Главные вкладки

    Современные подходы к оценке образовательных достижений студентов по иностранному языку при реализации программ подготовки специалистов среднего звена
    статья по английскому языку на тему

    Статья содержит основные требования к контролю на уроках иностранного языка при компетентностном подходе.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл statya.odt35.49 КБ

    Предварительный просмотр:

    Современные подходы к оценке образовательных достижений студентов по иностранному языку при реализации программ подготовки специалистов среднего звена

    Голенкова Н. Ю., преподаватель БУ "Нижневартовский социально- гуманитарный колледж"

    Современный этап модернизации российского образования обозначил переход на новое поколение Федеральных государственных образовательных стандартов, 73 разработанных на основе компетентностного подхода. Целью обучения при этом провозглашаются не знания, а более сложная дидактическая структура – компетенция, которая определяется как "совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых, чтобы продуктивно действовать по отношению к ним "(А.В. Хуторской). Компетентностный подход основывается на усвоении не только знаний, но и способов мышления, деятельности, на развитии творческого потенциала личности. В Государственные образовательные стандарты всех звеньев системы профессионального образования в качестве обязательной включена иноязычная дисциплина, целью которой является формирование и развитие коммуникативной компетенции будущего специалиста – участника профессионального общения на иностранном языке в сфере науки, техники, производства и образования. Приобретение студентами коммуникативной компетенции заключается в таком владении общением на иностранном языке, которое позволяет использовать его для удовлетворения профессиональных потребностей, реализации личных деловых контактов и дальнейшего профессионального самообразования и самосовершенствования. Проблемам формирования и развития коммуникативной компетенции в процессе обучения языку посвящены работы многих отечественных и зарубежных ученых (М.Н. Вятютнев, И.А. Зимняя, Н.И. Гез, Е.И. Пассов, И.Л.Бим, В.В.Сафонова, Дж. Савиньон, Г. Пифо, Д.Хаймз, Д. Равен и др.). В.В.Сафонова выделяет следующие компоненты иноязычной коммуникативной компетенции: языковую (грамматическую, лингвистическую); речевую (прагматическую, стратегическую, дискурсивную); социокультурную (социолингвистическую, лингвострановедческую) компетенции. Данные компоненты наиболее полно отражают содержание иноязычной коммуникативной компетенции и соответствуют целям обучения иностранному языку. Эффективность и результативность работы по формированию иноязычной компетенции будущего специалиста определяется уровнем сформированности перечисленных компонентов. Процесс формирования иноязычной коммуникативной компетенции будущего специалиста должен учитывать специфику обучения иностранному языку и основываться на следующих педагогических условиях: определения состава содержания коммуникативной компетенции на основе анализа соответствующей профессиональной деятельности; поэтапности формирования иноязычной коммуникативной компетенции; интенсификации процесса формирования иноязычной коммуникативной компетенции;  погружения в иноязычную среду посредством проведения конференций, ролевых и деловых игр, чтением оригинальной литературы. Сегодня ставится задача не только существенно обновить содержание обучения иностранным языкам, но и ввести новые способы формирования коммуникативной компетенции будущих специалистов. При отборе подходов формирования коммуникативной компетенции студентов учитывается соответствие форм и методов учебной работы поставленным целям формирования компетентностного специалиста. Для этого нужно отобрать такие подходы, которые будучи направленными на формирование компетенций, могут быть названы компетентностными. Компетентностными являются те формы и методы работы, которые имеют не только учебное, но и жизненное обоснование, при этом формирование компетенций студентов зависит от их активности.

