ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВНЫХ ВИДОВ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ОСНОВА ЕДИНОГО РЕЧЕВОГО РЕЖИМА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ, РЕАЛИЗУЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
статья на тему

Аннотация. В статье рассматриваются основные виды речевой деятельности и их роль в процессе формирования единого речевого режима в образовательных организациях, реализующих образовательные программы основного общего образования. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВНЫХ ВИДОВ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
КАК ОСНОВА ЕДИНОГО РЕЧЕВОГО РЕЖИМА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ, РЕАЛИЗУЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Авторы:

Елена Михайловна Ермошкина, генеральный директор ООО СП «СОДРУЖЕСТВО»;

Ирина Петровна Цыбулько, председатель комиссии разработчиков контрольных измерительных материалов для государственной итоговой аттестации, ведущий научный сотрудник ФИПИ, канд. пед. наук.

        

Аннотация. В статье рассматриваются основные виды речевой деятельности и их роль в процессе формирования единого речевого режима в образовательных организациях, реализующих образовательные программы основного общего образования.

Ключевые слова: основные виды речевой деятельности, образовательные программы основного общего образования, образовательные организации, метапредметное обучение, межпредметное обучение, коммуникативные компетенции, единый речевой режим.

Термины и сокращения:

КК – коммуникативные компетенции;

МО – метапредметное (межпредметное) обучение;

ОВРД – основные виды речевой деятельности;

ОО – образовательные организации;

ОПООО – образовательные программы основного общего образования;

ФГОС – федеральный государственный образовательный стандарт.

Введение

Эффективное обеспечение обучающихся комплексом знаний и навыков, которые будут способствовать личностному росту и сформируют потенциал для продуктивной адаптации и развития личности в социуме – это одна из глобальных задач, которые в настоящее время стоят перед российской школой. Концепцию пути по решению данной задачи наиболее точно, на наш взгляд, определили А. Г. Асмолов и Г. В. Бурменская в своей работе «Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли»: от системы передачи знаний перейти к формированию совокупности универсальных способов действий, которые помогают определить способность личности к обучению, познанию, освоению и преобразованию данных внешней среды [1]. При этом в рамках решения задачи на первый план выходит роль русского языка и основных видов речевой деятельности (далее – ОВРД) в процессах формирования в образовательных организациях (далее – ОО) единого речевого режима.

Опорной нормативной базой для понимания роли русского языка и ОВРД являются, в частности, Федеральный закон «О государственном языке Российской Федерации» от 1 июня 2005 года № 53-ФЗ, «Концепция преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации» [2] и федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (далее – ФГОС) [3]. Так, согласно «Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации», «русский язык как государственный язык Российской Федерации является стержнем, вокруг которого формируется российская идентичность, гражданское, культурное, образовательное пространство страны…».

В ФГОС именно языковым аспектам уделяется главное внимание при перечислении результатов обучения по музыке, математике, биологии и иным неязыковым предметам. Причем целью образования является не усвоение системы знаний, а становление личности, способной к саморазвитию и непрерывному образованию. И, пожалуй, в настоящее время именно ФГОС, а также Примерные программы по разным предметам играют роль наиболее полного и актуального источника современного понимания ОВРД и единого речевого режима. Показательно, что среди двенадцати групп результатов, которые в ФГОС, утверждённом приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897, отнесены к метапредметным (т. е. имеющим отношение ко всем предметам), некоторые группы результатов непосредственно относятся к работе с языком и речью. А именно [3]:

умение определять понятия, делать обобщения, давать аналогии,

умение классифицировать, самостоятельно подбирать основания и критерии для классификации,

умение определять причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;

умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения поставленных учебных и познавательных задач.

Ключевыми же положениями, на которые опирается понимание единого речевого режима, являются формулировки в ФГОС первых двух предметных результатов обучения русскому языку:

совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения, письма), которое обеспечивает овладение учебными предметам, способствует взаимодействию с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;

понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности в процессе образования и самообразования [3].

Исходя из этого, роль русского языка и роль ОВРД в рамках формирования единого речевого режима приобретает все большую значимость: основные виды речевой деятельности перестают быть просто узконаправленным инструментом коммуникации и превращаются в:

систему развития и формирования личности обучающихся;

метод познания обучающимся окружающего мира;

комплекс способов по взаимодействию обучающихся с окружающим миром.

