ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА Организация инклюзивного образовательного пространства в образовательной организации
проект на тему

Тум Анна Викторовна

Работа по программе повышения квалификации для руководителей, реализуемой в рамках обучения по Государственной программе "Доступная среда"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vypusknaya_kvalifikatsionnaya_rabota.doc281 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное бюджетное образовательное учреждение                                                                                              высшего профессионального образования города Москвы                                                                                                «МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Тум Анна Викторовна

(МКОУ «Горьковская СОШ», Шипуновский район, Алтайский край)

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

Организация инклюзивного образовательного пространства

в образовательной организации

по программе повышения квалификации для руководителей,

реализуемой в рамках обучающихся мероприятий

Государственной программы «Доступная среда»

2015 год

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..….2

Глава 1. Теоретические аспекты особенностей организации инклюзивного образовательного пространства в образовательной организации ……...…….….5

Глава 2. Практические материалы для работы образовательных учреждений по организации инклюзивного образовательного пространства в образовательной организации ………………………………………...………………………………15

Заключение………………………………………………………………………….21

Список используемой литературы………………………………………………...22

Введение

 Важно, чтобы люди не чувствовали себя инвалидами…

Это люди, которым судьба послала сложные испытания…

Только сочувствия мало, надо развивать возможности.

(Л.И. Швецова)

Распространение в Российской Федерации процесса инклюзии детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях является не только отражением времени, но и представляет собой еще один шаг к обеспечению полноценной реализации прав детей на получение доступного образования. Инклюзивная практика реализует обеспечение равного доступа к получению того или иного вида образования, и создания необходимых условий для достижения адаптации образования всеми без исключения детьми независимо от их индивидуальных особенностей, учебных достижений, их психических и физических возможностей.

Необходимость инклюзивного образования возникла с принятием Федерального Закона  «ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ, когда в ОУ пришли «различные» дети возможностями психического и/или физического здоровья. Так в нашей школе из 114 учащихся 20 человек относятся к детям с ОВЗ, из них 7 человек имеют статус инвалидов.

Что же такое «инклюзия»? Инклюзия означает включение детей с различными возможностями во все аспекты школьной жизни, в которых с удовольствием участвуют все дети. Это требует реальной адаптации школьного пространства к тому, чтобы встретить нужды всех детей без исключения, ценить и уважать различия.

«Интеграция» и «инклюзия» – это два термина, которые часто используются один вместо другого, поскольку многие учителя и школы считают их синонимами. Некоторые учителя рассматривают свои интеграционные программы как инклюзивные, в то время как другие школы, работая инклюзивно, определяют свою работу как интеграцию. Между тем, различия между этими терминами существенные. Основное различие заключается в том, что интеграция имеет «внешние» источники. Интеграционные программы имеют своей целью вовлечь детей с разными возможностями в уже сложившуюся школьную жизнь и школьную структуру. Цель этих интеграционных программ – «нормализация», или помощь детям в том, чтобы вписаться в уже существующую модель обучения.

Инклюзия отличается от интеграции тем, что с самого начала рассматривает всех детей без исключения частью общеобразовательной системы. Таким образом, для детей с особенностями отсутствует необходимость в какой-либо специальной адаптации, поскольку они с самого начала являются частью школьной системы. Одна из целей инклюзии состоит в том, чтобы любая школа могла быть готовой в будущем принять детей с различными возможностями. Это может повлечь не только изменения в структуре и работе школы, но и изменения во взглядах учителей общего и специального образования, привыкших рассматривать свою работу как обучение только определённых групп детей. Большинство школ в образовании придерживаются подхода, в центре которого стоит ребёнок, его нужды и потребности, и этот подход требует, чтобы все учителя были готовы соответствовать потребностям всех детей.

