Статья. ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ ФГОС
методическая разработка по английскому языку

Гусейнова Наталья Федоровна

В статье рассмотрены факторы, механизм и модели реализации тнформационных технологий в изучении иностранного языка. Обоснована эффективность дистанционной формы обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 6445831_statya.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ ФГОС

Ермакова Марина Викторовна, государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 347 с углубленным изучением английского языка Невского района Санкт-Петербурга, учитель французского языка.

Гусейнова Наталья Федоровна, государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 464 Пушкинского района Санкт-Петербурга, учитель английского языка.

Ермолаева Наталья Викторовна, государственное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия  № 343 Невского района Санкт-Петербурга, учитель английского языка.

Аннотация

В статье рассмотрены факторы, механизм и модели реализации информационных технологий в изучении иностранного языка. Обоснована эффективность дистанционной формы обучения.

Ключевые слова

Информационные технологии, иностранный язык, дистанционное образование.

Abstract

The article considers the factors, mechanism and models of the implementation of information technology in the study of a foreign language. The effectiveness of distance learning was grounded.

Keywords

Information technology, foreign language, distance education.

XXI век - век высоких технологий. У учителей есть возможность использовать на уроке различные технические средства, такие как компьютер,  аудио аппаратуру, видео, Интернет, а это позволяет сделать уроки иностранного языка более интересными и продуктивными. Можно повысить у детей интерес и мотивацию к изучению иностранного языка. Ведь используя новейшие технические средства, обучающиеся не просто изучает иностранный язык, но и могут полноценно его использовать, например, общаясь с зарубежными сверстниками, как по электронной почте (это может позволить учащимся тренироваться в письме), так и, используя веб - камеру (это позволяет  тренировать  говорение).

Информационные и коммуникационные технологии  основанные на ИКТ,  открывают перед новым поколением огромные возможности для  знаний и получения необходимой информации. 

Изменения, которые неразрывно связаны с процессом обучения, ставят новые задачи и новые требования к современному учителю. Ситуация, сложившаяся на сегодняшний день в системе образования, в значительной степени характеризуется тенденцией перехода от традиционного к инновационному обучению (В.П. Беспалько, В.М. Кларин, J1.C.Подымова, В.А. Сластенин, А.Ю. Уваров и др.).

Компьютер способен серьезно помочь в обучении. Мультимедийные учебные программы позволяют ставить и отрабатывать произношение, грамматику, а также слушать "носителей языка". Преподаватели, овладевшие компьютером, имеют возможность получить много полезных материалов из учебных центров через Интернет, личные сайты преподавателей.

Основной задачей школы становится формирование социокультурной компетентности обучающихся. Широкое использование средств информационных и коммуникационных технологий на уроках определяет их стремительное внедрение в учебный процесс и способствует модернизации образовательного пространства школы.

Важной составляющей педагогического мастерства учителя в современных условиях становится его соответствие уровню развития науки и техники, его умению решать профессиональные задачи.

Применение компьютеров на уроках иностранного языка существенно повышает интенсивность образовательного процесса и способствует реализации целого комплекса методических, педагогических, дидактических, принципов. Это делает процесс обучения более интересным.

Возможности использования Интернет - ресурсов огромны. Глобальная сеть Интернет создаёт условия для получения любой необходимой информации обучающимися и учителям. Это могут быть новости, страноведческий материал, зарубежная литература, фильмы, мультики т.д. Кроме того, работа направлена на изучение возможностей Интернет- технологий для расширения кругозора школьников, налаживать и поддерживать деловые связи и контакты со своими сверстниками в англоязычных странах.

При этом  все более  востребованными обнаруживаются инновационные  подходы.

В большинстве своем информационные технологии в изучении иностранного языка реализуются посредством некоторой «дистанционной образовательной модели».

Дистанционное обучение – способ организации процесса обучения, основанный на использовании современных информационных и телекоммуникационных технологий, позволяющих осуществлять обучение на расстоянии без непосредственного контакта между преподавателем и обучающимся. Технология дистанционного обучения заключается в том, что обучение и контроль усвоения материала происходит с помощью компьютерной сети Интернет, используя технологии on-line и off-line.

Само понятие дистанционного образования можно определить как комплексный, основанный на использовании современных телекоммуникационных и информационных технологиях.

Можно говорить о том, что именно этот «безличный режим» -  основа популярности информационных технологий в изучении иностранного языка: затраты на их реализацию минимальны, а «время и место» занятий могут быть оптимизированы для удобства всех взаимодействующих сторон.

Говоря о целях и задачах дистанционной формы организации  процесса обучения иностранному языку, отметим следующее.

Главная цель -  построение и реализация такого образовательного процесса, который бы не требовал личного контакта в системе «педагог -обучаемый».

Это, естественно, во-первых, оптимизирует уровень затрат на обучение, во-вторых, способствует формированию  у обучающегося системы ответственности и самоконтроля, в-третьих, позволяет сделать процесс получения знаний максимально индивидуализированным.

Задачи дистанционной формы обучения можно представить следующим образом:

  • Индивидуализация, интенсификация и персонализация образовательного процесса.
  • Оптимизация уровня учебной нагрузки, достижение некоторой точки оптимума в  системе «время- объем усваиваемого учебного материала».
  • Интенсификация преподавательского ресурса: дистанционная форма позволяет задействовать оптимальный преподавательский ресурс.

