"Развитие интереса к чтению при изучении английского языка в школе (из опыта работы)"
статья по английскому языку на тему

Ульева Наталья Львовна

В статье рассмотрена система урочной и внеурочной работы по формированию интереса к чтению англоязычной литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ulieva52_1539716271.docx24.04 КБ

Предварительный просмотр:

СТАТЬЯ «РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ ПРИ ИЗУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В ШКОЛЕ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)»

Ульева Наталья Львовна

Учитель английского языка

Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №183

г. Санкт-Петербург

В настоящее время в общественном сознании формируется понимание того, что переход в век информационных технологий без обеспечения высокого уровня культуры и духовности может обернуться большими проблемами для общества. А духовное развитие невозможно без воспитания потребности и мотивации к чтению, включение чтения в структуру приоритетных культурных потребностей учащихся. 

В последние годы наблюдается резкое падение интереса к печатному слову. В структуре досуга подростков компьютерные игры и телевизионные просмотры, прослушивание аудиозаписей и просмотр видеозаписей, времяпрепровождение с друзьями занимает более значительное место, чем чтение книг. Роль чтения постепенно снижается, школьники стали считать это занятие нецелесообразным.  Чтение является одним из важнейших видов коммуникативно-познавательной деятельности учащихся. Эта деятельность направлена на извлечение информации из письменно фиксированного текста. Чтение выполняет различные функции: служит для практического овладения иностранным языком, является средством изучения языка и культуры, средством информационной и образовательной деятельности и средством самообразования. Как известно, чтение способствует развитию других видов коммуникативной деятельности. Именно чтение даёт наибольшие возможности для воспитания и всестороннего развития школьников средствами иностранного языка. Чтение произведений художественной литературы страны изучаемого языка является неотъемлемым аспектом процесса обучения иностранным языкам.  

 Чтение оригинальной художественной литературы на изучаемом языке способствует развитию устной речи, обогащает словарный запас, знакомит с культурой и литературой страны изучаемого языка, развивает аналитическое мышление [1].

Развитие интереса к художественной литературе англоязычных писателей в нашей школе проходит в рамках проекта «Читаем книги на языке оригинала», который является частью общешкольного проекта «Чтение – путь к успеху!» в Программе развития ГБОУ СОШ №183 [2] .  В школе уже сложилась единая  система урочной и внеурочной работы по формированию интереса к чтению англоязычной литературы.  Используются такие формы работы как:

  • литературные театрализованные постановки
  • тематические проекты
  • конкурсы поэтических переводов
  • презентации прочитанных книг
  • просмотр художественных фильмов по мотивам произведений.

В начальной школе основное внимание уделяется знакомству школьников с устным народным творчество и традициями англоязычных стран посредством участия в театрализованных представлениях: «Праздник алфавита», «Праздник английских сказок», «Рождество».

У подростков в основной школе такие жанры художественной литературы, как детективы, приключения, фантастика и фэнтези  составляют большую долю читательских предпочтений. Это литература, которую ребята сами охотно читают. Интерес учащихся к этим литературным жанрам является хорошей мотивацией для целенаправленной работы по пропаганде книг англоязычных писателей.

Познакомить учащихся с английской литературой в жанре детектива лучше всего на примерах классиков детективного жанра – Агаты Кристи и Артура Конан-Дойля.  Книги этих авторов обладают и интересной тайной, и лихо закрученным сюжетом, и наличием проницательного сыщика в центре повествования. Знакомство с их творчеством проходит  в форме литературно-театральных вечеров. Цель литературных вечеров: расширить кругозор и мотивировать учащихся на чтение произведений, развивать речевую культуру, расширить словарный запас, так как рассказ о творчестве и инсценировки произведений проходят на английском языке. [3].

Любители жанра приключений познакомились с творчеством автора приключенческих романов и повестей Роберта Стивенсона. На уроках домашнего чтения были прочитаны главы из повести «Остров сокровищ» на английском языке в адаптированной форме для соответствующего возраста учеников. Несколько прочитанных глав были инсценированы, так как театральная постановка является любимой формой внеурочной деятельности для детей любого возраста. Сценарии литературных вечеров опубликованы в электронном периодическом издании «Педагогическая Газета» [4].

Год 2018 был юбилеем английского писателя, автора авантюрно- приключенческих романов и произведений для детей и юношества Томаса Майн-Рида. В школьной библиотеке имеется комплект адаптированного текста романа «Квартеронка». Педагоги традиционно используют его для знакомства с творчеством писателя. В юбилейном году дополнительно к чтению глав романа (в форме домашнего чтения с обсуждением на уроке)  учащимися восьмого класса был разработан проект «Творец вестерна» о жизни Майн Рида и его романе «Всадник без головы». Результат проекта – это интерес восьмиклассников к произведениям  Майн-Рида и чтение текстов,  как на русском, так и на английском языке.

В школе проходят литературные вечера, посвященные таким классикам англоязычной литературы, как Ч.Диккенс, Дафна дю Морье, Д Лоренс, Р.Бернс, Д.Байрон, У. Шекспир.