Основные виды речевой деятельности и единый речевой режим

Речевая деятельность является основой любой умственной деятельности и средством коммуникации. Под ОВРД следует понимать различные виды речевых навыков и речевых умений. Принято выделять четыре ОВРД: чтение, аудирование (слушание), устная речь и письмо [6]. Чтение и аудирование (слушание) принято называть рецептивными видами речевой деятельности, а устную речь и письмо – продуктивными. Подобная градация наглядно представляет, что основные виды речевой деятельности полностью, частично и в той либо иной форме задействованы практически во всех процессах образовательной деятельности, в том числе и в процессах коммуникаций между учениками и педагогами. То есть практическая реализация ОВРД происходит как во время обучения любой дисциплине, так и на факультативных занятиях, и во внеклассной работе. Следовательно, в системе школьного образования и в рамках реализации ОВРД учебный предмет «Русский язык» в целом обеспечивает развитие творческих, интеллектуальных способностей обучающихся, развивает память, воображение, абстрактное мышление, влияет на качество обучения по всем другим школьным предметам и закладывает основу для дальнейшей социализации и овладения профессией в будущем.

Говоря о едином речевом режиме, необходимо подчеркнуть, что в настоящее время общепринятой формулировки понятия «единый речевой режим не существует». В некоторых случаях используется более узкий и упрощенный термин «орфографический режим». На наш взгляд, под «единым речевым режимом» следует понимать комплекс мер, направленных на формирование универсальных умений, обеспечивающих развитие речевых, языковых и социокультурных компетенций в широком смысле всех участников образовательного процесса. Тогда как повышение эффективности реализации ОВРД следует рассматривать как одну из таких мер. В свою очередь, в основе реализации ОВРД должна лежать «коммуникативная компетенция» (КК). По оценкам Н. С Рубиной [4], коммуникативная компетенция объединяет языковую, речевую, учебно-познавательную, компенсаторную и социокультурную компетенции. В состав социокультурной компетенции входят социолингвистическая, предметно-тематическая, общекультурная и страноведческая компетенции, которые влияют на всю коммуникативную компетентность учителя. Также в коммуникативную компетентность включают: лингвистическую, речевую и социокультурную наблюдательность; речевую образность, контактность, наблюдательность и находчивость; социокультурную восприимчивость и непредвзятость; склонность к поликультурному и полилингвальному образованию.

С этой точки зрения курс русского языка и реализация ОВРД в школе должны рассматриваться не только как процесс овладения определёнными знаниями о языке, но и как путь речевого, речемыслительного, духовного развития школьника в результате его активной деятельности, как путь формирования коммуникативных компетенций.

Формирование коммуникативных компетенций осуществляется на двух уровнях: метапредметном и предметном. В рамках реализации ОВРД они могут быть сформулированы как существенное продвижение в овладении умениями аудирования, чтения, говорения и письма как видами речевой деятельности, как средством получения различной информации, в том числе знаний по разным учебным предметам, и как средством коммуникативно-целесообразного, эффективного взаимодействия с окружающими людьми в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Заключение

Сегодня как никогда важно создать целостную методическую систему, направленную на более глубокое понимание педагогами и обучающимися роли ОВРД и необходимости создания единого речевого режима. Подобная методическая система, прежде всего, призвана повысить квалификацию педагогов, а, самое главное, на метапредметном и предметном уровнях раскрыть феномен русского языка как одной из значимых ценностей русского народа, определить привлекательные для современных школьников и педагогов ценностные ориентации, которые могут формироваться в процессе изучения русского языка в современных условиях и разработать пути их представления в школьном курсе.

Также весьма актуален вопрос доработки нормативной базы. Необходимо подчеркнуть, что централизованный нормативный документ по ЕРР на сегодня не создан. Исходя из этого, локальные акты каждой образовательной организации в части регламентации тех или иных подходов к единому речевому (или орфографическому) режиму различаются. Например, «Памятка для учителей «Единый речевой режим в общеобразовательных организациях Мурманской области» [5] включает в себя следующие пункты:

единые требования к текстовым (устным и письменным) ответам учащихся;

грамматические нормы;

умение слушать;

тетради учащихся для письменных работ;

соблюдение речевого режима педагогическими работниками;

требования к ведению тетрадей;

проверка тетрадей;

орфоэпические нормы.