Технико-технологическое обеспечение модели подразумевает наличие у всех сторон (и ученик, и педагог) соответствующего программно-аппаратного комплекса, в состав которого входит подключенные к интернет компьютер с  предустановленным на нем соответствующим программным обеспечением, веб-камера, наушники, микрофон, сканер. Так же необходимо зарегистрировать электронную почту, для   загрузки выполненных заданий.

Таким образом,  использование дистанционной формы обучения иностранному языку -  как  базис реализации информационных технологий в данной области - представляется перспективным,  соответствующим требованиям времени, глобального информационного пространства.

Возможность оптимального выбора «места и времени занятий»,  разновидность форм -  все эти аспекты, определяют популярность и развитие  информационных технологий в изучении иностранного языка.

С течением времени данная  форма будет расширяться, возникнут новые,  с постоянно расширяющимися возможностями интернет  и телекоммуникационных технологий, направления и способы практической ее реализации.

Это, безусловно, требует серьезной подготовки педагогического состава, формирования  знаний, умений и навыков  осуществления эффективных дистанционных коммуникаций.

С другой стороны, на сегодняшний день можно также говорить о необходимость тщательного планирования содержательной и методологической части программы по обучению иностранному языку в дистанционной форме. Здесь важно учитывать, что обучение иностранному языку на расстоянии должно строиться на особой основе, так как обучающимся передаются не только готовые знания, но в то же время их стимулируют к добыванию знаний в процессе учебно-познавательной деятельности.

Также важно обратить внимание и на новизну преподаваемой информации. Например, при дистанционном обучении иностранным языкам эффективнее всего использовать вариативность текстов разного содержания, что даст возможность отказаться от простого заучивания и будет способствовать развитию речевых умений.

Говоря о механизмах контроля получаемых знаний в рамках процесса дистанционного обучения, следует отметить, что тестирование в дистанционной форме позволяет реализовывать:

  • своевременный контроль, так как допущенная ошибка в тесте корректируется в момент ее появления;
  • максимально объективный контроль, так как ни одна ошибка не может быть пропущена из-за усталости, переутомления или невнимательности преподавателя;
  • дружественный контроль, так как тестируемый не только узнает о существовании той или иной ошибки в тесте, но и видит пути ее исправления.

Таким образом, в контексте внедрения принципов дистанционного обучения можно говорить об оптимизации процесса обучения, а также повышения его объективности и эффективности.

Использование компьютера, интернета, дистанционной формы обучения вовсе не исключают традиционные методы обучения, а гармонично сочетается с ними на всех этапах обучения: ознакомление, тренировка, применение, контроль. Но использование компьютера позволяет не только многократно повысить эффективность обучения, но и стимулировать обучающихся к дальнейшему самостоятельному изучению иностранного языка.

Список литературы

  1. Гутарева Н. Ю. Дистанционное обучение иностранным языкам в неязыковом вузе // Вестник ТГПУ. 2016. №4.
  2. Поликультурное образование. Учебник. О. В. Хухлаева, Э. Р. Хакимов, О. Е. Хухлаев.М. 2015.
  3. Электронный ресурс: https://вики.школа2025. Режим доступа: 10.10.2018


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческая направленность личности руководителя как условие инновационного подхода к организации образовательного процесса в школе

В условиях перехода  к новым   образовательным стандартам  инновациолнная деятельностьв педагогических коллективах должна создавать предпосылки  не только  для распространения...

Современные подходы к организации учебного процесса на уроках географии в условиях внедрения ФГОС основного и среднего образования.

В условиях принятия Федерального Государственного Образовательного Стандарта к современному образованию предъявляются новые требования, связанные с умением выпускников средней школы ориентироваться в ...

Современные подходы к организации учебного процесса на уроках географии в условиях ФГОС основного и среднего образования

В условиях принятия Федерального Государственного Образовательного Стандарта к современному образованию предъявляются новые требования, связанные с умением выпускников средней школы ориентироваться в ...

Статья "Инновационный подход к организации воспитательно-образовательного процесса в разновозрастной группе детей, имеющих нарушения в интеллектуальном развитии журнал "Дошкольная педагогика" № 5 (140)/май/2018

Инновационный подход к организации воспитательно-образовательного процесса в разновозрастной группе детей, имеющих нарушения в интеллектуальном развитии...

Статья "Инновационный подход к организации воспитательно-образовательного процесса в разновозрастной группе детей, имеющих нарушения в интеллектуальном развитии" журнал Коррекционная педагогика № 1

Инновационный подход к организации воспитательно-образовательного процесса в разновозрастной группе детей ,имеющих нарушения в интеллектуальном развитии...

Выступление на педсовете "Инновационные подходы к организации учебного процесса в дополнительном образовании"

laquo;Инновации улучшают делолишь в том случае, если они появляются не на голом месте, а на почве, возделаннойусилиями науки»(В.В. Краевский) В последнее время в обществе наблюда...

Заседание муниципального методического объединения «Русский язык и литература. Родной язык и родная литература» по теме «Современные подходы к организации образовательного процесса в условиях ФГОС»

Заседание муниципального методического объединения «Русский язык и литература. Родной язык и родная литература» по теме «Современные подходы к организации образовательного процесса в...