Инновации в системе оценивания устной речи на уроках английского языка на средней ступени
учебно-методический материал по английскому языку (5 класс)

Филимонова Елена Александровна

Аннотация

Инновации в системе оценивания устной речи на уроках английского языка на средней ступени

В данной статье описаны, разработанные авторами, критерии оценивания устной монологической, диалогической деятельности, а также критерии оценивания чтения текста вслух на средней ступени обучения на уроках английского языка. Также обобщается практический опыт применения рефлексии «цветные смайлики» при оценке устной деятельности учащихся средней ступени на уроках английского языка и обработка промежуточных результатов, что является инновацией в системе оценивания устной деятельности.

Целью статьи является  вовлечение  детей в процесс обучения и выполнение самоанализа и самооценки. В статье раскрываются такие понятия, как рефлексия, оценка, самооценка, самоанализ.

Результатом нововведений является то, что отметка становится понимаемой учащимися и принимаемой. Таким образом, в целом использование рефлексии «цветные смайлики» ведет к повышению интереса детей к изучению языка, адекватной самооценке своей собственной деятельности и стимулирует процесс развития коммуникативных умений.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение  «Средняя общеобразовательная школа № 18»

Инновации в системе оценивания устной речи на уроках английского языка на средней ступени

 

 

Филимонова Елена Александровна - учитель английского языка  МОУ «СОШ № 18», г. Котлас, Архангельская область.

Солдат Елена Владимировна – учитель английского языка, педагог-организатор  МОУ «СОШ № 18»,      г. Котлас, Архангельская область.

г. Котлас, 2019

Содержание.

1. Введение.

4

2. Основная часть

5

2.1. Теоретическая интерпретация.

5

2.2. Система работы.

10

2.3. Компоненты системы работы.

12

2.3.1. Подготовительный этап. Разработка критериев оценки устной  деятельности обучающихся (монологической речи, диалогической речи и чтения вслух).

12

2.3.2. Основной этап. Работа по внедрению рефлексии при оценке устной деятельности учащихся на уроках английского языка.

13

2.3.3.  Заключительный этап. Анализ и интерпретация полученных результатов.

13

3. Заключение.

14

4. Библиография

15

5. Приложения

Приложение 1 «Устная часть ОГЭ по английскому языку»

Приложение  2  «Критерии оценивания устного высказывания».

Приложение  3  «Критерии оценивания диалогической речи (ответы на вопросы учителя)».

Приложение  4 «Критерии оценивания чтения текста вслух»

Приложение  5


1. Введение.

Введение единого государственного экзамена по английскому языку и анализ ошибок при сдаче экзамена натолкнули нас на мысль о том, что необходимо начинать подготовку к экзамену, как можно раньше и пересмотреть традиционную систему оценивания обучающихся. (Приложение 1)

Выполнение детьми самоанализа и самооценки собственной деятельности являются неотъемлемой частью учебного процесса, где оценка является не конечным результатом, а дополнительным «толчком» для дальнейшего развития коммуникативных умений.

Для повышения интереса к предмету, вовлечения детей в процесс обучения, наиболее лёгкого понимания и принимания оценки мы разработали рефлексию «Цветные смайлики».

Таким образом, для достижения цели - вовлечение детей в процесс обучения и выполнения самоанализа и самооценки собственной деятельности – мы решаем следующие задачи:

1. Изучить литературу по данной проблеме;

2.  Разработать  критерии оценивания устной монологической деятельности, устной диалогической деятельности и чтения вслух  обучающихся средней  ступени;

3. Провести мониторинг эффективности использования рефлексии  и критериев оценки устной деятельности обучающихся средней ступени;

4.  Анализ и обобщение полученных результатов.

Разработанная нами рефлексия может применяться не только на уроках контроля, но и в период изучения материала.


2. Основная часть.

2.1. Теоретическая интерпретация

Система оценки знаний в школе

В течение долгого времени система оценивания знаний учащихся в образовании не менялась, в то время как менялись стандарты обучения, изменялись требования к качеству знаний. В соответствии с этим мы видим необходимость внесения изменений в систему оценивания знаний. [2]

Под оценкой знания дидактика понимает процесс сравнения уровня владения достигнутых знаний с эталонными, описанными в учебных программах и рекомендациях в реальности.

