Инновационный проект "СИТУАТИВНЫЕ ИГРЫ"
методическая разработка

Цынгуева Дарима Зыгбаевна
СИТУАТИВНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ 
КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ 
НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innovatsionnyy_proekt_darima.docx63.1 КБ

Предварительный просмотр:

Инновационный проект

СИТУАТИВНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ

КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Автор: Цынгуева Дарима Зыгбаевна,

учитель английского языка

                                                г. Улан - Удэ

        2017 г

Актуальность темы. В условиях реализации задач реформы общеобразовательной школы учителя и методисты постоянно ищут резервы повышения уровня качества и эффективности обучения иностранному языку. Одним из этих резервов можно считать создание ситуации, которая является эффективным средством создания коммуникативной направленности уроков иностранного языка. Ситуативная игра, будучи наиболее точной и доступной моделью иноязычного общения, является той организационной формой обучения, которая позволяет оптимально сочетать групповые, парные и индивидуальные формы на уроке. При участии в ситуативных играх у детей закладываются основы коммуникативной компетенции, позволяющие осуществлять иноязычное общение учащихся на уроках, что является главной целью обучения иностранному языку. Создание ситуации – простой и естественный способ познания человеком окружающей действительности, наиболее доступный путь к овладению знаниями, умениями, навыками [3, 87 с.]. Необходимость рационального построения, организации и применения ситуативных игр в процессе обучения и воспитания школьников средствами иностранного языка требует тщательного и детального изучения этого вопроса.

Причина столь повышенного в настоящее время интереса к различным ситуативным  играм – это, в первую очередь, отход от традиционных форм и методов обучения. Следует также отметить, что при сохранении достаточно высокой мотивации возникает снижение познавательного интереса к изучению иностранного языка. Данное явление происходит в связи с тем, что учащиеся сталкиваются с некоторыми трудностями, которые кажутся им непреодолимыми. Создание на уроках ситуативных игр стимулируют учебно-познавательную деятельность, позволяет использовать все уровни усвоения знаний. Следовательно, не случаен интерес к использованию на уроках иностранного языка игровых технологий.

Степень разработанности. Проблемы стимулирования и мотивации к изучению иностранного языка с использованием занимательных материалов и игровых приемов обучения представлены в научных исследованиях многих отечественных ученых (И.Л. Бим, С.Т.Занько, С.С. Полат, Е.И. Пассов, В. М. Филатов и др.

Цель работы – изучить особенности применения ситуативных игр в обучении английскому языку.

Задачи:

  1. Изучить понятие ситуативных игр.
  2. Рассмотреть структуру и формы организации ситуативных игр.
  3. Выявить специфику организации урока с применением ситуативной игры.

Объектом работы является формирование коммуникативных компетенций в процессе обучения английскому языку.

Предметом работы являются дидактические возможности ситуативной игры как средства обучения английскому языку.

Мониторинг результативности  (критерии, показатели и измерители).

Методы исследования:

  1. Метод поиска и обработки информации
  2. Метод включенного наблюдения
  3. Использование методики на определение уровня коммуникативной компетенции
  4. Анкетирование
  5. Дневники успеха

Планируемые результаты:

  • Повышение мотивации к изучению английского языка;
  • Создание банка игровых методов, применяемых на уроках английского языка;
  • Выступление на заседании предметного методического объединения по теме проекта;
  • Повышение активности и результативности участия в олимпиадах и конкурсах по английскому языку.

Практическая значимость работы. Результаты проведенного исследования могут быть использованы в практике преподавания английского языка.

Структура работы. Проект состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ 
СИТУАТИВНОЙ ИГРЫ КАК МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ

  1. Ситуативная игра как метод обучения иностранному языку

Сегодня современная школа нуждается в методах обучения, которые бы помогли не только качественно обучить, но в первую очередь, развить потенциал личности. Современное обучение направлено на то, чтобы готовить учащихся не только приспосабливаться, но и активно осваивать ситуации социальных перемен. На уроке иностранного языка особое место занимают формы занятий, которые обеспечивают активное участие в обучении каждого ученика, стимулируют речевое общение, способствуют формированию интереса и стремления изучать иностранный язык. Эти задачи можно решить с помощью создания ситуативных игр на уроке английского языка. В игре способности любого человека, а особенно ребенка проявляются в полной мере. Игра – особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра предполагает принятие решения – как поступить, что сказать, как выиграть? Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность учеников. А если учащиеся при этом говорят на иностранном языке, игра открывает богатые обучающие возможности. Суть ситуативных игр заключается в свободной, конкретно не направляемой с точки зрения речевой реакции учащихся на комплекс воображаемых или условно-реальных обстоятельств, содержащих некоторую трудность, проблему или конфликт и вовлекающих в необходимость их разрешения самих учеников.  Основу ситуативной игры составляет микротекст (2-7 предложений), сжато описывающий модель естественно-коммуникативной ситуации.