    В процессе обучения иностранному языку студентов необходимо использовать следующие компетентностные технологии:  метод проектов; развитие критического мышления через чтение и письмо; метод дебатов,  игровую технологию (языковые игры, ролевые игры, драматизацию);  проблемные дискуссии;  технология интерактивного обучения (в парах, малых группах),  сценарно-контекстная технология;  технология модульного обучения. Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность студента, а умения разрешать проблемы, поэтому технологии для формирования профессиональной компетентности должны носить практикоориентированный характер, и в результате сформировать способность обучаемого к действию, к решению профессиональных задач. В компетентностном подходе также большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов, которая включает выполнение домашних заданий с использованием рекомендованных источников по теме аудиторных занятий, а также подготовку сообщений и рефератов с использованием дополнительной литературы. Таким образом, рост профессиональной компетенции студента колледжа предполагает не только выполнение указаний, но и самостоятельный поиск наиболее эффективных способов обучения. При переходе образовательных учреждений на Стандарты нового поколения изменились и требования по составлению и разработке средств контроля в соответствии с ФГОС СПО. Придерживаясь требований образовательного стандарта, необходимо соблюдать приоритет коммуникативной цели обучения английскому языку (общение в устной и письменной форме непосредственно и опосредованно), а также понимать важность и необходимость формирования и последовательного развития информационной компетенции (умение отбирать и использовать нужные факты, мнения и суждения для решения конкретной профессиональной или чисто коммуникативной задачи). Введение ФГОС СПО ставит перед преподавателями иностранного языка ряд серьезных задач. К наиболее важным из них можно отнести:  ориентацию учебного процесса на результаты образования — т.е. четкое определение того, что именно будет знать и уметь выпускник, чтобы по окончании СПО он мог активно использовать знание иностранного языка в ситуациях реального общения;  изменение формы представления результатов обучения: вместо традиционного их описания, в формулировках знаний, умений и навыков (ЗУНов) – характеристика приобретаемых выпускником компетенций;  непрерывный и многоаспектный контроль над процессом обучения – создание новых методик оценки качества образования. Как известно, традиционными методами оценки по иностранному языку в большинстве ССУЗов являются тестовые материалы, по результатам которых выставляются оценки по традиционной шкале. Однако такое оценивание не может быть продуктивным с точки зрения реального достижения высокого качества обучения. Проектирование комплексных оценочных средств для контроля качества подготовки выпускников при реализации программ СПО, основанных на компетентностном подходе, позволит наиболее объективно и многогранно оценить достижения обучающегося. Поэтому основными задачами преподавателей на данном этапе является: 1. Переосмысление традиционных процедур и форм контроля. 2. Отбор из перечня традиционных форм тех, которые направлены на комплексное выявление компетенций. 3. Создание конкретных методических разработок по инновационным формам обучения и контроля формирования компетенций (сценарии деловых и ролевых игр, образцы индивидуальных или групповых проектов, принципы составления различных типов портфолио и т.п.). 4. Широкое внедрение разнообразных форм текущего контроля, позволяющего осуществлять непрерывный мониторинг формирования компетенций (контрольные работы, тесты, зачеты). 5. Поиск путей совмещения традиционных методов оценки профессиональных знаний, умений и навыков с выявляющимися инновационными моделями оценки компетенций. Согласно ФГОС СПО преподаватели должны разрабатывать контрольно- оценочные средства (КОС) по учебным дисциплинам для проведения различных видов контроля. КОС по учебной дисциплине представляют собой набор контрольно-оценочных материалов (КОМ), используемых для текущего контроля знаний и умений, для проведения промежуточной аттестации с целью итогового контроля знаний, умений и уровня приобретённых компетенций по дисциплине. Материалы для текущего контроля знаний и умений по дисциплине являются составной частью методических разработок практических занятий для преподавателя. В обобщённом варианте формы и методы контроля результатов обучения по дисциплине представлены в рабочей программе в разделе «Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины». Для проведения текущего контроля успеваемости студентов на занятиях преподаватель может использовать различные формы: устный опрос, тестовые задания разного уровня, практическая работа, демонстрация умений, решение ситуационных задач, презентация, защита творческой работы и др. Промежуточная аттестация обучающихся по учебной дисциплине осуществляется в рамках завершения её изучения. Она может проводиться в форме экзамена, зачёта, дифференцированного зачёта, защиты курсовой работы. В состав набора КОМ для промежуточной аттестации по дисциплине входят такие материалы, как: перечень вопросов и заданий, выносимых на промежуточную аттестацию, эталоны ответов, критерии оценки ответа, комплекты заданий (тесты, проблемные ситуации, билеты), перечень оборудования и таблиц, используемых при аттестации, перечень обязательной литературы. При составлении заданий необходимо иметь в виду, что оценивается не только овладение учащимися знаниями и умениями по дисциплине, но также и результаты формирования общих компетенций (ОК). Поэтому задания должны быть комплексными. Они могут состоять из двух этапов:  1 этап – контроль теоретических знаний в тестовой форме или в виде устного собеседования,  2 этап – контроль и оценка применения знаний на практике путём решения ситуационных заданий, защиты выполненной практической работы. Каждое задание должно содержать описание, в котором указывается время на выполнение, возможность использования литературы, оборудования и т.