Статья на сайте "Коллеги.kz" "Инновационные подходы к организации обучения игре на фортепиано в младших классах в условиях гимназии"
учебно-методический материал по теме

Кириченко Вера Юрьевна

В КГУ «Гимназия №21»  ведётся  подготовка учащихся игре на разных инструментах, в том числе на фортепиано, в рамках гуманитарно-эстестического направления работы гимназии. В Учебном плане школы из вариативной части предусмотрен 1 урок в неделю по предмету «Фортепиано» для учащихся младших классов. На уроке изучают нотную грамоту и получают определённые навыки игры на инструменте.На своих уроках наряду с существующими методиками я использую собственные авторские упражнения и переложения музыкальных пьес казахских композиторов.  Собственный педагогический опыт был залицензирован  в 2012 году в качестве Учебно-методического комплекта «Алғашқы қадам».

Результатами реализации программы учебно-методического комплекта «Алғашқы қадам»  являются комплекс приобретённых знаний нотной грамоты и практических навыков исполнения на инструменте. Основной формой проведения урока является академический концерт учащихся младших классов по параллелям, состоящий из двух музыкальных пьес в сольном исполнении.

Реализация предложенных новшеств достаточна для того, чтобы обеспечить подготовку учащихся младших классов по предмету «Фортепиано».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innovatsionnye_pokhody.docx303.96 КБ

Предварительный просмотр:

Инновационные подходы к  организации обучения игре на фортепиано

в младших классах в условиях гимназии

Казахстанское  общество на современном этапе его развития предъявляет особые требования к системе образования и  в качестве важнейших выдвигаются задачи всестороннего развития личности, формирования в сознании подрастающего поколения ценностных ориентаций, удовлетворения потребности человека в самоутверждении, интеллектуальном, культурном совершенствовании [1].

Особенно актуальными становятся вопросы, связанные с пересмотром содержания и организации образовательного процесса. Вхождение Казахстана в мировое образовательное пространство, отказ от принципов единого и единообразного учебного плана, развитие демократизации предопределили многие инновации в подготовке учащихся [2].

В КГУ «Гимназия №21»  ведётся  подготовка учащихся игре на разных инструментах, в том числе на фортепиано, в рамках гуманитарно-эстестического направления работы гимназии. В Учебном плане школы из вариативной части предусмотрен 1 урок в неделю по предмету «Фортепиано» для учащихся младших классов. На уроке изучают нотную грамоту и получают определённые навыки игры на инструменте.

Организация обучения игре на фортепиано  строится на следующих подходах:

  • программно-целевой подход, который предполагает моделирование конечного результата в обучении;
  • компетентностный подход, проявляющийся в результате интеграции элементов авторских упражнений для фортепиано и авторских переложений музыкальных произведений  в организацию учебного процесса;
  • индивидуальный подход, который заключается в формировании индивидуально-личностных качеств, музыкальной культуры учащихся и индивидуальном характере обучения на уроках.

На своих уроках наряду с существующими методиками я использую собственные авторские упражнения и переложения музыкальных пьес казахских композиторов.  Собственный педагогический опыт был залицензирован  в 2012 году в качестве Учебно-методического комплекта «Алғашқы қадам». Изучение музыки казахских композиторов наряду с классикой русской музыкальной культуры:

  • обогащает музыкальный кругозор учащихся на начальном этапе;
  • развивает музыкальное мышление, эмоционально-чувственную сферу;
  • воспитывает чувство патриотизма к Родине на лучших образцах казахской музыки.

Игра на фортепиано - это основной вид деятельности на уроке «Фортепиано», так как в конце обучения ученик приобретает определённые навыки исполнения.

Авторские  переложения казахских произведений  и практические упражнения для фортепиано можно классифицировать в качестве новшества в соответствии с существующими классификациями инноваций:

  1. По методу нововведения: модификационное (частичное нововведение, затрагивающее отдельные усовершенствования процесса обучения);
  2. По масштабу преобразований: в масштабах учебного предмета;
  3. По направлению (содержанию) преобразований: новшество, обеспечивающее интеграцию элементов учебного процесса в единую образовательную систему  гимназии.