  1. Структура и формы организации ситуативных игр.

Структура ситуативных игр состоит из трех основных и трех факультативных компонентов. К постоянным относятся: задание, описание ситуации и речевая реакция. «Факультативные» (т.е. которые могут быть, но могут и отсутствовать) включают: ключевые слова, вопросы и наглядное средство (план, схема и.т.д.)

Задание. В зависимости от конкретной цели и вида ситуативной игры задание к нему может иметь самую разнообразную направленность, общий смысл которой в том, чтобы ученики отреагировали на ситуацию. Например: Сделайте вывод; Составьте диалог; Разрешите проблему; Скажите, что бы вы сделали в данной ситуации; Выступите в роли; Представьте ситуацию и.т.д.

Описание ситуации включает информацию и деталях обстановки, собеседниках, а также содержит речевой стимул, выраженный словесно или вытекающий из смысла ситуации. Например: Вы опоздали в театр, билетер не пускает вас в зал. Попытайтесь убедить его, приведя причины своего опоздания.  ОБСТАНОВКА: театр, представление началось, дверь в зал закрыта. УЧАСТНИКИ РАЗГОВОРА: зритель и билетер.. РЕЧЕВОЙ СТИМУЛ: не пропустить первый акт.

Речевая реакция – это ожидаемый речевой «продукт», который должны «выдать» учащиеся, реагируя на описание ситуации и следуя заданию. Их задача может быть облегчена с помощью ключевых слов, направляющих вопросов. Речевая реакция во многом определяется описанием ситуации, которое должно:

  1. Вызывать интерес у учащихся, учитывать их жизненный опыт, чем больше мы опираемся на него, тем меньше информации приходится сообщать об условиях ситуации;
  2. Сообщаться в сжатой форме, стимулирующая сила определяется отношением между объектом речевой реакции и описанием ситуации  чем больше речевая реакция, тем лучше ситуация;
  3. Учитывать языковые возможности учащихся, следует предлагать лишь такие ситуации, о которых ученики практически в состоянии что-либо сказать.

Речевая реакция, естественно, не дается учащимся в готовом виде, кроме случаев объяснения того, как следует работать с ситуациями. Таким образом, структуру ситуативной игры можно представить в таком виде:

Задание  

Речевой стимул

Речевая реакция учащихся

Направляющие вопросы; ключевые слова; наглядность

Описание ситуации (обстановка, участники)

             

 Нетрудно заметить, что в сравнении с реальными речевыми ситуациями упражнения обладают рядом отличительных черт:

  1. Ситуация в жизни всегда реальна, тогда как «ситуация» воображаема.
  2. Обстоятельства действительности, формирующие речевую реакцию человека, поступают к нему по различным каналам: он их видит, слышит, может обонять, иметь о них предварительные сведения, воспринимать речь участвующих в ситуации лиц и.т.д. В ситуативной игре информация об обстоятельствах сообщается посредством словесного, объективизированного описания.
  3. Естественная речевая ситуация лишена, как правило, словесного стимула и речевой реакции: стимул сам по себе вытекает из ситуацию. Ситуативная игра может иметь речевой стимул в словесной форме (например: убедите своего собеседника).
  4. В условиях жизненной ситуации направленность и характер реакции человека предопределены; в учебных же условиях реакция учащихся на предложенную учителем ситуацию может быть различной, вариативной.
  5. Естественная ситуация и тем более реакция на нее не повторяются, в определенном смысле они уникальны, в то время, как одну и ту же речевую ситуацию учащиеся могут разыгрывать неоднократно.

Таким образом, между естественными и учебными речевыми ситуациями имеются существенные различия. Однако это не должно служить препятствием к широкому использованию ситуативных игр на уроке. В пользу их применения говорят следующие соображения. Они ставят учащегося в условия, сходные с естественными; будят воображения учащихся, заставляя оформлять свои мысли и чувства иноязычными средствами; позволяют активизировать, хотя и нецеленаправленно, разговорные формулы, повседневно-бытовую лексику и грамматические структуры, не фиксируя на них так таковых свое внимание.

