Современные подходы к оценке образовательных достижений студентов по иностранному языку при реализации программ подготовки специалистов среднего звена
статья по английскому языку на тему

Статья содержит основные требования к контролю на уроках иностранного языка при компетентностном подходе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.odt35.49 КБ

Предварительный просмотр:

Современные подходы к оценке образовательных достижений студентов по иностранному языку при реализации программ подготовки специалистов среднего звена

Голенкова Н. Ю., преподаватель БУ "Нижневартовский социально- гуманитарный колледж"

Современный этап модернизации российского образования обозначил переход на новое поколение Федеральных государственных образовательных стандартов, 73 разработанных на основе компетентностного подхода. Целью обучения при этом провозглашаются не знания, а более сложная дидактическая структура – компетенция, которая определяется как "совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых, чтобы продуктивно действовать по отношению к ним "(А.В. Хуторской). Компетентностный подход основывается на усвоении не только знаний, но и способов мышления, деятельности, на развитии творческого потенциала личности. В Государственные образовательные стандарты всех звеньев системы профессионального образования в качестве обязательной включена иноязычная дисциплина, целью которой является формирование и развитие коммуникативной компетенции будущего специалиста – участника профессионального общения на иностранном языке в сфере науки, техники, производства и образования. Приобретение студентами коммуникативной компетенции заключается в таком владении общением на иностранном языке, которое позволяет использовать его для удовлетворения профессиональных потребностей, реализации личных деловых контактов и дальнейшего профессионального самообразования и самосовершенствования. Проблемам формирования и развития коммуникативной компетенции в процессе обучения языку посвящены работы многих отечественных и зарубежных ученых (М.Н. Вятютнев, И.А. Зимняя, Н.И. Гез, Е.И. Пассов, И.Л.Бим, В.В.Сафонова, Дж. Савиньон, Г. Пифо, Д.Хаймз, Д. Равен и др.). В.В.Сафонова выделяет следующие компоненты иноязычной коммуникативной компетенции: языковую (грамматическую, лингвистическую); речевую (прагматическую, стратегическую, дискурсивную); социокультурную (социолингвистическую, лингвострановедческую) компетенции. Данные компоненты наиболее полно отражают содержание иноязычной коммуникативной компетенции и соответствуют целям обучения иностранному языку. Эффективность и результативность работы по формированию иноязычной компетенции будущего специалиста определяется уровнем сформированности перечисленных компонентов. Процесс формирования иноязычной коммуникативной компетенции будущего специалиста должен учитывать специфику обучения иностранному языку и основываться на следующих педагогических условиях: определения состава содержания коммуникативной компетенции на основе анализа соответствующей профессиональной деятельности; поэтапности формирования иноязычной коммуникативной компетенции; интенсификации процесса формирования иноязычной коммуникативной компетенции;  погружения в иноязычную среду посредством проведения конференций, ролевых и деловых игр, чтением оригинальной литературы. Сегодня ставится задача не только существенно обновить содержание обучения иностранным языкам, но и ввести новые способы формирования коммуникативной компетенции будущих специалистов. При отборе подходов формирования коммуникативной компетенции студентов учитывается соответствие форм и методов учебной работы поставленным целям формирования компетентностного специалиста. Для этого нужно отобрать такие подходы, которые будучи направленными на формирование компетенций, могут быть названы компетентностными. Компетентностными являются те формы и методы работы, которые имеют не только учебное, но и жизненное обоснование, при этом формирование компетенций студентов зависит от их активности.

