Использование нетрадиционных способов и приёмов работы на уроке для повышения эффективности обучения английскому языку.
статья по теме

Кузнецова Лариса Николаевна

Использование нетрадиционных форм урока с целью оптимизации учебного процесса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_gorodskoy_opytno.docx34.65 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на городской  опытно – экспериментальной площадке по теме: «Использование нетрадиционных способов и приёмов работы на уроке для повышения эффективности обучения английскому языку».

Выступление подготовила:

Учитель английского языка

МОАУ «СОШ №29 г. Орска»

                                                                                                         Кузнецова Л.Н.

Использование нетрадиционных способов и приёмов работы на уроках способствует успешному интегрированию учебного процесса с активной динамической нагрузкой. Без сомнения, смена видов активности, включение игровой деятельности, стимулирование творческого отношения к теме урока, наличие соревновательных моментов повышают умственную работоспособность, познавательную активность, мотивацию к изучению языка. Стимулом привлечения внимания учащихся является и новизна структуры урока.

Нетрадиционные форма урока используются, в первую очередь, для повышения эффективности образовательного процесса за счет активизации деятельности учеников на уроке.

Нетрадиционные формы урока дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, науке, а так же развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными, самыми необычными источниками знаний.

Нетрадиционные формы урока содержат в себе неограниченные возможности в деле ликвидации перегрузки учащихся домашними заданиями путем использования различных способов изучения нового материала на уроке.

Для учащихся нетрадиционные формы урока - переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве значит новые обязанности и ответственность.

Для педагога нетрадиционная форма урока - это самостоятельность и совсем другое отношение к своему труду.

Нетрадиционные формы урока позволяют шире вводить элементы занимательности, что повышает интерес к предмету.

Сама организация нетрадиционной формы урока подводит учащихся к необходимости творческой оценки изучаемых явлений, особенно результатов деятельности человека, т.е. нетрадиционные формы урока способствуют выработке определенного позитивного отношения к учёбе.

В процессе проведения нетрадиционных форм урока складываются благоприятные условия для развития умений и способностей быстрого мышления, к изложениям кратких, но точных выводов.

Интерес к работе вызывается и необычной формой проведения урока, чем снимается традиционность урока, оживляется мысль.

Нетрадиционные формы урока можно рассматривать как одну из форм активного обучения. Это попытка повышения эффективности обучения возможности свести воедино и осуществить на практике все принципы обучения с использованием различных средств и методов обучения.

Нетрадиционные формы урока - это возможность:

  • развивать свои творческие способности и личностные качества,
  •  оценить роль знаний и увидеть их применение на практике,
  • ощутить взаимосвязь разных наук.

Нетрадиционные формы урока:

  • ролевые игры;
  •  урок-спектакль;
  •  исполнение сказочного сюжета;
  • смотр знаний;
  •  урок фантазирования;
  • урок-игра;
  •  деловая игра;
  • урок-зачет;
  •  урок взаимообучения;
  •  урок-путешествие;
  • круглый стол или конференция;
  •  урок-состязание;
  •  пресс-конференция;
  • урок взаимообучения;
  • урок открытых мыслей;
  •  урок-восхождение;
  • урок-соревнование;
  •  урок-диалог;
  • урок-КВН;
  •  мозговая атака;
  • урок-викторина;
  •  урок-брифинг;
  • актуальное интервью;
  •  аукцион знаний;
  •  имитационно-ролевое моделирование;
  •  урок-диспут;
  • моделирование мышления учащихся;
  •  урок-турнир;
  •  ролевая деловая игра;
  • урок-эврика;
  • урок-лекция.

Давайте рассмотрим некоторые из этих способов организации учебной деятельности.

Весьма интересной и плодотворным приемом  организации урока английского языка является игра. Эта нетрадиционная форма расширяет знания учащихся об обычаях, существующих в англоязычных странах и развивает у школьников способности к иноязычному общению, позволяющих участвовать в различных ситуациях межкультурной коммуникации.

Нетрадиционные формы урока английского языка  проходят в виде следующих игр:

  • деловая игра, время которой может занимать весь урок или несколько занятий,
  • дидактическая игра,
  • логическая игра,
  • ролевые игры на уроке (инсценирование),
  • игровая организация учебного процесса с использованием игровых заданий (урок-соревнование, урок-конкурс, урок-путешествие, урок-КВН),
  • игровая организация учебного процесса с использованием заданий, которые обычно предлагаются на традиционном уроке.