Второй вопрос, который стоит очень остро, это -  «Как осуществлять работу по включению детей с разными возможностями в школе?» тоже не имеет простого ответа. Инклюзия во многом зависит от контекста, и одной формулы одинаково успешного включения особых детей во всех школах не существует. Инклюзия успешно работает там, где учителя понимают и демонстрируют эффективную практику обучения в условиях сотрудничества и поддержки всего школьного сообщества. Здесь, вся ответственность, ложится на плечи учителя, именно он может многое сделать в своём классе для продвижения инклюзии.

В Федеральном Законе Российской Федерации «ОБ ОБРАЗОВАНИИ» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ в гл.1, ст.1, п.27 сказано: «Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей», следовательно, образовательные учреждения обязаны обеспечить все необходимые условия для осуществления инклюзивного образования в современном обществе.

Целью данной работы является представить теоретические и практические аспекты по организации работы инклюзивного образовательного    пространства в образовательной организации для детей - инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

 Задачи:

  1. Охарактеризовать необходимые специальные условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми с инвалидностью
  2. Представить перечень необходимых нормативных документов, регулирующих деятельность образовательного учреждения, реализующего инклюзивную практику
  3. Описать особенности в работе психолого-медико-педагогического консилиума в работе с детьми с ОВЗ и детьми – инвалидами
  4. Представить методические рекомендации для разработки и реализации индивидуального образовательного маршрута для ребенка с ОВЗ и ребёнка – инвалида, посещающего общеобразовательное учреждение.

Глава 1. Теоретические аспекты особенностей организации инклюзивного образовательного    пространства в образовательной организации.

Создание всеобъемлющих условий для получения образования детьми с учетом их психофизических особенностей следует рассматривать в качестве основной задачи в области реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами.

Наиболее обобщенно требования к условиям получения образования детьми с ОВЗ отражены в Федеральном государственном образовательном стандарте, и более подробно разработаны в Проекте специального федерального государственного стандарта начального школьного образования детей с ОВЗ (Н.Н. Малофеев, О.С. Никольская, О.И. Кукушкина, 2010). В нем говориться о том, что надо дать обобщенное описание совокупности условий, необходимых для реализации соответствующих образовательных программ, структурированное по сферам ресурсного обеспечения. Вместе с тем отмечается, что подобная система требований должна включать в себя специфические компоненты в соответствии с особыми образовательными потребностями детей с ОВЗ в целом и для каждой категории отклоняющегося развития, в отдельности.

В конечном итоге, отмечается в Проекте, интегративным результатом реализации указанных требований должно быть: создание среды, адекватной общим и особым образовательным потребностям, физически и эмоционально комфортной для ребенка с ОВЗ, открытой для его родителей (законных представителей); гарантирующей сохранение и укрепление физического и психологического здоровья обучающихся (Проект СФГОС, 2010). В результате в образовательных учреждениях, в том числе, реализующих инклюзивную практику, должны создаваться условия, гарантирующие возможность:

• достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования всеми обучающимися;

• использования обычных и специфических шкал оценки «академических» достижений ребенка с ОВЗ, соответствующих его особым образовательным потребностям;

• адекватной оценки динамики развития жизненной компетенции ребенка с ОВЗ совместно всеми участниками образовательного процесса, включая и работников школы и родителей (их законных представителей);

• индивидуализации образовательного процесса в отношении детей с ОВЗ;

• целенаправленного развития способности детей с ОВЗ к коммуникации и взаимодействию со сверстниками;

• выявления и развития способностей обучающихся с ОВЗ через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, используя возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей;

• включения детей с ОВЗ в доступные им интеллектуальные и творческие соревнования, научно-техническое творчество и проектно-исследовательскую деятельность;

• включения детей с ОВЗ, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в разработку основной образовательной программы начального общего образования, проектирование и развитие внутришкольной социальной среды, а также формирование и реализацию индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся;

• использования в образовательном процессе современных научно обоснованных и достоверных коррекционных технологий, адекватных особым образовательным потребностям детей с ОВЗ;

• взаимодействия в едином образовательном пространстве общеобразовательной и специальной (коррекционной) школы в целях продуктивного использования накопленного педагогического опыта обучения детей с ОВЗ и созданных для этого ресурсов.