В традиционной системе оценивания деятельности обучающихся  каждый учитель сам решает, насколько знания ученика соответствуют уровню программы, при этом на отметку влияет его субъективное отношение к знаниям ребенка и его личным качествам. Не всегда учитель имеет возможность дать словесное обоснование снижения оценки и имеет значение человеческий фактор (субъективизм).

«Отметка ставится не только для учителя, но и для ученика, чтобы он понимал, насколько он достигает своих целей, и как нужно строить обучающий процесс, чтобы повысить показатели» [1]. Так как оценивание на уроке является постоянным и критериальным,   мы видим необходимость в  разработке  таких критериев оценивания устной деятельности на уроке, при которых ученик сам смог себя оценить адекватно. Поэтому мы решили использовать рефлексию, как один из способов оценки устной деятельности на уроке английского языка.

Одним из первых в психологии рассмотрением рефлексии занялся А. Буземан (1925—1926 гг.), который трактовал её как «всякое перенесение переживания с внешнего мира на самого себя» [3].

Рефлексия - размышление о своем внутреннем состоянии, самоанализ (С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова, Толковый словарь русского языка) [6].

Рефлексия-размышление, полное сомнений, противоречий, анализ собственного психологического состояния  (Современный словарь иностранных слов) [4].

А.В. Карпов, С.Ю. Степанов, И.Н. Семенов выделяют:

  • рефлексию настроения и эмоционального состояния (направлена на установление эмоционального контакта с группой, выявление степени удовлетворённости её работой),  в начале и в конце урока;
  • рефлексию содержания учебного материала (выявляет уровень осознания содержания пройденного и направлена на получение новой информации);
  • рефлексию деятельности (проводится на разных этапах урока и заключается в осмыслении способов и приёмов работы с учебным материалом, поиске более рациональных приёмов).

Рефлексия в педагогике - это процесс и результат фиксирования участниками образовательного процесса состояния своего развития, саморазвития и причин этого.

Рефлексивная деятельность включает в себя:

  • понимание ценности образования как средства развития культуры личности;
  • объективное оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности;
  • учёт мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке;
  • умение соотносить приложенные усилия с полученными результатами своей деятельности.

Рефлексия включает в себя:

  • построение умозаключений, обобщений, аналогий, сопоставлений и оценок;
  • переживание, припоминание;
  • решение проблем. [7]

Таким образом, мы видим, рефлексия способствует развитию трех важных качеств человека:

Самостоятельность - не учитель отвечает за ученика, а ученик, анализируя, осознает свои возможности, сам делает свой собственный выбор, определяет меру своей активности и ответственности своей деятельности;

Предприимчивость - ученик осознает, что он может предпринять здесь и сейчас, чтобы стало лучше. В е ошибки или неудачи не отчаивается, а оценивает ситуацию и, исходя их новых условий, ставит перед собой новые цели и задачи и успешно решает их;

Конкурентоспособность - умеет делать что-то лучше других, действует в любых ситуациях более эффективно [5].

При разработанных классификациях и приемах рефлексии, существует ряд  проблем при осуществлении рефлексии:

  • Существующее многообразие форм и приемов  рефлексии заставляет учителя задуматься: «Какую форму выбрать? », «Что делать дальше?»;
  • Разработка критериев оценивания устной  деятельности обучающихся требует  затраты времени;
  • Сложность переведения графического результата в оценку.

Мы разработали  рефлексию «цветные   смайлики», опираясь на работу С.П. Тюкаевой «Рефлексия как этап современного урока». [8]

Сущность опыта. В основу инновационного опыта положена организация работы по разработке  критериев оценки устной монологической,  устной диалогической деятельности и чтения вслух небольшого текста  обучающимися на средней ступени, которые учитель сможет использовать на уроках английского языка.

Вклад авторов. Разработка критериев оценивания устной монологической деятельности, устной диалогической деятельности и критерии оценивания чтения вслух на средней ступени обучения,  обработка  промежуточных результатов.

Цель: Вовлечение детей в процесс обучения и выполнения самоанализа и самооценки собственной деятельности.

Каждое человеческое действие характеризуется целой системой свойств, которые делятся на первичные (основные) и вторичные.

Первичные свойства: форма действия, мера его обобщенности, мера развернутости (свернутости), мера самостоятельности, мера автоматизации

Вторичные свойства: осознанность, разумность, прочность.