        Вместе с тем, как показывают наблюдения, учителя школ, а порой и авторы пособий, не всегда достаточно ясно представляют себе структуру ситуативной игры, обеспечивающую их эффективное использование. Можно выделить следующие типичные причины неудачных ситуаций:

  1. Отсутствие речевого стимула. Например: «Make dialogues on the following situation. Somebody tells a friend to read a book (or a story). The friend has not read the book but he has seen a screen version». В данной ситуации хотя и ставится задача «составить диалог», но ревевого стимула нет, отношения между коммуникантами не определены. Ученикам не понятно в каком направлении должна развиваться беседа.
  2. Неудачная формулировка речевого стимула. Например: «Suppose while wandering through a wood you got stuck in a bog. Would you cry out for help?» речевой стимул этой ситуации следовало бы хотя бы так: «What would you cry out?»
  3. Описание ситуации значительно превосходит по объему возможную речевую реакцию учащихся. Например: «You want to do some cleaning up in the garden. A great many weeds have to be pulled out, fallen leaves and dry branches removed from the garden paths and a number of the other things attended to. You ask your sister to help you tidy up the garden».

Неудачно составленные, не интересные по содержанию ситуации, как правило, вызывают чувство разочарования как у учащихся, так и у учителя. Поэтому готовить (или отбирать) ситуации следует с большой тщательностью и использовать на уроке только хорошо проверенный и опробованный материал.

1.3 Специфика организации урока с применением ситуативной игры

Ситуативные игры, как правило, составляет заключительный этап изучения разговорной темы, т.е. на любом уровне, когда учащиеся достаточно прочно владеют лексико-грамматическими навыками. Тем не менее, работа с ситуативными играми сопряжена с рядом сложностей, в отношении которых учитель должен быть осведомлен. Прежде всего, ситуативные игры следует использовать  в примерно в той последовательности, в которой нами были рассмотрены их разновидности, поскольку описание в целом соответствует степени трудности выполнения задачи. Ситуативные игры апеллируют в основном к воображению, для работы которого следует создать благоприятные условия. На уроке должна преобладать атмосфера непринужденности, благожелательности и поощрения. Весьма существенно проиллюстрировать на примерах, как следует реагировать на те или иные виды ситуаций, как работать в паре или в группе.

Ситуативные игры могут выполнятся с применением различных методических приемов. Так, условия ситуации могут сообщаться учащимся: а) на слух; б) визуально (например используя плакат, презентацию); в) печатно (упражнение в учебнике, раздаточный материал в виде карточек).

Учащиеся могут говорить по предложенным ситуациям: поочередно (друг с другом); в парах одновременно; каждый самостоятельно.

Ситуативные игры могут выполняться как спонтанно, без подготовки, так и при определенной подготовленности к их разыгрыванию; они также могут быть домашним заданием. Любая ситуация является микротемой устной речи. Использование ситуативных игр позволяет значительно расширить перечень тем, обычно изучаемых по программе, и тем самым выработать умение продуцировать иноязычную речь в самых различных жизненных ситуациях.  

                ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ 
           СИТУАТИВНОЙ ИГРЫ КАК МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ

 «Проект урока английского языка в 8 классе с использованием ситуативной игры».

Пояснительная записка

     Предлагаю проект урока по английскому языку с использованием ситуативной игры по теме «Англия» для 8 класса. Основная образовательная цель урока -  развитие коммуникативной компетенции учащихся по теме  «Англия», развитие умения применять материал в практических ситуациях, воспитание интереса к культуре другой страны. Она соответствует требованиям образовательной  программы  О.В. Афанасьевой, И.В. Михеевой в классе с углублённым изучением английского языка, которая   предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций, связанных со способами организации учебной деятельности, доступных обучающимся 8 классов.

Используемая методика ролевой игры, коммуникативная методика, информационно-коммуникативные технологии нацелены на достижение предметных результатов, самореализацию, социализацию обучающихся, что необходимо для обучающихся 8  класса.

Данный урок разработан для  учащихся разного уровня подготовки и развития. Дети, в основном,  имеют высокую мотивацию к получению новых знаний: умеют самостоятельно работать с источниками информации, любознательны и активны в выполнении творческих заданий.

Исходя из поставленных целей, определён тип урока- обобщающий урок, форма урока: урок -игра. Основной идеей  раздела «Англия» является путешествие по стране изучаемого языка, углубление лингвострановедческих знаний по теме. На данном уроке осуществляется повторение фактического материала по теме «Англия», с которым учащиеся познакомились в течение второй четверти, его обобщение и систематизация.

Что же касается применения ролевой игры в процессе обучения школьников среднего звена, то здесь целесообразность применения данного приема обуславливается тем, что основной психологической потребностью подростка является овладение формами общения, кроме того тематика высказывания соответствует данному возрасту.   А так как ситуативная игра как раз и моделирует межличностное групповое общение, то она находит отклик у учащихся 6-9 классов. Исходя из распределения ролей, с учётом индивидуально - психологических особенностей, уровня языковой подготовки, интересов и пожеланий детей, заранее формируются три группы.

