Работа в паре на уроке английского языка
статья по английскому языку

Маркова Анна Игоревна

ВСЕРОССИЙСКИЙ СЕМИНАР

«Технология развития критического мышления обучающихся: теория и практика использования в образовательном процессе»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Маркова А.И., учитель английского языка

ГБОУ СОШ № 383 Красносельского района

Санкт-Петербурга

ВСЕРОССИЙСКИЙ СЕМИНАР

«Технология развития критического мышления обучающихся: теория и практика использования в образовательном процессе»

Работа в паре на уроке английского языка

Для достижения успеха в освоении основных образовательных программ учителями используются различные методы и формы организации учебной деятельности учащихся, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности и получения необходимых знаний.

Использование современных технологий в преподавании английского языка помогает подобрать оптимальные средства и приемы, которые позволяют разнообразить формы работы и сделать урок интересным, а самое главное в дальнейшем мотивируют продолжать самостоятельное самосовершенствование на протяжении всей жизни. Важно при формировании образовательного процесса для большей эффективности формировать урок с учётом раскрытия личностного потенциала ребёнка и индивидуально-возрастных, психологических и физиологических особенностей учащегося.

Одной из наиболее эффективных технологий является технология сотрудничества или парная работа, которая позволяет творчески проявить себя на уроке, предоставляя каждому ученику возможность активно поучаствовать в образовательно-познавательном процессе. Парная работа – это форма коллективной работы, в рамках которой участники решают поставленную языковую задачу (в большинстве случаев  выполнение коммуникативной задачи), взаимодействуя друг с другом посредством изучаемого языка. 

Как и у любой формы работы «работа в паре» имеет, как и достоинства, так и недостатки. Нельзя не отметить, что во время взаимодействия у участников появляется  потребность высказаться, т.е. донести мысль, понять партнера, осмыслить, приблизиться к реальным условиям взаимодействия (тем самым тренируя необходимые навыки и умения, а именно беглость, точность и уместность речи).

Совместная работа дает прекрасный стимул для познавательной деятельности, для коммуникации, поскольку в этом случае всегда можно рассчитывать на помощь со стороны товарищей, что придаёт учащимся уверенности и создаёт благоприятную психологическую обстановку в классе. Однако это возможно только при условии, что для работы будет выбрано корректное задание и его задача будет понятна и по силам учащимся (и в ходе выполнения захотелось приобрести необходимые знания вместе с партнером). Объединяя учеников в пары с одинаковым или разным уровнем знания, учитель предоставляет детям возможность поучиться у партнеров с более высоким уровнем знания языка или же потренироваться на равных, тем самым давая любому ученику возможность проявить себя – внести свой вклад в работу (у ученика при этом повышается чувство ответственности).

Для учителя также очевидным преимуществом данной формы работы является его участие в роли наблюдателя и помощника, а не главной «движущей силы».  Важно также отметить, что работа в парах даёт возможность использовать больший языковой объём по сравнению с фронтальной работой.  Но при этом учителю необходимо всегда помнить, что нужно оценивать работу не одного ученика, а пары. Кроме этого необходимо отметить, что оцениваются не только и не столько знания, а сколько усилия учащихся.

Однако во множестве случаев наиболее серьёзным препятствием для эффективного использования этой формы работы является желание учащихся использовать свой родной язык для общения вместо изучаемого языка. И, к сожалению, не всегда учитель может заметить возникновение подобной ситуации, так как физически нет возможности одновременно проконтролировать деятельность всех пар в классе. Здесь также необходимо упомянуть о ситуации, когда в классе проявляется нежелание одних учащихся работать с другими. В основном с этой проблемой удаётся легко справиться, если суметь донести до учеников важность именно «такого» состава их пары: к примеру, один подаёт другому хороший пример, благотворно влияет на поведение другого, т.е. необходимо продемонстрировать значимость данного «союза» для обеих сторон. И, наконец, работая с начальной школой учителям надо осознавать, что, прежде всего малышей надо научить работать в парах и показать, как это делается, так как большинство из них не имеет представления как себя нужно вести и работать в таких условиях.

Используя данную технологию, учащиеся имеют возможность выполнять задания разнообразного характера:

  1. грамматического характера,
  2. задания на проверку домашнего задания,
  3. работу над текстом для чтения,
  4. совместную работу по проекту,
  5. по отработке орфографических навыков,
  6. работу над лексикой.

Из возможных вариантов хочется обратить внимание на диалоги-расспросы (в ходе которых можно меняться ролями), работ в виде опроса (поочередный контакт с каждым одноклассником с целью сбора информации и последующего выполнения задания), разделение обязанностей (к примеру, один партнер бегает по классу, запоминает дословно предложения, сообщает второму, а второй внимательно слушает и записывает сообщения, получая определенное послание). В начальных классах, к примеру, детям особенно нравится вместе составлять слова или предложения из фрагментов. Каждый преподаватель может сам найти наиболее интересные и подходящие задания.

        Как показывает практика, формат работы в парах не только достаточно эффективен, но и вносит разнообразие в образовательный процесс, положительно влияя на мотивацию учащихся и улучшая результативность их учебного труда. Возможно, на первых этапах использования результат работы будет достаточно скромен, но спустя определенное время ученики «прочувствуют» формат работы и продемонстрируют результаты, а для учителя работа в парах станет неотъемлемым инструментом при обучении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра в парах на уроке английского языка

Играть любят все, а особенно дети. Они лучше усваивают новые знания, когда есть интерес.Целью данной работы является доказательство того, что игры стимулируют познавательную активность младших школьни...

Игра в парах на уроке английского языка

Играть любят все, а особенно дети. Они лучше усваивают новые знания, когда есть интерес.Целью данной работы является доказательство того, что игры стимулируют познавательную активность младших школьни...

Игра в парах на уроках английского языка

Играть любят все, а особенно дети. Они лучше усваивают новые знания, когда есть интерес.Целью данной работы является доказательство того, что игры стимулируют познавательную активность младших школьни...

Игра в парах на уроках английского языка

Играть любят все, а особенно дети. Они лучше усваивают новые знания, когда есть интерес.Целью данной работы является доказательство того, что игры стимулируют познавательную активность младших школьни...

Работа в группах и парах на уроках английского языка.

Как организовать работу в группах и парах на уроках английского языка?...

Работа в парах на уроках английского языка.

Роль учителя на таких уроках иностранного языка огромна: учитель должен построить урок так, чтобы передать часть своих функций учащимся, найти причины неудач, использовать проблемные формы обучения, п...

Работа в парах на уроках английского языка

Предлагаемая статья представляет собой описание технологии работы в парах на уроках английского языка. В статье рассматриваются правила работы в парах, основные принципы, преимущества и недостатк...