Осознанность выполнения действия заключается в умении обосновывать, аргументировать правильность выполнения действия. Осознанность зависит от качества его усвоения во внешнеречевой форме. Она дает возможность посмотреть на свои действия как бы со стороны. Не просто знать, а отдавать себе отчет в том, что знаешь, то есть иметь знание о знании (сознание, осознанность).

Разумность выполнения действия - показывает насколько оно адекватно условиям, в которых выполняется. Разумность действия определяется содержанием его ООД. Достигнуть необходимой меры разумности можно через правильное выделение условий, на которые ориентируется человек. Если ООД - адекватно, действие - адекватно.

Прочность - зависит не от количества повторений, но и от того, прошло ли действие все формы (материализованную, внешнеречевую) на пути к умственной. Если все формы пройдены - качественность и долговременность способствовали лучшему усвоению [7].

Для достижения данной цели решаются следующие  задачи:

1. Изучить литературу по данной проблеме;

2.  Разработать  критерии оценивания устной монологической деятельности, устной диалогической деятельности и чтения вслух  обучающихся средней  ступени;

3. Провести мониторинг эффективности использования рефлексии  и критериев оценки устной деятельности обучающихся средней ступени;

4.  Анализ и обобщение полученных результатов.

Результативность

Нами были разработаны критерии оценивания устной монологической деятельности (Приложение 2), критерии оценивания устной диалогической деятельности (Приложение 3) и критерии оценивания чтения вслух (Приложение 4).

Преимущества для ученика - повышение мотивации к изучению предмета, знание критериев оценивания и самооценка.

Преимущества для учителя - повышается продуктивность урока,  развитие уровня мастерства и творчества учителя.

Возможность и условия использования данного опыта

Данный опыт может быть использован другими образовательными организациями в ходе подготовки к урокам.


2.2. Система работы

Подготовительный этап:

- изучение литературы по проблеме

- разработка критериев оценивания устной деятельности на уроке.

Основной этап: (учитель английского языка)

- Организация работы по внедрению рефлексии при оценке устной деятельности учащихся

- Осуществление процесса оценивания устной деятельности на уроке

Заключительный этап (учителя английского языка, педагог-организатор):

- анализ и обобщение полученных результатов

- Отчет о проделанной работе на МО учителей английского языка

- Выступление в « Архангельском областном институте открытого образования» 23.11.18 по теме «Оценка достижений предметных результатов. Приемы педагогической рефлексии на уроках иностранного языка» в рамках очно-заочных курсов повышения квалификации

- написание аналитической справки по результатам работы

Результат работы:

Использование на уроке английского языка (система оценивания может быть использована не только при итоговом контроле, но и в период изучения материала  для отслеживания динамики)

Ожидаемый:

Вовлечение большего числа обучающихся  в самооценивание и осознанное отношение к нему.

Имеющийся:

  • Осознанное самооценивание обучающихся, адекватная оценка ответов одноклассниками; вовлечение в работу и оценивание всей подгруппы;
  • Составлены критерии оценивания устной деятельности учащихся на уроке английского языка;
  • Заинтересованность учащихся.


2.3. Компоненты работы

2.3.1. Подготовительный этап

Организация работы

Цель

Технология использования

Условия

Результат

Заседание учителей английского языка и педагога-организатора №1

Рассмотреть различные виды и формы рефлексии возможные для использования при оценивании устной речи обучающихся на средней ступени

На основе требований ФГОС  выбрана  форма «смайлики» возможная для использования при оценке устной деятельности обучающихся на средней ступени

Анализ нормативных документов, анализ типичных ошибок учащихся при сдаче ЕГЭ  и ОГЭ

Подобраны вид и форма рефлексии возможная для использования при оценке устной деятельности обучающихся на средней ступени

Заседание учителей английского языка и педагога-организатора  и педагога-психолога № 2

Разработать критерии оценки устной монологической, устной диалогической, чтения вслух на уроках английского языка на средней ступени

На основе отобранной формы рефлексии составить критерии оценки устной монологической, устной диалогической, чтения вслух.