Все этапы урока логически взаимосвязаны и направлены на главный этап – обобщение и систематизацию знаний по теме. С целью активизации познавательной деятельности, обобщения изученного материала по теме в течение урока используется мультимедийный проектор, учениками и учителем подготовлены две презентации в программе Power Point .

Весь материал урока отбирается с учетом поставленных целей, выполнение которых проходит на каждом этапе урока. Считаю, что цели соответствуют программным требованиям, содержанию материала, возрастным особенностям данной категории обучающихся, необходимому их уровню знаний и умений.

Структура урока отвечает дидактическим целям урока. При его подготовке   упор  делается на  игровые технологии (лексические, ситуативная игра).

Данный урок является последним в разделе «Англия». Первый этап «Организационный момент» направлен на положительный психологический настрой, на самоопределение в учебной деятельности, предполагающее внутреннюю готовность учащегося к использованию иностранного языка в реальной ситуации общения, на постановку целей урока,  где используется прием  целеполагания.  Учащиеся, опираясь на наглядный материал, представленный на слайде, определяют тему и ставят учебные цели. Данный этап также включает приём «Ассоциации».

Необходимо отметить, что ученики получают индивидуальные листы самооценки и каждый ученик  самостоятельно оценивает свои знания и умения на конец урока. Данный метод, прежде всего, побуждает к самоанализу, а также к объективности оценивания своих ЗУН.

На этапе «Фонетическая зарядка» обучающимся   предлагается из  «Корзины пословиц» выбрать пословицы по теме с целью их отработки для дальнейшего использования (приём «Корзинка»).

На этапе «Активизация лексического материала и навыков устной речи» под руководством учителя, с помощью картинок, ключевых слов, элементов соревновательной деятельности, дети включаются в лексическую игру. Использование стихотворений на уроке английского языка, тем более собственного сочинения,  заметно оживляет его ход, развивает их языковые и творческие способности, снимает усталость и напряжение, развивает коммуникативную компетенцию в письменной речи.

Этап физкультминутки с упражнениями на двигательную активность, проводится с целью повышения эмоционального тонуса учащихся, что положительно сказывается на их речевой активности.

На этапе обобщения изученного материала обучающимся   обеспечиваются условия для развития речевых умений, способности к общению через ситуативные роли. Посредством использования умеренно – контролируемой ситуативной игры и ролевых карт создаётся ситуация общения - телепередача «Как я открыл Англию». Учитель играет роль одного из победителей конкурса английского языка. Все участники игры получают  карты (Приложение №1). Одна ее сторона одинакова для всех, она содержит информацию о ситуации. Обратная сторона карты содержит информацию о данном действующем лице, указывает возможную линию его поведения. Прием ситуативной игры эффективен как средство развития умений и навыков устной речи в сочетании с функционально-семантическими и лексическими опорами, которые позволяют стимулировать достаточно развернутые высказывания учащихся, ориентированные на употребление в речи конкретного языкового материала.

Ситуативная игра состоит из трёх этапов: подготовки, проведения и этапа анализа и обобщения. Первый этап  начинается в начале изучения темы и включает разработку сценария и объяснения. Учитель знакомит обучающихся с целью игры, совместно с ними определяет режим работы, создаёт психологический настрой учащихся, выдаёт заранее подготовленные памятки и  карты, разъясняет и показывает помощь учащимся, от чего во многом зависит эффективность индивидуальной подготовки каждого ученика к предстоящей ситуативной игре.

На данном уроке представлен  этап проведения ситуативной игры, на котором учащиеся разыгрывают предложенную им ситуацию и этап анализа и обобщения, который предполагает  рефлексию, самооценку и оценку, вывод, рекомендации.

Для каждого участника предлагается таблица (Приложение №2), которая позволяет проследить за общим ходом игры. Если кто-то из участников оказывается не в состоянии решить свою коммуникативную задачу на одном из этапов, общий ход игры сохраняется благодаря данной таблице. Предусмотрена взаимопомощь ведущих программы, с ними проводится особый инструктаж, так как от них зависит успех всей ролевой игры.

Видеосюжет по теме «Festivals in England», предложенный одним из гостей  программы – этнографом,  развивает навыки аудирования, углубляет лингвострановедческие знания по теме, способствует формированию социокультурной компетенции учащихся. Используются  словесный, частично-поисковый  методы обучения, проводится контроль навыков аудирования. (Приложение №3)

Для снижения психологической нагрузки и повышения мотивации используется песня, куплет которой  звучит в видеосюжете.