Значительное разнообразие категорий детей с ОВЗ, включающих в себя, в том числе и наличие или отсутствие инвалидности определяет и значительную вариативность специальных образовательных условий распределенных по различным ресурсным сферам (материально-техническое обеспечение, включая и архитектурные условия, кадровое, информационное, программно-методическое и т. п.).

Таким образом, можно говорить о целостной системе специальных образовательных условий: начиная с предельно общих, необходимых для всех категорий детей с ОВЗ, до частно специфических и индивидуально-ориентированных, определяющих эффективность реализации образовательного процесса и социальной адаптированности ребенка в полном соответствии с его конкретными особенностями и образовательными возможностями. Совершенно очевидно, что в каждом отдельном конкретном случае вся спецификация специальных образовательных условий будет проявляться на всех «уровнях» — от обще-специфических до индивидуально-ориентированных. Таким образом, можно представить всю совокупность условий в виде «матрешки», где каждый из предыдущих «уровней» условий включается проявляется в последующих (рис. 1).

Рис. 1. Систематика специальных образовательных условий, определяющих возможность и эффективность реализации педагогического процесса и социализации детей, включаемых в инклюзивную образовательную практику

При этом в обобщенном виде специальные образовательные условия, необходимые для детей с ОВЗ всех категорий, вариантов, форм и выраженности отклоняющегося развития подразделяются на:

Организационное обеспечение

• Организационное обеспечение создания специальных условий образования для детей с ОВЗ прежде всего базируется на нормативно-правовой базе. Создание этих условий должно обеспечить, не только реализацию образовательных прав самого ребенка на получение соответствующего его возможностям образования, но и реализацию прав всех остальных детей, включенных наравне с особым ребенком в инклюзивное образовательное пространство. Поэтому помимо нормативной базы, фиксирующей права ребенка с ОВЗ, необходима разработка соответствующих локальных актов, обеспечивающих эффективное образование и других детей. Наиболее важным локальным нормативным документом следует рассматривать Договор с родителями, в котором будут фиксированы как права, так и обязанности всех субъектов инклюзивного пространства, предусмотрены правовые механизмы изменения образовательного маршрута в соответствии с особенностями и возможностями ребенка, в том числе новыми возникающими в процессе образования.

• Также должна быть организована система взаимодействия и поддержки образовательного учреждения со стороны «внешних» социальных партнеров — территориальной ПМПК, методического центра ППМС, центра, Окружного и городского ресурсного центра по развитию инклюзивного образования, специальных (коррекционных) школ, органов социальной защиты, организаций здравоохранения, общественных организаций. С этими организациями надо простроить отношения на основе договоров. Наличие доступной сети образовательных учреждений (включающих как общеобразовательные, так и специальные коррекционные образовательные учреждения). Реализация этого общего условия позволяет обеспечить для ребенка максимально адекватный при его особенностях развития образовательный маршрут, позволяет максимально полно и ресурсоемко обеспечить обучение и воспитание ребенка. Важным компонентом этого условия является наличие разнообразных учреждений образования (включая учреждения дополнительного образования) в шаговой доступности.

• Для определенных категорий детей важным является организация питания и медицинского сопровождения.

• Финансово-экономические условия. Эти условия должны обеспечивать образовательному учреждению возможность исполнения всех требований и условий, включенных в индивидуальную образовательную программу, в том числе прописанный в ней штат специалистов, реализующих сопровождение, обучение и воспитание ребенка с ОВЗ, а также обеспечивать эффективную реализацию самого образовательного маршрута. Финансово-экономические условия должны обеспечивать достижения планируемых в ИОП результатов.

• Информационное обеспечение. Информационно-образовательная среда образовательного учреждения должна включать в себя совокупность технологических средств (компьютеры, базы данных, коммуникационные каналы, программные продукты, созданные с учетом особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, включая формирование жизненной компетенции, социализации и др.); культурные и организационные формы информационного взаимодействия с учетом особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, компетентность участников образовательного процесса в решении развивающих и коррекционных задач обучения детей с ОВЗ с применением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), а также наличие служб поддержки применения ИКТ.

