Подготовка к ЕГЭ. Письмо.
статья по английскому языку (11 класс)

Старинцева Елена Владимировна

Данная статья посвящается исследованию «Развитие навыков письменной речи». Ключевым моментом этого исследования является комплекс упражнений, позволяющий предотвратить допущение типичных ошибок при написании письма. Апробация данного комплекса упражнений нужна для правильного написания «письма личного характера» при подготовке к выпускным экзаменам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Старинцева Е.В.

Учитель английского языка, первой квалификационной категории

МБОУ СШ №16 г. Новый Уренгой

РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ (ЛИЧНОЕ ПИСЬМО) В АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ.

Данная статья посвящается исследованию «Развитие навыков письменной речи». Ключевым моментом этого исследования является комплекс упражнений, позволяющий предотвратить допущение типичных ошибок при написании письма. Апробация данного комплекса упражнений нужна для правильного написания «письма личного характера» при подготовке к выпускным экзаменам.

Ключевые слова: развитие навыков письма, письменная речь, комплекс упражнений.

      This article is devoted to the research "The development of writing skills." The key point of this research is a set of exercises to prevent the typical mistakes in writing a letter. The approbation of this set of exercises is necessary for the correct writing of a “personal letter” in preparation for the final exams.

      Keywords: development of writing skills, writing, a set of exercises.

В последнее десятилетие иностранный язык в России стал в полной мере осознаваться как средство общения, взаимопонимания и взаимодействия представителей различных культур, как средство приобщения к иной национальной культуры. Изменения, произошедшие в социокультурном контексте изучения иностранных языков, привели к переосмыслению целей и задач, содержаний и технологий обучения иностранному языку на основе уже накопленного отечественного и зарубежного опыта. Ведущей целью обучения иностранному языку стало овладение иноязычным общением. В связи с этим в содержание обучения на современном этапе входят языковые, речевые, социокультурные знания, навыки и умения, обеспечивающие формирование коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности использовать иностранный язык в процессе межкультурного взаимодействия в ситуациях письменного и устного общения.

Изучение иностранного языка относиться к сложным для усвоения предметам школьной программы, но в ближайшем будущем его планируют вводить как обязательный экзамен. 

Многие вопросы психолого-педагогических воздействий при рассмотрении обучения иноязычной письменной речи как виду речевой деятельности остаются нерешенными - не решена проблема формирования потребности в письменной речи в существующих технологиях обучения; низкой остается дидактическая эффективность применения методов и приемов по устранению ошибок на письме; отсутствуют эффективные практические рекомендации по устранению и предупреждению пробелов в знаниях и умениях учеников на старшем этапе.

Важной темой исследования является «Развитие навыков письменной речи («Письмо личного характера) при подготовке к Единому государственному Экзамену».

Цель исследования заключается в изучении особенностей методической организации обучения иностранной письменной речи на старшем этапе обучения.

Цель исследования ставит перед нами выполнения ряд задач:

- изучить особенности ЕГЭ по английскому языку;

- проанализировать типичные ошибки, допускаемые учащимися при написании письма личного характера;

- составить комплекс упражнений, направленных на развитие навыков письменной речи.

Итоговая аттестация по английскому языку выпускников российских школ, проводимая в формате ЕГЭ, призвана установить соответствие между реальным уровнем сформированности у школьников иноязычной коммуникативной компетенции и требованиями современных образовательных стандартов и учебных программ по английскому языку.

В первую очередь, следует разобраться в общих чертах в том, что представляет собой Единый государственный экзамен (ЕГЭ) по английскому языку в настоящий момент и в каких границах он изменяется год от года.

Существует три основных документа, из которых мы можем подчерпнуть достаточно полную информацию о содержании и структуре ЕГЭ по всем предметам, в том числе ЕГЭ по английскому языку. Они находятся в открытом доступе в Интернете на сайте Министерства образования www.ege edu.ru (портал информационной поддержки Единого государственного экзамена) и на сайте Федерального института педагогических измерений www.fipi.ru. Каждый год при необходимости эти материалы обновляются, отражая вносимые в ЕГЭ изменения. Этими документами являются:

1. Кодификатор элементов содержания по английскому языку для составления контрольных измерительных материалов Единого государственного экзамена.

