Обучение технике чтения на материале УМК «Английский язык» И.Н. Верещагина и др., 2 класс
статья по английскому языку

Коренько Оксана Валерьевна

Чтение является одним из важнейших видов коммуникативно-познавательной деятельности. Чтение выполняет различные функции: служит для практического овладения иностранным языком, является средством изучения языка и культуры, средством информационной и образовательной деятельности, средством самообразования. Таким образом, чтение способствует развитию других видов коммуникативной деятельности. В связи с этим современная теория обучения ИЯ обращается к концепции коммуника­тивного обучения чтению. Цель его состоит в том, чтобы научить ориентироваться в текстовом материале, извлекать из него информацию и трансформировать её с целью более глубо­кого понимания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обучение технике чтения на материале УМК «Английский язык»

И.Н. Верещагина и др., 2 класс

Обучение чтению начинается с упражнений, в которых слова подобраны по правилам чтения гласных и буквосочетаний, а ряд слов начинает ключевое слово. Оно служит ученику опорой при чтении других слов. В целях развития скорости чтения, быстроты реакции учащихся на печатное слово можно пользоваться карточками со словами (flash-cards), в этом случае возможно постепенное сокращение времени на показ карточки. Большую помощь оказывает разрезная азбука, использование которой способствует овладению графемно-фонемными соответствиями. Учителем или одним из учеников составляется слово, его читаю, а затем меняется буква, и читают уже новое слово. Слова могут быть как знакомые, так и незнакомые. Так снимается трудность чтения незнакомых текстов в будущем.

Далее идут упражнения, в которых даются слова на разные правила чтения (так называемые «перепутки»).

Затем упражнения-лесенки – для расширения охвата строки глазом.

Контроль чтения слов осуществляется вслух, индивидуально и в быстром темпе (можно использовать песочные часы). При чтении целых предложений учителю важно обращать внимание на интонацию и на чтение их по синтагмам, не разрешая «пословное» чтение, а так же необходимо регулировать последовательность чтения вслух и про себя в пользу первого. Ведь во 2-м классе чтению вслух (самостоятельному, а не имитации с голоса учителя) уделяется большое внимание, так как это единственный способ проверить, насколько правильно дети озвучивают напечатанное. Нужно доби- ваться ритмичного выразительного чтения с правильным ударением и интонацией (особенно в вопросительных предложениях). С помощью чтения вслух происходит овладение чтением про себя. Однако, уже на данной ступени учитель начинает обучение чтению про себя не только на целых связных текстах, но и на предтекстовых упражнениях. Он дает задание просмотреть напечатанное, а уже потом озвучить.

Так как главное при чтении – понимание читаемого, важно разнообразить способы проверки прочитанного: давать как установки перед текстом, формирующие действия антиципации (предвидения, прогнозирования), так и идущие за текстом, проверяющие понимание (соотнести рисунки с содержанием текста, выбери правильный ответ из нескольких предложенных вариантов, организуй предложения в правильном порядке и т. д.)

Уже на данной ступени обучения в учебнике содержатся тесты, знакомящие учеников с традициями, устоями, характерными героями, достопримечательностями страны изучаемого языка, поэтому чтение текстов необходимо предварить дополнительной информацией там, где это возможно. Так, в уроке 32 учащимся для чтения предлагается маленький текст “Humpty-Dumpty”. Уместно сказать детям о том, что у каждого народа существуют традиционно особо любимые детьми игрушки и герои стихов и сказок: в России это матрёшка, а в Англии это Humpty-Dumpty – герой английских сказок и стихов, имеющий форму яйца. Учащимся также можно предложить художественный перевод этого стихотворения, сделанный С. Маршаком.

На сегодняшний день существует множество методик для обучения чтению. На мой взгляд, именно методика И.Л. Бим определяет типологию заданий УМК «Английский язык» И.Н. Верещагина и др. Данная методика базируется на поэтапной организации обучения чтению: от ориентировки в отдельных действиях на разных уровнях организации материала (слово, словосочетание, отдельное предложение, связанный текст) к исполнению этих действий и осуществления чтения в целом, причем сначала в форме чтения вслух и, затем через специально организованный переход – обучение чтению про себя и дальнейшего формирование в его русле действий по распознаванию текста.

И.Л. Бим выделяет четыре типа упражнений, но я выделю три, объединив II и III:

  1. Ориентировочные упражнения:
  • ориентирующие в осуществлении данной деятельности упражнений, направляющие внимание учащихся на отдельные стороны техники чтения вслух и на развитие отдельных механизмов чтения: на уровне слова, словосочетания, предложения,  связанного текста;
  • упражнения, ориентирующие в технике чтения про себя. Они, как правило, осуществляются на уровне предложения и связанного текста.
  1. Исполнительные упражнения первого, второго уровня (на уровне тренировки в чтении как опосредованном общении):
  • Они осуществляются на связанном тексте, предполагают многократное возвращение к нему и фиксируют внимание школьников как на содержательной стороне текстов, так и способах снятия помех, т.е. на том как читать, чтобы добиваться понимания: с опорой ли на догадку или с использованием словаря. Они могут содержать различные опоры: изобразительные (рисунки, шрифт), вербальные (сноски с комментарием, переводом, синонимами).
  1. Контрольные упражнения (контролирующие, специально используются для определения сформированности умения читать):
  • Это практически могут быть те же упражнения, но нацеленные именно на контроль, а также специальные тесты: на множественный выбор, на восстановление пропущенных слов и другие. Контролирующие упражнения могут входить в программу действий с текстом, а могут выступать и в качестве самоцели, например, при итоговом контроле чтения в конце работы над темой.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение техники чтения на английском языке

В этой статье представлены  разработки, связанные с этапом обучения чтению на английском языке...

Дополнительные материалы по английскому языку "ABC of Ecology" для 8 класса к учебнику О.В. Афанасьевой

Предлагаемый материал был создан в помощь учителю английского языка при прохождении темы: "Environmental Protection" в 8 классе по учебнику О.В. Афанасьевой. Данный материал позволяет освоить разнообр...

Типологизация методов обучения технике чтения на английском языке учащимися младших классов.

Существует большое количество различных методик обучения технике чтения млдаших школьников. И не один из них не стал приорететным. Все они наровне используются разными авторами учебников и разными учи...

Контрольно-измерительные материалы по английскому языку по УМК Spotlight (3 - 9 классы)

Контрольно - измерительные материалы по английскому языку по УМК Spotlight (3-9 классы)...

Применение коллективного способа обучения при чтении текстов на уроках английского языка как второго иностранного

В статье "Применение коллективного способа обучения при чтении текстов на уроках английского языка как второго иностранного" предлагается алгоритм проведения учебного занятия по обучен...