Статья "Аудирование как речевой деятельности."
статья по английскому языку на тему

Домброван Анна Ивановна
Актуальность исследования. Тема аудирования является одной из самых актуальных тем в методике обучения английскому языку, так как без аудирования невозможно речевое общение. Поскольку речевое общение - процесс двусторонний, то недооценка аудирования, т.е. восприятия и понимания речи на слух, может крайне отрицательно сказаться на языковой подготовке школьников. Также известно, что аудирование - очень трудный вид речевой деятельности. Часто современные школьники практически не владеют данным умением. Аудирование используется в любом устном общении. Без овладения этим видом речевой деятельности невозможно выучить язык и пользоваться иноязычной речью на том уровне, который необходим на современном этапе развития общества. Именно с аудирования начинается овладение коммуникацией, и именно аудирование вызывает большие затруднения у учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya._audirovanie_kak_vid_rechevoy_deyatelnosti.docx14.94 КБ

Предварительный просмотр:

Аудирование как вид речевой деятельности.        

                                                                

                                

Актуальность исследования. Тема аудирования является одной из самых актуальных тем в методике обучения английскому языку, так как без аудирования невозможно речевое общение. Поскольку речевое общение - процесс двусторонний, то недооценка аудирования, т.е. восприятия и понимания речи на слух, может крайне отрицательно сказаться на языковой подготовке школьников. Также известно, что аудирование - очень трудный вид речевой деятельности. Часто современные школьники практически не владеют данным умением. Аудирование используется в любом устном общении. Без овладения этим видом речевой деятельности невозможно выучить язык и пользоваться иноязычной речью на том уровне, который необходим на современном этапе развития общества. Именно с аудирования начинается овладение коммуникацией, и именно аудирование вызывает большие затруднения у учащихся.

Несмотря на то, что процесс аудирования может протекать без внешних проявлений, это активный процесс, требующий больших интеллектуальных усилий. В ходе аудирования, слушающий выполняет сложную перцептивно-мнемоническую деятельность, мыслительные операции анализа, синтеза, дедукции, индукции, сравнения, конкретизации и т.д. Успешность аудирования определяется как объективными факторами, так и субъективными факторами. Объективные факторы складываются из особенностей предъявляемого текста и условий, в которых протекает его восприятие. Субъективные факторы определяются особенностями психики слушающего и уровнем его подготовки.

Необходимо отметить, что распознавание устной речи в плане обучения этому виду речевой деятельности представляет собой сложную и далеко ещё не решенную проблему. Изучение данного вида речевой деятельности в методике недостаточно глубокое, термин "аудирование" используется в методической литературе сравнительно недавно.

Проблемой аудирования занимались многие методисты, в том числе Ильина Г.И., Елухина Н.В., Гоцкин Н.Г., Бакушева Г.И., Гез Н.И., Островский Б. С. Однако проблема остаётся слабо изученной.

Недостаточная разработанность проблемы обучения аудированию в методике обусловлена в какой-то степени тем фактом, что аудирование долгое время рассматривалось как побочный продукт говорения.

Безусловно, аудирование тесно связано с говорением и находится в определенной зависимости от степени автоматизации речевых образцов в речи говорящего. Однако отсюда не следует, что обучение говорению само по себе означает и обучение аудированию. Говорение и аудирование - две стороны одного явления - "устной речи". Однако, аудирование - совершенно самостоятельный вид речевой деятельности, направленный на восприятие, узнавание и понимание.

Несмотря на постоянную констатацию методистами важности обучения аудированию, именно механизмы аудирования раскрыты значительно меньше. Отсутствие доступных учителям средней школы научно обоснованных концепций в отношении механизмов аудирования и путях их становления привело к тому, что учителя либо обходят обучение аудированию стороной, либо обучают аудированию эпизодически, исходя из тех неполных знаний процесса, которыми они располагают.

Объектом исследования является обучение аудированию в условиях современной начальной школы.

Предметом выступает использование учебных игр в обучении аудированию.

 Целью исследования является -  выявить эффективность использования игровых приемов при формировании аудитивных навыков на уроках английского языка.

Для достижения данной цели необходимо решение следующих задач:

- провести анализ научно — теоретической литературы по теме исследования;

- изучить опыт использования учебных игр учителями английского языка;

- разработать систему упражнений, направленную на развитие умений и навыков аудирования для дальнейшего использования в работе.

Гипотеза исследования заключается в том, что формирование аудитивных навыков младших школьников на уроках английского языка будет более эффективным при условии, если:  

- учитывать теоретические основы формирования аудитивных навыков;

- учитывать психолого — возрастные особенности учащихся;

- использовать разработанный комплекс ситуативных упражнений на  уроках английского языка.

Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы выпускной квалификационной работы могут быть использованы в учебно-воспитательном процессе начальной школы.

Методы исследования:  теоретические (анализ, синтез, обобщение), эмпирические (наблюдение, опрос),  праксиметрические (анализ продуктов деятельности учащихся).

Методологической основой  настоящего исследования послужили труды по методике обучения иностранным языкам (Бухбиндер В.А., Гальскова Н.Д., Гез Н.И., Пассов Е.И., Щукин А.Н. и др.);  по формированию аудитивных навыков (Ильина Г.И., Елухина Н.В., Гоцкин Н.Г., Бакушева Г.И., Гез Н.И., Островский Б.С., Соловова Е.Н., и др.); по возрастной психологии (Выготский Л.С., Зимняя И.А., Леонтьева А.А., Столяренко Л.Д. и др.).

Новизна исследования предполагает подход к формированию аудитивных навыков на уровне учебных речевых упражнений, способствующих эффективному обучению аудированию на начальном этапе обучения иностранному языку в школе. Предложена и апробирована система учебных игровых приемов, учитывающих как возрастные, так и индивидуальные особенности младших школьников.

База исследования: МБОУ СОШ №23.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение аудированию как виду речевой деятельности

Обучение аудированию как виду речевой деятельности (РД) является нелегкой задачей для учителя. Аудирование – единственный вид РД, при котором от лица ее выполняющего, почти ничего не зависит. При этом...

Система упражнений для подготовки к ЕГЭ по типам речевой деятельности в разделе "Лексика и граматика"

Данные  разработки содержат упражнения для подготовки учащихся к ЕГЭ по французскому языку, с последующим методическим обоснованием....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По русскому языку (внеурочная деятельность «Речь. Речевая деятельность»)

У человека наряду с трудовой, научной, государственной, политической и другими существует самая распространенная, но самая сложная - речевая деятельность.  Речевая деятельность пронизывает всю жи...

Доклад "Обучение чтению как самостоятельному виду речевой деятельности и как средству формирования сложных языковых и речевых навыков и умений.

Чтение выступает как самостоятельный вид речевой деятельности в том случае, когда мы читаем для того, чтобы получить информацию из текста. Задачи обучения чтению как самостоятельному виду речево...

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВНЫХ ВИДОВ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ОСНОВА ЕДИНОГО РЕЧЕВОГО РЕЖИМА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ, РЕАЛИЗУЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье рассматриваются основные виды речевой деятельности и их роль в процессе формирования единого речевого режима в образовательных организациях, реализующих образовательные программы о...