Статья на тему "Лексическая работа на уроках английского языка в аспекте требований ФГОС"
статья по английскому языку

Харитонова Марина Михайловна

Основной целью изучения иностранного языка по ФГОС является формирование коммуникативных умений в четырёх видах речевой деятельности (аудировании, говорении, чтении, письме), ограниченной тематикой и языковым материалом, на базе которых развиваются эти умения.Однако, изучая иностранный язык учащиеся не всегда справляются с проблемой коммуникации на иностранном языке на должном уровне. Они сталкиваются с трудностями при чтении, аудировании, письме и, особенно, при говорении. Это происходит из-за того, что учащиеся владеют ограниченным количеством лексики на иностранном языке.  

       Роль лексики для овладения иностранным языком очень важна. Ведь именно лексика передает непосредственный предмет мысли. Практически на каждом уроке иностранного языка мы работаем над расширением словарного запаса, над каждым конкретным словом по определенной теме. При работе со словом необходим определенный алгоритм действий не только со стороны учителя, но и со стороны обучающихся. Визуальное восприятие слова (наглядность), звуковое восприятие (повторение за учителем или диктором), письменное восприятие (запись слова в словарь, желательно в словосочетаниях и предложениях). Нахождение слова в тексте, употребление слова в условно-речевом упражнении, употребление слова в коммуникативном общении.

В данной статье описываются основные приёмы работы с лексикой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                   Харитонова  М.М., учитель английского языка  

                                                                                             ГБОУ гимназия № 402 Санкт-Петербурга  

Лексическая работа на уроке английского языка в аспекте требований  ФГОС.

          Основной целью изучения иностранного языка по ФГОС является формирование коммуникативных умений в четырёх видах речевой деятельности (аудировании, говорении, чтении, письме), ограниченной тематикой и языковым материалом, на базе которых развиваются эти умения. Однако, изучая иностранный язык учащиеся не всегда справляются с проблемой коммуникации на иностранном языке на должном уровне. Они сталкиваются с трудностями при чтении, аудировании, письме и, особенно, при говорении. Это происходит из-за того, что учащиеся владеют ограниченным количеством лексики на иностранном языке.  

          Роль лексики для овладения иностранным языком очень важна. Ведь именно лексика передает непосредственный предмет мысли. Практически на каждом уроке иностранного языка мы работаем над расширением словарного запаса, над каждым конкретным словом по определенной теме. При работе со словом необходим определенный алгоритм действий не только со стороны учителя, но и со стороны обучающихся. Визуальное восприятие слова (наглядность), звуковое восприятие (повторение за учителем или диктором), письменное восприятие (запись слова в словарь, желательно в словосочетаниях и предложениях). Нахождение слова в тексте, употребление слова в условно-речевом упражнении, употребление слова в коммуникативном общении.

Важно добиться того, чтобы каждый из учеников понял, что запоминание слов не должно быть механическим, что каждое слово должно быть понято, правильно произнесено, прочитано и написано. Лишь после того, как слово получит в сознании обучающегося четкий смысловой, слуховой и графический образ, можно приступить к работе по его запоминанию и закреплению.

Этому способствует правильный и рациональный отбор приемов работы с лексикой.

   1. введение лексических единиц:

- Введение существительных путем демонстрации обозначаемых предметов или их изображений на картинке.

- Введение глагола с помощью иллюстративных движений или действий, мимики, пантомимики и т.п.

- Введение прилагательных путем показа различных предметов или их изображений, имеющих ярко выраженное качество (цвет, размер, форму, рисунок, узор).

- Введение числительных с использованием картинок с различным числом предметов, а также часов, календаря, таблицы, расписания).

2.Для более эффективного запоминания лексики необходимо использовать повторительные упражнения.

- Прочтите слова, вставляя недостающие буквы.

- Подставьте слова в кроссворд, чайнворд

- Проверьте знание слов и словосочетаний друг у друга.

- Прочтите список слов, располагая слова в алфавитном порядке.

- Сгруппируйте новые слова по частям речи.

3. для формирования коммуникативной компетенции обучающихся  используем подготовительные тренировочные упражнения на базе работы с текстом:

- Найдите в тексте слова, относящиеся к данной теме.

- Замените один из членов предложения приведенными словами.

- Выпишите из текста слова по определенным признакам (с префиксами, суффиксами, сложные слова)

- Найдите в тексте и выпишите слова с общим корнем.

- Найдите в тексте сочетание с указанным словом.

- Найдите новые слова в тексте.

- Догадайтесь о значении слов, сходных с русскими, и проверьте точность догадки по словарю.

4. на этапе тренировки и закрепления лексики необходимы подстановочные и конструктивные упражнения:

- Заполните пропуски в подписях к рисункам словами из списка.

- Подставьте соответствующие слова или словосочетания вместо рисунков в предложениях.

- Замените русские слова в предложении английскими.

- Из списка реплик подберите недостающие реплики персонажам.

- Исправьте в подчеркнутых словах «опечатки».

- Составьте диалог, используя набор реплик.

- Составьте как можно больше предложений из набора слов.

5. Для активизации лексики в речи необходимо использовать следующие упражнения:

- Прослушайте диалог, составьте аналогичный на эту же тему, используя данную лексику.

- Опишите рисунок, используя ключевые слова.

- Составьте план рассказа.