Заключающим этапом урока является викторина «Знаем ли мы Англию?», которая проводится в форме блиц турнира и контролирует знания по теме.

На дом обучающимся предлагается написать открытку другу о том, что  они открыли для себя в Англии, что способствует формированию коммуникативной компетенции в письменной речи.

Подведение итогов урока проходит в форме рефлексии. Рефлексия  проводится с  использованием листа самооценки и вопросов обучающимся.

На уроке реализуются следующие дидактические принципы: принцип направленности обучения на комплексное решение задач; принцип доступности обучения, принцип от простого к сложному.

Структура урока полностью соответствует логике проведения заявленного типа урока, так как основной организационной задачей является создание условий для обобщения и систематизации ранее изученного материала по теме, такие условия были созданы на проведенном уроке.

В соответствии со способностями учащихся выбирается высокий темп ведения урока, что предусматривает активность, внимательность, работоспособность. Развитие учащихся на уроке осуществляется в полной мере, так как задействованы все учащиеся класса. Выбранная форма организации учебной деятельности школьников достаточно эффективна, соблюдаются нормы педагогической этики и такта, культура общения «учитель – ученик».

На уроке используются  фронтальная, индивидуальная, парная, групповая  формы  работы. Выбранные методы, приёмы, формы организации работы учащихся и контроля, а также средства обучения позволяют реализовать поставленные цели урока.

Благоприятная психологическая атмосфера на уроке поддерживается  интересом учащихся к  ходу урока,  введением игровых элементов, созданием соревновательной мотивации между командами, сотрудничеством.

Здоровьесберегающий аспект урока состоит в посильности выполняемых заданий, в создании ситуации успеха, в проведении физкультминутки,  логически связанных с темой урока. На протяжении всего урока используются  методы стимулирования и мотивации. Благодаря смене видов деятельности и форм работы не было физической и психической перегрузки учащихся.

Считаю, что урок представляет собой целостную систему. Взаимооценка учащихся на этапе аудирование, самооценка в конце урока, их удовлетворение собственной деятельностью, отсутствие ощущения усталости у детей и педагога дают основание полагать, что цель урока достигнута.

Основная часть.

Конспект урока по теме «Англия».

Цели:

Образовательная: обобщение и расширение знаний учащихся об Англии, развитие коммуникативной компетенции учащихся в устной речи.

Развивающая: развитие познавательного интереса, развитие навыков устной речи, аудирования, развитие умения выполнять творческие задания, развитие навыка работы в группе, развитие инициативы в осуществлении иноязычной речевой деятельности, умения вести ситуативную игру, излагать логически свои мысли, применять приобретенные знания в нестандартной учебной ситуации и действовать самостоятельно, привитие интереса к изучаемому предмету и сознательного восприятия учебного материала.

Воспитывающая: воспитывать уважение к культуре страны изучаемого языка, её традициям, расширять кругозор учащихся, пополнить знания об обычаях и традициях Англии.

Продолжительность урока – 40 минут.

Место занятия – кабинет иностранного языка

Тип урока: обобщающий урок

Форма урока: урок-игра

Формы организации работы учащихся: фронтальная, парная, индивидуальная, групповая, коллективная, дифференцированная.

    Методы и приёмы: целеполагание, наглядный, ассоциация, приём «Корзинка», лексическая игра, словесный, частично- поисковый, репродуктивный,   проблемный,  конструирование, ситуативная игра, ключевые слова,  аудирование, сравнение,  взаимоконтроль,  самоконтроль, практический.

Методы и формы контроля: наблюдение, взаимооценка, самооценка, рефлексия.

Материалы и оборудование: мультимедийный проектор, ПК, карта Великобритании, слайдовая презентация учителя и учеников «Англия», видеоcюжет «Английские праздники», аудиоматериал, карточки с ключевыми словами, задания для контроля навыков аудирования, жетоны для игр и конкурса, реквизит для ситуативной игры: бейджики, ситуативные карты.  

Ход урока

 Этапы        

Деятельность учителя

Деятельность  обучающихся

I.Вводно-мотивационный этап. Целеполагание.

1.Приветствует  учащихся. Создает позитивный  настрой.

- How are you? You look great. What a nice blouse! It’s your color.

2.Показывает  слайд с изображением коллажа по теме Англия и с надписью TV programme «My discovery of England», просит определить тему.

- Please, look at the screen and guess what the theme of the lesson is.

3.Предлагает самостоятельно поставить цели урока.