Материально-техническое (включая архитектурное) обеспечение

Материально-технические условия реализации индивидуальной образовательной программы должны обеспечивать соблюдение:

• санитарно-гигиенических норм образовательного процесса с учетом потребностей детей с ОВЗ, обучающихся в данном учреждении (требования к водоснабжению, канализации, освещению, воздушно-тепловому режиму и т. д.);

• возможность для беспрепятственного доступа обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к объектам инфраструктуры образовательного учреждения.

• санитарно-бытовых условий с учетом потребностей детей с ОВЗ, обучающихся в данном учреждении (наличие оборудованных гардеробов, санузлов, мест личной гигиены и т. д.);

• социально-бытовых условий с учетом конкретных потребностей ребенка с ОВЗ, обучающегося в данном учреждении (наличие адекватно оборудованного пространства школьного учреждения, рабочего места ребенка, и т. д.);

• пожарной и электробезопасности, с учетом потребностей детей с ОВЗ, обучающихся в данном учреждении.

Организационно-педагогические условия

Эти условия ориентированы на полноценное и эффективное получение образования всеми учащимися образовательного учреждения, реализующего инклюзивную практику. Непосредственно в рамках образовательного процесса должна быть создана атмосфера эмоционального комфорта, формирование взаимоотношений в духе сотрудничества и принятия особенностей каждого, формирование у детей позитивной, социально-направленной учебной мотивации. Необходимо применение адекватных возможностям и потребностям обучающихся современных технологий, методов, приемов, форм организации учебной работы (в рамках разработки ИОП), а также адаптация содержания учебного материала, выделение необходимого и достаточного для освоения ребенком с ОВЗ, адаптация имеющихся или разработка необходимых учебных и дидактических материалов и др.

Важным компонентом является создание условий для адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в группе сверстников, школьном сообществе, организация уроков, внеклассных мероприятий с использованием интерактивных форм деятельности детей, организация внеклассной работы, направленной на раскрытие творческого потенциала каждого ребенка, реализацию его потребности в самовыражении, участии в жизни класса, школы, а также использование адекватных возможностям детей способов оценки их учебных достижений, продуктов учебной и внеучебной деятельности.

Программно-методическое обеспечение образовательного и воспитательного процесса как одно из основных условий реализации индивидуальной образовательной программы ориентировано на возможность постоянного и устойчивого доступа для всех субъектов образовательного процесса к любой информации, связанной с реализацией ИОП, планируемыми в ней результатами, в целом — организацией образовательного процесса и условиями его осуществления. В рамках реализации ИОП образовательное учреждение должно быть обеспечено удовлетворяющими особым образовательным потребностям детей с ОВЗ учебниками, в том числе, учебниками с электронными приложениями, являющимися их составной частью, соответствующей учебно-методической литературой и материалами по всем учебным предметам основной образовательной программы. Образовательное учреждение, специалисты сопровождения должны иметь доступ к печатным и электронным образовательным ресурсам (ЭОР), в том числе к электронным образовательным ресурсам, предназначенным для детей с ОВЗ. Библиотека образовательного учреждения должна быть укомплектована общими и специализированными для детей с ОВЗ печатными образовательными ресурсами и ЭОР по всем учебным предметам учебного плана, а также иметь фонд дополнительной литературы. Фонд дополнительной литературы должен включать детскую художественную и научно-популярную литературу, справочно-библиографические и периодические издания, сопровождающие реализацию основной образовательной программы начального общего образования. Библиотека образовательного учреждения, где обучаются дети с ОВЗ, должна быть укомплектована научно-методической литературой по специальной психологии и коррекционной (специальной) педагогике, печатными образовательными ресурсами и ЭОР, включая формирование «академических» знаний и жизненной компетенции ребенка с ОВЗ, а также иметь фонд дополнительной литературы по актуальным проблемам обучения и воспитания разных категорий детей с ОВЗ, обучающихся в данной школе. Этот дополнительный фонд должен включать научно-методическую литературу, справочно-библиографические и периодические издания, сопровождающие обучение ребенка с ОВЗ.