2. Спецификация экзаменационной работы по иностранным языкам для выпускников XI классов общеобразовательных учреждений.

3. Демонстрационный вариант (демоверсия) КИМ (контрольно-измерительных материалов).

Кодификатор составлен на базе обязательного минимума содержания основного общего и среднего (полного) образования иностранным языкам. Он определяет содержательные рамки ЕГЭ, то есть показывает, какие знания, умения и навыки учащихся могут стать объектами контроля в ЕГЭ того или иного года. С течением времени кодификатор подвергается некоторым уточнениям и дополнениям, однако основное его содержание остается неизменным. В ЕГЭ различных лет может быть включен любой из элементов содержания кодификатора. Таким образом, он служит наиболее общим ориентиром для того, чтобы начать подготовку к ЕГЭ задолго до его прохождения.

Термин «Письмо» в отечественной методике употребляется в двояком значении: техника письма и письменная речь. Зачастую под обучением письму понимается овладение техникой письма, т.е. графикой, орфографией и пунктуацией. На сформированную технику письма опирается обучение письму. Конечной целью обучения письменной речи является формирование умения порождать письменные высказывания (тексты) различных типов и жанров в зависимости от их назначения и сферы применения. Типы письменных текстов, используемых в реальных жизненных ситуациях, чрезвычайно многообразны: открытки, частные и деловые письма, объявления, электронные послания, тезисы, рецензии, статьи, отчеты, контракты, рецепты, дневниковые записи, памятки, стихи, рассказы и т.д. Они различны по своей функциональной направленности, содержанию, формату, форме языкового выражения. Современные требования к уровню обученности выпускников российских школ предполагают умения учащихся создавать некоторые из перечисленных выше типов текстов.

В соответствии с российскими образовательными стандартами ЕГЭ по английскому языку может включать задания, оценивающие умения продуктивной письменной речи в письменных сообщениях следующих видов: автобиография/резюме, анкета, письмо личного характера, деловое письмо, тезисы, план письменного/устного сообщения и т.д. (см. кодификатор элементов содержания, проверяемых заданиями ЕГЭ).

Для успешного выполнения задания учащимся необходимо:

1) полностью решить поставленную коммуникативную задачу;

2) продемонстрировать владение продуктивными лексическими и грамматическими навыками, достаточными для решения задачи;

3) выбрать и использовать адекватный стиль речи;

4) адекватно употребить формулы речевого этикета;

5) использовать соответствующий норме формат текста;

6) логично и связно построить письменное высказывание;

7) правильно использовать средства связи внутри предложений, предложениями, между абзацами;

8) правильно разделить текста на абзацы;

9) задать 3 вопроса по заданной теме.

Оценивание письменных высказывание учащихся производиться по аналитической схеме оценивания, в которой находят отражение все перечисленные компоненты (составляющие частные умения) комплексного речевого умения письменной речи.

Схема оценивания отражает 3 критерия (решение коммуникативной задачи, организация текста и языковое оформление текста), по которым производится оценивание письменных ответов, и определяет требования к качеству ответов по каждому из критериев.

Наиболее распространёнными ошибками учащихся при написании письма личного характера являются:

  • Неполное выполнение коммуникативной задачи или, напротив, сообщение нерелевантной информации;
  • Несоблюдение принятых норм этикета (например, в письме отсутствует благодарность за полученную корреспонденцию или ссылка на предыдущие контакты);
  • Несоблюдение принятых норм оформления письма (учащиеся забывают написать или неправильно пишут адрес или дату, не оставляют пропущенную строку между адресом и датой, между датой и обращением, не делят письмо на абзацы и т.д.);
  • Использование языковых средств, не соответствующих неофициальному стилю, принятому в данном типе письменных сообщений.

Рассмотрим несколько упражнений на развитие навыков письменной речи. Упражнения составлены таким образом, что позволяют предотвратить перечисленные ошибки.