- What will you learn and do at the lesson today?

4.Организует игру «Ассоциации», начиная со слова «England».

- Let’s warm up first. Well, children, what comes to your mind when someone says England?

Приветствуют учителя.

Отвечают на вопросы учителя, реагируют на комплименты.

Определяют тему урока.

Самостоятельно ставят  учебные цели.

Составляют цепочку слов, озвучивая возникающую ассоциацию в связи с последним названным словом. England – Queen –  Palace etc.

II.Фонетическая зарядка.

Организует фонетическую отработку пословиц по теме «Англия», используя приём «Корзинка»  со слайдовым сопровождением.

-From our basket of proverbs choose and name the proverbs connected with the theme England and its people.  Repeat in chorus.

Ученики называют пословицы, класс повторяет их хором.

An Englishman’s home is his castle.

Every country has its customs.

East or West, home is best. 

There is no place like home.

Jack of all trades is master of none.

III.О-С Активизация лексических и разговорных навыков по теме  «Англия».

1.Игра «Угадай по картинке».

2.Игра «Угадай по описанию».

Предлагает группам по очереди отгадывать места и достопримечательности по картинке (cлайдовое сопровождение). Сообщает, что работа в группах будет оцениваться жетонами,  которые будут подсчитываться в конце урока.

- Look at the screen and guess what place it is. You have a chance to get jettons for the right  answers.Сollect as many as  you can by the end of the lesson.

Предлагает игру «What is described?», просит отгадать слово по описанию. Слова написаны на карточках, которые раздаются  поочерёдно группам, каждый член группы даёт одну деталь  описания места или достопримечательности, так чтобы остальные могли угадать что это.

-Let’s play another game.

 Listen to your friends’  description carefully and give it a name. The group will get a jetton for each right statement and answer.

Загадки для обучающихся:

1. It is situated in the north – west of the country. It’s a very romantic place. It is  famous for its valleys, mountains, lakes and waterfalls. It attracts a lot of tourists. (слово на листке - The Lake District.)

2. It’s one of the  busiest places. It is situated in the South east. It’s about 33 kilometers west of Central London. (Heathrow Airport.)

3. It is known as the heart of England. It is  the industrial part of the country. It is famous for its university. etc.(The Midlands)Итого 6 слов.

Благодарит за работу.

Представители групп отвечают по очереди.

 За правильный ответ команда зарабатывает жетон.

Ученики других групп прослушивают  загадки учеников  и называют место или достопримечательность.

За каждое правильно сказанное предложение и ответ ученики получают по 1 жетону.

IV.Проверка домашнего задания.

(длительное)

Мотивирует учащихся к выполнению проверки творческого задания.

-I know that you are very talented. At home you were to make up a poem about England. Let us see what you have got. Ready our poems, please.

Проверяет домашнее задание, вызывает всех желающих к доске.

Обеспечивает положительную реакцию детей на творчество одноклассников, иллюстрированные стихи вывешивает на доску. Спрашивает, чей стих понравился больше всех.

По очереди представляют свои варианты стихов, написанных дома. Пример:

England

Beautiful, magnificent

Excites, impresses, strikes

Еvery country has its customs.

Albion.

Дети высказывают своё мнение, чей стих лучше. В конце урока  голосуют за лучшее стихотворение, прикрепив к нему стикер.

V.Физкультминутка.

Учитель предлагает детям вспомнить песенку для проведения физкультминутки.

-Would you like to have a rest? Let’s sing our favorite song.

Поют песню и повторяют за учеником придуманные им движения.

VI.Обобщение изученного материала.

1.Ситуативная игра.

2.Развитие навыков аудирования   с целью извлечения  необходимой информации по теме «Английские праздники».

3.Песня “Auld Lang Syne”

Просит учащихся представить, что они – участники телевизионной программы “My Discovery of England”.  Напоминает об условиях игры. Раздаёт карты и таблицы с ходом игры.

-Imagine you are taking part in a TV programme “My Discovery of England”. Let’s play the situation.  You are welcome.

Задания.

Двое ведущих – два сильных ученика, организуют прием гостей, знакомят с целями встречи, представляют  гостей.

1группа.Школьники, победители конкурса английского языка, только что приехавшие из России.

2 группа.  Туристы, которые уже 2 недели в Лондоне.

3группа. Приглашённые – журналист, написавший большое количество статей о королевской семье, актриса, собирающаяся сыграть роль в историческом фильме о Шекспире, географ, который работает над книгой о Британских островах и этнограф, изучающий английские обычаи и традиции.

Роль учителя – партнёр учеников по игре, один из победителей конкурса английского языка.

