«Лексическая работа на уроке английского языка в аспекте требований ФГОС»
статья по английскому языку (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Суслина Жанна Васильевна

СТАТЬЯ НА ТЕМУ «Лексическая работа на уроке английского языка  в аспекте требований ФГОС»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon leksicheskaya_rabota_na_uroke_angl.yazyka.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Суслина Ж.В., учитель английского языка,

ГБНОУ «СПб ГДТЮ»

 СОШ №660 ЗЦ ДЮТ «Зеркальный»

Тема выступления

«Лексическая работа на уроке английского языка

в аспекте требований ФГОС»

 Согласно ФГОС ООО целью обучения иностранному языку является овладение иноязычным общением на уровне элементарной коммуникативной компетенции как минимум в говорении, аудировании, письме и чтении.. Однако, изучая иностранный язык учащиеся не всегда справляются с проблемой коммуникации на иностранном языке на должном уровне. Они сталкиваются с трудностями при чтении, аудировании, письме и, особенно, при говорении. Это может происходить из-за того, что учащиеся владеют ограниченным количеством лексики на иностранном языке. Центром общения всегда является передача мысли, для выражения которой нужно не только знать слово, но и владеть им. Данное обстоятельство обуславливает актуальность решения проблемы эффективного развития иноязычной лексической компетенции у учащихся.

Лексическая компетенция является основной при обучении иностранному языку, поскольку  это составная часть коммуникативной компетенции.  Развитие лексических навыков отвечает требованиям в достижении личностных, метапредметных и предметных результатов образования. Процесс формирования лексических навыков у учащихся является длительным и трудоемким. Но при этом важно его строить, чтобы весь учебный процесс был ориентирован на личность ученика, на его развитие, самостоятельность. Для одних учащихся нужно создавать условия для более быстрого продвижения, другим дать возможность для повторения и тренировки.  

В соответствии с современным коммуникативным методом обучения иностранному языку новые лексические единицы должны вводиться, где это только возможно, в контекстах, приближенных к реальным ситуациям общения и соответствующих интересам данной возрастной группы учащихся. 

Новым прогрессивным требованием к уроку иностранного языка и, в частности, к процессу обучения лексике является обучение учащихся использованию самостоятельных стратегий и техник учения и запоминания, т.е. так называемое автономное обучение, при котором учитель играет роль помощника и организатора. В идеальном случае учащийся, вспоминая свой опыт изучения родного языка и опираясь на имеющееся у него чувство родного языка, должен сам (но с поддержкой учителя иностранного языка) выбирать и применять стратегии для изучения иностранного языка.  Конечно, на начальном этапе обучения учитель направляет,  дает указания и подсказывает, каким путем лучше пойти, например, показывает и поясняет техники эффективного запоминания слов («мнемотехники», метод ключевых слов, использование визуализации и т.д.). В дальнейшем учащийся, если он заинтересован и мотивирован в овладении языком, должен самостоятельно применять эти техники, а также находить какие-то свои, новые.

Обучение лексической стороне иноязычной речи в начальной школе представляет определенные трудности как для учащихся, так и для тех, кто организует их обучение. Вся работа над иноязычным словом должна обеспечить:

  • создание мобильного словарного запаса;
  • предотвращение его забывания;
  • адекватное целям общения его использование в устной речи.

Не может быть полноценного общения на иностранном языке, если учащиеся не владеют лексическим материалом. Центром общения всегда является передача мысли, для выражения которой нужно не только знать слово, но и владеть им.

К основным этапам работы над лексикой относятся:

-ознакомление с новым материалом;

-первичное закрепление;

- развитие умений и навыков использования лексики в различных видах речевой деятельности.

Принимая во внимание, что лексические навыки – сложное действие, которое состоит из целого комплекса отдельных простых действий – операций, их отработка должна приводиться на основе использования специальных упражнений.

Каждое упражнение должно быть направлено на овладение соответствующей операцией, хорошо сочетаться с предыдущими и последующими, быть оптимальным по объему и структуре, укладываться в общую схему обучения лексике. Тем не менее, можно указать на основные типы упражнений, которые должны быть предусмотрены в системе:

  • упражнения, направленные на овладение реальным словарным запасом, на расширение потенциального словарного запаса и на развитие языковой догадки;
  • рецептивные лексические упражнения (аудирование, чтение) и репродуктивные (говорение, частично - письмо);
  • упражнение на овладение различными типами лексических единиц (словами, устойчивыми словосочетаниями, речевыми клише) с учетом их трудности для усвоения.