д. В критерии оценки уровня подготовки студента входят:  уровень освоения студентом материала, предусмотренного учебной программой по дисциплине,  умение студента использовать теоретические знания при выполнении практических задач;  обоснованность, четкость, краткость изложения ответа;  уровень освоения ОК. Итоговая оценка по дисциплине складывается из оценок по результатам 1 и 2 этапа. Признаки качественной оценки компетенций: 1. Обоснованность – средства оценки должны отметить именно ту деятельность или компетентность, которая является целью обучения. 2. Достоверность – необходимо создавать одинаковые условия для доступа к справочным источникам и информационным системам. Лица, проводящие оценку, должны убедиться, что результат достигнут самим студентом. 3. Гибкость – оценка проводится по мере подготовленности обучающегося. 4. Применимость – соответствие методов оценки имеющимся ресурсам. Требования, которыми необходимо руководствоваться при разработке оценочных средств для проверки сформированности компетенций могут быть следующие:  следует четко описать задание с указанием времени, отводимого на его выполнение;  задание должно быть направлено на проверку освоения конкретных компетенций;  задания должны быть разного уровня трудности, учитывающие индивидуальный характер и темп овладения учебным материалом;  выполнение задания необходимо обеспечить ресурсами;  в описание задания следует включать критерии оценки. Достижение нового качества образования возможно через включение в образовательный процесс компетентностно-ориентированных заданий (КОЗ). В широком смысле компетентностно-ориентированное задание можно определить как проблемную практико-ориентированную ситуацию, решаемую средствами реже одной или нескольких предметных областей. КОЗ могут быть включены в обучение как на этапе формирования, так и на этапе мониторинга сформированности компетенций в качестве инструмента оценки. Отличие компетентностно-ориентированных заданий от традиционных заключается в том, что КОЗ, как и традиционные, базируются на знаниях, но при этом требуют умения применять накопленные знания в практической деятельности. Содержательно тексты КОЗ имеют следующие признаки: имитация жизненной ситуации; обучающий характер, адаптация к возрастному уровню обучающихся; выход содержания за рамки одной образовательной области; наличие заметно большего, по сравнению с обычными учебными заданиями,набора данных, среди которых могут быть и лишние; отсутствие части необходимых данных (предполагается, что студенты должны самостоятельно найти их в справочной литературе или из других источников). Как узнать компетентностно-ориентированное задание? Достаточно просто: во-первых, это деятельностное задание;  во-вторых, оно моделирует практическую, жизненную ситуацию; в-третьих, оно строится на актуальном для обучающихся материале;  в-четвертых, его структура задается следующими элементами: 1. характеристика задания (содержит наименование дисциплины; тему занятия; формируемую или проверяемую компетентность; специальность, для которой предназначено КОЗ); 2. стимул (погружает в контекст задания, мотивирует на его выполнение); 3. задачная формулировка (указывает на деятельность, необходимую для выполнения задания); 4. бланк ответа (необязательный элемент; задает структуру предъявления результата, если задание подразумевает структурированный ответ; располагается после заданной формулировки); 5. источник информации (содержит информацию, необходимую для выполнения задания); 6. инструмент проверки (задает способы и критерии оценивания ответа). Компетентностно-ориентированные задания позволяют развить самостоятельность, компетентность и выполняют диагностическую функцию: служат удобным инструментом проверки сформированности компетенци. В практике преподавания иностранных языков в колледже нами используются такие технологии, как: метод проектов, РКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо), игровые технологии, интерактивные технологии и информационные технологии, причем роль, место и частота использования каждой их них определяется курсом обучения, уровнем подготовки обучающихся, видом формируемой компетенции. Кроме того, помня, что изменилась роль преподавателя на занятии — теперь он организатор, помощник, фасилитатор, возникла необходимость обратить серьезное внимание на само учебное занятие. Основным средством в руках преподавателя является учебная ситуация и учебное задание. Каким должно быть задание, чтобы оно позволяло формировать у студентов умения и навыки, соответствующие требованиям нового образовательного стандарта? Не было времени ждать новых учебников, пришлось научиться разрабатывать продуктивные задания как для итогового, так и для текущего контроля и начать внедрять их в образовательный процесс. Составление КОЗ — достаточно кропотливая и трудоемкая, требующая значительных временных затрат деятельность, но полученные результаты обрадуют преподавателя и на зачете, и на экзамене, поскольку студенты приобретут опыт самостоятельной работы по формированию компетенций. КОЗ могут использоваться в ходе проведения всех видов контроля. Пример компетентностно-ориентированного задания Характеристика задания: (группа 114А) Дисциплина: Английский язык Тема: Любимые праздники: Рождество Проверяемая компетентность: коммуникативная (письменная коммуникация) Задание: Вы решили поздравить своего друга, живущего в Лондоне, с Рождеством и Новым годом. Используя образец, составьте текст поздравительной открытки, расположив предложения в правильном порядке. В ответ запишите только цифры. 1. Love, 2. Ann 3. Merry Christmas and a Happy New Year! 4. Dear Alice, Источник информации: образец Dear Kate, Happy Birthday to you! May your wishes come true. Much love, Helen Инструмент проверки (модельный ответ): 4, 3, 1, 2 Критерии оценки: 1 балл – ответ: 4, 3, 1, 2 0 баллов – другие варианты ответа.

