Статья на тему: Использование Интернет-ресурсов для повышения эффективности обучения английскому языку в школе
статья по английскому языку

Федорова Татьяна Болеславовна

Использование Интернет-ресурсов для повышения эффективности обучения английскому языку в школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_int.res_.docx25.2 КБ

Предварительный просмотр:

Статья на тему: Использование Интернет-ресурсов для повышения эффективности обучения английскому языку в школе

учитель английского языка

Федорова Татьяна Болеславовна

         Использование Интернет-ресурсов для повышения эффективности обучения английскому языку в школе связано с требованием времени.  XXI век — век высоких компьютерных технологий. В последние годы на наших глазах произошла компьютерная революция, затронувшая все сферы социальной, культурной, научной и производственной деятельности людей.

Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя — он должен стать координатором информационного потока и ему необходимо владеть современными методиками. 

Интернет открывает новые, ранее неизвестные возможности для совершенствования преподавания английского языка, так как применение ИКТ способствует уникальной  возможности создания естественной языковой среды. Учащиеся могут принимать участие в тестировании, в викторинах, конкурсах, олимпиадах, проводимых по сети Интернет, переписываться со сверстниками из других стран, участвовать в чатах, видеоконференциях и т.д. Учащиеся также могут получать информацию по проблеме, над которой работают в данный момент в рамках проекта. Это может быть совместная работа российских школьников и их зарубежных сверстников из одной или нескольких стран. Также доступ к сети Интернет дает возможность воспользоваться огромным количеством дополнительных материалов, которые позволяют обогатить уроки разнообразными идеями и упражнениями.  Кроме того, глобальная сеть Интернет создаёт условия для получения любой необходимой учащимся и учителя информации, находящейся в любой точке земного шара: страноведческий материал, новости из жизни молодёжи, статьи из газет и журналов, необходимую литературу и т. д. Все это создает уникальную возможность для реализации основной цели обучения иностранным языкам - формирование и развитие коммуникативной культуры школьников, обучение практическому овладению иностранным языком.

Специфика ИКТ как средства обучения связана с такими характеристиками как:

Интерактивность – возможность  диалога  с обратной связью и оценкой;

Независимость - равные возможности при обучении, т.к. ИКТ доступны всем учащимся в школе бесплатно;

Адаптивность – возможность приспособиться к уровню каждого учащегося (темп, материал, мотивация, методы, предпочтения);

Аутентичность. ИКТ дают возможность для более аутентичных видов деятельности: восприятие речи на слух и зрительное восприятие культуры.

Общаясь в истинной языковой среде, обеспеченной Интернет, учащиеся оказываются в настоящих жизненных ситуациях. Вовлеченные в решение широкого круга значимых, реалистичных, интересующих и достижимых задач, школьники обучаются спонтанно и адекватно на них реагировать, что стимулирует создание оригинальных высказываний, а не шаблонную манипуляцию языковыми формулами.  Первостепенное значение придается пониманию, передаче содержания и выражению смысла, что мотивирует изучение структуры и словаря иностранного языка, которые служат этой цели. Таким образом, внимание учащихся концентрируется на использовании форм, нежели на них самих, и обучение грамматике осуществляется косвенным образом, в непосредственном общении, исключая чистое изучение грамматических правил.

Конечной целью обучения иностранным языкам является обучение свободному ориентированию в иноязычной среде и умению адекватно реагировать в различных ситуациях, то есть общению. Поэтому, чтобы научить общению на иностранном языке, нужно создать реальные, настоящие жизненные ситуации (т.е. то, что называется принципом аутентичности общения), которые будут стимулировать изучение материала и вырабатывать адекватное поведение.

Готовить учащегося к участию в процессе иноязычного общения нужно в условиях иноязычного общения, созданных в классе. Это и определяет сущность коммуникативного обучения с использованием информационно-коммуникативных технологий, которая заключается в том, что процесс обучения является моделью процесса общения.