В процессе обучения иностранному языку студентов необходимо использовать следующие компетентностные технологии:  метод проектов; развитие критического мышления через чтение и письмо; метод дебатов,  игровую технологию (языковые игры, ролевые игры, драматизацию);  проблемные дискуссии;  технология интерактивного обучения (в парах, малых группах),  сценарно-контекстная технология;  технология модульного обучения. Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность студента, а умения разрешать проблемы, поэтому технологии для формирования профессиональной компетентности должны носить практикоориентированный характер, и в результате сформировать способность обучаемого к действию, к решению профессиональных задач. В компетентностном подходе также большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов, которая включает выполнение домашних заданий с использованием рекомендованных источников по теме аудиторных занятий, а также подготовку сообщений и рефератов с использованием дополнительной литературы. Таким образом, рост профессиональной компетенции студента колледжа предполагает не только выполнение указаний, но и самостоятельный поиск наиболее эффективных способов обучения. При переходе образовательных учреждений на Стандарты нового поколения изменились и требования по составлению и разработке средств контроля в соответствии с ФГОС СПО. Придерживаясь требований образовательного стандарта, необходимо соблюдать приоритет коммуникативной цели обучения английскому языку (общение в устной и письменной форме непосредственно и опосредованно), а также понимать важность и необходимость формирования и последовательного развития информационной компетенции (умение отбирать и использовать нужные факты, мнения и суждения для решения конкретной профессиональной или чисто коммуникативной задачи). Введение ФГОС СПО ставит перед преподавателями иностранного языка ряд серьезных задач. К наиболее важным из них можно отнести:  ориентацию учебного процесса на результаты образования — т.е. четкое определение того, что именно будет знать и уметь выпускник, чтобы по окончании СПО он мог активно использовать знание иностранного языка в ситуациях реального общения;  изменение формы представления результатов обучения: вместо традиционного их описания, в формулировках знаний, умений и навыков (ЗУНов) – характеристика приобретаемых выпускником компетенций;  непрерывный и многоаспектный контроль над процессом обучения – создание новых методик оценки качества образования. Как известно, традиционными методами оценки по иностранному языку в большинстве ССУЗов являются тестовые материалы, по результатам которых выставляются оценки по традиционной шкале. Однако такое оценивание не может быть продуктивным с точки зрения реального достижения высокого качества обучения. Проектирование комплексных оценочных средств для контроля качества подготовки выпускников при реализации программ СПО, основанных на компетентностном подходе, позволит наиболее объективно и многогранно оценить достижения обучающегося. Поэтому основными задачами преподавателей на данном этапе является: 1. Переосмысление традиционных процедур и форм контроля. 2. Отбор из перечня традиционных форм тех, которые направлены на комплексное выявление компетенций. 3. Создание конкретных методических разработок по инновационным формам обучения и контроля формирования компетенций (сценарии деловых и ролевых игр, образцы индивидуальных или групповых проектов, принципы составления различных типов портфолио и т.п.). 4. Широкое внедрение разнообразных форм текущего контроля, позволяющего осуществлять непрерывный мониторинг формирования компетенций (контрольные работы, тесты, зачеты). 5. Поиск путей совмещения традиционных методов оценки профессиональных знаний, умений и навыков с выявляющимися инновационными моделями оценки компетенций. Согласно ФГОС СПО преподаватели должны разрабатывать контрольно- оценочные средства (КОС) по учебным дисциплинам для проведения различных видов контроля. КОС по учебной дисциплине представляют собой набор контрольно-оценочных материалов (КОМ), используемых для текущего контроля знаний и умений, для проведения промежуточной аттестации с целью итогового контроля знаний, умений и уровня приобретённых компетенций по дисциплине. Материалы для текущего контроля знаний и умений по дисциплине являются составной частью методических разработок практических занятий для преподавателя. В обобщённом варианте формы и методы контроля результатов обучения по дисциплине представлены в рабочей программе в разделе «Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины». Для проведения текущего контроля успеваемости студентов на занятиях преподаватель может использовать различные формы: устный опрос, тестовые задания разного уровня, практическая работа, демонстрация умений, решение ситуационных задач, презентация, защита творческой работы и др. Промежуточная аттестация обучающихся по учебной дисциплине осуществляется в рамках завершения её изучения. Она может проводиться в форме экзамена, зачёта, дифференцированного зачёта, защиты курсовой работы. В состав набора КОМ для промежуточной аттестации по дисциплине входят такие материалы, как: перечень вопросов и заданий, выносимых на промежуточную аттестацию, эталоны ответов, критерии оценки ответа, комплекты заданий (тесты, проблемные ситуации, билеты), перечень оборудования и таблиц, используемых при аттестации, перечень обязательной литературы. При составлении заданий необходимо иметь в виду, что оценивается не только овладение учащимися знаниями и умениями по дисциплине, но также и результаты формирования общих компетенций (ОК). Поэтому задания должны быть комплексными. Они могут состоять из двух этапов:  1 этап – контроль теоретических знаний в тестовой форме или в виде устного собеседования,  2 этап – контроль и оценка применения знаний на практике путём решения ситуационных заданий, защиты выполненной практической работы. Каждое задание должно содержать описание, в котором указывается время на выполнение, возможность использования литературы, оборудования и т.