Рабочая программа к спецкурсу "Английская литература"
рабочая программа по английскому языку (10, 11 класс)

Данная программа составлена для  спецкурса " Английская литература" для учащихся с гуманитарной образовательной траекторией и  углубленным изучением английского языка. 

В дальнейшем планируется публикация материалов к урокам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа

по спецкурсу « Английская литература»

для 10-11 классов

Профильный   уровень

68 часов (34+34)

Разработала: Неповиннова Л.Х                              

«

СОДЕРЖАНИЕ  

  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА НА УГЛУБЛЕННОМ УРОВНЕ
  2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
  3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (10 КЛАСС, 11 КЛАСС)


  1. Планируемые результаты освоения специального курса « Английская литература»

Личностные, метапредметные и предметные результаты.

Планируемые личностные результаты освоения ООП

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя:

– ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;

– готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

– готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;

– готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;

– принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью;

– неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к Родине (Отечеству):

– российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко- культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;

– уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн);

– формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения;

– воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации.

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону, государству и к гражданскому обществу:

– гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни;

– признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая и политическая грамотность;

– мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

– интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к договорному регулированию отношений в группе или социальной организации;

– готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии

решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;

– приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;

– готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям.

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми:

– нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

– принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;

– способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей, умение оказывать первую помощь;

– формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);

– развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему миру, живой природе, художественной культуре:

– мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;

– готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

– экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов; умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;

– эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта.

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к семье и родителям, в том числе подготовка к семейной жизни:

– ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;

– положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства), интериоризация традиционных семейных ценностей.

Личностные результаты в сфере физического, психологического, социального и академического благополучия обучающихся:

– физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в жизни образовательной организации, ощущение детьми безопасности и психологического комфорта, информационной безопасности.

Планируемые метапредметные результаты освоения ООП

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы представлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД).

1. Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

– самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;

– оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;

– ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;

– оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;

– выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;

– организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;

– сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.

2. Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

– искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;

– критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;

– использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;

– находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;

– выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;

– выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;

– менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.

3. Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

– при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);

– координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;

– развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;

Планируемые предметные результаты освоения ООП

В результате изучения спецкурса « Английская литература» на уровне среднего общего образования:

Выпускник   научится:

– демонстрировать знание произведений английской   литературы, приводя примеры двух или более текстов, затрагивающих общие темы или проблемы;

– в устной  форме обобщать и анализировать свой читательский опыт, а именно:

• обосновывать выбор художественного произведения для анализа,

приводя в качестве аргумента как тему (темы) произведения, так и его

проблематику (содержащиеся в нем смыслы и подтексты);

• использовать для раскрытия тезисов своего высказывания указание на

фрагменты произведения, носящие проблемный характер и требующие

анализа;

• давать объективное изложение текста: характеризуя произведение,

выделять две (или более) основные темы или идеи произведения,

показывать их развитие в ходе сюжета, их взаимодействие и

взаимовлияние, в итоге раскрывая сложность художественного мира

произведения;

• определять контекстуальное значение слов и фраз, используемых в

художественном произведении (включая переносные и коннотативные

значения), оценивать их художественную выразительность с точки зрения

новизны, эмоциональной и смысловой наполненности, эстетической

значимости;

• анализировать случаи, когда для осмысления точки зрения автора и/или

героев требуется отличать то, что прямо заявлено в тексте, от того, что в

нем подразумевается (например, ирония, сатира, сарказм, аллегория,

гипербола и т.п.);

– осуществлять следующую продуктивную деятельность:

• давать развернутые ответы на вопросы об изучаемом на уроке

произведении,  понимание  принадлежности произведения к литературному направлению (течению) и культурно- исторической эпохе (периоду);

• выполнять проектные работы в сфере литературы и искусства,

предлагать свои собственные обоснованные интерпретации литературных

произведений.