 В форме игровой деятельности можно всегда легко и быстро объяснить какой-то новый материал, отработать сложные моменты, разукрасить скучную рутинную ежедневную учебу, и что самое главное, заинтересовать детей в изучении английского языка с детства.

Прием использования  информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) на уроках  позволяет:

  • стимулировать интерес учащихся к изучению иностранного языка на уроке нетрадиционной формы;
  • способствовать развитию познавательного и коммуникативного интереса,
  • стремления к самостоятельной работе по овладению иностранным языком как на нетрадиционной форме урока, так и во внеурочное время,
  • позволяет дифференцировать обучение и служит одним учащимся для ликвидации пробелов в знаниях, а другим для расширения своих знаний,
  • способствует более глубокому и осознанному восприятию нового материала,
  • формирует навык интегрированного применения знаний иностранного языка и информатики.

Применение информационно-коммуникационных технологий позволяют значительно повысить эффективность процесса обучения иностранному языку. Использование мультимедийных программ при обучении особенно актуально. Мультимедиа позволяет одновременно проводить операции с неподвижными изображениями, динамическими изображениями (видеофильмами, анимированными графическими образами), текстом и звуковым сопровождением. Синхронное воздействие на слух и зрение человека повышает объем, и степень усвоения передаваемой в единицу времени информации.

Одним из наиболее революционных достижений за последние десятилетия, которое значительно повлияло на образовательный процесс во всем мире, стало создание всемирной компьютерной сети, получившей название Интернет, что буквально означает "международная сеть" (англ, international net).

Общаясь в истинной языковой среде, обеспеченной Интернет, учащиеся оказываются в настоящих жизненных ситуациях. Вовлеченные в решение широкого круга значимых, реалистичных, интересующих и достижимых задач, школьники обучаются спонтанно и адекватно на них реагировать, что стимулирует создание оригинальных высказываний, а не шаблонную манипуляцию языковыми формулами.

Овладение коммуникативной и межкультурной компетенцией невозможно без практики общения, и использование ресурсов Интернет на уроке иностранного языка в этом смысле просто незаменимо: виртуальная среда Интернет позволяет выйти за временные и пространственное рамки, предоставляя ее пользователям возможность аутентичного общения с реальными собеседниками на актуальные для обеих сторон темы. Однако нельзя забывать о том, что Интернет - лишь вспомогательное техническое средство обучения, и для достижения оптимальных результатов необходимо грамотно интегрировать его использование в процесс урока.

Рациональное использование современных технических средств обучения иностранным языкам позволяет:

  • Восполнить отсутствие иноязычной среды на всех этапах обучения иностранному языку.
  • Повышать мотивацию учащихся к обучению иностранного языка.
  • Полнее реализовать важный дидактический принцип наглядности.
  • Создать лучшие условия для программирования и контроля.
  • Осуществлять обучение с учетом индивидуальных типологических возможностей каждого учащегося.
  • Обеспечивать ускоренное формирование и развитие навыков слухового самоконтроля.
  • Выполнять многие активные виды упражнений со всеми учащимися одновременно, включая говорение.

Проблема использования стихотворений и рифмовок заслуживает должного внимания на всех ступенях обучения, начиная с начального, заканчивая старшим, так как повышается эффект обучения языковому материалу. Любовь к поэзии должна прививаться детям с раннего возраста и сопровождать их всю жизнь.У детей обычно неустойчивое внимание. Поэтому обязательно в плане урока необходимо предусматривать виды работ, которые снимают напряжение, переключают внимание детей, вызывают положительное эмоциональное настроение. Разучивание рифмовок, стихов отвечает возрастным и психологическим особенностям детей. Они легко заучиваются, обладают такими признаками, как ритмичность, звуковая повторяемость. Разучивание стихов доставляет детям удовольствие. А то, что пережито эмоционально положительно, надолго остаётся в памяти, оставляя след в сознании ребёнка. Благодаря рифме легко активизируются в устной речи лексико-грамматические структуры.

Рифмовки бывают:

  • фонетическими,
  • тематическими,
  •  грамматическими.

Фонетические рифмовки предназначены для отработки правильного произношения определенных звуков.

Тематические рифмовки определяют своей целью расширение и закрепление словарного запаса, так как каждая из них включает некоторое количество лексических единиц.

Грамматические рифмовки являются очень хорошим подспорьем в процессе обучения, так как помогают пусть и в стихотворной форме запомнить различные грамматические особенности английского языка.