Учет возрастных особенностей учащихся средней ступени, которым цветовая гамма помогает совершить самооценку деятельности

Разработаны критерии оценки устной монологической, устной диалогической, чтения вслух для обучающихся средней спупени на уроках английского языка

Заседание учителей английского языка и педагога-организатора №3

Согласовать и утвердить единые критерии оценки устной монологической, устной диалогической, чтения вслух небольшого текста

Проанализировать и скорректировать варианты критериев оценки устной  деятельности на уроке английского языка на средней ступени

Для оценки используются критерии, разработанные на подготовительном этапе

Учащиеся показали быструю включенность в процесс оценивания и заинтересованность

2.3.2. Основной этап

Организация работы

Цель

Технология использования

Условия

Результат

Систематизация работы по использованию критериев оценки устной деятельности на средней ступени

Выработать у учащихся навык постоянной оценки своей устной деятельности

Использование критериев оценки устной деятельности учащихся на средней ступени

Ссылка на видеофрагмент урока: https://yadi.sk/i/ukWWfLN8q8h8kA

Для оценки мы используем критерии разработанные на предыдущем этапе

У учащихся выработался стойкий интерес к самооцениванию

2.3.3. Заключительный этап

По результатам работы учитель английского языка составляет таблицу по подгруппе и делает анализ использования рефлексии «цветные  смайлики». Далее результаты переводятся в бальную систему и выставляются в журнал в виде оценки.

Организация работы

Цель

Технология использования

Условия

Результат

Анализ результатов

Выяснить степень объективности самооценивания учащихся

Использование критериев оценки устной деятельности учащихся на средней ступени, но и соотнесение с оцениванием жюри и учителя

Для оценки мы используем критерии разработанные на предыдущем этапе

Положительный результат


3. Заключение.

Использование рефлексии «цветные смайлики» при оценке устной монологической, устной диалогической деятельности и чтения вслух показали:

  • повышение интереса к изучению предмета английский язык и повышение интереса к оцениванию собственной деятельности;
  • критерии оценивания для детей «прозрачны»  и обучающиеся стали понимать за что их оценивают;
  • жюри постоянно менялось, чтобы каждый мог побывать на их месте и дети научились аргументировать свои мнения по поводу выставленной отметки (There were 10 sentences, there were no mistakes in Vera’s answer, the story was interesting, we liked the story very much).

Оценка стала легко понимаема обучающимися и принимаема. (Приложение 5)


4. Библиография.

  1. Амонашвили Ш.А. Обучение. Отметка. Оценка. - М.: Знание, 1980. – 150 с.
  2. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в.: Учебное пособие для педагогических учебных заведений под ред. А. И. Пискунова. - М., 2001.
  3. Карпов А.В. Психология рефлексивных механизмов деятельности. Изд-во «Институт психологии РАН» , 2004. - 424с. - ISBN5-9270-0052-5.
  4. Крысин Л.П. Современный словарь иностранных слов. -  Изд-во АСТ – пресс, 2018 - 416 с.
  5. Левагина О.Б. Формирование рефлексии в учебном процессе: поведенческий аспект // Молодой ученый. - 2013-№ 7. - с. 394-397
  6. Ожегов С.И. , Шведова Н.С. Толковый словарь русского языка. - М.: ИНФОТЕКС, 2009. – 944 с.
  7. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология: Учеб. пособие для студ. Сред. пед. учеб. заведений – М.: Издательский центр «Академия», 1998 – 288 с.
  8. Тюкаева С. П. Рефлексия как этап современного урока // Молодой ученый. — 2015 — № 2.1. — с. 30-31. — URL https://moluch.ru/archive/82/14990/ (дата обращения: 25.12.2018).




Предварительный просмотр:

Приложение 1

Устная часть ОГЭ по английскому языку.

Устная часть ОГЭ по английскому языку включает в себя 3 задания.

Задание № 1 предусматривает чтение вслух небольшого текста научно-популярного характера. Время на подготовку – 1,5 минуты. Вариант демоверсии: Данное задание нацелено на контроль навыков техники чтения. Понимание участником ОГЭ содержания читаемого текста определяется используемой интонацией (беглостью речи, паузацией, фразовым ударением, тоном и его движением), а также произносимыми звуками в потоке речи и словесным ударением. Навыкам, которые участник ОГЭ должен обязательно продемонстрировать при выполнении этого задания, уделяется достаточно внимания при обучении чтению в начальной школе, но они нуждаются в более подробном освещении и осмыслении на этапе обучения в основной школе. Следует отметить, что навыки, которые желательно продемонстрировать при выполнении задания 1, формируются в основном бессознательно, на имитационном уровне, при работе с аудиозаписями учебных материалов. При чтении вслух участник ОГЭ должен продемонстрировать следующие фонетические навыки (их отсутствие ведет к снижению оценки):

