Профилактика ДДТТ и ее роль в формировании безопасного образовательного пространства в образовательных организациях
статья на тему

Ляхова Екатерина Павловна

Работа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма - первостепенная задача каждой образовательной организации, каждой семьи, каждого педагога. Главное направление в борьбе с ДТП является профилактика. Исходя из этого, в Орджоникидзевском районе г. Новокузнецка разработана и реализуется Районная целевая программа "Школа безопасности", основная цель которой - обучение детей ПДД.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lyahova_e.p._statya_dek._17g.doc79 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОФИЛАКТИКА ДЕТСКОГО ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ТРАВМАТИЗМА И ЕЕ РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

Ляхова Екатерина Павловна

МБУ ДО ДТ «Вектор» г. Новокузнецка

Предотвращайте те опасности, которые еще не случились.

Изречение из древнеиндийских «Вед»

Все мы живем в обществе, где в условиях дорожно-транспортной обстановки надо соблюдать определенные нормы и правила поведения. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма – проблема всего общества.

Работа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма – первостепенная задача каждой ОО, каждой семьи, каждого педагога.

В Концепции безопасности образовательного пространства говорится об обеспечении безопасности участников образовательного процесса от угроз для их жизни и здоровью в сфере педагогической деятельности.

Дети-пешеходы – одна из самых уязвимых категорий участников дорожного движения. По сравнению с водителями, они физически не защищены. В условиях интенсивного дорожного движения увеличивается число дорожно-транспортных происшествий с участием несовершеннолетних. Основными причинами ДТП являются недисциплинированность учащихся, незнание или несоблюдение ими Правил дорожного движения.  

Главное направление в борьбе с ДТП является профилактика. Исходя из этого, в Орджоникидзевском районе разработана и реализуется Районная целевая программа «Школа безопасности», заказчиком которой является Отдел Образования Орджоникидзевского района.

Основная цель «Школы безопасности» по обучению детей ПДД привитие устоявшихся практических навыков поведения на дорогах. Важно научить юных участников дорожного движения ориентироваться в сложной дорожной обстановке.  

Обучение правилам дорожного движения, рассчитано на обучающихся 7-16 лет. В реализации данной программы принимают участие все образовательные организации Орджоникидзевского района.

В общественном пространстве Орджоникидзевского района сложилась многоуровневая инфраструктура, нацеленная на обеспечение безопасности жизнедеятельности и ориентированная на работу различных общественных и государственных структур по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

Мы постоянно расширяем сотрудничество и взаимодействие в сфере профилактики детского дорожно-транспортного травматизма (табл.-)

Таблица- Социальное партнерство по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма

Социальные партнеры

Результаты сотрудничества

Отделение пропаганды ГИБДД г. Новокузнецка

информирует о ДДТТ, о нарушителях в ОО, сотрудники ОП ГИБДД принимают участие в родительских собраниях, методических объединениях, в проведении социально-значимых акциях и мероприятиях.

Детско-юношеский центр «Орион»

координирует работу по профилактике ДДТТ, проводят семинары и конференции, организуют различные мероприятия городского и областного уровня по ПДД.

Средства массовой информации города Новокузнецка

вся информация по профилактике ДДТТ в Орджоникидзевском районе размещается на сайтах КОиН и МБУ ДО ДТ «Вектор».

Образовательные организации района.

педагоги - методические объединения, семинары, мастер-классы;

учащиеся - организованы отряды ЮИД, проводятся занятия по ПДД, участие во всех социально-значимых акциях и мероприятиях районного и городского уровня.

Родительская общественность

Совместные праздники, акции, развлечения.

Социальное партнерство, в таком многоплановом направлении, как профилактика ДДТТ, невозможно без организации общественного диалога. Совместные мероприятия (с сотрудниками ГИБДД, родителями и детьми, с водителями автотранстпорта) позволяют выявить разногласия, недопонимания, а совместное обсуждение (с детьми, с педагогами, с сотрудниками ГИБДД) имеющихся проблем, таких как детский травматизм на дорогах, гибель детей в результате ДТП ведет к сближению позиций и взаимопониманию всех участников диалога.

Еще 20 лет назад Джон Гудлад, исследователь оптимистического взгляда на равенство образовательных возможностей, говорил о том, что «Надо обучать всех детей хорошо!». Данный важный постулат имеет непосредственное отношение к образованию всех детей и подростков основам правил дорожного движения.

На базе 12 школ Орджоникидзевского района организованы отряды юных инспекторов движения. На занятиях учащиеся получают информацию о ДТП по городу и району, по оказанию первой медицинской помощи при ДТП, по проведению массово-разъяснительной работы, пропаганде и агитации по ПДД среди детей, подростков и населения нашего района, приобретают навыки правильного поведения на дороге и применяют их на практике.

В результате за 2016 год в нашем районе детский травматизм на дорогах был снижен на 33%.

Безопасность дорожного движения – это комплекс мероприятий, реализация которого, в итоге, обеспечивает безопасность всех участников дорожного движения. 

Для педагогов организуются семинары, проводятся методические объединения с приглашением инспекторов отделения пропаганды ГИБДД г. Новокузнецка, проводятся мастер-классы, на которых педагоги делятся своим опытом работы по профилактике Детского дорожно-транспортного травматизма.