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в образовательном учреждении.

Необходимо обеспечить комплексное психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья на протяжении всего периода его обучения в образовательном учреждении общего типа». Для этого надо предусмотреть:

• в штатном расписании или по договору с ППМС центром специалистов психолого-педагогического сопровождения для детей с ОВЗ и инвалидностью, нуждающихся в нем;

• организовать деятельность специалистов в форме консилиума для выявления, обследования детей, разработку Индивидуальной образовательной программы;

• организовать в соответствии с разработанной программой процесс сопровождения детей;

• должно быть организовано привлечение специалистов психолого-педагогического сопровождения к участию в проектировании и организации образовательного процесса.

Кадровое обеспечение

Требования к кадровым условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования включают следующие положения:

— укомплектованность образовательного учреждения педагогическими и руководящими работниками, компетентными в понимании особых образовательных потребностей детей с ОВЗ;

— уровень квалификации педагогических и иных работников образовательного учреждения в области образования детей с ОВЗ;

— непрерывность профессионального развития педагогических работников образовательного учреждения в сфере коррекционной (специальной) педагогики, специальной психологии и клинической детской психологии;

— включенность в реальное взаимодействие общеобразовательных и специальных (коррекционных) школ I—VIII видов.

Непрерывность профессионального развития работников образовательного учреждения, должна обеспечиваться освоением работниками дополнительных профессиональных образовательных программ в области коррекционной педагогики в достаточном объеме, не реже чем каждые пять лет в научных и образовательных учреждениях, имеющих лицензию на право ведения данного вида образовательной деятельности.

При поступлении в общеобразовательную школу ребенка с ОВЗ определенной категории: (с нарушением слуха, зрения, расстройствами аутистического спектра и т. д.) обязательным является освоение руководящими лицами, специалистами и педагогами школы дополнительных профессиональных образовательных программ в области коррекционного обучения данной категории детей в достаточном объеме. В системе образования должны быть созданы условия для комплексного взаимодействия общеобразовательных, специальных (коррекционных) и научных учреждений, обеспечивающих возможность восполнения недостающих кадровых ресурсов, ведения постоянной методической поддержки, получения оперативных консультаций по вопросам реализации основной образовательной программы начального общего образования детей с ОВЗ, использования научно обоснованных и достоверных инновационных разработок в области коррекционной педагогики.

Глава 2. Практические материалы для работы образовательных учреждений по организации инклюзивного образовательного    пространства в образовательной организации.

Нормативно-правовое и методическое регулирование образовательного процесса в образовательной организации для детей - инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья начального образования, действующего на территории Алтайского края представлено следующими документами:

  1. Приказ об утверждении Порядка компенсации затрат родителей (законных представителей) на обучение детей-инвалидов по основным общеобразовательным программам на дому самостоятельно в Алтайском крае (материалы на сайте: http://www.educaltai.ru )
  2. Концепция развития образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в Алтайском крае на 2014 - 2017 годы (материалы на сайте: http://www.educaltai.ru )
  3. Указ президента Российской Федерации о национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы (материалы на сайте: http://www.educaltai.ru )
  4. Постановление от 13 ноября 2012г. № 617 об утверждении стратегии действий в интересах детей в Алтайском крае на 2012 - 2017 годы ((материалы на сайте: http://www.educaltai.ru )
  5. «Конвенция о правах ребенка» (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990) (материалы на сайте: http://www.educaltai.ru)
  6. Организация объединенных наций Конвенция о правах инвалидов (13 декабря 2006 года) (материалы на сайте: http://www.educaltai.ru)
  7. Методические рекомендации по организации работы в муниципальном образовании ресурсных базовых школ совместного обучения детей-инвалидов, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и лиц, не имеющих нарушений развития(материалы на сайте: http://www.educaltai.ru)
  8. Постановление «О внесении изменений в постановление Администрации края от 30.01.2013 №37» (материалы на сайте: http://www.educaltai.ru)
  9. Приказ «Об утверждении Комплексного плана мероприятий по обеспечению доступной среды для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в Алтайском крае на 2014 - 2015 годы» (материалы на сайте: http://www.educaltai.ru)

