Использование здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка. Здоровье школьников как педагогическая проблема
статья по английскому языку (6 класс)

Куджева Лилия Нигматулловна

На сегодняшний день в школе остро стоит проблема сохранения здоровья учащихся. И хотя образовательная функция школы по-прежнему остается ведущим аспектом ее деятельности, важным фактором в оценке степени и качества обученности становится состояние здоровья школьника. Таким образом, актуальным представляется сегодня формирование здоровьесберегающей среды обучения, разработка эффективных мер по укреплению здоровья детей и подростков имеет исключительное значение для современной школы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_zdorovesberegayushchih_tehnologiy.docx21.46 КБ

Предварительный просмотр:

Использование здоровьесберегающих технологий

на уроках английского языка.

Здоровье школьников как педагогическая проблема

Куджева Лилия Нигматулловна,

                                                                                       учитель английского языка МКОУ ООШ №9

                                          с. Труновское, 2018 г.

Состояние здоровья подрастающего поколения - важнейший показатель благополучия общества и государства, не только отражающий настоящую ситуацию, но и дающий прогноз на будущее. Ухудшение здоровья детей школьного возраста в России стало не только медицинской, но и серьезной педагогической проблемой.

Исследования ученых показывают, что с каждым годом уменьшается число первоклассников с сильным типом нервной системы, для которых характерны высокая работоспособность, подвижность нервных процессов, быстрая реакция на изменение ситуации, быстрый темп речи и действий. Вce больше приходит в школу детей, которые легко утомляются, медленно включаются в учебную деятельность и для которых характерно неустойчивое внимание.

В последние годы наряду с неблагоприятными социальными и экологическими факторами много говорится об отрицательном влиянии школы на здоровье детей. Специалисты считают, что от 20 до 40% негативных влияний, ухудшающих здоровье детей, связаны со школой.

По данным Института возрастной физиологии РАО, в школу приходит около 20% детей, имеющих нарушения психического здоровья пограничного характера, но уже к концу первого класса их число увеличивается до 60-70%. В значительной мере это объясняется тем, что в школе ребенок проводит 70% времени бодрствования в течение многих лет обучения.

Учёные утверждают, что на здоровье ученика воздействуют следующие факторы: 10% - гигиена, 10% - программы и учебники, 10% - медицинское сопровождение образовательного процесса, 20% - организация образовательного процесса. Остальные 50% - это воздействие учителя.

По данным этого же института, за период обучения в школе у детей в 5 раз возрастает частота нарушения рения и осанки, в 4 раза - психоневрологических отклонений, в 3 раза патология органов пищеварения. Причем отмечается высокая зависимость роста отклонений в состоянии здоровья от объема и интенсивности учебной нагрузки. Это доказывает, что ухудшение здоровья школьников в значительной мepe связано с интенсификацией учебного процесса.

В связи с этим на сегодняшний день в школе остро стоит проблема сохранения здоровья учащихся. И хотя образовательная функция школы по-прежнему остается ведущим аспектом ее деятельности, важным фактором в оценке степени и качества обученности становится состояние здоровья школьника. Таким образом, актуальным представляется сегодня формирование здоровьесберегающей среды обучения, разработка эффективных мер по укреплению здоровья детей и подростков имеет исключительное значение для современной школы.

Здоровьесберегающие технологии как педагогическое понятие

- Здоровьеформирующие образовательные технологии

- Здоровьесберегающая технология

Здоровьеформирующие образовательные технологии - это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.

Здоровьесберегающая педагогика - это педагогическая система, основанная на разумном приоритете ценности здоровья, которую необходимо воспитать у учащихся и реализовать в учебно-воспитательном процессе;

- это образовательная система, провозглашающая приоритет культуры здоровья и технологически обеспечивающая его реализацию в организации обучения, в учебно-воспитательной работе и содержании учебных программ для педагогов, учащихся и их родителей;

- это область медико-психолого-педагогических знаний о построении образовательного процесса и содержании учебно-воспитательных программ с учетом интересов здоровья учащихся и педагогов.

 Элементы здоровьесберегающих технологий:

- Зарядка с использованием движения, песен, танца

- Игра

Виды разрядок

- физкультминутка

- упражнения для коррекции осанки

- музыкальная пауза

- дыхательные упражнения

- упражнения для глаз

- релаксация

-хромотерапия (лечениецветом)


Гигиенические критерии рациональной организации урока

Фактор урока

Уровни гигиенической рациональности урока

Рациональный

Недостаточно рациональный

Нерациональный

1

Плотность урока

Не менее 60% и не более 75-80%

85-90%

Более 90%

2

Число видов учебной деятельности

4-7

2-3

1-2

3

Средняя продолжительность

различных видов

учебной

деятельности

Не более 10 мин.

11-15 мин.

Более 15 мин.

4

Наличие эмоциональных разрядок (число)

В соответствии с

гигиеническими

нормами

С частичным соблюдением гигиенических норм

В произвольной форме

5

Чередование позы

Поза чередуется в соответствии с видом работы

Имеются случаи несоответствия несоответствия позы виду работы

Частые несоответствия позы виду работы

6

Психологический климат

Преобладают положительные эмоции

Имеются случаи отрицательных эмоций. Урок эмоционально индиффферентный

Преобладают отрицательные эмоции

Требования к уроку АЯ с точки зрения здоровьесбережения

Структура урока оказывает большое влияние на функциональное состояние организма школьников и как следствие, на работоспособность, поэтому весьма большое значение имеет правильное построение урока, подразумевающее оптимальное чередование различных видов занятий, неодинаковых по продолжительности, трудности и утомительности.

Правильная организация урока в первую очередь подразумевает учет динамики работоспособности школьников. Во время фазы вырабатывания (первые 3-5 минут урока) нагрузка должна быть относительно невелика, необходимо дать школьникам возможность войти в работу.

В период оптимальной устойчивой работоспособности (в начальной школе этот период продолжается в среднем 15-20 минут) нагрузка может быть максимальной. Затем нагрузку следует снизить, так как развивается утомление.

Последние минуты урока, когда имеет место небольшое повышение работоспособности целесообразно посвятить закреплению нового материала, обратить внимание учащихся на узловые моменты пройденного.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка

Использование здоровьесберегающих технологий играет большую роль в жизни каждого школьника, позволяет легче и успешнее овладеть необходимыми знаниями на уроке, прео...

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка

Презентация с описанием приемов и методов, применяемых на уроках английского языка в целях сохранения здоровья учащихся. Опыт работы....

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка...

Методическая разработка к урокам английского языка "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка"

Данный материал помогает организовать работу на уроке в средней школе, большое внимание уделяется ролевым играм....

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка или «Уроки без стресса»

Применение здоровьесберегающих образовательных технологий на уроках английского языка или уроки без стресса....

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка или «Уроки без стресса»

Материал полезен учителям в плане сохранения здоровья детей и разнообразия использования технологий в образовательном процессе....