  • владеть правилами чтения и исключениями из правил, позволяющими произносить слова без грубых ошибок, искажающихсмысл слова и приводящих к сбою коммуникации;
  • дифференцировать и правильно произносить долгие и краткие гласные: [ɑː] – [ʌ], [iː] – [ɪ]; [ɔː] – [ɒ]; [u:] – [u];
  • дифференцировать и правильно произносить межзубные [ ð ]/ [ θ ] и фрикативные согласные [z]/[s]; не замещать межзубные фрикативными (think – sink);
  • дифференцировать и правильно произносить губно-губной [w] и губно-зубной [v] согласные;
  • дифференцировать и правильно произносить гласные [ɔː] и [ɜː] (walk – work; form – firm);
  • владеть «связующим r» (linking r), т.е. озвучивать конечную r/re в позиции перед гласной, если с гласной начинается следующее слово (например, thereis, whereare…)
  • правильно использовать при чтении текста вслух сильную и слабую формы местоимений и других служебных слов. При чтении вслух участник ОГЭ должен обязательно продемонстрировать следующие навыки в области интонации (их отсутствие ведет к снижению оценки):
  • расстановка пауз – правильное деление текста на смысловые группы (отрезки), с помощью пауз, варьирующихся по длине (более короткие внутри предложения, более длинные в конце предложения);
  • расстановка фразового ударения – чередование ударных и неударных слов в зависимости от характера слов (служебные и знаменательные части речи);
  • владение нисходящим тоном для законченной смысловой группы;
  • владение восходящим тоном для оформления незаконченной группы, в том числе в случае перечисления.

За выполнение задания 1 участник ОГЭ может получить от 0 до 2 баллов.  Критерии оценивания выполнения задания 1 (чтение текста вслух) – максимум 2 балла.

Фонетическая сторона речи:

2 - Речь воспринимается легко: необоснованные паузы отсутствуют; фразовое ударение и интонационные контуры, произношение слов практически без нарушений нормы; допускается не более пяти фонетическихошибок, в том числе одна-две ошибки, искажающие смысл.

1 - Речь воспринимается достаточно легко, однако присутствуют необоснованные паузы; фразовое ударение и интонационные контуры практически без нарушений нормы; допускается не более семи фонетических ошибок, в том числе три ошибки, искажающие смысл.

0 - Речь воспринимается с трудом из-за значительного количества неестественных пауз, запинок, неверной расстановки ударений и ошибок в произношении слов, ИЛИ допущено более семи фонетических ошибок, ИЛИ сделано четыре и более фонетических ошибки, искажающие смысл.

При оценивании выполнения этого задания важно правильно классифицировать фонетические ошибки, искажающие смысл. К этим ошибкам можно отнести неправильное произношение звука (замена фонемы), которая приводит к искажению значения слова, если пара слов различается именно на его основе, например ship – sheep. Другой случай этого рода – когда слово становится неузнаваемым из-за его неправильного произношения, например put произносится с тем же звуком, что cut, или слово science – с двумя согласными в начале. Фонетические ошибки, искажающие смысл высказывания, могут быть при неверной расстановке пауз.

Таким образом, под фонетическими ошибками, искажающими смысл, понимаются ошибки, которые приводят к сбою в коммуникации.

В задании № 2 предлагается принять участие в условном диалоге-расспросе: ответить на шесть услышанных в аудиозаписи вопросов телефонного опроса.

Задание № 3 «Тематическое монологическое высказывание» оценивается по трем критериям:

1) решение коммуникативной задачи (максимальный балл – 3);

2) организация высказывания (максимальный балл – 2);

3) языковое оформление речи (максимальный балл – 2).

Под критерием «решение коммуникативной задачи» в рамках задания  № 3 «тематическое монологическое высказывание» понимается:

  • полное и точное самостоятельное раскрытие содержания в соответствии с ситуацией общения, указанной в задании;
  • умение аргументировать свое мнение;
  • выражать свое отношение к теме высказывания;
  • соответствие высказывания объему, определенному в задании.