Необходимые подходы, способы, формы, используемые для реализации инклюзивного образования детей с ОВЗ и детей - инвалидов в общеобразовательных учреждениях:

  • индивидуальный учебный план и индивидуальная образовательная программа учащегося – ребенка с ОВЗ и детей - инвалидов - по развитию академических знаний и жизненных компетенций;
  • социальная реабилитация ребенка с ОВЗ и детей - инвалидов в образовательном учреждении и вне его;
  • психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ и детей - инвалидов в процессе обучения и социализации;
  • психолого-педагогический консилиум образовательного учреждения;
  • индивидуальная психолого-педагогическая карта развития ребенка с ОВЗ и детей - инвалидов;
  • портфолио учащегося – ребенка с ОВЗ и детей - инвалидов;
  • компетентность учителя в области общего образования с элементами специального образования, в области социальной адаптации и реабилитации;
  • повышение квалификации учителей общеобразовательного учреждения в области инклюзивного образования;
  • рабочие программы освоения предметов образовательной программы в условиях инклюзивного образования детей с ОВЗ и детей - инвалидов в соответствии с образовательными стандартами;
  • тьюторское сопровождение ребенка с ОВЗ и детей - инвалидов в процессе обучения;
  • адаптивная образовательная среда – доступность классов и других помещений учреждения (устранение барьеров, обеспечение дружественности среды учреждения);
  • адаптивная образовательная среда – оснащение образовательного процесса ассистирующими средствами и технологиями (техническими средствами обеспечения комфортного и эффективного доступа);
  • адаптивная образовательная среда – коррекционно-развивающая предметная среда обучения и социализации;
  • сплочение ученического коллектива, развитие навыков сотрудничества, взаимодействия и взаимопомощи;
  • ориентация воспитательной системы учреждения на формирование и развитие толерантного восприятия и отношений участников образовательного процесса.

Основные принципы инклюзивного образования, используемые в образовательном учреждении:

  1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений
  2. Каждый человек способен чувствовать и думать
  3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным
  4. Все люди нуждаются друг в друге
  5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений
  6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников
  7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут
  8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека

Алгоритм деятельности в рамках разработки и реализации индивидуального образовательного маршрута:

1. Администрация школы вместе с координатором по инклюзии определяет, к какому учителю и в какой класс поступает ребенок. Так же определяется, какие специалисты психолого-педагогического сопровождения могут войти в междисциплинарную команду. Если в школе нет какого-либо специалиста, административная группа ищет возможные варианты привлечения дополнительных ресурсов (сотрудничество с ППМС) центром, привлечение волонтеров и т. д.). Заключается договор с родителями.

2. Планирование индивидуального образовательного маршрута ребенка с ОВЗ при поступлении в первый класс школы начинается с тщательного сбора и анализа предварительной (первоначальной) информации о ребенке и его семье. Изучается документация: Индивидуальная программа реабилитации ребенка инвалида (если есть инвалидность), заключение ПМПК, медицинская карта (первоклассника — если ребенок поступает в 1 класс общеобразовательной школы), возможно психолого-педагогические характеристики, предоставленные с согласия родителей (законных представителей) специалистами других образовательных учреждений. На этапе сбора информации и целеполагания основная задача администрации и сотрудников школы — договориться с родителями об одной общей цели на определенный, период времени — например, на один год. В беседе с родителями необходимо расставить приоритеты в развитии ребенка исходя из его возможностей — в соответствии с ними учитель и вся междисциплинарная команда будут решать практические задачи в области обучения и социальной адаптации ребенка. При этом, подписывая договор о сотрудничестве, а затем, принимая участие в разработке индивидуального образовательного плана для своего ребенка, родитель должен осознать меру своей ответственности за качество жизни ребенка не только в кругу семьи, но и в школе.