- Придумай концовку рассказа, употребляя ключевые слова.

- Составьте диалог на основе ключевых фраз.

- Прослушайте, опираясь на ключевые слова, аудиотекст, составьте план пересказа и перескажите текст.

6. Тестирование лексики может проводиться на примере следующих упражнений:

- Вставьте пропущенные (существительные, глаголы, прилагательные, предлоги, артикли) в предложения, при этом воспользуйтесь ключевыми словами.

- К следующим словам подберите из предлагаемого списка (синонимы, антонимы и т.п.)

- Соотнесите слова с изображениями на картинках.

- Проверьте, правильно ли даны названия к картинкам. Исправьте замеченные ошибки.

- Подберите к картинкам соответствующие по смыслу фразы.

- Исправьте опечатки в следующих предложениях.

- Угадайте слово, обозначающее (например, вид спорта), исходя из количества указанных букв.

- Запишите все предметы, изображенные на картинке, используя набор букв к каждому из них.

Хорошим стимулятором запоминания лексики на уроках английского языка, особенно на уровне начального общего образования, являются различные виды игр.

1.“Hangman” (Виселица). Учитель загадывает слово, пишет на доске первую и последнюю буквы, а учащиеся угадывают слово, называя пропущенные буквы. Если буквы нет в слове, учитель рисует элемент виселицы). Игра может быть использована также и при изучении алфавита.

2. “Snow Ball” (Снежный Ком). Первый ученик называет слово на определённую тему, следующий должен повторить слово  и назвать своё и т.д.  Выигрывает тот ученик, который назвал все ранее названные слова.

3. Составь слово из данных букв: l, w, o, r, f,e - flower

4. “Category list” (список слов, относящихся к определенному классу предметов).

Можно даже начинать с 5 слов, далее увеличиваем количество.

A ring, a doughnut, a wheel - things with holes. Такие списки дети могут составлять сами.

5.“Back to the board”  (спиной к доске).

Группу делим на две команды. Один ученик из команды выходит к доске и становится к ней спиной. Другой из противоположной команды пишет на доске слова по какой-то теме. Команда, которая должна помочь своему участнику отгадать слова, объясняет мимикой или наводящими словами (we wash our hands in it - a sink). Побеждает команда, которая отгадала больше слов.

         Для обучения лексической стороне речи можно также использовать песенный материал, стихи. Яркость, образность, фантазия в стихах и песнях пробуждают у учащихся  интерес к иностранному языку. Разучивание стихов и песен это активный прием пополнения словарного запаса учащихся. Ритмический и мелодический рисунок, четкая рифма и повторяемость языковых единиц значительно облегчают и ускоряют процесс усвоения и закрепления лексики.    

Сейчас  также трудно представить обучение лексике без использования глобальной сети Интернет.  При этом может выдаваться лексический минимум на конкретную тему.  Используя такую форму подачи лексического материала, можно работать над произношением, слушая звуковую дорожку несколько раз. Плюс еще и в том, что видео часто рассчитано на активизацию зрительной памяти и ассоциативной, так как большинство обучающих уроков представляют собой занимательные уроки с живыми диалогами. В каждом уроке отрабатывается произношение. Показывается правильное написание слова, обычно все это делается в занимательном ключе с хорошей музыкой и качественным видеооформлением.

Заключительный этап работы с лексикой - это контроль усвоенного. На данном этапе  можно применять различные виды диктантов, тестов, контрольных работ и зачетов. Здесь также можно использовать большое количество онлайн-тестов различного уровня и тематики.

Использованная литература:  

1. Практикум по методике преподавания иностранных языков в средней школе / Под общ. Ред. К.И. Саломатова, С.Ф. Шатилова. М.: Просвещение, 1985 . – 224 с.

2. Назаретова А. В. Что такое креативность и как ее развивать на уроках // Образование. – 2011. - №6. – С. 72-78  

3. Кирпиченкова Е.П. Роль стихотворений и песен в изучении английского языка // Иностранные языки в школе. 1997. №5. С. 45-46


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок английского языка с позиции требований ФГОС нового поколения

В настоящее время все чаще говорится о необходимости введения новых форм организации учебного процесса. Среди них называют межпредметные уроки, уроки-семинары, уроки-тренинги, урок-презентация, урок-м...

"Современный урок русского языка в аспекте требований ФГОС»

Разработка  контрольно-диагностических заданий для формирования и оценки универсальных учебных действий на уроках русского языка в 7 классе по теме «Морфология.Предлог»...

Статья на тему:"Современный урок английского языка в контексте требований ФГОС."

Предмет «Иностранный язык» способствует формированию представлений ученика о диалоге культур, осознанию им себя как носителя культуры и духовных ценностей своего народа, национальной идент...

Лексическая работа на уроках английского языка в аспекте требований ФГОС

Центром общения всегда является передача мысли для выражения которой нужно не только знать слово, но и владеть им. Данное обстоятельство обуславливает актуальность решения проблемы эффективного развит...

Статья: "Урок английского языка в контексте требований ФГОС"

В помощь учителю английского языка, что представляет собой урок английского языка в констексте требований ФГОС...

«Лексическая работа на уроке английского языка в аспекте требований ФГОС»

СТАТЬЯ НА ТЕМУ «Лексическая работа на уроке английского языка  в аспекте требований ФГОС»...