Знакомит с заданием, которое предстоит выполнить после просмотра видеосюжета, предложенного этнографом в конце ситуативной игры.

-Well, we were offered to see a film about festivals in England. But first, I’d like you to look through the task and do it after watching the film.

Организует контроль выполненного  задания (взаимопроверка).

What English festival would you like to have in your country?

учитель предлагает спеть песню.

-Well, children, New Year is coming and I would like you to sing a traditional English song “Auld Lang Syne» you’ve heard in the film.

Разыгрывают ситуацию  Телепередача «Как я открыл Англию».

 Ведущие –сильные ученики, начинают и заканчивают программу, представляют гостей студии, разговаривают с гостями, задают вопросы. Каждого просят рассказать о том, что он открыл для себя.

(сопровождается слайдовой презентацией учеников)

Смотрят фильм, выполняют задание: верно, неверно, нет информации, осуществляют взаимопроверку и  отвечают на вопрос учителя.

Учащиеся поют 1 куплет песни (видео, слова на экране).

VII.Контроль

Блицтурнир

“Give it a name”.

Проверяет знания учащихся по теме «Англия». В быстром темпе задаёт по 5 вопросов каждой группе (Wh–вопросы)

-Let us see how well you know England. Answer the questions. Let’s start with the first group.

1. Where is the  Thames situated?

2. What is the emblem of the country?

3. Who is the head of state?

4. What is the name of a famous resort in the Southeast?

5.Who wrote Romeo and Juliet?

Просит команды посчитать общее количество жетонов. Объявляет результаты игры, поздравляет победителей.

-My congratulations to group …

Учащиеся дают быстрые ответы на вопросы, получая за каждый правильный ответ жетон.

Определяют команду победителя, подсчитав общее количество жетонов, собранных за урок.

VIII.Домашнее задание.

(дифференцированное)

Предлагает дома написать открытку о том, что они открыли для себя в Англии.

-At home you are to write a postcard to your friend about the place that impressed you most of all in England.

Даёт карточку – опору с пропущенными словами в помощь учащимся, затрудняющимся в выполнении задания самостоятельно.

(Приложение №4)

Записывают домашнее задание.

IX.Подведение итогов  урока. Рефлексия.

Подводит итоги урока и организует рефлексию с помощью листа самооценки (Приложение №5) и вопросов.

-What marks did you put to yourselves?

-What was the most interesting for you at the lesson?

- Did you like your role?

Просит оценить стихи детей.

Благодарит за хорошую работу и объявляет оценки за работу на уроке.Thank you for good work.

Оценивают свою работу  с помощью листа самооценки, говорят, что им было интереснее всего на уроке и понравилась ли им их роль. Оценивают стихи одноклассников.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении хочется отметить, что узкие рамки учебного времени не дают возможности при изучении программной темы использовать ситуативные игры на каждом уроке, да в этом, собственно говоря, нет необходимости. Доза и характер их использования зависят отряда факторов, включая этап обучения, подготовленность учащихся в конкретных классах, характер изучаемого материала.

Для определения меры и методики использования ситуативных игр большое значение имеет этап обучения языку. В старших классах ситуативные игры должны найти самое большое применение. Здесь школьники уже владеют основами языка, у них достаточно обширный словарный запас, они накопили опыт учебного общения. Однако из этого вовсе не следует делать вывод о том, что на младшей ступени ситуативные игры малопригодны. Опыт показывает, что здесь они также эффективны и на этой ступени ситуативные игры должны быть упрощены.

При проведении ситуативных игр рекомендуется проявлять такт при исправлении речевых ошибок учеников. Учителю должен научиться пропускать мелочи, оговорки, ошибки. Без создания атмосферы творчества, без особого настроя на разговор ситуативные игры не дадут желаемого результата.

Говоря о подготовленности учащихся, следует иметь в виду не только их успехи в овладении языком, но и их общую эрудицию, речевую производительность на родном языке, заинтересованность на уроке. Есть классы, в которых учителю достаточно лишь назвать тему, как тут же поднимается десяток рук, желающих импровизировать, когда как в другой группе импровизация не имеет успеха. Большую роль в выборе ситуации играет роль изучаемого материала и в первую очередь тема. Так, при изучении темы «Досуг» очень хорошо использовать ситуативные игры.

Изученный материал дает мне возможность сделать вывод, что использование ситуативных игр на уроке английского языка направлена на развитие самостоятельной речевой деятельности учащихся. Создание на уроках ситуаций стимулируют речь учеников, заставляет их говорить о реальных вещах, использовать обучаемый язык с целью общения. Ситуативные игры способствуют развитию воображения школьников, формированию их творческих способностей, активизируют мышление. Опыт показывает, что владение ограниченным словарем не является препятствием у учащихся к выражению мыслей.