Во время выполнения задания 3 участник ОГЭ должен полно и развернуто раскрыть все аспекты (пункты), указанные в задании.

Под полным и развернутым ответом понимается точный и развернутый в нескольких предложениях ответ на каждый пункт плана. Немаловажен также объем высказывания: для получения максимального балла (3) по критерию решение коммуникативной задачи монологическое высказывание участника ОГЭ должно содержать 10–12 фраз (в среднем по 3 фразы на каждый пункт плана + вступление + + заключение); для получения 2 баллов требуемый объем – 8–9 фраз. Минимальное количество фраз для получения 1 балла по данному критерию – 5.

Особенностью оценивания задания № 3 является то, что при получении экзаменуемым 0 баллов по критерию решение коммуникативной задачи все задание оценивается в 0 баллов.

Критерий «организация высказывания» оценивает:

  • логичность и связность высказывания, которые обеспечиваются правильным использованием языковых средств передачи логической связи между отдельными частями высказывания (союзы, вводные слова, местоимения и т.п.);
  • композицию высказывания: наличие вступления, основной части (в соответствии с аспектами задания), заключения (монологическое высказывание не должно заканчиваться на середине фразы).

При оценивании языкового оформления речи учитывается:

  • соответствие использованных лексических единиц и грамматических структур поставленной коммуникативной задаче;
  • правильность оформления лексических словосочетаний, соблюдение узуальной (общепринятой) сочетаемости английского языка, разнообразие используемой лексики и ее соответствие допороговому уровню;
  • разнообразие и правильность используемых грамматических средств, соответствие используемых грамматических конструкций допороговому уровню;
  • соблюдение норм произношения английского языка: звуки в потоке речи, соблюдение ударения и норм интонационного оформления речи.

Под лексико-грамматическими ошибками понимаются нарушения в использовании слов в контексте, словосочетаний и нарушения в использовании грамматических средств. Фонетическими ошибками являются нарушения в использовании фонетических средств.

Грубыми ошибками являются ошибки элементарного уровня и ошибки, которые меняют смысл высказывания.

Задание № 3 (тематическое монологическое высказывание) – максимум 7 баллов.

Задание выполнено полностью:

  • цель общения достигнута;
  • тема раскрыта в полном объеме (полно, точно и развернуто раскрыты все аспекты, указанные в задании). Объем высказывания 10 – 12 фраз.

3 - Задание выполнено частично: цель общения достигнута; но тема раскрыта не в полном объеме (один аспект раскрыт не полностью). Объем высказывания 8 – 9 фраз. Высказывание логично и имеет завершенный характер; имеются вступительная и заключительная фразы, соответствующие теме. Средства логической связи используются правильно. Использованный словарный запас, грамматические структуры, фонетическое оформление высказывания соответствуют поставленной задаче (допускается не более четырех негрубых лексикограмматических ошибок И/ИЛИ не более трех негрубых фонетических ошибок.

2 - Задание выполнено частично: цель общения достигнута частично; тема раскрыта в ограниченном объеме (один аспект не раскрыт, ИЛИ все аспекты задания раскрыты неполно, ИЛИ два аспекта раскрыты не в полном объеме, третий аспект дан полно, точно). Объем высказывания 6 - 7 фраз. Высказывание в основном логично и имеет достаточно завершенный характер, НО отсутствует вступительная ИЛИ заключительная фраза, имеются одно-два нарушения в использовании средств логической связи. Использованный словарный запас, грамматические структуры, фонетическое оформление высказывания соответствуют поставленной задаче (допускается не более пяти негрубых лексикограмматических ошибок И/ИЛИ не более четырех негрубых фонетических ошибок.

1 - Задание не выполнено: цель общения не достигнута: два аспекта содержания не раскрыты. Объем высказывания 5 и менее фраз. Высказывание нелогично, вступительная и заключительная фразы отсутствуют; средства логической связи практически не используются. Понимание высказывания затруднено из-за многочисленных лексикограмматических и фонетических ошибок (шесть и более лексико-грамматических ошибок И/ИЛИ пять и более фонетических ошибок) ИЛИ более трех грубых ошибок.

0 - При получении участником ОГЭ 0 баллов по критерию «Решение коммуникативной задачи»» все задание оценивается в 0 баллов.