Кроме того,  компьютер лоялен к разнообразию ученических ответов: он не сопровождает работу учащихся хвалебными или порицательными комментариями, что развивает их самостоятельность и создает благоприятную социально-психологическую атмосферу на уроке, придавая им уверенность в себе, что является немаловажным фактором для развития их индивидуальности.  

Как информационная система, Интернет предлагает своим пользователям многообразие информации и ресурсов. Эти ресурсы могут быть активно использованы на уроке.

Интернет-ресурсы сегодня позволяют:

  • восполнить дефицит источников учебного материала;
  • развивать навыки и умения информационно-поисковой деятельности;
  • объективно оценивать знания и умения в более короткие сроки;
  • создать условия для развития культуры общения, умения работать в сотрудничестве;
  • способствовать готовности к самостоятельному изучению иностранного языка, к дальнейшему самообразованию;
  • приобрести опыт творческой деятельности.

На уроках английского языка с помощью Интернета можно решать целый ряд дидактических задач: формировать умения чтения, используя материалы глобальной сети; совершенствовать умения письменной речи школьников; пополнять словарный запас обучающихся; формировать у школьников мотивацию к изучению английского языка. Кроме того, работа направлена на изучение возможностей Интернет технологий для расширения кругозора школьников, налаживать и поддерживать деловые связи и контакты со своими сверстниками в англоязычных странах.

В современных условиях задача учителя – грамотно отобрать необходимый материал, не дав ученику утонуть в море информации.

Формы работы с Интернет-ресурсами:

  1. Подготовка к уроку (оформление на бумажных или электронных носителях);
  2. Прохождение новой темы (подбирается дополнительный материал, учащимся объясняются цели и задачи, выдаются карточки с адресами, учащиеся должны просмотреть материал, рекомендовать или не рекомендовать его к использованию в классе);
  3. Закрепление изложенного материала (тренинг — разнообразные обучающие программы; фронтальные, групповые, индивидуальные и дифференцированные формы организации учебной деятельности учащихся);
  4. Система контроля и проверки (тестирование: фронтальное, групповое или индивидуальное);
  5. Самостоятельная работа учащихся с Интернет ресурсами для подготовки докладов, сообщений (активное использование поисковых систем);
  6. Участие в международных проектах (целесообразно подбирать темы проектов, которые вписываются в программу, имеют связь с событиями города, школы);
  7. Переписка по электронной почте (подготовка к данному виду деятельности требует определенной технической подготовки, т. к. у каждого учащегося должен быть «почтовый ящик». Можно создавать учетные записи на англоязычных сайтах);
  8. Общение учителя с коллегами, обмен опытом.

Исследование Интернет – сайтов.

  • Тексты для аудирования, размещенные на сайтах в поддержку УМК. Например, использование аудиоматериалов к  учебнику Кузовлева В.П., Лапа Н.М. «Английский язык», размещенных на сайте http://www.prosv.ru, позволяет создать на уроке необходимые условия для тренировки учащихся в аудировании текстов.
  • Также для работы в старших классах, на уроках и факультативах (элективах) можно использовать сайты:www.elllo.org  и  www.youtube.com.
  • Флэш-игры, флэш-мультфильмы, предлагаемые сайтом  http://www.englishteachers.ru в разделе «в поддержку УМК “Enjoy English”»,  помогают создавать на уроке игровую атмосферу и, в то же время, являются источником аутентичного материала.
  • Для восполнения «пробелов в знаниях» учащихся сайт http://www.eltgames.com  предлагает различные типы тренировочных упражнений, которые можно использовать на различных ступенях обучения.
  • Интернет – важное и интересное для ребенка место виртуальных путешествий. На уроке можно погулять по Великобритании, Шотландии, Озерному краю, Лондону, Вашингтону, Нью-Йорку (никаким рассказом нельзя заменить эти впечатления).    Видеоролики и сайты,  описывающие реалии англоязычных стран, помогают в знакомстве с иноязычной культурой. (http://www.youtube.com).
  • Видеоролики с детскими песенками, (например, песенка “ Ifyouarehappy”  http://www.youtube.com) используемые на начальном этапе, помогают создать на уроке ситуацию игры и, в то же время, способствуют более быстрому овладению фонетических, лексических и грамматических навыков на уроке.
  • Всевозможные тесты для проверки уровня овладения тем или иным грамматическим материалом можно взять на сайтах:

http://www.native-english.ru/exercises,

http://www.study.ru/online/tests/english.html,

http://www.britishcouncil.org/ru/russia-english-online.htm,

http://www.learnenglish.de/

http://www.studyenglishtoday.net/

http://www.studyenglishtoday.net/Tests/Test1.html

  • Презентации, созданные в программе PowerPoint на различные темы, на сайте «Сеть творческих учителей» http://www.it-n.ru
  • www.onlinenewspapers.com
  • http://www.english-zone.com/- English-Zone.Com - Коллекция материалов по английскому языку: грамматика, упражнения, тексты, фонетический материал, методический сборник для преподавателей и пр.
  •  www.english-grammar-lessons.com –интерактивные упражнения по английской грамматике;
  • www.anriintern.com/eng/leseng15_chtenie_literatury/intro.html - Уроки из оригинального текста (подобраны наиболее яркие образцы американских и английских авторов, как современных, так и прошлого века), словаря к нему, а также анализу и объяснению наиболее трудных участков текста.
  • http://www.english.language.ru/
  • http://bibliomania.com - On-line библиотека на английском языке, 2000 текстов
  • http://abc-english-grammar.com/ - Английский для всех - уроки, материалы

Использование Интернет-ресурсов позволяет создать условия для развития языковой, речевой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной компетенций, совершенствовать навыки говорения, аудирования, чтения, письма.

Использование Интернет-ресурсов способствует достижению основной цели модернизации образования – улучшению качества обучения, увеличению доступности образования, обеспечению гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве, приобщенной к информационно-коммуникационным возможностям современных технологий и обладающей информационной культурой.

Список литературы:

Альбрехт К.Н. Использование ИКТ на уроках английского языка //Электронный научный журнал «Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании». – 2010.

Войтко С.А. Об использовании информационно-коммуникационных технологий на уроках английского языка // Интернет-журнал Фестиваль педагогических идей «Открытый урок», 2004 – 2005.

Костюк Е.В. Методика преподавания иностранных языков с использованием электронных ресурсов // Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования, 2010.

Нарышкина Е.А. Использование компьютерных программ при обучении английскому языку // Интернет-журнал Фестиваль педагогических идей «Открытый урок», 2007 – 2008

Полат Е.С. Некоторые концептуальные положения организации дистанционного обучения иностранному языку на базе компьютерных телекоммуникаций // Иностранные языки в школе, 2005. – № 4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование нетрадиционных способов и приёмов работы на уроке для повышения эффективности обучения английскому языку.

Использование нетрадиционных форм урока с целью оптимизации учебного процесса....

презентация "Использование нетрадиционных способов и приемов работы на уроке для повышения эффективности обучения английскому языку."

Презентация к материалу о нетрадиционных способах и приёмах работы на уроках английского языка....

Статья на тему: Использование Интернет ресурсов в изучении английского языка

Использование Интернет ресурсов в изучении английского языка...

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроке для повышения эффективности обучения английскому языку

В данном проекте рассматриваются решения основных лингводидактических проблем обучения аспектам английского языка, формирование навыков и умений в различных видах речевой деятельности: аудирова...

Статья на тему: «Использование интернет-ресурсов на уроках английского языка»

В последние годы всё чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в средней школе. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подхо...

Интернет ресурсы и языковые платформы при обучении английскому языку в средней общеобразовательной школе.

Возможности применения Интернет-ресурсов безграничны. На уроках английского языка с помощью Интернета можно решать весь спектр дидактических и методических задач. В статье рассматриваются интернет рес...