Наряду с традиционными формами обучения учащимся предлагаются целевые экскурсии, кинолектории, ситуативные и ролевые игры, спортивные соревнования. Кроме того, учащиеся сдают зачеты по правилам дорожного движения, участвуют в мероприятиях и конкурсах различного уровня по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, в которых принимают участие все ОО района

Важнейшей частью работы по профилактике ДДТТ является работа с родителями. Основными направлениями работы являются:

Информационное: наглядная агитация, размещение информации на сайте, рассылка по запросам и приказам КОиН, проведение родительских собраний, консультации.

Практическое: педагогические проекты, совместные мероприятия. соревнования

Творческое: совместные праздники, развлечения, викторины, игры, рисунки, загадки, на которых родители имеют возможность не только наблюдать, но и сами принять участие. Родители становятся помощниками педагога в образовательном процессе, активно участвуют в жизни коллектива и учреждения.

Учащиеся «Школы безопасности» в рамках районной целевой программы активно ведут профилактическую работу по ДДТТ среди детей и подростков в районе, организуя социально-значимые акции «Вежливый водитель», «Безопасная дорога в школу», «Стань заметнее», «Шагающий автобус». Изготавливают листовки, буклеты, памятки по правилам дорожного движения и распространяют среди населения района.

Принимают участие в конкурсах и мероприятиях по ПДД: конкурс агитбригад «Правил знание и ясность - это наша безопасность», «ГАИ и ЮИД – содружество ради жизни», «Каникулы без ДТП» и т.д. . [1]

Приглашенными почетными гостями и членами жюри на конкурсах всегда являются сотрудники отделения пропаганды ГИБДД.

Районная целевая программа предусматривает использование в работе по изучению ПДД различные цифровые технологии:

  •  интерактивные презентации и кроссворды в формате Excel;
  • работа с дистанционными технологиями Google, Skype;
  • программное обеспечение по профилактике ДДТТ;
  • интерактивная доска, мультимедийный проектор;
  • цифровая камера, полиграфическое оборудование.   [2]

На сайте  Дома творчества (ddt3-nvkz.ucoz.ru) в разделе «Школа безопасности» постоянно пополняется различная текстовая и визуальная информация по ПДД.  

Сохранение жизни и здоровья детей — одна из основных целей и смысл существования человеческого общества. Учащиеся Школы безопасности осваивают теоретические и практические знания умения и навыки, позволяющие проявить свои способности в творчестве, способствуют социализации, имеют активную жизненную позицию по предупреждению детского травматизма при ДТП и вовлечение в эту деятельность наибольшего количества детей. Все это играет большую роль в формировании безопасного образовательного пространства в образовательных организациях Орджоникидзевского района

В настоящее время нам предстоит спроектировать и реализовать Модель безопасности образовательной среды Орджоникидзевского района, направленную на: 

  • позитивное отношение всех участников дорожного движения к проблеме безопасности на дороге;
  • переживание субъективного чувства благополучия участниками образовательного процесса по направлению «Повышение безопасности дорожного движения в районе»;
  • позиционирование ОО как открытой образовательной системы «Пространство образовательных возможностей и общественного диалога по вопросу профилактики ДДТТ»;
  • педагогическую поддержку учащихся по данному направлению.

Литература

  1. Шумилова, В.В. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в начальной и средней школе : уроки, классные часы, внеклассные мероприятия, занятия с родителями : учебное пособие [Текст] / В. В. Шумилова, Е. Ф. Таркова.- 2-е изд., стер. – Волгоград : Учитель, 2008. – 222 с. - ISBN 978-5-7057-1030-0.

2. Правила дорожного движения для школьников [Электронный ресурс] . - Москва : Акелла, 2008. - 1 эл. опт. диск (CD-ROM). - Систем. требования: Windows XP (рус.) Pentium III 1 ГГц, 256 Mб ОЗУ, 64 Мб DirectX8.1- совместимая 9 совместимая 3D видеокарта, DirectX9-совместимая звуковая карта, 600 Мб свободного места на жестком диске, 24х CD-ROM, клавиатура, мышь, DirectX9.0c . - Загл. с этикетки диска. - (в кор.) :

ФИО

Ляхова Екатерина Павловна

Место работы

МБУ ДО ДТ «Вектор»

Должность

методист

Ученая степень, ученое звание

-

Контактные телефоны

8-908-943-03-55

E-mail

ddt3-nkz@yandex.ru

ФИО

Данилова Галина Ивановна

Место работы

МБУ ДО ДТ «Вектор»

Должность

методист

Ученая степень, ученое звание

-

Контактные телефоны

8-960-918-15-28

E-mail

ddt3-nkz@yandex.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль учителя в создании педагогического пространства, обеспечивающего образовательные потребности учащихся на уроках русского языка

В статье приводится информация об опыте дифференцированного подхода к учащимся, имеющим недостаточный уровень подготовки по русскому языку, а также о самых различных приемах и методах обучения, у...

Особенности организации инклюзивного образовательного пространства в образовательной организации МБОУ «Шелаболихинская средняя общеобразовательная школа №1»

Проблемы  образования детей  с ограниченными возможностями сегодня являются одними из самых актуальных в работе всех подразделений Министерства образования и науки РФ, а также системы специа...

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА Организация инклюзивного образовательного пространства в образовательной организации

Работа по программе повышения квалификации для руководителей, реализуемой в рамках обучения по Государственной программе "Доступная среда"...

Организация инклюзивного образовательного пространства в образовательной организации.

Организация работы с детьми с ОВЗ. Особенности детей с ЗПР....