Использование УМК Spotlight для обучения межкультурному общению (на базе 7 класса).
статья по английскому языку (7 класс) на тему

Бызова Полина Игоревна

Данная статья будет полезна всем, кто хочет расширить рамки кругозора своих учеников, и научить их не просто английскому языку, а общению с представителями иноязычных стран. В статье рассмтриваются упражнения, с помощью которых можно научить как устному, так и письменному межкультурному общению.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Самая большая роскошь – это роскошь человеческого общения.

Антуан де Сент-Экзюпери

Современный мир динамичен, разнообразен и очень интересен. Мы живем в городе, который предоставляет огромное количество возможностей для получения бесценного опыта с точки зрения изучения иностранного языка. В пик туристического сезона в центре города масса иностранцев, большинство из которых приветливы и не отказывают в беседе. Более того, в этом году наш город принимает чемпионат мира по футболу, что означает еще больший наплыв туристов, которым нужна будет помощь в размещении, в ориентации на карте, какие-то простые советы и хитрости нашего города. Все это означает, что наши ученики могут столкнуться с необходимостью межкультурного общения в любой момент, даже не выезжая за пределы своей страны. Что же такое межкультурное общение?

Межкультурное общение  представляет собой общение между представителями разных культурных социумов. Это общение может быть как устным, так и письменным, как индивидуальным (с небольшим количеством участников), так и массовым. Стоит отметить, что сегодня всё чаще встречается понимание культуры как образа жизни и системы поведения, норм или ценностей любой социальной группы (например, городская культура, культура поколений, культура организации). 

Для успешного межкультурного общения ребенку необходимо:

  • представить себя за пределами собственной культурной зоны;
  • понять многообразие мира, в котором мы живем;
  • познакомиться с разнообразными культурами и формами контактов в них;
  • научиться видеть проявления культурных разнообразий в позитивном ключе;
  • сформировать позитивное отношение к установкам, ценностям, особенностям поведения представителей других культур.

Учитывая приведенные выше факторы, я постаралась разобраться, как же мы можем помочь решению этих проблем в рамках школьной программы, используя УМК Spotlight?

В первую очередь для понимания особенностей иной культуры ребенок должен иметь представления об уникальности собственной, ибо только сравнивая, сталкивая две разные культуры можно увидеть их отличия. В УМК Spotlight, по которому работает наша гимназия, для решения этой задачи уже с первых лет обучения в учебник включен раздел Spotlight оn Russia. В данном разделе раскрываются особенности быта, традиции, литература, достопримечательности, образ жизни и даже народные приметы и медицина. Все это закладывает основу патриотичной личности и помогает ребенку стать достойным представителем нашей страны.

Что же касается культуры иноязычных стран, то, например, в Spotlight для 7 класса ребята знакомятся с интересными фактами и историями в каждом разделе Culture Corner и Extensive Reading. Здесь можно найти тексты про мифы и легенды Ирландии, достопримечательности (замки Англии) и исторические особенности (Викторианская эпоха), так же как и историю футбола в Англии и даже современное исследование предпочтения различных гаджетов. Данные статьи помогают ученикам лучше понять ценности и культуру англоязычных стран.

Конечно, межкультурное общение будет сильно затруднено незнанием устойчивых словосочетаний, выражений и фразовых глаголов. Для решения этой проблемы в учебнике в каждом разделе пополняется активный вокабуляр. В частности за 7 класс ребята знакомятся и учатся использовать следующие фразовые глаголы: run, give, go, look, come, turn, make, take, fall.

Также нельзя оставить без внимания небольшие эпизоды Smile, в конце каждого модуля. Данные небольшие зарисовки помогают развить чувство юмора и быть интересным собеседником, участвуя в межкультурном общении. Особенно мне понравился раздел 10b, в котором объяснялся смысл игры английских слов (pun) и были приведены примеры (стр 99). Данное задание побудило ребят найти свои варианты английских каламбуров, и, надеюсь, они смогут применить их в нужный момент, общаясь с носителями культуры англоязычных стран.

Если рассматривать отдельные упражнения, направленные на обучение межкультурному общению, то стоит выделить в отдельную группу задания, представленные в формате писем, т.к. я уже упоминала, что межкультурное общение может быть как в письменной, так и в устной форме. В качестве конкретных примеров, можно привести упр 3, 4 стр 90 (e-mail, Gifs for Everyone) и, особенно, упр 1, 2, 7 стр 60 (post card, A Whale of Time). В этом письме-открытке наглядно отражена культура письменного общения: вступление, логика основной части, завершение и даже порядок указания адреса. Этот образец будет полезен при общении с реальными представителями англоязычных стран.

Что касается Тренировочных упражнений в формате ГИА, который тоже является частью УМК Spotlight, то здесь практически каждый текст знакомит ребенка с той или иной стороной культуры англоязычных стран, здесь есть и мифы, и отрывки литературных произведений, небольшие повседневные истории, биографии и просто интересные факты. На базе любого, из приведенных в этом сборнике упражнений, можно составить задание для обучения межкультурному общению. Например, упражнение 11 на странице 18. Здесь приводится текст про типичный умирающий американский городок. После выполнения основного задания (измени слова и вставь их в текст), можно предложить ребятам проанализировать подобные ситуации в нашей стране, выявить какие-то закономерности развития городов, сравнить ситуацию «там и здесь».

Аналогично можно поработать и с текстом на странице 31-32 Teenagers with Drive (который является по факту продолжением текста из учебника на странице 27). После выполнения указанного задания (сопоставить абзацы с заголовками), можно предложить ребятам подумать, какие бы вопросы они задали этим успешным подросткам из другой страны, найти информацию о своих выдающихся сверстниках.

Подводя итог всему вышесказанному, хочется еще раз отметить, что ребенок может оказаться вовлечен в межкультурное общение не только за пределами своей страны, но и просто прогуливаясь по нашему городу. В данной потенциальной ситуации он должен чувствовать себя уверенно, знать как держать себя и быть интересным собеседником. База, которую дает учебник Spotlight, вполне может справиться с поставленной задачей. Остальное дело практики!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование риторических задач при обучении теме "Вежливый отказ" (5 класс)

Статья "Использование риторических задач при обучении теме "Вежливый отказ" (5 класс). Включена в сборник статей "От слова к тексту" (Омский областной институт повышения квалификации работников образо...

- Использование технологии сотрудничества при обучении иноязычному общению.

статья использование  технологии сотрудничества при обучении иноязычному общению...

Использование ролевой игры при обучении диалогическому общению на уроках английского языка в 4 классе (на материале УМК М. З. Биболетовой "Enjoy English")

В дипломе определены основные психолого-педагогические особенности учащихся, описаны основные виды ролевых игр при обучении диалогу, а также дабавлены ролевые игры...

Использование проблемных заданий при обучении математике в 5-6 классах

Использование проблемных заданий при обучении математике в 5-6 классах...

ОБУЧЕНИЕ МЕЖКУЛЬТУРНОМУ ОБЩЕНИЮ НА ОСНОВЕ ФИЛЬМОВ НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ

Мишкина Д.Д. Обучение межкультурному общению на основе фильмов на иностранном языке.Ключевые слова: фильмы на иностранном языке, информационные и коммуникационные технологии, алгоритм обучения, лингво...