3. Разработку индивидуального образовательного маршрута и соответственно — ИОП) предваряет диагностический этап, в процессе которого в течение двух (максимум — трех) недель пребывания ребенка в школе учитель и специалисты психолого-педагогического сопровождения проводят комплексную оценку его состояния на момент поступления в школу. Если специалисты школы затрудняются в выборе тех или иных форм и тактик диагностики, интерпретации полученных результатов, можно через координатора по инклюзии обратиться за консультацией к специалистам ПМПК или ППМС центра, являющимся ресурсным в данном направлении. В результате, на заседание ПМПк по разработке ИОП выносится заключение о психологических особенностях ребенка, сформированности у него учебных навыков, специфике

взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Основная задача коплексной диагностики в данном случае — определить, какие образовательные потребности есть у ребенка, на какие его возможности можно опереться в первую очередь, какие из направлений деятельности учителя и специалистов являются самыми актуальными.

4. Собственно разработка Индивидуальной образовательной программы (ИОП) на заседании Психолого-медико-педагогического психолого-педагогического консилиума школы.

5. Совместная деятельность администрации, учителей, специалистов психолого-педагогического сопровождения, родителей в рамках реализации индивидуального образовательного маршрута ребенка (Индивидуального образовательного плана на определенный период времени).

6. Анализ результатов деятельности учителей и специалистов - динамики психического и физического развития ребенка, уровня его адаптации в школьной среде, освоения образовательной программы, включенности семьи в образовательный процесс, а также выявление наиболее эффективных форм и приемов обучения и социализации ребенка с ОВЗ, организации взаимодействия с родителями.

7. Постановка задач на последующий временной период. Разработка и реализация индивидуального образовательного маршрута ребенка с ОВЗ в рамках одного образовательного учреждения предполагает внедрение новых организационных технологий деятельности как каждого учителя, специалиста сопровождения, так и администрации, всей педагогической команды в целом. Внедрение таких технологий в работу образовательного учреждения приводит к упорядочению деятельности педагогического коллектива, сохранению ровного, позитивного эмоционального состояния всех участников образовательного процесса.

Заключение

Инклюзивное образование – новое перспективное стратегическое направление образовательной политики и практики, в значительной степени затрагивающее современное образование. Поэтому на этапе проектирования инклюзивного процесса в образовательном учреждении необходимо рассмотреть и оценить сущностные и ситуативные противоречия и ограничения этого процесса, риски и ресурсы, чтобы заложить основы по-настоящему действенного инклюзивного образования и избежать перекосов и срывов в его реализации.

            Осознавая значимость инклюзивного образования на современном этапе развития общества, необходимо правильно построить процесс становления и развития инклюзивного образования в нашей стране, учитывая опыт других стран. В то же время нельзя снижать значимость специальных коррекционных образовательных учреждений, обучающих детей с выраженными отклонениями в развитии и нуждающихся в специализированных условиях. Эти учреждения являются ресурсными центрами для учителей, работающих в системе инклюзивного образования, их необходимо обязательно сохранить и сделать координационными центрами инклюзивного образования.

Сегодня инклюзивный процесс в образовании  понимается как  специально организованный образовательный процесс, обеспечивающий включение и принятие ребенка с ограниченными возможностями здоровья  в среду обычных сверстников в общеобразовательном учреждении, обучение  по адаптированным или индивидуальным образовательным программам с учетом его особых образовательных потребностей.

Главное в инклюзивном образовании ребенка с ограниченными возможностями здоровья – получение образовательного и социального опыта вместе со сверстниками. Основным критерием эффективности включающего образования должна стать максимальная социальная адаптация, а в дальнейшем – профессиональная и трудовая адаптация детей с ОВЗ и детей - инвалидов.

