«Роль игры в обучении речевому общению на среднем этапе обучения английскому языку»
материал на тему

       В школе особое место занимают такие формы занятий, которые обеспечивают активное участие на уроке каждого ученика, повышают индивидуальную ответственность школьников за результаты учебного труда. Эти задачи можно успешно решать через технологию игровых форм обучения. Игра  - особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра только внешне кажется беззаботной и легкой. На самом деле, она властно требует, чтобы играющий отдал ей максимум своей энергии, ума, выдержки, самостоятельности. Успех использования игр зависит от атмосферы необходимого речевого общения, которую учитель создает в классе. 

       Речевое общение является важным условием организации учебной работы школьников на уроке иностранного языка, с помощью которого можно рационально использовать учебное время, активизировать речемыслительную деятельность учащихся, повышать развивающий эффект обучения.  Доверительность и непринужденность общения учителя с учениками, возникшие благодаря общей игровой атмосфере и, собственно, играм, располагают учащихся к серьезным разговорам, обсуждению любых реальных ситуаций. Содержанием общения выступают проблемы, основой которых являются предметы обсуждения. И поэтому одним из наиболее эффективных средств раскрытия творческого потенциала учащихся является обучение речевому общению с использованием игровых форм.

Скачать:


Предварительный просмотр:

.                                                                Докладчик: учитель английского языка,    

Салманова Е.Ф.  

«Роль игры в обучении речевому общению на среднем этапе обучения английскому языку»

Необходимость постоянного совершенствования системы и практики образования обусловлена социальными переменами, происходящими в обществе. Вопросы повышения качества обучения и уровня воспитанности личности учащегося были и остаются приоритетными в современной методике преподавания иностранного языка. Реформирование школьного образования и внедрение новых педагогических технологий в практику обучения следует рассматривать как важнейшее условие творческого интеллектуального и нравственного развития учащегося. Именно развитие становится ключевым словом педагогического процесса. Иностранный язык, как учебный предмет, обладает большими возможностями для создания условий культурного и личностного становления школьников. Поэтому неслучайно основной целью обучения иностранному языку на современном этапе развития образования является личность учащегося, способная и желающая участвовать в межкультурной коммуникации на изучаемом языке и самостоятельно совершенствоваться в изучаемой им иноязычной речевой деятельности.

В школе особое место занимают такие формы занятий, которые обеспечивают активное участие на уроке каждого ученика, повышают индивидуальную ответственность школьников за результаты учебного труда. Эти задачи можно успешно решать через технологию игровых форм обучения.

Игра  - особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра только внешне кажется беззаботной и легкой. На самом деле, она властно требует, чтобы играющий отдал ей максимум своей энергии, ума, выдержки, самостоятельности.

        Успех использования игр зависит от атмосферы необходимого речевого общения, которую учитель создает в классе. Как известно, успех в обучении иностранным языкам определяется правильной организацией учебного процесса. Вовлечение школьников в активную речевую деятельность на уроке - задача учителя.

Речевое общение  – это объединение, координация и взаимодополнение усилий участников общения для определения, приближения и достижения коммуникативной цели и результата речевыми средствами. Речевое общение является важным условием организации учебной работы школьников на уроке иностранного языка, с помощью которого можно рационально использовать учебное время, активизировать речемыслительную деятельность учащихся, повышать развивающий эффект обучения. Оно позволяет также наиболее полно решать задачи интенсивного обучения иностранным языкам. Урок иностранного языка – это не только игра. Доверительность и непринужденность общения учителя с учениками, возникшие благодаря общей игровой атмосфере и, собственно, играм, располагают ребят к серьезным разговорам, обсуждению любых реальных ситуаций. Научить учеников общаться естественным образом на иностранном языке в условиях учебного процесса – проблема сложная и неоднозначно решаемая. В общении реализуются различные формы деятельности (учебно-познавательная, общественно-политическая, бытовая). Содержанием общения выступают проблемы, основой которых являются предметы обсуждения. И поэтому одним из наиболее эффективных средств раскрытия творческого потенциала учащихся является обучение речевому общению с использованием игровых форм.

Сущность игры заключается в том, что учащиеся решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решения, преодолевая при этом определённые трудности. Игра способствует развитию познавательной активности учащихся в изучении языка, делает овладение английским языком радостным, творческим и коллективным.