Итак, роль стихотворений и рифмовок в настоящее время очень велика. Рифмовки на уроке английского языка – это средство активизации и настроя обучаемых на работу, так как, выполненные в виде стишков или песенок, они помогают снять напряженность и зажатость.

Поэзия играет огромную роль как средство развития детской речи и таких ее компонентов, как дыхание, дикции, слух, темп, умение регулировать силу голоса. Стихотворения и рифмовки также способствуют улучшению памяти.

Песенный и музыкальный материал может успешно использоваться не только при обучении аспектам языка, но и при формировании речевой деятельности, особенно устной речи. На начальном этапе обучения английская монологическая и диалогическая речь школьников очень проста, так как ее развитие в значительной степени зависит от развития их речевой деятельности на родном языке. Речевые клише вводятся и заучиваются детьми целиком, без грамматического или структурного анализа фразы или словосочетания. Принципиальным моментом здесь является использование аутентичного речевого образца, и здесь песни и стихи имеют много преимуществ перед прозаическим материалом. Они легко вводятся, легко запоминаются, петь можно хором, что снимает психологический пресс с неуверенных в себе учеников. В подлинном песенном материале часто встречаются целые фразы и отдельные лексические единицы, характерные именно для разговорной речи.

Для повышения эффективности учебного процесса целесообразно использование интерактивных методов. Они способствуют:

  • созданию благоприятной атмосферы, организации коммуникации;
  • организации обмена деятельностями;
  • организации мыследеятельности;
  • организации смыслотворчества;
  • организации рефлексивной деятельности.

Методы организации обмена деятельностями предполагают сочетание индивидуальной и групповой совместной работы участников педагогического взаимодействия, совместную активность, как преподавателя, так и студентов. Ведущим признаком этих методов является объединение учащихся в творческие группы для совместной деятельности как доминирующего условия их развития.

Например: «Мастерская будущего», «Интервью», «1*2*4», «Круглый стол» (при обучении дискуссии).

Методы организации смыслотворчества ведущей функцией имеют создание учащимися и педагогом нового содержания педагогического процесса, создание учащимися своего индивидуального смысла изучаемых явлений и предметов, обмен этими смыслами, обогащение своего индивидуального смысла.

Например: «Ассоциации», «Алфавит» (позволяет повторить практически всю лексику по теме), «Минута говорения», «Аллитерация понятия».

Методы организации мыследеятельности, с одной стороны, создают благоприятную атмосферу, способствуют мобилизации творческих потенций учащихся, развитию их положительной мотивации к учению, с другой — стимулируют активную мыслительную деятельность, выполнение учащимися различных мыслительных операций.

Например: «Четыре угла», «Выбор», «Дюжина вопросов», «Смена собеседника» (тренировка вопросов – ответов).

Методы создания благоприятной атмосферы, организации коммуникации своей процессуальной основой имеют «коммуникативную атаку», осуществляемую педагогом в самом начале организуемого педагогического взаимодействия (в начале урока, занятия, внеклассного дела и т. п.) на этапе введения в атмосферу иноязычного общения для оперативного включения в совместную работу каждого учащегося. Методы этой группы способствуют самоактуализации всех учащихся, их конструктивной адаптации к складывающейся педагогической ситуации.

Например: «Аллитерация имени» (особенно эффективен при организации знакомства класса или при изучении темы «Внешность и характер человека»), «Заверши фразу», «Комплимент», «Подари цветок», «Прогноз погоды».

Методы организации рефлексивной деятельности направлены на самоанализ и самооценку участниками педагогического взаимодействия, своей деятельности, ее результатов, обычно организуются на завершающем этапе заняти. Методы этой группы позволяют учащимся и педагогу зафиксировать состояние своего развития и определить причины этого.

Например: «Рефлексивный круг», «Мини-сочинение», «Зарядка», «Цепочка пожеланий», «Заверши фразу».

К методическим приёмам интерактивного обучения относятся:

  • Пары и группы
  • «Мозговая атака»
  • «Общая дискуссия»
  • Проекты
  • Семинары
  • «Общий галдёж»
  • Словесные ассоциации
  • Воспроизведение информации

Пары и группы: Этот метод даёт ученикам больше возможностей для участия и взаимодействия.

Группы могут формироваться произвольно, по желанию учеников, но чаще всего планируя на уроке групповую работу, учитель заранее делит класс на группы, учитывая уровень учебных навыков, успехов учеников и характер межличностных отношений. «Мозговая атака»: Это способ поощрения активности учеников и быстрого генерирования идей.