Среди читательских предпочтений детей и подростков, всегда отмечалось пристрастие к текстам сказочного или фантастического направления. Дети любят все необыкновенное, чудесное и волшебное. Кроме того, фантастика – это в определенном смысле и подступы к науке: астрономии, физике, математике, геологии, биологии. Фантастическая литература сегодня является самой популярной у современных подростков. В основном они увлекаются фэнтези, но читают и научную фантастику. Но обычно юные читатели не знают, чем отличаются эти жанры.  В целях знакомства с произведениями классиков англоязычной литературы и развития интереса к чтению был разработан информационно-аналитический проект: «Жанры научной фантастики и фэнтези в английской и американской литературе». В ходе проекта был составлен краткий очерк истории жанров в англоязычной литературе, выявлены их особенности и учащимися самостоятельно составлен обзор произведений, написанных в жанре научной фантастики и фэнтази. Каждый участник группового  проекта выбрал по своему интересу одно из произведений: «Хоббит» Р. Толкина, «Человек-невидимка» Г.  Уэллса, «Затерянный мир» А. Конан-Дойла, «Эрагон» К. Паолини, «Вельд» Р. Бредберри, «Гарри Потер» Д. Роулинг.  Учащиеся с более высоким уровнем знания языка читали книги на языке оригинала, остальные прочитали  выбранное произведение полностью на русском языке и  одну главу по выбору на английском языке. Группа авторов проекта стала призером районного ФОРУМА ШКОЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ.

Уже традиционными в нашей школе стали ежегодные конкурсы поэтических переводов. Опыт перевода стихотворений англоязычных авторов становится не просто творческим заданием, но и возможностью показать учащимся, что мысли и чувства можно выразить по-разному на родном и иностранном языке. Знакомясь с аутентичным материалом, имеющим большую культурную и этическую ценность, ученики учатся  осознанно использовать лексику и грамматику для передачи мысли автора. Одновременно учитель получает возможность работать над формированием навыков чтения, аудирования, говорения [5].

        Отбор стихотворений зависит от возраста учащихся и программы, по которой они занимаются на уроках иностранного  языка. Знакомство с англоязычной поэзией на уроках вызывает интерес к самостоятельному чтению стихов на английском языке. Лучшие поэтические переводы учащихся ежегодно публикуются на сайте школы в разделе «Творческие работы» [6].

Чтение и обсуждение англоязычной художественной литературы способствует введению учащихся в мир культуры стран изучаемого языка. Приобщаясь к идеям великих писателей, учащиеся обогащаются духовно, постепенно формируется их мировоззрение.

Одной из задач, стоящей перед учителем  является развитие ребенка, его художественное образование, эстетическое воспитание, и иностранный язык как предмет играет в этом немаловажную роль.

Список источников:

  1. Азовкина А.Н. Развитие интереса к чтению на иностранном языке на начальном этапе обучения// Иностранные языки в школе. – 2003. - № 2.
  2. Программа развития «Качественное образование для жизни» на 2013-2018 гг. ГБОУ СОШ №183 с углубленным изучением английского языка Центрального района Санкт-Петербурга [Электронный ресурс] - URL:   http://183spb.edusite.ru/uploads/files/programma%20razvitia%20redactzii.pdf (дата обращения 9.10.2018)
  3. Дзюина Е.В. Театрализованные уроки и внеклассные мероприятия на английском языке: 5 - 9  классы. - М.: ВАКО, 2010.
  4. Педагогическая газета: электронное периодическое издание [Электронный ресурс]  – Режим доступа: http://pedgazeta.ru/docs.php?cid=3&rid=309 (дата обращения 9.10.2018)
  5. Гончаренко С.Ф. Поэтический перевод и перевод поэзии: константы и вариативность [Электронный ресурс]. – Электронные текстовые данные. - Режим доступа: http://samlib.ru/w/wagapow_a_s/poetic-transl.shtml
  6. Официальный сайт ГБОУ СОШ №183 [Электронный ресурс]  – Режим доступа:  http://183spb.edusite.ru/ (дата обращения 9.10.2018)

  1. Английский язык. Программы общеобразовательных учреждений. II - XI классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений и школ с углубленным изучением английского языка / О. В. Афанасьева,  И. В. Михеева,  Н.В. Языкова. – М.: Просвещение, 2012.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология сравнения как метод системно-деятельностного подхода в изучении литературы в средней школе ( из опыта работы)

Цель данной работы: Показать, что сравнение как методический прием, используемый при анализе художественного текста (произведения), способствует  активизации деятельности учащихся и  расширя...

"Использование приемов активизации устной речи студентов на занятиях по английскому языку при работе с учебным пособием Э.А. Немировской Английский язык для юристов" (из опыта работы)

В статье я описала некоторые приемы работы по отработке и закреплению лексики по специальности, которые я использовала в своей практике преподавания английского языка студентам, обучающимся по юридиче...

Музыкальные и песенные презентации как средство формирования познавательного интереса у учащихся в изучении английского языка в условиях развития

Музыкальные и песенные презентации как средство формирования познавательного интереса у учащихся в изучении английского языка в условиях развития...

Театрализация на уроках как средство интеллектуального развития и повышения мотивации к изучению русского языка и литературы (из опыта работы)

В соответствии с требованиями ФГОС ООО в образовательном процессе на первый план выдвигается идея саморазвития личности, ее готовности к самостоятельной деятельности. Театрализации на уроках и подгото...

Представление собственного инновационного педагогического опыта. Развитие основ коммуникативной компетенции при изучении английского языка в средних и старших классах

В настоящее время в России идёт становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. В Концепции модернизации Российского образования говорится ...

Статья "Методы и приёмы повышения мотивации обучающихся к чтению на уроках литературы в средней школе ( из опыта работы)". "

В статье представлен опыт повышения мотивации учащихся к чтению на уроках русского языка и литературы ....

Сказки учебника «Starlight 2 – 4 » для обучения чтению и формированию интереса к чтению на уроках английского языка в начальной школе.

Все дети любят сказки. Сказки это , как правило, небольшие истории, которые всегда заканчиваются хорошо. Добро побеждает зло, а сказочные персонажи помогают хорошим героям бороться с неприятностями....