Тема урока: “Present Continuous Tense (настоящее продолженное время). Правила орфографии образования причастий”.
план-конспект урока по английскому языку (5 класс)

Власова Яна Александровна

Работа с глаголом - одно из самых сложных направлений при изучении английского языка. Важно усвоить не только сложную аналитику образования глагольных форм (я бы назвала это хитросплетениями), но и реалии языка, когда носителю языка важно не только отразить действие, но и характер или время его совершения. В этом плане русский язык не сопоставим с английским, т.к. имеет всего три времени: настоящее, прошедшее и будущее. Ребёнку очень сложно понять что, если он играет в данный момент/сейчас, то “он (есть) играющий”, а если спит, то спящий. Попробуйте это объяснить ученику 5 класса, который понятия не имеет о природе причастий. т.к. не встречался с ними пока еще в курсе русского языка. Эта встреча запланирована только на 6 класс, а ученики придут туда уже “подкованные”, разобравшись в хитросплетениях настоящего продолженного времени. Просмотр видеоролика с пошаговыми вопросами в этом плане - идеальный вариант. Просмотреть его можно любое количество раз, т.к. режим и темп усвоения материала у всех разный. Следуя инструкции, раз за разом можно повторить материал неоднократное количество раз, а клиповость мышления нынешних школьников, вероятно, даже придет на помощь при изучении и закреплении данного материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Целевая аудитория (возраст, класс):

 5 класс

Предмет, тема:

 

 Английский язык

Тема урока:  “Present Continuous Tense (настоящее продолженное время). Правила орфографии образования причастий.”

Проблемные вопросы учебной темы:

1) Формулировка орфографических правил образования причастий настоящего времени.

Для этого:

группировать глаголы по определённым признакам:

а) глаголы, оканчивающиеся на немое окончание;

б) глаголы, оканчивающиеся на согласную с предшествующей краткой гласной;

в) глаголы, оканчивающиеся на -у;

д) все остальные глаголы, основа, которых не меняется при образовании причастий.

2) Сделать вывод:

глаголы 3 и 4 группы не меняют свою основу при образовании причастий: их нужно просто переписать без изменения и добавить суффикс “ing”.

3) Сформулировать правила (с помощью наводящих вопросов учителя).

4) Актуализировать применения правил на практике путем образования причастий от глаголов.

5) Закрепить образование причастий с помощью выполнения домашнего задания с применением ИКТ.

Планируемые образовательные результаты (предметные, метапредметные, личностные):

 Предметные:

- формирование представлений о реалиях страны изучаемого языка;

- распознавать и употреблять в речи различные коммуникативные типы предложений: утвердительные, отрицательные и вопросительные (общий вопрос);

распознавать и употреблять в речи глагольные формы, образованные суффиксальным способом (причастия настоящего времени), уметь применять правила орфографии образования причастий;  

- владеть базовыми грамматическими понятиями: (глагол-помощник / вспомогательный глагол, причастие, слово-маркер, видовременная форма);

-распознавать и употреблять в речи глаголы во временной форме Present Continuous, грамматические средства, свойственные данной видовременной форме.

Метапредметные:

- принимать задачи учебной и коммуникативной деятельности, осуществлять поиск средств решения задач;

- использовать различные способы поиска информации (в том числе в сети интернет) в соответствии с коммуникативной задачей;

-использовать речевые средства и средства ИКТ для решения познавательных и коммуникативных задач;

- анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, группировать по отдельным признакам языковую информацию на уровне слова, предложения (например, группировать глаголы, оканчивающиеся на немое окончание и применять к ним отдельное правило орфографии);

- -фиксировать информацию в конспект-схеме, пользоваться ею в качестве опоры при ответе;

- осознанно строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

- работать в разных режимах: индивидуально, в микрогруппе;

- осуществлять само- и взаимоконтроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Личностные:

- формирование уважительного и толерантного отношения к культуре иного народа;

- развитие самостоятельности, целеустремленности, эмоционально-нравственной отзывчивости, соблюдение норм речевого и неречевого этикета;

- развитие навыков сотрудничества в процессе совместной деятельности.

Как мотивировать на выполнение домашней работы?

Данному уроку превалирует выполнение домашнего задания в нетрадиционной форме (модель “перевернутое обучение” с организацией сетевого взаимодействия) с использованием современных гаджетов в любом доступном для этого месте. Традиционная письменная или устная работа трансформируется в виртуальное интернет-пространство. Причем учащимся не обязательно заводить google-аккаунты индивидуально, достаточно перейти к заданию по ссылке и выполнить тест.

Домашняя работа

 Посмотреть видео (возможно в 2-х интерпретациях: для высокомотивированных и слабомотивированных учащихся), следовать инструкции по выполнению домашнего задания.

