ИГРЫ КАК МЕТОД ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА С ДЕТЬМИ С ОВЗ
статья по английскому языку

Щербина Анна Михайловна

Главная задача современной школы, и коррекционной в том числе, состоит в подготовке своих учеников к жизни, формирование у них умения видеть и решать возникающие проблемы, то есть в успешной социализации. Актуальность исследования коррекционной направленности уроков английского языка для детей с ОВЗ состоит в необходимости выбора определенных технологий, методов и приемов работы на уроках английского языка с целью коррекции нарушений.

Цель работы – теоретически определить и экспериментально подтвердить роль уроков английского языка в коррекции нарушений у детей с ОВЗ. Объектом исследования являются уроки английского языка для детей с ОВЗ. Цель, которую мы ставим на уроках английского языка, - максимальное содействие развитию ребёнка через создание оптимальных условий его деятельности, практическая подготовка детей к самостоятельной жизни, труду, формирование знаний и умений, способствующих социальной адаптации. Специфика работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья ставит перед учителями разные проблемы. В ходе дистанционного обучения детей с ОВЗ, одна из важных задач наряду с формированием предметных знаний, становится помощь этим детям в социализации, расширении их кругозора и круга общения, развития у ребят способности к самообразованию.

Для решения этой проблемы наиболее эффективным, на мой взгляд, является применение игровых приемов и методов на уроке. Игровой метод обучения, как достаточно интересный и эффективный метод в организации учебной деятельности учащихся с ОВЗ. Идея использования этого метода в обучении определённо не нова. Инновация состоит в том, что этот метод я использую как на уроках с учащимися в общеобразовательных классах, так и в работе с детьми ОВЗ, обучающимися в дистанционной форме, решая образовательные задачи и способствуя успешной социализации детей с ОВЗ.

Данный метод может использоваться на любой степени обучения, как с начинающими, так и владеющими материалом на достаточно хорошем уровне и с любыми возрастными категориями учащихся, с определенной адаптацией для каждого определенного возраста. Использование этого метода способствует созданию благоприятной психологической атмосферы общения и помогает учащимся увидеть в иностранном языке реальное средство общения. Поэтому важно, чтобы уроки с использованием игровых приемов стали для учащихся приятным занятием. Добиться этого можно, если методически правильно и психологически обоснованно проводить работу с использованием данного метода, найти пути оптимальной организации уроков.

Игра – превосходный способ подстегнуть учеников, заставить их активно работать на уроке, когда приходиться заниматься менее приятными вещами.

Игры помогают снять скованность, особенно если исключить из них элемент соревнования или свести его к минимуму. Дети с ОВЗ почувствует себя более уверенно, и будет участвовать в игре активнее, если цель игры – просто повеселиться, а не считать очки и выигрывать.

Хотя элемент соревнования часто добавляет оживление и повышает активность, именно он создает большое психологическое давление на учеников, они боятся не справиться с заданием, что выводит из игры детей с ОВЗ. Быстрая, спонтанная игра повышает внимание, оживляет, улучшает восприятие.

Игра позволяет учителю исправлять ошибки учеников быстро, по ходу дела, не давая им глубоко укорениться в памяти.

Игры позволяют запоминать глубоко и надолго. Учащиеся с ОВЗ обычно запоминают то, что им было приятно делать.

Игры делают процесс обучения, порой трудный и утомительный, весёлым, а это усиливает мотивацию к учению.

Ученики очень активные во время игры, потому что никто не хочет, чтобы из-за него приятное времяпрепровождение быстро закончилось, следовательно, игры заставляют их соревноваться.

Игры на уроке иностранного языка для детей с ОВЗ способствуют выполнению следующих методических задач:

·         создание психологической готовности детей к речевому общению

·         обеспечение естественной необходимости многократного повторения ими языкового материала;

·         тренировка учащихся в выборе нужного речевого варианта;

Использование игры помогает сделать урок более интересным и увлекательным. Игровая деятельность на уроке иностранного языка не только организует процесс общения на языке, но и максимально приближает его к естественной коммуникации.

Игра развивает умственную и волевую активность. Являясь сложным и одновременно увлекательным занятием, она требует огромной концентрации внимания, тренирует память, развивает речь.

Игровые упражнения увлекают даже самых пассивных и слабо подготовленных учеников, что положительно сказывается на их успеваемости. В игре проявляются не только знания, но и сообразительность и находчивость. Более того, слабый по языковой подготовке ученик может стать первым в играх – находчивость и сообразительность оказываются здесь порой более важными, чем знание предмета. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности задания – все дает возможность обучающимся свободно высказываться на чужом языке.