    Требования к проведению компетентностного занятия. 

    Изменение форм и технологий обучения, выбор тех, которые помогут создавать

    ситуации неопределенности, поиска ответа. Учебный материал должен отличаться проблемностью. Создание ситуаций, которые должны быть жизненно важны для обучающегося, которые найдут отражение в социальном опыте. Конструирование новых дидактических материалов, поиск нестандартных заданий, создание нестандартных ситуаций, приближенных к реальным. Учебная деятельность должна иметь исследовательский и практико-ориентированный характер. Организация всевозможных практикумов, реализация проектов, проведение мероприятий, поддерживающих и развивающих способности общения у обучающихся. Самостоятельное добывание знаний учащимися. В ходе образовательного процесса выстраивание партнерских отношений. Студенты должны получить права активных организаторов, творцов, участников всех сторон жизнедеятельности образовательного учреждения. Они осуществляют самоконтроль и самооценку своей учебной деятельности. Таким образом, для достижения главной цели обучения иностранному языку — формирования коммуникативной компетенции, преподавателю необходимо научиться работать в новых условиях. Введенное ФГОС требование прививать будущему специалисту общие и профессиональные компетенции возможно решить только, создавая фонды контрольно-оценочных средств, включающих в себя наиболее эффективные виды контроля, которые помогут решить задачу оценивания формируемых компетенций на разных стадиях обучения студентов, а также для аттестационных испытаний выпускников на соответствие уровня подготовки требованиям стандарта.

    Список литературы

    1. Душенков П.А. Учебно-методическое сопровождение ФГОС нового поколения: учебное пособие / Душенков П.А. — М.: 2009. — 103 с. 79

     2. Центр Развития Молодежи. Материалы практико-ориентированной дистанционной мастерской по теме «Разработка компетентностно-ориентированных заданий по учебным предметам». [Электронный документ] (http://www.cerm.ru)

    3. Профессионально-ориентированное обучение иностранным языкам [Текст]: тематический сборник материалов V науч.-практ. конф. / под ред. О.П.Казаковой. — Екатеринбург.: ФГБОУВПО «Урал.гос. пед. Ун-т». 2012. — 164 с.

    4. ЕГЭ 2014. Английский язык [Текст]: сборник заданий /В.В.Сафонова, Е.В. Бутенкова, П.А. Зуева. — М.: Эксмо, 2013. — 288с.

    5. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты: [Электронный документ]// Эйдос. – 2002. (http://www.eidos.ru/journal/2002/ 0423.htm)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Программа текущей аттестации учебной дисциплины Английский язык по программам подготовки специалистов среднего звена 1 курса технического профиля

    ПРОГРАММА ТЕКУЩЕЙ АТТЕСТАЦИИ учебной дисциплиныАнглийский язык по программам подготовки специалистов среднего звена1 курса технического профиля...

    Программа текущей аттестации учебной дисциплины Английский язык по программам подготовки специалистов среднего звена 1 курса социально-экономического профиля

    ПРОГРАММА ТЕКУЩЕЙ АТТЕСТАЦИИ учебной дисциплиныАнглийский язык по программам подготовки специалистов среднего звена1 курса социально-экономического профиля...

    Контрольная работа по УД ОГСЭ.03 Иностранный язык для обучающихся по программе подготовки специалистов среднего звена очной формы обучения по специальности 09.02.03 Программирование в КС

    Контрольная работа по УД ОГСЭ.03 по специальности 09.02.03. Программирование в КС  прежназначена для проверовки полученных знаний за 1 полугодие....