1) С заданиями, сформулированными на английском языке (для высокомотивированных учащихся).

https://ed.ted.com/on/9wz9KWJh

2) С заданиями, сформулированными на русском языке (для слабомотивированных учащихся).

https://ed.ted.com/on/eZIBnzdu

Выполнить следующие задания в соответствии с инструкцией:

1) внимательно изучить видео;

2) выполнять задания (в хронологическом порядке), обращаясь к видео всякий раз, когда какой-то  вызывает затруднения;

3) изучить доступный для понимания ребенка опорный терминологический аппарат (причастие I, вспомогательный глагол, порядок слов (в утвердительном, отрицательном и вопросительном предложении);

4) подготовиться к защите любого из 13 вопросов в классе, основываясь на содержании видеоролика и раздела (Additional Resources for you to Explore); возможно распределить вопросы (от простых к сложным для разных категорий учащихся) между учащимися или группами учащихся (участники группы могут объединяться по желанию).

Классная работа

 Организационный момент:

Основная задача: учащимся необходимо охарактеризовать время совершения действия (действие происходит в момент речи/сейчас).

Осуществляется в игровой форме. Учитель демонстрирует различные виды деятельности (activities), известные учащимся при этом используя простые подручные средства: ручку, карандаш, книгу или учебник, подкрепляя каждое действие словесной инструкцией (Am I reading/writing/drawing?, например). Учащиеся могут давать односложные ответы (Yes/No.) Желающие учащиеся также могут принять участие в игре с демонстрацией действия, выраженного глаголами движения, например (Am I walking/running/jumping?) и т.д.  Ученики могут подкреплять свои ответы с помощью тематических карточек, на которых изображается действие, происходящие в момент речи. Далее учащиеся отвечают на вопрос: “Когда происходит действие, осуществляемое учителем или одноклассником?” Выясняется, что действие происходит в момент речи/сейчас. Учитель вводит термин “слово-маркер/подсказка” now. Спрашивает, где учащиеся уже встречались с данным словом, в какой видовременной форме оно используется (Present Continuous) С данной информацией учащиеся познакомились в домашнем задании.

2. Подготовительный этап.

Основная задача: составление конспект-схемы, в соответствии с которой учащиеся по алгоритму смогут охарактеризовать ВВФ (видовременную форму) Present Continuous.

Предлагается модель “смена рабочих зон”. Учащиеся составляют опорный конспект-схему в соответствии с содержанием выполненного накануне домашнего задания. Данный этап можно организовать с помощью квест-игры. Учащиеся работают в ранее сформированных микрогруппах (учителем или по желанию), защищая вопросы, представленные в тесте, к которым они готовились дома. То есть они отвечают за свой этап задания.

Выносятся к обсуждению следующие вопросы:

  1. глаголы-помощники / вспомогательные (am, is,are) и их употребление в соответствии с лицом и числом подлежащего (действующего лица);
  2. словообразовательный суффикс “ing”;
  3. порядок слов в утвердительном предложении;
  4. “вредное” слово (частица “not”) и порядок слов в отрицательном предложении;
  5. порядок слов в вопросительном предложении.

Учащиеся заполняют рабочие листы (complete your working profiles)  в виде динозавриков из домашнего видеоролика, переходя из одной рабочей зоны в другую. Каждая группа, меняя рабочую зону, отвечает за свой этап работы. Учитель осуществляет консультативную помощь по мере необходимости каждой группе.  Учащиеся вовлечены в  продуктивную деятельность, работая в микрогруппах. Переход из одной группы в другую необходим, чтобы выявить, какие вопросы вызывают наибольшее затруднение. Профайлы вывешиваются на доску, после чего учитель совместно с учениками анализирует степень законченности продукта. Профайл считается завершенным, если в нем содержится вся необходимая информация, касающаяся вышеперечисленных вопросов. Если, информация частично отсутствует, то следует, очевидно, вернуться к домашнему видеоролику и отработать повторно разделы, вызывающие затруднения.  Победителями являются те команды, которые успешно справились с выполнением своего задания. Команды-аутсайдеры после повторного просмотра видео анализируют свои ошибки и вносят необходимую информацию в профайлы. Плюсы такого вида работы заключаются в том, что детям нравится выполнять задания в динамике, являться частью целого, нести ответственность за выполнение своей части задания. Минусы также очевидны, сложно проверить полное усвоение материала из домашнего задания, а лишь какую-то часть.

     

Основная часть:

Основная задача: посредством заполнения гугл-формы:

https://docs.google.com/forms/d/1rAp-VQEP7NI7zLein-8MR_pfCoNlUAMG1opKS0YztOQ/viewform?edit_requested=true

учащиеся индивидуально выполняют подобный перечень заданий, с которыми они столкнулись в ходе выполнения домашнего задания и заполнения профайла.  И здесь уже можно проверить, насколько полноценно учащиеся овладели материалом, частично закрепив его при заполнении профайла.  Ученики актуализируют то, что с понятиями слово-маркер, глаголы-помощники, “причастие” они познакомились, но правила орфографии образования причастий им неизвестны, соответственно полноценное заполнение гугл-формы им недоступно, пока они не сформулируют правила образования причастий.  Выходят на тему “Правила орфографии образования причастий настоящего времени” и выносят на обсуждение данную проблему.