Игра – это приём смены деятельности после трудного устного упражнения или другого утомительного занятия. Игру можно и нужно вводить в процесс обучения иностранного языку с первых уроков. С помощью игр можно развивать наблюдательность, активизировать внимание. Игра способствует развитию творческих способностей, личностного творческого потенциала, поднимает самооценку, развивает умение принимать самостоятельные решения. С помощью игры можно развивать память, внимание, восприятие, осваивать новые умения, развивать навыки, просто повеселиться и отдохнуть.

В чем же преимущества этого метода при обучении детей с ОВЗ?

В период игровой ситуации, ребёнок с ОВЗ находится в тесном контакте со здоровыми сверстниками, активно взаимодействует и сотрудничает с ними, расширяется его круг общения, он перестаёт чувствовать себя не таким как все, появляется чувство собственной значимости, нужности для окружающих, учащиеся с ОВЗ получают опыт общения с классом, опыт публичного выступления. Я считаю, что подобный опыт является основой для успешной социализации подобных детей в будущем.

У учащихся в общеобразовательных классах этот опыт воспитывает чувство толерантности по отношению к людям с ОВЗ, желание помочь таким людям. Между учащимися складываются дружеские отношения, которые впоследствии выходят за рамки работы над проектом. Целью использования игрового метода в дистанционном обучении детей с ОВЗ является удовлетворение особых образовательных потребностей, формирование толерантности и навыков работы в команде, формирование аналитического и критического мышления.

В своей практике на уроках английского языка я активно использую этот метод. Из опыта своей работы я поняла, что игровая деятельность делает учебный процесс значимым, где ученики раскрывают свой творческий потенциал, реализуют коммуникативные потребности, проявляют фантазию, самостоятельность, креативность. Игры помогает интегрировать различные виды деятельности, делая процесс обучения более увлекательным, более интересным, поэтому более эффективным.

Ученики с ОВЗ с удовольствием принимают участие в играх. Они работают самостоятельно или в группах, получают удовлетворение оттого, что они вносят свой посильный вклад в общую работу, им очень нравится.

  Ребята с ОВЗ становятся успешными и востребованными в игре. Они без принуждения многократно повторяют лексический и грамматический материал, воспринимая игру не за учебное задание, а как интересное занятие. В результате целенаправленной и систематической работы ребёнка повышается мотивация к изучению языка, развиваются коммуникативные и исследовательские умения и навыки работы в сотрудничестве.

Таким образом, этот метод на уроках с учащимися в традиционной форме, так и в работе с учащимися с ОВЗ помогает решать образовательные задачи, и способствуют успешной социализации детей с ограниченными возможностями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_igry_.pptx648 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Игра как эффективное средство обучения иностранному языку детей с ОВЗ Щербина А . М . ГБОУ СОШ № 401

Слайд 2

Процесс обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) это целенаправленное, последовательно изменяющееся взаимодействие учителя и обучающегося, в ходе которого решаются задачи образования, здоровьесбережения , воспитания и общего развития. Игровая технология самая актуальная и особенно хорошо «работает» при обучении и воспитании таких детей, поскольку игра не только считается одним из основных видов деятельности детей школьного возраста, но и признана действенным обучающим и воспитательным инструментом, который понятен и интересен детям. Игра обеспечивает многократное повторение языкового материала, поэтому речевые ошибки со временем исчезают .

Слайд 3

Специфика работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья ставит перед учителями разные проблемы. В ходе обучения детей с ОВЗ, одна из важных задач наряду с формированием предметных знаний, становится помощь этим детям в социализации, расширении их кругозора и круга общения, развития у ребят способности к самообразованию. Для решения этой проблемы наиболее эффективным, на мой взгляд, является применение игровых приемов и методов на уроке. Игровой метод обучения, как достаточно интересный и эффективный метод в организации учебной деятельности учащихся с ОВЗ. Идея использования этого метода в обучении определённо не нова. Инновация состоит в том, что этот метод я использую как на уроках с учащимися в общеобразовательных классах, так и в работе с детьми ОВЗ, обучающимися в дистанционной форме, решая образовательные задачи и способствуя успешной социализации детей с ОВЗ. Данный метод может использоваться на любой степени обучения, как с начинающими, так и владеющими материалом на достаточно хорошем уровне и с любыми возрастными категориями учащихся, с определенной адаптацией для каждого определенного возраста. Использование этого метода способствует созданию благоприятной психологической атмосферы общения и помогает учащимся увидеть в иностранном языке реальное средство общения. Поэтому важно, чтобы уроки с использованием игровых приемов стали для учащихся приятным занятием.