Главное внимание учителя в первые три года обучения игре на фортепиано направлено на постановку пианистического аппарата учащегося и  выработку базовых навыков звукоизвлечения на инструменте. Для этого в Альбоме для ученика «Алғашқы қадам»  [3] представлен ряд пальчиковых упражнений: «Вышли пальцы танцевать», «У бабы Фроси», «Прогулка», «Братья-ленивцы».

 «Вышли пальцы танцевать»

Раз, два, три, четыре, пять (выбрасывать пальчики из кулачка). Вышли пальцы танцевать (свободное движение ладошками). Большой пустился в пляс (круговые движения больших пальцев вокруг друг друга):

Указательный - в припляс (подушечки пальцев касаются друг друга в ритме текста). Средний пальчик – поклонился (средние пальцы сгибаются), безымянный притаился (спрятать четвёртый палец одной руки в кулачок другой).

                                

А мизинец, удалец! Цепь сомкнул, вот молодец! (учитель проверяет, как крепко соединились мизинцы). Как же дальше танцевать? Надо цепь нам разорвать! (тянуть сцепленные пальцы и разорвать связь).

                     

Эти упражнения  развивают мышечный аппарат, мелкую моторику, тактильную чувствительность, повышают общий уровень организации мышления ребёнка.

Уроки обучения игре на фортепиано способствуют развитию комплекса музыкальных способностей: музыкального слуха, памяти, внимания, интонации, двигательных навыков и  тактильных ощущений, творческих способностей.

Изучение раздела нотной грамоты требует большого терпения со стороны учителя и обязательного творческого подхода в закреплении полученных знаний. Учитывая особенности младшего возраста, музыкальная грамота лучше всего усваивается в процессе использования музыкальных игр: игры-ребусы («Отгадай слово»), игры-задания («Волшебная семёрка»),  игры-загадки («Угадай-ка»),  игры- упражнения («Паровоз» и пр.) и т.д.

        Одной из таких игр является игра-упражнение «Паровоз». Главной задачей, которую учитель ставит перед учеником при исполнении данного упражнения, является выработка умения играть каждый последующий звук громче предыдущего. Изобразительность достигается за счёт сравнения его с гудком приближающегося  паровоза:

C:\Users\Admin\Desktop\2.jpg

        На уроках мною используются авторские интонационные упражнения для фортепиано, которые в созвучии с названиями  казахских песен тоже имеют названия и подтекстовку на казахском языке: «Дударай», «Шашу», «Әлди-әлди»,  «Гакку»,  «Көзімнің қарасы» («Ты, зрачок глаз моих»),  «Меруерт моншақ»  («Жемчужные бусы»). Каждое их этих упражнений несёт практическую направленность на приобретение или закрепление определённого навыка в обучении игре на инструменте.

        С первых классов обучения на фортепиано в программу обучения входит изучение произведений казахских композиторов и   казахских народных песен. «Каждый ребёнок должен знать народные мелодии так же хорошо, как свой язык» (Р.В.Уильямс) [4].

        К сожалению, существующие инструментальные произведения композиторов Казахстана для фортепиано  в основном могут быть использованы в практике обучения в средних и старших классах, «и тот благодатный период, когда детское восприятие наиболее активно, когда формируется слуховой фонд будущего музыканта, оказывается безвозвратно упущенным»  (Е. Рахмадиев) [5]  .

Результатом  решения данной проблемы могут служить авторские переложения казахских народных песен и пьес композиторов Казахстана. Данные переложения - попытка дополнить существующий пробел. Музыкальные пьесы, закрепляя ранее усвоенные навыки, постепенно вводят ребёнка в мир новых музыкальных образов, воплощаемых новыми игровыми приёмами. 

В качестве примера можно привести авторское переложение казахской колыбельной песни «Әльди- әльди». На примере её исполнения у учащихся  формируется представление о характере мелодики казахских песен, решается задача воспитания интонационно мелодического слуха  и развития эмоциональной отзывчивости.

Помимо приведенного примера,  в Альбоме для ученика «Алғашқы қадам» можно найти переложения казахской музыки  для исполнения в ансамбле с учителем:  К. Молдобасанов «Дождик» (авторское переложение),

казахские народные песни в авторской обработке   «Женіс әні», «Инкәржан». Развитие ансамблевых навыков неотделимо от всей системы музыкального обучения. Игра в четыре руки прививает важные исполнительские качества- умение слушать партнёра, согласовать звучность своей партии со звучностью партии партнёра, вслушиваться в возникающую звуковую картину.