Актуализация правил орфографии возможна посредством выполнения интерактивного задания: https://learningapps.org/display?v=p0dpktoea17

в котором предусмотрены все правила образования причастий. Учащиеся вовлечены в частично-поисковую,  исследовательскую и аналитическую деятельность (они исследуют природу и динамику английского глагола в соответствии с образованием глагольной формы - причастия настоящего времени) с помощью учителя, они группируют глаголы, анализируют способы образования причастий, формулируют правила образования с помощью наводящих вопросов учителя.  А т.к. правил всего три, у учащихся достаточно времени на выполнение данного задания.

Выполнение данного задания учитель просит продублировать дома (в качестве домашнего задания) для закрепления правил образования причастий настоящего времени. Также теперь учащимся доступно выполнение теста в гугл-форме, и они могут выполнить его до конца в домашних условиях с телефона или компьютера.

Итоговая рефлексия:

Итоговую рефлексию можно начать с демонстрирования ресурса Trello:

https://trello.com/b/uS84YrbA/present-continuous-tence

Выяснить, что нами выполнено, что находилось в процессе выполнения, но не закончено по определенному ряду причин, к чему следует вернуться для закрепления нового материала.

Произвести итоговую рефлексию:

В ходе итоговой рефлексии учащиеся отвечают на следующие вопросы:

- степень продуктивности индивидуальной работы и работы в микрогруппах;

- эмоциональное состояние, степень комфортности работы в микрогруппах;

- характеристика опыта выполнения домашнего задания  в контексте “перевернутого обучения” (плюсы и минусы такого домашнего задания);

- что усвоено хорошо, а к чему следовало бы ещё вернуться на последующих уроках;

- эмоциональный фон учащихся на уроке воплощается через оформление постера смайликами (весёлыми или грустными, так же ученики могут выразить своё нейтральное отношение ко всему происходящему на уроке).

Выводы: Работа с глаголом - одно из самых сложных направлений при изучении английского языка. Важно усвоить не только сложную аналитику образования глагольных форм (я бы назвала это хитросплетениями), но и реалии языка, когда носителю языка важно не только отразить действие, но и характер или время его совершения. В этом плане русский язык несопоставим с английским, т.к. имеет всего три времени: настоящее, прошедшее и будущее. Ребёнку очень сложно понять что, если он играет в данный момент/сейчас, то “он (есть) играющий”, а если спит, то спящий. Попробуйте это объяснить ученику 5 класса, который понятия не имеет о природе причастий. т.к. не встречался с ними пока еще в курсе русского языка. Эта встреча запланирована только на 6 класс, а ученики придут туда  уже “подкованные”, разобравшись в хитросплетениях настоящего продолженного времени.  Просмотр видеоролика с пошаговыми вопросами в этом плане - идеальный вариант. Просмотреть его можно  любое количество раз, т.к. режим и темп усвоения материала у всех разный.  Следуя инструкции, раз за разом можно повторить материал неоднократное количество раз, а клиповость мышления нынешних школьников, вероятно, даже придет на помощь при изучении и закреплении данного материала.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

PAST CONTINUOUS TENSE (Прошедшее Продолженное Время)

PAST CONTINUOUS TENSEПрошедшее Продолженное Время.Для правильного использования грамматического материала необходимо ознакомить детейс понятиями краткого и длительного действия, что очень хорошо описы...

Настоящее продолженное время. (Present Continuous Tense)

Настоящее продолженное время. (Present Continuous Tense)...

Презентация the Present Continuous Tense (Настоящее продолженное время)

Данная презентация поможет быстро и легко составить много предложений в настоящем продолженном времени....

Present Continuous Tense (Настоящее продолженное время)

Презентация предназначена для учащихся в качестве наглядного пособия в 3-5 классах....

Методическая разработка "The Present Continuous Tense" (Настоящее длительное время) с интерактивными играми-упражнениями на сервере LearningApps.

Методическую разработку учитель  может использовать  с 3 по 6 класс к любому УМК и на любом этапе урока по частям, в зависимости от темы урока. Разработка включает следующие темы: слова-подс...

«Present Continuous tense» (Настоящее длительное время)

Цель урока: Введение нового грамматического материала Тhe Рresent Сontinuous tense для развития коммуникативных навыков и умений учащихсяЗадачи урока:     1) воспитательные - ...

Грамматика английского языка. Present Continuous Tense. Настоящее продолженное время.

Данная презентация может быть использована на уроках английского языка в 5 классе при изучении грамматической темы "Present Continuous"....