Список литературы

  1. Абалкина, П.И. Совершенствование методики преподавания английского языка : учебник / П.И. Абалкина. – М. : ВЛАДОС, – 2005. – 345 с.
  2. Аникеева, Н.П. Воспитание игрой : учебное пособие / Н.П. Аникеева. – М. : Просвещение, 2008. – 237 с.
  3. Гальскова, Н.Д. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика : учебное пособие / Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез. – М. : ACDEMIA, 2006. – 336 с.
  4. Гез, Н.И. Методика обучения иностранным языкам в средней школе : учебник / М.В. Луховицкий, А.А. Миролюбов и др., – М. : Высшая школа, – 2009. – 345 с.
  5. Жилкина, Д.Н. Ролевые игры на уроках английского языка / Иностранные языки в школе – 2010 – №1. – с. 34 – 38.
  6. Жуковская, Р.И. Игра и её педагогическое значение : учебник / Р.И. Жуковская. – М. : Педагогика 2006 – 132 с.
  7. Конышева, А.В. Английский язык. Современные методы обучения : учебное пособие / А.В. Конышева. – Минск : Петра Системс, 2007. – 298 с.
  8. Миролюбов, А. А. Общая методика преподавания иностранных языков : учебное пособие / А.А. Миролюбов. – М. : Просвещение, 2008 – 310 с.
  9. Маслыко, Е.А. Настольная книга преподавателя иностранных языков : справочное пособие / Е.А. Маслыко, П.К. Бабинская, А.Ф. Будько, С.И. Петрова. – Минск : Вышэйшая школа, 2005 – 279 с.
  10. Миролюбов, А.А. Общая методика обучения иностранным языкам в средней школе : учебное пособие для учителей / А.А. Миролюбов, И.В Рахманов, В.С. Цейтлин, – М. : Наука, 2003 – 366 с.
  11. Настольная книга преподавателя иностранного языка : справочное пособие / под ред. Е.А. Маслыко. – Минск : Высшая школа, 2005. – 315 с.
  12. Панфилова, А.П. Игровое моделирование в деятельности педагога : пособие для студентов педагогических вузов / А.П. Панфилов. – М. : Академия, 2008. – 223 с.
  13. Пассов, Е.И. Урок иностранного языка в средней школе: учебное пособие / – М. : Книга, – 2009 – 212 с.
  14. Рогова, Г.В. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в общеобразовательных учреждениях : пособие для учителей и студентов педагогических вузов / Г.В. Рогова. – М. : Академия, 2006. – 332 стр.
  15. Ростовцева, О.М. Английский для детей дошкольного возраста : учебное пособие / О.М. Ростовцева. – Тула : Ясность, 2005 – 333 с.
  16. Скалкин, В.Л. Английский язык для общения : учебник / В.Л. Скалкин. – М. : История, – 2009 – 288 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационная разработка современного урока для начальной школы по физической культуре «Игры гномиков».

В игровой форме учащиеся произвольно направляют свое внимание на мышцы, участвующие в движении, различают и сравнивают мышечные ощущения,определяют соответствие характера ощущений (напряжение-расслабл...

Уроки русского языка в форме дидактической игры (инновационный подход)

В статье можно ознакомиться с инновационным подходом при изучении русского языка...

Какую роль играют специалисты образования в инновационном развитии страны?

"Какую роль играют специалисты образования в инновационном развитии страны?"...

Статья на сайте "Коллеги.kz" "Инновационные подходы к организации обучения игре на фортепиано в младших классах в условиях гимназии"

В КГУ «Гимназия №21»  ведётся  подготовка учащихся игре на разных инструментах, в том числе на фортепиано, в рамках гуманитарно-эстестического направления работы гимназии. В Учебном плане шк...

Игра на уроках музыки как инновационный метод обучения

Игра на уроках музыки как инновационный метод обучения....

Мероприятие в рамках фестиваля "Инновационной деятельности" мастер класс по внеурочной деятельности Игра «Военно - спортивный калейдоскоп».

Открытое мероприятие по внеурочной деятельности Игра "Военно - спортивный калейдоскоп" для  разновозрасных команд обучающихся 1 - 9 классов....

Инновационный проект «Программа опережающего обучения игре в волейбол»

Инновационный проект. МКОУ "Стан-Бехтемирская сош". Кружковая спортивная работа   в общеобразовательной школе. Программа опережающего обучения игре в волейбол. 4-8 кл....