Этот приём может быть использован для решения конкретной проблемы или поиска ответа на вопрос.

Общая дискуссия:  Учебная дискуссия - целенаправленное, коллектив-ное обсуждение конкретной проблемы, сопровож-дающееся обменом идеями, суждениями, мнениями в группе.

Стадии дискуссии

  • Ориентация
  • Оценка
  • Консолидация

Виды дискуссий

-Тематическая: обсуждаемые вопросы связаны с темой урока

- Биографическая: ориентирована на индивидуальный прошлый опыт участника

- Интеракционная: обсуждаются структура и содержание отношений, складывающихся «здесь» и «теперь».

Проектная деятельность: Этот прием может быть использован для  изменения ценностных ориентаций учащихся, улучшения климата в коллективе, инди-видуализации и дифференциации обучения. Его лучше исполь-зовать, когда дети уже могут выполнять самостоятельный поиск.

Этапы работы над проектом

1. Мотивационный (постановка целей и задач, актуализация проблемы, разработка основных идей)

2. Планирующий – подготовительный (формирование команды, распределение обязанностей, сбор информации)

3. Этап реализации проекта (интегрирование всей собранной информации, подготовка наглядного материала, создание компьютерной презентации)

4. Оценочно-рефлексивный (внесение корректив, подведение итогов, обсуждение результатов проекта)

Методика организации семинара:

1. Определение вопросов для обсуждения

2. Подбор литературы

3. Отбор отдельных жизненных ситуаций

4. Распределение участников по группам

5. Продумывание сценария

6. Оформление наглядности

« Общий галдёж»: Приём, применяемый для смены темпа урока, своеобразная физкультминутка, возможность общения в парах или группах.

Рисование: Приём используется с целью развития:

 - наблюдательности

 - навыков совместной работы

 - воображения

Воспроизведение информации: Хороший способ усвоения и понимания информации – это воспроизведение её в другой форме.

Например, прослушав рассказ, изобразить его в картинках.

Рассмотренные  способы и приёмы такие, как игра, метод разучивания песен, рифмовок и стихотворений, использование компьтерных технологий и сети Интернет, а также использование интерактивных методов способствуют повышению эффективности обучения английскому языку.

Они делают учеников активными участниками образовательного процесса, повышают их мотивацию, интерес к  изучаемому предмету.

Как показывает практика, все это приводит к повышению уровня овладения иностранным языком, что в настоящее время особенно важно, в связи с возросшими требованиями к выпускникам.

От умения учителя правильно организовать урок и грамотно выбрать ту или иную форму проведения занятия зависит во многом эффективности учебного процесса. Современному педагогу трудно не потеряться в приёмах и средствах обучения и наиболее важной задачей для него является выделение самых эффективных, творчески-направленных.

Нетрадиционные формы проведения уроков дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными источниками знаний. Такие формы проведения занятий "снимают" традиционность урока, оживляют мысль. Однако необходимо отметить, что слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как нетрадиционное может быстро стать традиционным, что, в конечном счете, приведет к падению у учащихся интереса к предмету.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация "Использование нетрадиционных способов и приемов работы на уроке для повышения эффективности обучения английскому языку."

Презентация к материалу о нетрадиционных способах и приёмах работы на уроках английского языка....

Развитие критического мышления как способ повышения качества и эффективности обучения английскому языку (презентация педагогического опыта)

В данной работе представлено обобщение педагогического опыта и личного вклада учителя в развитие образования (материалы аттестации 2015 года на высшую категорию)...

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроке для повышения эффективности обучения английскому языку

В данном проекте рассматриваются решения основных лингводидактических проблем обучения аспектам английского языка, формирование навыков и умений в различных видах речевой деятельности: аудирова...

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В МЛАДШИХ КЛАССАХ МАЛОКОМПЛЕКТНОЙ ШКОЛЫ

Малокомплектная школа предоставляет неоспоримые преимущества как для учителя, так и для ученика. Так, плюсами для ученика являются возможность сотрудничества с учителем, его повышенное внимание, более...

Статья на тему: Использование Интернет-ресурсов для повышения эффективности обучения английскому языку в школе

Использование Интернет-ресурсов для повышения эффективности обучения английскому языку в школе...

«Мобильные приложения для повышения эффективности обучения английскому языку»

Актуальность и условия возникновения данной проблемы: Мобильный телефон стал незаменимым атрибутом в жизни любого современного человека. В настоящее время подростки практически не расстаются с этим мо...