Содержание игр помогает закрепить и расширить предусмотренные школьной программой знания, умения и навыки. Постепенное введение в учебный процесс элементов нового приводит в движение основу непроизвольного внимания учащихся – интерес – и способствует поддержанию интереса к изучению иностранного языка. Если учащиеся проявляют чрезмерный интерес к самому ходу игры, это может превратиться в игру - развлечение. Чтобы этого не случилось, надо заранее детально продумать организацию игры так, чтобы вызванные ходом и формой игры интерес и внимание были направлены на практическое овладение языком. Следовательно, игра должна быть педагогически целенаправленной, она должна быть не самоцелью, а средством обучения иностранному языку

Игра выполняет четыре важнейшие для человека функции: средство развития мотивационно - потребностной сферы, средство познания, средство развития умственных действий и средство развития произносительного поведения.

Е.И. Пассов выделяет 6 основных целей использования игры на уроках иностранного языка:

1.формирование определенных навыков;

2.развитие определенных речевых умений;

3.обучение умению общаться;

4.развитие необходимых способностей и психических функций.

5.познание в сфере страноведения и языка. Для этой цели используются викторины, лото, путешествия, конкурсы.

6.запоминание речевого материала:

а)рифмовки;

б)сопровождение слов мимикой и жестами;

в)повторение одного и того же слова разными людьми

Упражнения игрового характера могут быть разными по своему  назначению, содержанию, способам организации и проведению, материальной оснащенности, количеству участников. С их помощью можно решать какую-либо одну задачу или же целый комплекс задач: формировать      речевые умения, развивать наблюдательность, внимание, творческие способности. Игра дает возможность не только совершенствовать, но и приобретать новые знания, так как стремление выиграть заставляет думать, вспоминать уже пройденное и запоминать все новое. Еще одним условием является доступность. Игра активизирует стремление учащихся к контакту друг с другом и учителем, создает условия равенства в речевом партнерстве, разрушает традиционный барьер между учителем и учеником.

Место игр на уроке и отводимое им время зависят от ряда факторов: подготовки учащихся, изучаемого материала, конкретных целей и условий урока. Учитель должен знать, с какой целью он проводит ту или иную игру. Языковые игры служат развитию всех видов речевой деятельности. На первом плане, говорение.

Таким образом, игры можно разделить на два вида. Первый вид составляют грамматические, лексические, фонетические и орфографические игры, способствующие формированию речевых навыков. Игры второго вида тренируют учащихся в умении творчески использовать речевые умения и навыки.

Игры способствуют выполнению важных методических задач:

  1. созданию психологической готовности детей к речевому общению;
  2. обеспечению естественной необходимости многократного повторения ими языкового материала;
  3. тренировке учащихся в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к ситуативной спонтанности речи.

Анализ методической литературы показал, что игра является одним из лучших средств борьбы с шаблоном в преподавании иностранного языка, если она применяется наряду с наглядностью, техникой и разнообразными приемами и формами обучения учащихся иностранному языку, если типы урока меняются по мере прохождения материала.

Однако игры не должны восприниматься школьниками, как процесс преднамеренного обучения, так как это может разрушить сущность игры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание комфортных условий при обучении видам речевой деятельности на среднем этапе обучения на уроках английского языка

БОУ г. Омска "СОШ №17"       Описание опыта работыучителя английского языкаТорба Ларисы Викторовны  Тема: «Создание комфортных условий при обучении в...

ОБУЧЕНИЕ ГОВОРЕНИЮ КАК СПОСОБУ МЕЖКУЛЬТУРНОГО ОБЩЕНИЯ НА СРЕДНЕМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Анализ работы в 6 классе "Развитие диалоговой и монологической речи на уроках иностранного языка"...

Игры и игровая ситуация как прием активизации устно-речевого общения на коммуникативно-ориентированном уроке английского языка

Даннаая статья представляет преимущества использования игр на уроках английского языка....

Методическая разработка по теме "Обучение устной речи на начальном этапе изучения английского языка" (из опыта работы)

В методической разработке рассматриваются упражнения, способствующие развитию устной речи на начальном этапе изучения английского языка....

Использование “ icebreakers” в качестве речевой разминки на организационном этапе урока английского языка.

Данная статья познакомит учительниц и учителей английского языка с разминками «icebreakers»....

Роль чтения в процессе обучения речевому общению на уроках английского языка в средней школе

Чтение - одно из важнейших средств получения информации и в жизни современного образованного человека. В процессе обучения английскому языку в 5-7 классах учащиеся развивают умения и навыки в чтении, ...

Использование опор при обучении монологической речи на среднем этапе изучения английскому языку

Использование опор при обучении монологической речи на среднем этапе изучения английскому языку...