Выпускник  получит возможность научиться:

– давать историко-культурный комментарий к тексту;

– анализировать художественное произведение в сочетании воплощения в

нем объективных законов литературного развития и субъективных черт

авторской индивидуальности;

– анализировать  художественное  произведение  во  взаимосвязи

литературы с другими областями гуманитарного знания (философией,

историей, психологией и др.);

Выпускник  получит возможность узнать:

– о месте и значении английской  литературы в мировой литературе;

– о произведениях современной английской  литературы;

– об историко-культурном подходе в литературоведении;

– об историко-литературном процессе XII -  XX веков;

– о наиболее ярких или характерных чертах литературных направлений

или течений;

– имена ведущих писателей, значимые факты их творческой биографии,

названия ключевых произведений, имена героев, ставших «вечными образами»

или именами нарицательными в общемировой  культуре;

– о соотношении и взаимосвязях литературы с историческим периодом,

эпохой.

II.Содержание учебного предмета.

Общее гуманитарное развитие школьников в процессе изучения иностранного языка неотделимо от знакомства с культурой страны, язык которой они изучают. Художественная литература - важная часть культуры народа-носителя языка. Это особая форма познания мира, места человека в этом мире. Существенной характеристикой данного курса является личностная направленность, т.е. ученик рассматривается не только как объект, но и как субъект обучения. Содержание курса строится таким образом, чтобы создавались возможности для выявления индивидуальных склонностей и творческой уникальности ученика. Основное направление курса – это  развитие внутреннего мира учащегося, становление его как творческой личности.

ЦЕЛЬ  СПЕЦКУРСА:

Дать представление о роли и месте писателей и поэтов в национальной культуре страны, являющейся составной частью мирового литературного процесса на английском языке.

Коммуникативные умения

1 .Формирование социокультурной компетенции (постижение учащимися духа, культуры, психологии, образа мышления английской нации);

2.Расширение филологического кругозора учащихся;

3 Развитие художественного вкуса учащихся, эмоционально-осмысленное восприятие литературы  при чтении художественной литературы на языке автора;

4.Совершенствование всех видов речевой деятельности за счет использования аутентичных материалов; (в т.ч.; выразительное чтение прозы, стихотворений и отрывков из поэм);

5. Совершенствование умения понимать на слух основное содержание аудио- и видео фильмов  различных жанров монологического и диалогического характера с нормативным произношением в рамках изученного произведения.. Умение в общих чертах следить за основными моментами иноязычного диалога в художественном фильме..

6. Развитие способности и готовности к самостоятельному чтению иноязычной литературы, дальнейшему самообразованию с его помощью, использованию знаний английской литературы  в других областях знаний.

7..  Развитие умений анализировать текст художественного произведения:

- умение выделять основные темы произведения, его проблематику, определять жанровые и родовые, сюжетные и композиционные решения автора, место, время и способ изображения действия, стилистическое и речевое своеобразие текста, прямой и переносные планы текста, умение «видеть» подтексты);

 - умение анализировать в устной форме самостоятельно прочитанные произведения, их отдельные фрагменты, аспекты;

8 .Активизация и расширение лексического запаса за счет изучения фразеологических оборотов, идиоматических выражений в контексте произведения;

9.Развитие навыков и умений у учащихся читать, осмысливать и интерпретировать неадаптированные художественные произведения различных литературных жанров;

10.Совершенствовать навыки  литературного перевода;

11. .Развитие навыков аудирования художественных текстов разных жанров в естественном темпе;

 Чтение

Умение читать и понимать  аутентичные тексты различных стилей  Изучающее чтение в целях полного понимания информации. Детальное понимание сложных текстов. Анализ текстов с точки зрения содержания, позиции автора и организации текста.

ПРИНЦИПЫ ОТБОРА ЛИТЕРАТУРНОГО МАТЕРИАЛА:

1 .Материал курса излагается в историко-литературном плане с соблюдением хронологической последовательности;

2.Преподавание курса базируется на знания учащихся в области родной, зарубежной литературы, МХК и зарубежной истории;

3.Курс носит обзорный характер. В нем кратко излагаются сведения об эпохе, в которой жил тот или иной писатель, его жизни и творчестве, даются сведения о литературных направлениях, определяется проблематика произведений.