На наш взгляд, достижение цели по повышению эффективности ОВРД должно лежать в плоскости реализации ФГОС и быть направленным на преодоление разобщенности в вопросах формирования равных условий создания единой образовательной среды в российской школе. Формирование единого речевого режима, успешность обучения русскому языку в частности и успешность реализации ОВРД в целом зависят от ряда факторов:

от активности учителей русского языка, которые инициируют эту работу и являются её координаторами и консультантами;

от сотрудничества русистов с учителями других языковых предметов;

от участия в формировании единого речевого режима учителей неязыковых предметов.

Соответственно, для того, чтобы вывести ОВДР на качественно новый уровень и таким образом решить одну из задач, связанных с формированием единого речевого режима в образовательных организациях, реализующих образовательные программы начального общего и основного общего образования, необходимо:

1) разработать информационное, аналитическое и экспертное обеспечение системы единых требований по формированию ОВРД на всех уровнях: региональном, муниципальном и школьном;

2) разработать методологический инструментарий для формирования ОВРД;

3) повысить квалификацию педагогических и руководящих работников по вопросам речевой деятельности всех субъектов образовательной деятельности;

4) разработать современное организационно-методическое обеспечение системы единых требований к формированию ОВРД в соответствии с ФГОС.

Решение подобных задач должно рассматриваться не просто как количественное увеличение объёма знаний по русскому языку, а как процесс речевой, речемыслительной и духовной эволюции обучающихся и педагогов в процессе образовательной деятельности.

Материал подготовлен в рамках Государственного контракта «Организация мероприятий по повышению квалификации работников образования по вопросам совершенствования единых подходов к формированию и оцениванию основных видов речевой деятельности учащихся ступени начального общего и основного общего образования в соответствии с ФГОС», выполняемого по заказу Министерства образования и науки Российской Федерации.

Перечень ссылок

1. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли / Асмолов А. Г. [и др.]; под ред. Асмолова А. Г. – М.: Просвещение, 2011. – 159 с.

2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 09.04.2016 № 637-р «Об утверждении Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации». – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_196947.

3. Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (ред. от 31.12.2015) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 01.02.2011 N 19644). – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_110255/.

4. Рубина Н. С. Определение понятия лингводидактической компетенции будущего учителя иностранного языка // Тенденции развития педагогической науки: материалы международной заочной научно-практической конференции, (23 октября 2010 г.) – Новосибирск: ЭНСКЕ, 2010. – С. 226.

5. Памятка для учителей «Единый речевой режим в общеобразовательных организациях Мурманской области». – URL: http://2gimn51.ru/files/Pam.pdf.

6. Александрова С. А. Комплексное обучение видам речевой деятельности в начальной школе как условие реализации ФГОС НОО. – URL: http://nsportal.ru/node/995695.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности организации инклюзивного образовательного пространства в образовательной организации МБОУ «Шелаболихинская средняя общеобразовательная школа №1»

Проблемы  образования детей  с ограниченными возможностями сегодня являются одними из самых актуальных в работе всех подразделений Министерства образования и науки РФ, а также системы специа...

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА Организация инклюзивного образовательного пространства в образовательной организации

Работа по программе повышения квалификации для руководителей, реализуемой в рамках обучения по Государственной программе "Доступная среда"...

Организация инклюзивного образовательного пространства в образовательной организации.

Организация работы с детьми с ОВЗ. Особенности детей с ЗПР....

ПРИМЕРНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» ДЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ, РЕАЛИЗУЮЩИХ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО, ОСНОВНОГО И СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Учебный предмет «Физическая культура» является частью физического воспитания в целом, который направлен на решение приоритетных задач государства по повышению общего уровня здоровья нации,...

методическая разработка по организации здоровьесберегающей образовательной среды в образовательной организации

методическая разработка посвящена нормативно-правовым документам по организации здоровьесберегающей образовательной среды в образовательной организации...