных задания и 4 оценки в листе учёта.

  • Работа с текстами учебника

1) Один учащийся в паре читает вполголоса абзац своего текста.

2) Оба учащихся анализируют этот абзац:

а) о чем речь в абзаце;

б) какое заглавие можно дать этому абзацу;

в) как еще иначе можно его озаглавить (при необходимости и разногласиях абзац прочитывается еще раз);

г) оба записывают согласованное заглавие абзаца.

3) Пара распадается и оба получают новых партнеров.

4) В новообразованных парах партнеры обмениваются тетрадями.

5) Один из партнеров спрашивает: «Слушать или рассказывать?».

6) Если партнер ответил «слушать», то:

7) Первый кладет свой открытый учебник посередине и рассказывает то, что проработал с предыдущим партнером.

(Если что-то забыл, то тут же прочитывает необходимое по книге).

6) Если партнер ответил «рассказывать», то:

7) Второй кладет свой открытый учебник посередине

(Далее все, как в левом столбце, но с переменой ролей:

первый                 второй

второй                  первый)

8) Затем первый спрашивает: «Вопросов нет?». Если нет, то:

9) Второй партнер читает вслух следующий абзац текста первого партнера («хозяина текста»).

10) Он же (второй партнер) предлагает подходящее заглавие.

11) Оба партнера обсуждают заглавие и если «хозяин текста» с ним согласен, то второй партнер записывает это заглавие в тетрадь «хозяина текста».

12) Оба переходят к аналогичной работе с текстом второго партнера

(п.п. 7-11 с переменой ролей).

13) Оба партнера расходятся для аналогичной работы с новыми партнерами по уже изученным и новым фрагментам текстов.

14) В итоге это работы у каждого учащегося появляется простой план его собственного текста и знание материала не только своего текста, но и текстов партнеров.

Для контроля можно воспользоваться подобным оценочным листом:

Лист учёта выполненных заданий

Дата выполнения _________                                                                                                                  Класс _____________

№ п/п

ФИ учащегося

Качество выполнения задания

Качество выполнения задания

№1

№2

№1

№2

Технология КСО может быть реализована с применением ИКТ посредством организации сетевого взаимодействия учащихся с помощью сервисов Google.

С помощью сервисов можно создавать документы, презентации, таблицы, формы-анкеты и интерактивные рабочие листы. Так, например, с  целью формирования познавательных УУД целесообразно использовать Таблицы Google, которые позволяют структурировать материал, анализировать, делать выводы, графически отображать результаты. С помощью сервиса Рисунок Google можно создать интерактивные рабочие листы.  Используя знакомый набор инструментов для рисования (линия, карандаш, заливка, автофигуры и др.) можно создавать практически любые интерактивные листы для индивидуальной или групповой  работы учащихся. В Рисунках учащиеся на уроке легко и просто могут запечатлеть логические процессы мышления в графической форме, создать блок-схемы, опорные конспекты, ментальные карты, логические цепочки. Это способствует развитию знаково-символических действий и умения схематизировать. Важным инструментом в формировании коммуникативных универсальных учебных действий являются ИКТ-технологии. Для этого на уроках может быть организована работа над коллективными презентациями в среде Google. Такая форма работы может быть применена как на уроке, так и в качестве домашнего задания. Инструмент Форма Google позволяет самостоятельно создавать опросы и анкеты, а также собирать другую информацию. Форма может быть подключена к таблице Google и тогда ответы респондентов будут сохранены в ней. Полученные данные можно оценивать, обрабатывать и систематизировать. Тест, созданный в Формах Google, может быть выполнен учащимися на уроке или дома. Организация работы с Формами может быть построена не только по принципу «учитель создает – ученики заполняют», а учащиеся могут самостоятельно создавать тесты и опросы, а затем проверять варианты ответов у своих товарищей.  

        Технология КСО позволяет развивать следующие УУД:

-  в сфере регулятивных универсальных учебных действий: работая по системе КСО, школьники овладевают умениями самостоятельно организовывать свою учебную деятельность  на каждом этапе обучения от объяснения  нового материала до итоговых проверочных работ. Учатся использовать различные средства обучения: учебник, опорные конспекты, электронные диски, сеть  Интернет. Дают самооценку деятельности, вырабатывают самостоятельно критерии оценивания.

- в сфере познавательных универсальных учебных действий позволяет формировать общеучебные, логические учебные действия, ставить и решать  проблемы, воспринимать и анализировать сообщения. Технология КСО нацеливает учащихся на самостоятельное определение уровня усвоения темы, планирования своей работы по изучению незнакомого материала, круга своего незнания,  коррекции знаний. Учатся передавать информацию, как в устной, так и в письменной форме, преобразовывая ее в виде схем, моделей, плана, кратких сообщений, при этом самостоятельно, выбирая источник информации.

- в сфере коммуникативных универсальных учебных действий помогает приобрести умения учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию. Коллективная деятельность вырабатывает взаимную ответственность за результаты работы, «учитель» отвечает за оценку «ученика».

В заключении хотелось бы отметить, технология КСО обладает целым рядом достоинств:

  • активность каждого ученика в постижении, передаче знаний в процессе обучения;
  • возможность усвоения учебного материала в объеме и сроки, определяемые психофизиологическими особенностями личности обучаемого;
  • сотрудничество учащихся, коллективизм, взаимное обучение, взаимоконтроль;
  • демократический стиль общения: учитель-ученик, ученик-ученик, всеобщее сотрудничество и взаимопомощь.

Таким образом, КСО реально превращает школьников в субъектов самообразования и самовоспитания. Процесс изучения иностранного языка становиться более привлекательным для учащихся, возрастает его эффективность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фитбол, как средство формирования здоровья на уроках. 10 класс девушки.

Нетрадиционная форма урока - гимнастика. Применение мяча - фитбола. Разучивание аэробной связки....

Фитбол, как средство формирования здоровья на уроках. 10 класс. Презентация.

История появления мяча. виды мячей и просто красивые картинки....

«РАЗВИТИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ КАК ВАЖНОЕ СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ».

Статья посвящена вопросам развития эстетической культуры учащихся на уроках дисциплины "Музыкальная литература". Автор ставит задачу формирования музыкального восприятия через развитие навыков анализа...

Выступление по теме: "Работа с учебником в 5 классе как средство формирования географической грамотности при формировании познавательных удд".

Умение работать с учебником – важное условие для воспитания самообразования школьников на ступени обучения в основной школе.     Моим помощником в учебном процессе явля...