Список используемой литературы

1. Алехина  С.В. Инклюзивное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья // Современные образовательные технологии в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья: монография / Н.В. Новикова, Л.А. Казакова, С.В. Алехина; под общ. ред Н.В. Лалетина; Сиб. Федер. ун-т, Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева [ и др.]. Красноярск, 2013.  С. 71 - 95.

2. Алехина С.В., Зарецкий В.К. Инклюзивный подход в образовании в контексте в контексте проективной инициативы «Наша новая школа» // Психолого-педагогическое обеспечение национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». М., 2010.

3. Банч Г. Включающее образование. Как добиться успеха? Основные стратегические подходы к работе в интегративном классе/– М. : Прометей, 2005.

4. Битова А.Л. Особый ребенок: исследования и опыт помощи, проблемы интеграции и социализации. М., 2000.

5. Большакова Ю.В., Психолого-педагогические особенности сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовательном пространстве, г.Орёл.

5. Ержакова Е.А. Резникова Е.В. «Основы интегрированного обучения» М.- 2008.

6. Егоров П.Р. Теоретические подходы к инклюзивному образованию людей с особыми образовательными потребностями // Теория и практика общественного развития. – 2012. – № 3., – С. 35-39.

7. Карпенкова И.В. «Тьютор в инклюзивной школе» М., ЦППРиК «Тверской» 2010.

8. Назарова Н. Интегрированное (инклюзивное) образование: генезис и проблемы внедрения // Социальная педагогика. 2010. № 1.

9. На пути к инклюзивной школе: Пособие для учителей. USAID, 2007.

10. Олешкевич В.И. Сопровождение и социализация школьников с особенностями психофизического развития в условиях интегрированного обучения // Дефектология. – 2005. – № 5., – С 16-25.

11. Сартан М. «О развитии системы психолого-педагогической медико-социальной помощи учащимся в контексте задач модернизации российского образования».

12. СластенинВ. А., Исаев И. Ф., ШияновЕ. Н. Педагогика /Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Академия, 2008.

13. Сопровождение инклюзивного образования [Электронный ресурс] ГУ ВО «Центр информатизации и оценки качества образования» Вологда.

14. Юнина В.В. «Воспитательная среда специального (коррекционного) образовательного учреждения как условие социализации детей с ограниченными возможностями здоровья»: диссертация С-Пб, 2009.

15. Интернет – ресурс. http://edu-pmpk.ru Государственная программа «Доступная среда» 2011-2015 годы. Методические материалы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выпускная квалификационная работа на тему «Организация работы в детском физкультурно- спортивном объединении «Кожаный мяч»

Выпускная квалификационная работа  на тему «Организация работы в детском физкультурно- спортивном объединении «Кожаный мяч»...

Особенности организации инклюзивного образовательного пространства в образовательной организации МБОУ «Шелаболихинская средняя общеобразовательная школа №1»

Проблемы  образования детей  с ограниченными возможностями сегодня являются одними из самых актуальных в работе всех подразделений Министерства образования и науки РФ, а также системы специа...

Выпускная квалификационная работа на тему "Управление процессом взаимодействия образовательного учреждения и родительской общественности"

Целью работы является создание условий для сотрудичества школы и семьи через внедрение модели управления процессом взимодействия школы и родительской общественности....

Профилактика ДДТТ и ее роль в формировании безопасного образовательного пространства в образовательных организациях

Работа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма - первостепенная задача каждой образовательной организации, каждой семьи, каждого педагога. Главное направление в борьбе с ДТП являетс...

Выпускная квалификационная работа на тему "Принципы составления учебника по английскому языку для начальных классов образовательных организаций Республики Тыва"

Выпускная квалификационная работа на тему "Принципы составления учебника по английскому языку для начальных классов образовательных организаций Республики Тыва"...

Организация инклюзивного образовательного пространства в образовательной организации.

Организация работы с детьми с ОВЗ. Особенности детей с ЗПР....