д. В критерии оценки уровня подготовки студента входят:  уровень освоения студентом материала, предусмотренного учебной программой по дисциплине,  умение студента использовать теоретические знания при выполнении практических задач;  обоснованность, четкость, краткость изложения ответа;  уровень освоения ОК. Итоговая оценка по дисциплине складывается из оценок по результатам 1 и 2 этапа. Признаки качественной оценки компетенций: 1. Обоснованность – средства оценки должны отметить именно ту деятельность или компетентность, которая является целью обучения. 2. Достоверность – необходимо создавать одинаковые условия для доступа к справочным источникам и информационным системам. Лица, проводящие оценку, должны убедиться, что результат достигнут самим студентом. 3. Гибкость – оценка проводится по мере подготовленности обучающегося. 4. Применимость – соответствие методов оценки имеющимся ресурсам. Требования, которыми необходимо руководствоваться при разработке оценочных средств для проверки сформированности компетенций могут быть следующие:  следует четко описать задание с указанием времени, отводимого на его выполнение;  задание должно быть направлено на проверку освоения конкретных компетенций;  задания должны быть разного уровня трудности, учитывающие индивидуальный характер и темп овладения учебным материалом;  выполнение задания необходимо обеспечить ресурсами;  в описание задания следует включать критерии оценки. Достижение нового качества образования возможно через включение в образовательный процесс компетентностно-ориентированных заданий (КОЗ). В широком смысле компетентностно-ориентированное задание можно определить как проблемную практико-ориентированную ситуацию, решаемую средствами реже одной или нескольких предметных областей. КОЗ могут быть включены в обучение как на этапе формирования, так и на этапе мониторинга сформированности компетенций в качестве инструмента оценки. Отличие компетентностно-ориентированных заданий от традиционных заключается в том, что КОЗ, как и традиционные, базируются на знаниях, но при этом требуют умения применять накопленные знания в практической деятельности. Содержательно тексты КОЗ имеют следующие признаки: имитация жизненной ситуации; обучающий характер, адаптация к возрастному уровню обучающихся; выход содержания за рамки одной образовательной области; наличие заметно большего, по сравнению с обычными учебными заданиями,набора данных, среди которых могут быть и лишние; отсутствие части необходимых данных (предполагается, что студенты должны самостоятельно найти их в справочной литературе или из других источников). Как узнать компетентностно-ориентированное задание? Достаточно просто: во-первых, это деятельностное задание;  во-вторых, оно моделирует практическую, жизненную ситуацию; в-третьих, оно строится на актуальном для обучающихся материале;  в-четвертых, его структура задается следующими элементами: 1. характеристика задания (содержит наименование дисциплины; тему занятия; формируемую или проверяемую компетентность; специальность, для которой предназначено КОЗ); 2. стимул (погружает в контекст задания, мотивирует на его выполнение); 3. задачная формулировка (указывает на деятельность, необходимую для выполнения задания); 4. бланк ответа (необязательный элемент; задает структуру предъявления результата, если задание подразумевает структурированный ответ; располагается после заданной формулировки); 5. источник информации (содержит информацию, необходимую для выполнения задания); 6. инструмент проверки (задает способы и критерии оценивания ответа). Компетентностно-ориентированные задания позволяют развить самостоятельность, компетентность и выполняют диагностическую функцию: служат удобным инструментом проверки сформированности компетенци. В практике преподавания иностранных языков в колледже нами используются такие технологии, как: метод проектов, РКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо), игровые технологии, интерактивные технологии и информационные технологии, причем роль, место и частота использования каждой их них определяется курсом обучения, уровнем подготовки обучающихся, видом формируемой компетенции. Кроме того, помня, что изменилась роль преподавателя на занятии — теперь он организатор, помощник, фасилитатор, возникла необходимость обратить серьезное внимание на само учебное занятие. Основным средством в руках преподавателя является учебная ситуация и учебное задание. Каким должно быть задание, чтобы оно позволяло формировать у студентов умения и навыки, соответствующие требованиям нового образовательного стандарта? Не было времени ждать новых учебников, пришлось научиться разрабатывать продуктивные задания как для итогового, так и для текущего контроля и начать внедрять их в образовательный процесс. Составление КОЗ — достаточно кропотливая и трудоемкая, требующая значительных временных затрат деятельность, но полученные результаты обрадуют преподавателя и на зачете, и на экзамене, поскольку студенты приобретут опыт самостоятельной работы по формированию компетенций. КОЗ могут использоваться в ходе проведения всех видов контроля. Пример компетентностно-ориентированного задания Характеристика задания: (группа 114А) Дисциплина: Английский язык Тема: Любимые праздники: Рождество Проверяемая компетентность: коммуникативная (письменная коммуникация) Задание: Вы решили поздравить своего друга, живущего в Лондоне, с Рождеством и Новым годом. Используя образец, составьте текст поздравительной открытки, расположив предложения в правильном порядке. В ответ запишите только цифры. 1. Love, 2. Ann 3. Merry Christmas and a Happy New Year! 4. Dear Alice, Источник информации: образец Dear Kate, Happy Birthday to you! May your wishes come true. Much love, Helen Инструмент проверки (модельный ответ): 4, 3, 1, 2 Критерии оценки: 1 балл – ответ: 4, 3, 1, 2 0 баллов – другие варианты ответа.