Слайд 4

В игре проявляются особенно полно и порой неожиданно способности человека, ребенка в особенности. В игре все равны. Она посильна даже слабым ученикам. Более того, слабый по языковой подготовке ученик может стать первым в игре. В игре развиваются все универсальные учебные действия -личностные (находчивость и сообразительность) -регулятивные (рефлексия, самооценка) -познавательные (целеполагание и структурирование знаний) -коммуникативные (умение правильно выражать свои мысли)

Слайд 5

Но для эффективного и успешного проведения игр на уроках я учитываю следующее: 1. материал должен быть знаком ученикам, т.к. игра опирается на опыт. 2. на уроках должно быть заложено преодоление , лишь в этом случае возможна активность действий игроков. 3. игры должны быть законченными и правильными. 4. Необходимо оформление игрового пространства, создание образа игры

Слайд 6

Систематизирует и углубляет знания о людях разных профессий и национальнос тей , представление о трудовой деятельности Сущность игры заключается в том, что в ней важен не результат, а сам процесс, переживаний, связанный с игровыми действиями Игра формирует правильное отношение к явлениям общественной жизни, природе, предметах, окружающего мира Игра помогает детям приспособиться к окружающему миру, сформировать потребность ребенка воздействовать на мир Воздействие игровых форм обучения на развитие детей невозможно переоценить

Слайд 7

Игры, формирующие речевые навыки: грамматические игры; лексические игры; фонетические игры; орфографические игры.

Слайд 8

- фонетические Тренировка в произнесении звука (2 класс) An old grey goose am I Th ! Th ! Th ! I stretch my neck and cry Th ! Th ! Th ! At puppies passing by Th ! Th ! Th ! I like to make them cry Th ! Th ! Th ! 2. Попросите детей сначала сказать по-русски: «Сколько стоит стог сена». А потом попросите их представить, будто они шепелявят) Должно получится следующее: Th колько th тоит th тог th ена ) Еще: «У зайчика заболели зубки» – зубное з.

Слайд 9

-лексические 1. L ET’S GO ON A BUS ( 2-4 класс) Учитель вызывает одного из учеников, который будет «водителем автобуса». Ученик идёт по классу и показывает карточки (с изученной лексикой) остальным учащимся. Если учащиеся называют слово правильно, они «садятся» в автобус, держась за талию впереди стоящего ученика . 2. Guess your classmate. (3-9 класс) Попросите ребенка подойти к вам и описать одного из одноклассников, и кто-то должен угадать, о ком идет речь. 3. Игра “Найди слова в картине”

Слайд 10

3. Игра “Найди слова в картине” Вывесить картинку, а ученики по её содержанию выписывают как можно больше словарных слов. Например: по картине “Деревня” - деревня, берёза, курица, антенна, облако, корова, забор, электричество, фонарь, калитка. 4. I’VE GOT A PENCIL (2 класс) Учитель берет цветные карандаши, прячет их в коробке или пакете, выбирает один карандаш и держит его в руке так, чтобы дети не видели. После этого задает вопрос: I’ve got a pencil . What colour is it ? Дети пытаются отгадать: Red ! No ! Green ! Yes . Come here . Come to the board . Тот, кто угадал, становится «водящим» .

Слайд 11

5 . Guess the numerals (2 -4 класс) На доске написаны числительные, две команды стоят в линейку, у каждой цветной мел или маркер. Учитель называет число, от каждой команды бежит к доске ученик, кто обводит цифру раньше, тот выигрывает . 6 . Решаем примеры Условие: скорость, ошибаться нельзя! Two and three is… Seven and one is…

Слайд 12

- орфографические 1. WHO KNOWS MORE WORDS ( 3-6 класс) Образуются две команды. Каждая команда должна записать на доске как можно больше слов по темам: а) названия спортивных игр; б) животные; в) цвета и т. д . 2. Spelling games. Образуются две команды. Учитель называет слова, учащиеся по эстафете пишут слова. Выигрывает та команда, которая написала быстрее и сделала меньше ошибок.

Слайд 13

- грамматические игры THE VERB “ TO BE” (2 класс) I am a pupil. You are a writer. She is a teacher. He is a fighter . Составь предложения к картинке. На доске слова: I, this, it, has, he, we, she, they, you, a, have и различные картинки. Кто больше составит предложений из этих слов, тот и выигрывает.

Слайд 14

3. Снежный ком. Дети делятся на две команды. Учитель начинает “I” , каждый ученик добавляет по одному слову . I I have got I have got a kitten I have got a grey kitten

Слайд 15

4. THEATRE (5-7 класс) Класс делится на две команды. Каждому члену команд раздаются карточки – роли с составными частями предложения. С помощью этих “ролей” участники задают вопросы соперникам, соперники отвечают на них, выстраиваясь в ряд и образуя предложение.

