Организация инклюзивного образовательного пространства в образовательной организации.
статья

Организация работы с детьми с ОВЗ. Особенности детей с ЗПР.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация инклюзивного образовательного пространства в образовательной организации. Особенности детей с ЗПР.

           

Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа" так определила один из своих приоритетов: «Новая школа - это школа для всех. В любой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов…»1.   Такая формулировка  влечет  за собой необходимость структурно-функциональной, содержательной и технологической модернизации образовательной системы.

Признание государством  ценности социальной и образовательной интеграции детей с  ОВЗ обусловливает необходимость создания для них  адекватного образовательного процесса именно  в общеобразовательном учреждении, которому отводится центральное место в обеспечении «инклюзивного» (включенного) образования.

   Основная цель образовательного учреждения, вступившего на путь развития инклюзивной практики - создание специальных условий для развития социальной адаптации учащихся с особыми образовательными потребностями и их сверстников. Цель деятельности учителя – создать оптимальные условия для развития позитивных возможностей каждого ребёнка, обучающегося в инклюзивном классе.

    Инклюзивное образование предполагает адаптацию общего образования к особым потребностям детей. Его целью является максимальная интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья в общество, и с раннего возраста приучить других детей к мысли, что существуют люди с различными физическими, физиологическими и психическими особенностями, которые являются такими же членами общества, как и остальные дети, хотя в чём-то и отличаются от них.

       Инклюзивное образование базируется на следующих принципах:

  1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений
  2. Каждый человек способен чувствовать и думать
  3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным
  4. Все люди нуждаются друг в друге
  5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений
  6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников
  7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее в том, что они могут делать, чем в том, что не могут
  8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека

       Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ или затрудняет его  вне специальных условий обучения и воспитания. Это дети-инвалиды  либо другие дети в возрасте от 0 до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания.

       Группа школьников с ОВЗ  неоднородна. В нее входят дети с разными    

нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-

двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами

эмоционально-волевой сферы, включая аутистические нарушения, с

задержкой  психического развития, с комплексными нарушениями

развития. 

        Более подробно рассмотрим особенности детей с задержкой    

психического развития (ЗПР).

        Задержка психического развития – временное отставание развития психики в целом или отдельных ее функций. Понятие «ЗПР» утверждает наличие отставания в развитии психической деятельности ребенка. Термин «задержка» подчеркивает временной (несоответствие уровня психического развития возрасту) и одновременно в значительном количестве случаев временный характер отставания, которое с возрастом тем успешнее преодолевается, чем раньше дети с данной патологией попадают в адекватные для них условия воспитания и обучения.
             В этиологии задержки психического развития играют роль: конституциональные факторы, хронические соматические заболевания, патология беременности и родов, частые болезни в первые годы жизни, неблагоприятные условия воспитания.
              К.С. Лебединская классифицирует задержки психического развития, основываясь на причинах её возникновения:
а) ЗПР конституционального происхождения: при ней эмоционально- волевая сфера находится как бы на более ранней ступени развития, во многом напоминая нормальную структуру эмоционального склада детей более младшего возраста;
б) ЗПР психогенного происхождения связана с неблагоприятными условиями воспитания, которые препятствуют правильному формированию личности ребенка;
в) ЗПР соматогенного происхождения обусловлена длительной соматической недостаточностью: хроническими инфекциями, аллергическими состояниями;
г) ЗПР церебрально-органического происхождения (обладает большой стойкостью и выраженностью нарушений в эмоционально–волевой сфере и в познавательной деятельности).
         Психическое развитие этой категории детей отличается неравномерностью нарушений различных психических функций; при этом логическое мышление может быть сохранным по сравнению с памятью, вниманием, умственной работоспособностью.
        У детей с задержкой отсутствует инертность психических процессов, они способны не только принимать и использовать помощь, но и переносить усвоенные навыки умственной деятельности в другие ситуации. С помощью взрослого они могут выполнять предлагаемые им интеллектуальные задания на близком к норме уровне. Этим они качественно отличаются от детей с умственной отсталостью. Для детей с ЗПР характерна низкая познавательная активность.
         Особенностью психического развития детей с задержанным развитием является недостаточность у них процессов восприятия, внимания, мышления, памяти.
         Особенности внимания проявляются в его неустойчивости, повышенной отвлекаемости, неустойчивой концентрации на объекте. Наличие посторонних раздражителей вызывает значительное замедление выполняемой детьми деятельности и увеличивает количество ошибок.
          Выраженное отставание и своеобразие обнаруживается и в развитии познавательной деятельности этих детей. У них наблюдается отставание в развитии всех форм мышления;
 к началу школьного обучения, как правило, не сформированы основные мыслительные операции - анализ, синтез, сравнение, обобщение. Выявлено снижение познавательной активности.
          Изучение процессов памяти
 у данной категории детей показывает недостаточную продуктивность произвольной памяти, её малый объем, неточность и трудность воспроизведения. Недостаточность произвольной памяти у детей с задержкой психического развития в значительной степени связана со слабостью регуляции произвольной деятельности, недостаточной ее целенаправленностью, несформированностью функций самоконтроля.
        Этими факторами объясняются характерные нарушения
 поведения у данной категории детей. Дети с гармоническим психофизическим инфантилизмом доброжелательны, эмоциональны и приветливы, но у них долго доминируют игровые интересы, наблюдается непосредственность в рассуждениях, наивность. Дети с дисгармоничным психофизическим инфантилизмом эмоционально неустойчивы, склонны к конфликтам, драчливости, агрессивности.
         Организационно-педагогические особенности обучения детей с ЗПР
Общие подходы в работе с детьми с ЗПР:
- индивидуальный подход,
- предотвращение наступления утомляемости,
- активизация познавательной деятельности,
- обогащение знаниями об окружающем мире,
- особое внимание - коррекции всех видов деятельности,
- проявление педагогического такта.
         Эффективная динамика развития детей с ЗПР намечается тогда, когда своевременно реализуется необходимая психологическая коррекция, медицинское лечение, а педагогическая коррекция и обучение ведутся с учетом всей сложности, неравномерности и дисгармоничности развития интеллекта и личности этой категории детей.
         Одним из подходов в работе с детьми с ЗПР является предотвращение наступления утомляемости. Здоровьесберегающая внутришкольная среда  является многокомпонентной системой, объединённой в единую инфраструктуру с образовательным и воспитательным процессом.