Требования к проведению компетентностного занятия. 

Изменение форм и технологий обучения, выбор тех, которые помогут создавать

ситуации неопределенности, поиска ответа. Учебный материал должен отличаться проблемностью. Создание ситуаций, которые должны быть жизненно важны для обучающегося, которые найдут отражение в социальном опыте. Конструирование новых дидактических материалов, поиск нестандартных заданий, создание нестандартных ситуаций, приближенных к реальным. Учебная деятельность должна иметь исследовательский и практико-ориентированный характер. Организация всевозможных практикумов, реализация проектов, проведение мероприятий, поддерживающих и развивающих способности общения у обучающихся. Самостоятельное добывание знаний учащимися. В ходе образовательного процесса выстраивание партнерских отношений. Студенты должны получить права активных организаторов, творцов, участников всех сторон жизнедеятельности образовательного учреждения. Они осуществляют самоконтроль и самооценку своей учебной деятельности. Таким образом, для достижения главной цели обучения иностранному языку — формирования коммуникативной компетенции, преподавателю необходимо научиться работать в новых условиях. Введенное ФГОС требование прививать будущему специалисту общие и профессиональные компетенции возможно решить только, создавая фонды контрольно-оценочных средств, включающих в себя наиболее эффективные виды контроля, которые помогут решить задачу оценивания формируемых компетенций на разных стадиях обучения студентов, а также для аттестационных испытаний выпускников на соответствие уровня подготовки требованиям стандарта.

Список литературы

1. Душенков П.А. Учебно-методическое сопровождение ФГОС нового поколения: учебное пособие / Душенков П.А. — М.: 2009. — 103 с. 79

 2. Центр Развития Молодежи. Материалы практико-ориентированной дистанционной мастерской по теме «Разработка компетентностно-ориентированных заданий по учебным предметам». [Электронный документ] (http://www.cerm.ru)

3. Профессионально-ориентированное обучение иностранным языкам [Текст]: тематический сборник материалов V науч.-практ. конф. / под ред. О.П.Казаковой. — Екатеринбург.: ФГБОУВПО «Урал.гос. пед. Ун-т». 2012. — 164 с.

4. ЕГЭ 2014. Английский язык [Текст]: сборник заданий /В.В.Сафонова, Е.В. Бутенкова, П.А. Зуева. — М.: Эксмо, 2013. — 288с.

5. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты: [Электронный документ]// Эйдос. – 2002. (http://www.eidos.ru/journal/2002/ 0423.htm)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплект контрольно-оценочных средств учебной дисциплины ОГСЭ. 03 Иностранный язык программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

Комплект КОС по английскому языку программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.02 ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК (АНГЛИЙСКИЙ) программы подготовки специалистов среднего звена

Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.02 Иностранный язык разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования для специаль...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОДБ .03 ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК(АНГЛИЙСКИЙ) по программе подготовки специалистов среднего звена для специальности 21.02.05. Земельно – имущественные отношения

Смоленское областное государственное  бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Козловский многопрофильный аграрный колледж» РЕКОМЕНДОВАНО к утверждению...

Об утверждении основных профессиональных образовательных программ подготовки специалистов среднего звена 2023

Об утверждении основных профессиональных образовательных программ подготовки специалистов среднего звена 2023...