Слайд 16

5. THE COMMENTATOR (5-7 класс) Учащиеся по очереди выполняют действия и комментируют их, например: I am sitting . I am standing up. I am going to the window. Учитель даёт ученику карточку за каждое правильно названное действие. Победителем становится тот, который набрал большее количество карточек . 6 . Guess . (3-4 класс) Учитель указывает на коробку, в кооторых находятся различные предметы и говорит: There are a lot of things in the box. What is there in the box? How many things are there in the box? Pupil1: There is a ball in the box. Teacher: No, there is not. Pupil2: There are a lot of pencils in the box. T: Yes, there are. Выигрывает ученик, набравший наибольшее кол-во очков.

Слайд 17

7. WHAT IS IT ? (2-7 классы) Учитель назначает водящего, который задумывает слово (название какого-либо предмета), хорошо знакомое учащимся. Ученики по очереди задают вопросы водящему: What is it ? Is it a pen ? What is it ? Is it Mary’s desk ? What is it ? Is it Pete’s bag ? What is it ? Is it a flower ? Тот, кто отгадал задуманное слово, занимает место водящего.

Слайд 19

аудитивные 1 . Clap – Clap . (2- 6 класс) Учитель называет слова по изученной теме. Учащиеся должны делать хлопок после каждого слова. Если же называется слово из другой темы – хлопка нет. 2 . Which picture is this? (2-4 класс ) Заранее учитель даёт детям задание нарисовать к следующему уроку игрушки, которые есть у них дома и где они находятся. На следующем уроке 3–4 рисунка прикрепляются к доске. Учитель описывает один из рисунков. Ребята слушают и должны определить, о каком рисунке идёт речь. I have got many toys. I have got a big grey elephant. My elephant is on the chair. I have got a small blue – and – white parrot. It is in the box. My sister has got two dolls. They are under the table.

Слайд 20

м онологические (2-4 класс) 1. Express your opinion about Billy Используй фразы: I like …, because he is … 2. Assess your abilities Используй фразы: I can … well / very well 3. Discuss the lunch menu with your friend Используй фразы: I like …/ I don’t like 4 . Discuss with your friend what present you can give to your friend Используй фразы: It’s great! I like it. It’s awful. I hate it . \

Слайд 21

-диалогические “SHOPPING” (2-3 класс) Продавец: — Hello ! Come in please ! Покупатель: — Good morning ! Продавец: — What do you like to buy Покупатель: — I’d like to buy a bear (a ball , a cat )≤ Продавец: — Here it is ! Покупатель: — Thank you very much . Продавец: — You are welcome ! Come again ! Покупатель: — Thank you ! Good bye .

Слайд 22

Игра необходимый компонент обучения. За её участниками закрепляется определённый характер, они находятся в определённых отношениях Игра соответствует естественным потребностям и желаниям ребенка, а потому с ее помощью он будет учиться с удовольствием. Игра — это деятельность, в которой ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает всю систему человеческих отношений. С точки зрения организации словесного материала игра не что иное, как речевое упражнение.

Слайд 23

Спасибо за внимание !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие Групповой метод обучения на уроках английского языка

Данная разработка адресована учителям иностранного языка средних общеобразовательных школ, гимназий, лицеев, школ с углубленным изучением английского языка, а также начинающим учителям и студент...

Активные методы обучения на уроках английского языка

Данная статья содержит обобщение опыта работы по примению активных методов обучения на уроках английского языка в условиях школы - интерната VI вида...

Ролевая игра как метод обучения на уроках английского языка.

Данная презентация знакомит с использованием  ролевой игры на уроках английского языка. Использование ролевой игры на уроках английского языка в урочной и внеурочной деятельности  актуально ...

Коммуникативный метод обучения на уроках английского языка.Выступление на РМО учителей английского языка 18.04.2011

Основными признаками коммуникативного  метода обучения, на наш взгляд, являются следующие.1) Дифференцированность метода, проявляющегося в том, что каждый метод служит средством достижения ...

«Активные методы обучения на уроках английского языка как средство повышения учебной мотивации школьников на начальном и среднем этапах обучения»

Активные методы обучения — это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. АМО способствуют формированию ...

Приемы и методы обучения на уроках английского языка во время дистанционного обучения

В настоящее время в современном мире использование современных технических средств обучения стало повсеместным явлением образовательной и информационной культуры, что значительно изменило подход к обр...