Общее время ответа одного участника ОГЭ (включая время на подготовку) – 15 минут. Каждое последующее задание выдаётся после окончания выполнения предыдущего задания. Всё время ответа ведётся аудиозапись. Выполнение описанных выше заданий будет эффективным, если учащиеся овладеют различными стратегиями говорения.

СТРАТЕГИИ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ ПО ГОВОРЕНИЮ

Чтение небольшого текста научно-популярного характера:

  • внимательно прочитать текст задания про себя;
  • просмотреть текст и выделить синтагмы в длинных предложениях, трудные для произношения слова;
  • продумать интонацию различных типов коммуникативных предложений;
  • прочитать текст шепотом, а потом вслух, обращая внимание на слитность и беглость речи.

Условный диалог-расспрос:

  • прочитать текст задания про себя, обращая особое внимание на условия задания: количество вопросов (6 вопросов) и время ответа (40 секунд);
  • давать полные и точные ответы на заданные вопросы, при необходимости используя аргументацию и выражая свое отношение к предмету речи;
  • использовать лексические единицы и грамматические структуры, соответствующие коммуникативной задаче и сложности задания. Тематическое монологическое высказывание
  • внимательно прочитать текст задания, обращая особое внимание на условия задания: аспекты, которые необходимо раскрыть, и время ответа (40 секунд);
  • продумать монологическое высказывание: вступление (о чем будете говорить), основную часть (раскрытие трех аспектов задания), заключение (подведение итога сказанному, выражение своего мнения).

Во время ответа необходимо:

  • начать с общего представления темы;
  • раскрыть содержание всех аспектов задания;
  • давать развернутую аргументацию, если в одном из аспектов задания есть “Why”;
  • стараться не давать избыточную информацию, которая не обозначена в пунктах;
  • использовать лексические единицы и грамматические структуры, соответствующие коммуникативной задаче и сложности задания;
  • подвести итог, обобщив сказанное в основной части высказывания.



Предварительный просмотр:

Приложение 2

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ УСТНОГО ВЫСКАЗЫВАНИЯ

5 КЛАСС

Коммуникативная задача (Содержание)

Организация высказывания

Языковое оформление

(Лексика, грамматика, фонетика)

Самооценка

Оценка жюри

Оценка учителя

Средняя оценка

Оценка «5»

Отсутствуют какие – либо ошибки.

Содержание темы раскрыто полностью, освещены все аспекты.

Объем высказывания 8 – 10 фраз.

Высказывание логично и имеет завершенный характер. Имеются вступительная и заключительная фразы, средства логической связи (слова – связки).

Использован достаточный объем словаря по теме, грамматические структуры соответствуют поставленной задаче.

Грамотное фонетическое оформление (произношение, интонация, паузы).

Оценка «4»

Не раскрыт один из аспектов.

Объем высказывания 6 – 8 фраз.

Недостаточно использование средств логической связи.

Не более 2-х НЕГРУБЫХ лексических или грамматических, или фонетических ошибок.

Оценка «3»

Допущенные ошибки не влияют на восприятие содержания

Не раскрыты 2 аспекта или раскрыты неполно. Объем высказывания 4 – 5 фраз.

Отсутствует вступительная и/или заключительная фразы, и/ или средства логической связи (слова – связки).

Не более 4-х НЕГРУБЫХ лексических или грамматических, или фонетических ошибок. Или не более 2-х грубых ошибок.

Оценка «2»

Понимание высказывания затруднено или невозможно.

Содержание темы раскрыто менее чем на 50%, освещено менее половины аспектов. Объем высказывания менее 4-х фраз.

Высказывание нелогично и/или не имеет завершенного характера. Отсутствует вступительная и заключительная фразы, и средства логической связи (слова – связки).

Более 5 НЕГРУБЫХ лексических или грамматических, или фонетических ошибок. Или более 2-х грубых ошибок.


Под
грубыми ошибками мы понимаем ошибки элементарного уровня, которые меняют смысл высказывания.