10 класс

Введение:  Английская литература - составная часть мирового литературного процесса. Отражение в литературе истории страны, традиций, особенностей национального характера. Правильное название курса - Английская или британская литература? Британский фольклор. Периодизация английской литературы.

Рассвет английской литературы :  Эпос древних кельтов. Англо-саксонское наследие. Поэма «Беовульф» как образец героического эпоса.

Чтение отрывков из поэмы «Беовульф». Анализ языка поэмы. Введение понятий «метафора» и «аллитерация».

Средние века: Рыцарские романы о короле Артуре. Хронология создания. Чтение отрывков.  Роль Д. Чосера в развитии национальной литературы. Д. Чосер -основоположник реализма, сатирической традиции, «отец английского языка», создатель жанра «роман в стихах».  «Кентерберийские рассказы» Д. Чосера. Чтение «Пролога», перевод и характеристика героев. Английские и шотландские баллады. Баллады о Робин Гуде.

Эпоха Возрождения:  Характеристика эпохи. Особенности английского Возрождения. Великий английский мыслитель и гуманист Томас Мор. Развитие сонета как жанра.  В. Шекспир - величайший художник человечества. Жизненный и творческий путь В. Шекспира. Три периода творчества. Театр «Глобус».  Жизнеутверждающий характер комедий. Сюжет и мотивы.  Трагедия «Гамлет». Проблематика произведения, характеристика героев. Чтение и анализ монолога  «Гамлета». Заучивание наизусть монолога. Тема мести в произведении. Аудирование видеосюжета.  Сонеты Шекспира. Сонеты 130, 66. Чтение и анализ. Проектная работа.

Эпоха Просвещения:  Характеристика эпохи . Английский роман XVIII века. Литературное и внелитературное влияние на развитие романа.  Комедия нравов.

 Даниель Дефо. Жизнь и литературный путь. «Робинзон Крузо» - содержание и идейный смысл романа.  Джонатан Свифт. Творческий путь. Сатира Д.Свифта. «Путешествие Гулливера» - содержание и идейный смысл романа. Сентиментализм. Поэзия XVIII века. Роберт Бернса - сын шотландского народа. Жизнь и творческий путь поэта. Тема труда, бессмертие народа в лирике Р.Бернса.  Чтение и анализ стихотворений Р. Бернса на английском и русском языках. Заучивание наизусть стихотворения « Мое сердце в горах».

Эпоха  Романтизма :  Общая характеристика эпохи. Расцвет лирической поэзии. Первый этап романтизма. «Озерная школа». Вильям Вордсворт . Творческий путь поэта. Чтение и анализ стихотворения «Нарциссы».  Джордж Гордон Байрон.  Жизнь и творческий путь поэта. «Паломничество Чайлд Гарольда» .Чтение, литературный перевод и анализ отрывков. Заучивание наизусть « Спокойной ночи, родная земля». Чтение стихотворения «Она идет во всей красе». Сравнительный анализ переводов разных поэтов-переводчиков. Историческое значение Д. Байрона. Вальтер Скотт - основоположник жанра «исторического романа». Творчество писателя, чтение и анализ отрывков из романа «Айвенго».

11 класс

Критический реализм :  Общая характеристика эпохи. Особенности реализма в Англии. Чарльз Диккенс - величайший английский писатель, открыватель нового периода в развитии английской литературы. Жизненный и творческий путь писателя. Чтение отрывков и анализ произведения Ч. Диккенса: «Давид Копперфильд» . Уильям Теккерей – создатель реалистичной картины аристократического общества Англии XIX века .  Роман «Ярмарка тщеславия» - галерея образов современников писателя.  Сравнительная характеристика Эмили Седли и Бекки Шэри – главных персонажей произведения. Роман «Ярмарка тщеславия» - роман без героя.