  1. Определите адресатов названных форм письменного обращения.
  2. Выпишите из письма различные способы выражения благодарности и признательности.
  3. Сгруппируйте речевые формулы из данного списка на выражающие подтверждение получения письма, надежды на скорый ответ, окончание письма и т.п.
  4. Сравните схемы различных писем с текстами и соедините их.
  5. Составьте детальную схему писем, используя опорные мысли и ключевые слова из текстов.
  6. Просмотрите тексты писем и определите их коммуникативную задачу.
  7. Определите характер каждого письма (личное, семейное, деловое, проблемное; с выражением благодарности, поздравление, приглашение и т.д.).
  8. Определите характер письма по его структуре (описание, сообщение, повествование, уведомление, выражение благодарности и т.д.).
  9. Определите средства изложения мыслей в разных по стилю и характеру письмах; отметьте способы перехода от одной мысли к другой.
  10. Укажите средства обращения к адресату, средства выражения отношения автора и оценки событий, описываемых в письме.
  11. Проанализируйте образцы оформления писем и конвертов, заполните ряд конвертов и листов бумаги для письма.
  12. Проанализируйте несколько писем по вопросу оформления, найдите и исправьте ошибки.
  13. Составьте письмо по предложенному плану, ориентируясь на конкретный тип адресата, коммуникативную задачу и ситуацию написания письма.
  14. Составьте письмо по плану, используя образцы ключевых фраз и слов.
  15. Составьте письмо проблемного характера (письмо-сообщение, письмо-описание, письмо-рассуждение, письмо-повествование), используя соответствующий стиль, подбирая речевые клише, соответствующие ситуации общения.
  16. Напишите письма разным адресатам, внося изменения в один и тот же текст с учетом характера и структуры письма. 

Чтобы развить навыки письменной речи при написании письма личного характера, нужно работать, тренируясь с помощью соответствующих упражнений. Данный комплекс упражнений будет способствовать развитию навыков самостоятельного творческого мышления и письменного изложения собственных мыслей. Писать письмо чрезвычайно полезно, поскольку это позволяет научиться четко и грамотно формулировать мысли, структурировать информацию, усиливает мотивацию учащихся, повышает их самооценку, ориентирует на успех.

Список литературы:

  1. Соловова, Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. [Текст] / Базовый курс лекций. Пособие для студентов пед. вузов и учителей. — М.: Просвещение, 2002. — 239 с.
  2. Черкасова, Л. Н. ЕГЭ 2019. Английский язык : теория и практика / Л. Н. Черкасова. — Москва : Эксмо, 2018. — 288 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка руки к письму-каллиграфические бордюры.

В этом сборнике предлагаются образцы каллиграфических бордюров (при желании их можно модифицировать, как подскажет ваша фантазия) для рисования п...

Некоторые приемы подготовки руки к письму

В статье содержатся рекомендации для родителей по подготовке руки к письму детей дошкольного возраста....

Программа элективного курса "Подготовка к ЕГЭ. Письмо"

По своему содержанию элективный курс представляет собой расширение (углубление) отдельных тем обязательных предметов федерального компонента (т.е. совершенствование умений в письменных видах речевой д...

Комплекс гимнастических упражнений по подготовке руки к письму

Материал представлен упражнениями, направленными на тренировку движений рук, изолированности движений рук, развитие движений пальцев рук...

Учебно-методическое пособие «Последовательность в работе по подготовке руки к письму» (для педагогов, родителей воспитанников от 3-х до 7 лет)

Учебно-методическое пособие составлено на основе анализа широкого спектра современных печатных изданий по проблеме. Данная работа адресована в первую очередь родителям детей с ослабленной мелкой ...

Подготовка к ГИА. Письмо-программа элективного курса по английскому языку для учащихся 9 классов

По своему содержанию элективный курс представляет собой расширение (углубление) отдельных тем обязательных предметов федерального компонента (т.е. совершенствование умений в письменных видах реч...

подготовка к ЕГЭ (письмо-извинение)

Для того, чтобы грамотно составить и написать письмо- извинение, используйте данный материал при подготовке к ЕГЭ....