        Результатами реализации программы учебно-методического комплекта «Алғашқы қадам»  являются комплекс приобретённых знаний нотной грамоты и практических навыков исполнения на инструменте. Основной формой проведения урока является академический концерт учащихся младших классов по параллелям, состоящий из двух музыкальных пьес в сольном исполнении.

Реализация предложенных новшеств достаточна для того, чтобы обеспечить подготовку учащихся младших классов по предмету «Фортепиано». Результатами  реализации инновационной работы являются:

  • формирование основных исполнительских навыков игры на фортепиано;
  • воспитание чувства патриотизма к Родине  на лучших образцах традиционной казахской музыки;
  • формирование  интереса к предмету «Фортепиано» и музыкальному инструменту фортепиано;
  • адаптация в социуме через  погружение в традиционную музыку казахского народа, что делает учащихся более творческими, открытыми.

Таким образом, внедрение авторских наработок в процесс обучения позволяет осуществлять  инновационный подход к организации обучения игре на фортепиано в младших классах в условиях гимназии.

Список литературы:

  1. Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан «Об образовании» от 24 октября 2011 г.
  2. Государственная программа развития образования на 2011- 2020 годы / Утверждена Указом Президента РК,  г. Астана,  7 декабря 2010 г.
  3. Альбом для ученика «Алғашқы қадам» //  Учебно-методический комплект («Первые шаги»)  по предмету «Обязательное фортепиано», составитель  Кириченко В.Ю., 2012  г.
  4. Уильямс  Р.В.  Принципы психологии  / научные статьи, изд. ««Popular Mechanics», 275 с.
  5. Вызго-Иванова И. Симфоническое творчество композиторов Средней Азии и Казахстана  / Москва-  1994 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "НЕОБХОДИМОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В УСЛОВИЯХ ГИМНАЗИИ"

Дифференцированный подход в обучении и воспитании - один из способов решения педагогических задач с учётом социально-психологических особенностей групп воспитания, которые существуют в сообществе дете...

Статья "Проектная деятельность как один из видов обучения, способствующий самореализации школьников"(сборник «Инновационные подходы к обучению в условиях модернизации системы образования»)

  Кардинальные изменения произошли сегодня в системе образования с введением ФГОС в школу. Особое внимание стало уделяться развитию различных видов универсальных учебных действий. И теперь...

Статья по теме: «Инновационный подход в обучении».

Статья в которой рассказывается об инновационном подходе в обучении...

Статья "Инновационный подход к преподаванию математики в 5-6 классах"

Поскольку традиционное обучение не отвечает современным требованиям общества, существует объективная необходимость применения новых методов обучения, которые позволят формировать творческих знающих сп...

Статья на тему "Ачасене чăваш чĕлхине вĕрентес ĕçри çĕнĕлĕх майĕсем (Инновационные подходы в обучении чувашскому языку)"

Вĕренӳри çĕнĕлĕхсене пула хальхи вăхăтра Раççейре педагогика теорийĕпе вĕрентӳ-воспитани ĕçĕ-хĕлĕ палăрмаллах улшăнчĕ. Тĕп вырăнта – вĕрентекенсемпе вĕренекенсем пĕр-пĕрне ăнланса, çĕнĕ вĕрентĕве ăша ...

Методическая разработка Мастер-класса на тему «Важнейшие аспекты стратегии педагогического воздействия на начальном этапе обучения игре на фортепиано в классе фортепианного ансамбля».

Мастер-класс сконсруирован из 2 частей: теореическая и пракическая части. В методической разработке раскрываются аспекты педагогическоо воздействия при обучении игре на фортепиано на начальном этапе о...

Использование инновационных технологий смешанного обучения «Ротация станций» и «Перевернутый класс» в условиях цифровой образовательной среды на уроках математики

Данная работа представляет собойметодическое пособие прежде всего  для учителей математики, но будет полезна и преподавателям других предметных областей. Работа выполнена на основе опыта разработ...