Здоровьесберегающие технологии на уроке включают в себя:

  1. активизацию двигательного режима: физминутки, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз
  2. чередование учебной позы учащихся: работа в группах, свободное передвижение
  3. отслеживание режима чередование видов преподавания: норма – не более 10 минут для каждого вида
  4. разнообразие видов преподавания
  5. наличие методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся с ОВЗ
  6. использование разнообразных видов учебной деятельности, частота и рациональность их использования
  7. наличие на уроке эмоциональных разрядок
  8. комфортный психологический климат

При обучении детей с ОВЗ необходим командный подход. Условиями реализации такого подхода является наличие команды специалистов, осуществляющих коррекционную помощь учащимся, развёрнутая диагностика познавательной сферы, различные формы и методы работы, наличие индивидуальной образовательной программы.

Задача школы – не только дать качественное образование, но и научить детей существовать в обществе людей с разными способностями и возможностями. Основным критерием эффективности должна стать максимальная социальная адаптация, а в дальнейшем – профессиональная и трудовая адаптация детей с ОВЗ.

Список литературы

1. Федеральный закон РФ № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 «Об образовании в Российской Федерации».

2.  Акимова О. И. Инклюзивное образование как современная модель образования лиц с ограниченными возможностями здоровья // Инклюзивное образование: методология, практика, технологии: Материалы Межд. науч.-практ. конф. / Под ред. С. В. Алехиной. М.: Изд-во Мос. гор. псих.-пед. ун-та, 2011. С. 10‒11.

3. Ертанова О.Н. Интеграция и инклюзия в аспекте семантики // Инклюзивное образование: методология, практика, технологии: Материалы Межд. науч.-практ. конф. / Под ред. С. В. Алехиной. М.: Изд-во Мос. гор. псих.-пед. ун-та, 2011. С. 17‒18. 3. Инклюзивное образование: практика, исследования, методология: Сб. материалов II Международной научно-практической конференции / Отв. ред. Алехина С. В. М.: МГППУ, 2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы по комплексной безопасности образовательного пространства в МОУ "СШИ №2" (Лобырева Н. Г. - заместитель директора по безопасности)

Организация работы по комплексной безопасности образовательного пространства в МОУ "СШИ №2" (Лобырева Н. Г. - заместитель директора по безопасности)...

Особенности организации инклюзивного образовательного пространства в образовательной организации МБОУ «Шелаболихинская средняя общеобразовательная школа №1»

Проблемы  образования детей  с ограниченными возможностями сегодня являются одними из самых актуальных в работе всех подразделений Министерства образования и науки РФ, а также системы специа...

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА Организация инклюзивного образовательного пространства в образовательной организации

Работа по программе повышения квалификации для руководителей, реализуемой в рамках обучения по Государственной программе "Доступная среда"...

Профилактика ДДТТ и ее роль в формировании безопасного образовательного пространства в образовательных организациях

Работа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма - первостепенная задача каждой образовательной организации, каждой семьи, каждого педагога. Главное направление в борьбе с ДТП являетс...

организация работы школы по безопасности образовательного пространства

Безопасность образовательного пространства – одно из главных условий успешной деятельности любого образовательного учреждения...