Негрубые ошибки:

 Лексическо-грамматические: нарушения в использовании слов в контексте, словосочетаний и нарушения в использовании грамматических средств

Фонетические:нарушения в использовании фонетических средств

Критерии оценивания (на доску)

Самооценка

Оценка жюри

Оценка учителя

Средняя оценка

5

10 предложений

0 ошибок

4

6-8 предложений

≤ 2 ошибок

3

4-5 предложений

≤ 3 ошибок



Предварительный просмотр:

Приложение 3

Критерии оценивания диалогической речи (ответы на вопросы учителя)

самооценка

Оценка жюри

Оценка учителя

Средняя оценка

5

учащийся ответил на 5- 6  вопросов и не допустил ошибок

4

учащийся ответил на 4 вопроса

3

учащийся ответил на 3 вопроса



Предварительный просмотр:

Приложение 4

Критерии оценивания чтения текста вслух

Самооценка

Оценка жюри

Оценка учителя

Средняя оценка

5

(интонация (паузы, ударение) соответствует содержанию текста; темп чтения; отсутствуют какие либо ошибки)

4

(не более 5 ошибок искажающих смысл; темп чтения; интонация)

3

(более 5  ошибок, искажающих смысл; интонация; темп чтения)



Предварительный просмотр:

Приложение 5

На уроках контроля устной монологической речи, устной диалогической речи и контроля чтения вслух у каждого обучающегося на столе лежат « смайлики» трех цветов.три см.jpg

                = 5

                = 4

                = 3

После ответа каждый учащийся оценивает сам свой ответ, подняв вверх «смайлик», затем жюри совещается (обычно жюри  – это 3 человека из класса, которых выбирает учитель или они сами желают стать жюри). Стоит отметить, что жюри, как и все обучающиеся в классе, так же проходят контроль устной деятельности на уроке, но оцениваются целой подгруппой. Каждый член жюри должен высказать свое мнение по ответу, чтобы отвечающему было понятно, какие у него ошибки, а затем они приходят к общему мнению и «смайлик» нужного цвета помещается на доску в таблицу оценивания). После оценки жюри учитель высказывает свое мнение, также комментируя свой ответ. В итоге выставляется средний балл.

Оценка

Самооценка

Оценка жюри

Оценка учителя

Средняя оценка

5

красный.jpg

красный.jpg

красный.jpg

красный.jpg

5

красный.jpg

красный.jpg

зелёный.jpg

красный.jpg

4

красный.jpg

зелёный.jpg

зелёный.jpg

зелёный.jpg

4

зелёный.jpg

зелёный.jpg

зелёный.jpg

зелёный.jpg

4

зелёный.jpg

зелёный.jpg

жёлтый.jpg

зелёный.jpg

4

красный.jpg

зелёный.jpg

жёлтый.jpg

зелёный.jpg

3

красный.jpg

жёлтый.jpg

жёлтый.jpg

жёлтый.jpg

3

зелёный.jpg

жёлтый.jpg

жёлтый.jpg

жёлтый.jpg

3

жёлтый.jpg

жёлтый.jpg

жёлтый.jpg

жёлтый.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ситуативно-тематическая организация устной речи на уроках английского языка.

Эффективность ситуативного подхода в обучении подтверждается многолетними наблюдениями. Наиболее существенными результатами являются: изменения отношения учеников к выполняемым речевым действиям...

ПРИЁМЫ РАБОТЫ С ПОСЛОВИЦАМИ И ПОГОВОРКАМИ НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА НА СРЕДНЕЙ СТУПЕНИ В СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Статья.Уже давным-давно отмечено, что мудрость и дух народа выражаются в его пословицах и поговорках. А знание пословиц и поговорок разных народов не только оказывает помощь в улучшение знания языка,...

Использование разных видов наглядности для формирования коммуникативной компетенции школьников на уроках английского языка на средней ступени обучения

Цель данной работы – выявить зависимость успешного формирования коммуникативной компетенции от методически грамотного использования разных видов наглядности на уроках английского языка на средне...

Статья «Использование игровых методов как средство стимулирования познавательной активности учащихся на уроках английского языка на средней ступени обучения».

Нет такого ребёнка, который пришёл бы на свой первый урок английского языка без тайной мечты «научиться красиво говорить, как учитель». Но, чаще всего, перед педагогами часто встаёт пробле...

Система оценивания образовательных результатов на уроках английского языка и во внеурочной деятельности

Любая деятельность имеет смысл, когда она результативна, т.е. все поставленные задачи выполнены. Ученик работал на уроке и хочет, чтобы эта деятельность была оценена. Это одна из причин, по которой он...