Литература конца XIX  и начала XX века : Характеристика эпохи. Основные литературные направления: эстетизм, неоромантизм, традиционализм. Льюис Кэролл, Томас Харди, Роберт Стивенсон. Оскар Уайльд. История жизни и эстетические взгляды писателя.  Роман «Портрет Дориана Грея» - роман-аллегория, роман-символ, роман-миф.   Литературный перевод отрывков. Семинар. Тема: «Проблема красоты и нравственности в романе О. Уайльда «Портрет Дориана Грея». Эпиграммы О. Уайльда.  Бернард Шоу - выдающийся драматург XX века, один из корифеев «новой драмы». Два периода в творчестве драматурга .  Комедия «Пигмалион». Проблематика произведения. Аудирование, чтение , анализ и литературный перевод отрывков из пьесы. Подготовка к просмотру мюзикла «Моя прекрасная леди».  Видео-урок. Фильм «Моя прекрасная леди» - киноверсия комедии «Пигмалион». Языковые и фонетические особенности героев. Различие диалектов. Анализ последних сцен в фильме и пьесе. Известные афоризмы Б. Шоу.

Литература XX века. Современная литература:   Общая характеристика Английской литературы ХХ века.  Послевоенная литература.  В.С. Моэм - романист, драматург, мастер короткого рассказа. Чтение и анализ коротких рассказов : психологический портрет героев  рассказа « Творческий импульс», «Луна и грош».  Айрис Мердок - автор романов с «философскими тенденциями». Перевод с русского на английский язык абзацев из заметок В.Скороденко о романах А.Мердок (1991г.)   Агата Кристи – автор детективных романов и пьес.  Чтение, литературный перевод, психологический портрет героев рассказа «Удачное воскресенье». Джон Рональд Руэл Толкин - английский писатель, лингвист и филолог. Роман " Властелин колец"

  1. Тематическое планирование с указанием количества часов,

 отводимых на освоение каждой темы

Класс

Темы

Кол-во часов

10 класс

Введение

4 часа

Рассвет английской литературы

4 часа

Средние века

4часа

Эпоха Возрождения

Характеристика эпохи. Томас Мор

1час

В. Шекспир

9 часов

Эпоха Просвещения

Английский роман XVIII века

3 часа

Сентиментализм.

3 часа

Романтизм

6часов

11 класс

Критический реализм

Ч. Диккенс

5 часа

Уильям Теккерей

4 часа

Литература конца XIX  и начала XX века

Оскар Уайльд

7 часов

Бернард Шоу

6 часа

Сомерсет Моэм

4 часа

Литература XX века. Современная литература

Герберт Уэльс

2 часа

Агата Кристи

3 часа

Джон Рональд Толкин

1 час

Айрис Мердок.

2 часа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа потока по литературе "Литература как повод для дискуссии", 5 класс

Рабочая программа потока по литературе "Литература как повод для дискуссии" и тематическое планирование для 5-го класса...

Рабочая программа учебного предмета «Литература» 5 - 9 класс базовый уровень, МО учителей русского языка и литературы

Рабочая программа учебного предмета «Литература»  5 - 9 класс базовый уровень,   МО учителей  русского языка и литературы...

Рабочая программа по предмету «Литература. 6 класс» на основе программы по литературе В. Я. Коровиной

Настоящая рабочая программа по  литературе  для VI класса рассчитана на изучение литературы на базовом уровне. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стра...

Рабочая программа по предмету «Литература. 5 класс» на основе программы по литературе Г. С. Меркина

Настоящая рабочая программа по литературе для V класса рассчитана на изучение литературы на базовом уровне. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучени...

Рабочая программа учебного предмета «Литература» 10-11 класс. Разработана МО учителей русского языка и литературы

Рабочая программа учебного предмета «Литература» 10-11 класс. Разработана МО учителей русского языка и литературы...

Рабочая программа по предмету "Литература" по курсу "Русская литература XIX-XX веков" В.В. Агеносова, А.Н. Архангельского

Рабочая программа по предмету «Литература» составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта (приказ Министерства образования Российской Федерации №1089  от 05.03.2004 г.), ...

Рабочая программа учебного предмета «Литература» для 10 класса Составитель: методист МО словесников, учитель русского языка и литературы высшей категории ГБОУ гимназии № 446 Колпинского района Санкт-Петербурга Быкарева Лариса Николаевна

Рабочая программа по литературе для обучающихся 10 класса создана на основе- Федерального государственного стандарта общего образования-  Примерной учебной  программы основного общего образо...