 К первому и третьему типам упражнений можно отнести следующие виды презентации новой лексики:  

 - демонстрация обозначаемых предметов или их изображений на картинке, фотографии, реальные предметы, окружающие нас;

- введение глаголов с помощью иллюстрированных движений, мимики, пантомимы, жестов;

- путем контрастирования (антонимы), через перечисления, объяснения;  

- введение прилагательных путем демонстрации предметов, имеющих ярко выраженное качество (цвет, размер, форму, рисунок, узор);  

- выбрать из ряда слов одно, соответствующее данной ситуации (теме);    

- через перевод. Это самый быстрый и легкий способ ознакомления с лексикой. Однако здесь есть свои проблемы. Ученикам дается готовый вариант, что не дает им возможность самостоятельно поработать, подумать, не включает их в процесс.  Чтобы включить учащегося в работу следует использовать поисково-исследовательскую технологию. Эта технология является альтернативной стандартной технологии работы с лексикой. Она позволяет учащимся при работе с новыми словами активизировать их предыдущие знания.  Его можно использовать на среднем уровне обучения и выше, когда учащимся приходится догадываться о значении того или иного слова или словосочетания через контекст прочитанного или услышанного. Языковая догадка очень важная составляющая самостоятельной семантизации слов. Она проявляется по- разному у разных учащихся и носит субъективный характер. Один учащийся может увидеть подсказку в данном слове, а другой нет. Задания и упражнения в языковой догадке должны быть построены таким образом, чтобы  привлечь внимание учащегося к подсказке.  Приведем несколько примеров упражнений:

- прочти полностью текст и определи, о чем он; это поможет тебе выяснить значение выделенных незнакомых слов;    

- прочти текст; выяснить значение выделенных незнакомых слов тебе поможет анализ слов по составу и определению их функции в предложении;

- выдели устойчивые сочетания из текста, сделай его дословный перевод; это поможет тебе найти соответствие в родном языке.

Однако работа с лексикой предусматривает не только ее презентацию, но  и активизацию  в речи, практику употребления, которые часто переплетаются друг с другом.

С этой целью можно использовать лексические игры. 

Лексически направленные упражнения в форме игры способствуют развитию внимания учащихся, их познавательного интереса, помогают созданию благоприятного психологического климата на уроке.

Лексические игры могут быть:

- языковыми (тренировка учащихся в овладении словами вне контекста, а также усвоение всех системных признаков иноязычного слова);

- речевыми (решение различных коммуникативных задач имеющимися лексическими средствами.)

Чтобы обеспечить активность учащихся можно использовать различные формы работы: парную. групповую, фронтальную:

- определить слово, которое не подходит к данной группе;    

- составить или подобрать словосочетания к предложенным словам;

- добавить или подобрать к существительным несколько определений;

- соединить разрозненные слова таким образом, чтобы получились идиоматические выражения, пословицы, рифмовки;

- подобрать к существительному как можно больше прилагательных и глаголов;

- ответить на вопросы или задать вопросы;  

- закончить предложения, соединить разрозненные части предложений в связный текст;

 - поставить вопросы к выделенным словам, ответами на которые могут быть данные слова и выражения;

- прокомментировать пословицу, сравнить героев, страны, города, животных;

- составить рассказ, диалог с данными словами;

 - перефразировать часть предложения, используя новые слова    

Все перечисленные выше приемы невозможно использовать в рамках одного урока, но их можно варьировать, тем самым, разнообразив работу на уроке.  

Для обучения лексической стороне речи можно также использовать песенный материал, стихи. Яркость, образность, фантазия в стихах и песнях пробуждают у учащихся  интерес к иностранному языку. Разучивание стихов и песен это активный прием пополнения словарного запаса учащихся. Ритмический и мелодический рисунок, четкая рифма и повторяемость языковых единиц значительно облегчают и ускоряют процесс усвоения и закрепления лексики.    

Сейчас  также трудно представить обучение лексики без использования глобальной сети Интернет.  При этом может выдаваться лексический минимум на конкретную тему.  Используя такую форму подачи лексического материала, можно работать над произношением, слушая звуковую дорожку несколько раз. Плюс еще и в том, что видео часто рассчитано на активизацию зрительной памяти и ассоциативной, так как большинство обучающих уроков представляют собой занимательные уроки с живыми диалогами. В каждом уроке отрабатывается произношение. Показывается правильное написание слова, обычно все это делается в занимательном ключе с хорошей музыкой и качественным видеооформлением.

Заключительный этап работы с лексикой - это контроль усвоенного. На данном этапе  можно применять различные виды диктантов, тестов, контрольных работ и зачетов. Здесь также можно использовать большое количество онлайн-тестов различного уровня и тематики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приемы организации групповой работы на уроках английского языка в рамках ФГОС

Использование интерактивных методов и приемов насовременном уроке английского языка.Сущностные характеристики интерактивного обучения. Описание возможности использования некоторых инновационных интера...

Системно-деятельностный подход на уроках географии в аспекте требований ФГОС при работе с одаренными детьми

В данной презентации отображены основные приемы и методы системно-деятельностного подхода на разных этапах урока при изучении географии....

Лексическая работа на уроках английского языка в аспекте требований ФГОС

Центром общения всегда является передача мысли для выражения которой нужно не только знать слово, но и владеть им. Данное обстоятельство обуславливает актуальность решения проблемы эффективного развит...

Статья на тему "Лексическая работа на уроках английского языка в аспекте требований ФГОС"

Основной целью изучения иностранного языка по ФГОС является формирование коммуникативных умений в четырёх видах речевой деятельности (аудировании, говорении, чтении, письме), ограниченной тематикой и ...

«Способна ли квест-технология на уроке английского языка, реализовать требования ФГОС?»

laquo;Способна ли квест-технология на уроке английского языка, реализовать требования ФГОС?»Рабочая программа по английскому языку, 8 класс, уровень базовый, УМК Spotlight 8 (авторы: Ю.Е. Ваули...