Проектно-исследовательская деятельность на английском языке как средство реализации требований ФГОС во внеурочное время
статья по английскому языку

Мирошниченко Ирина Алексеевна

Проектно-исследовательская деятельность как средство реализации требований ФГОС во внеурочное время

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мирошниченко Ирина Алексеевна

ГБОУ средняя школа №298

Учитель английского языка

Проектно-исследовательская деятельность как средство реализации требований ФГОС во внеурочное время

(на примере ГБОУ средняя школа №298»)

                                                   Актуальность.

            С внедрением Федерального государственного образовательного стандарта получают развитие идеи построения учебного процесса на основе исследовательской и проектной деятельности. Формирование у обучающихся основ культуры исследовательской и проектной деятельности, навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования, предметного или межпредметного учебного проекта направленно на решение научной, личностно и (или) социально значимой проблемы.

          Новые технологии способствуют развитию личности, творческой инициации, навыку самостоятельного движения в информационных полях, формированию у обучающегося универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем — профессиональной деятельности, самоопределению в повседневной жизни. Акцентируется внимание на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Исследовательская деятельность предполагает активную познавательную позицию, основанную на поиске ответа на какой-либо вопрос, связанную с осмыслением и творческой переработкой информации.

Цель проектно-исследовательской деятельности – в приобретении учащимися навыка исследования как способа освоения окружающей действительности, развитии исследовательского типа мышления, активизации личностной позиции учащегося на основе приобретения новых знаний.

Задачи проектно-исследовательской деятельности:

1. Развивать интерес к познавательной, творческой, экспериментально-исследовательской деятельности, к углубленному изучению дисциплин, повышение социального статуса знаний.

2. Развивать личностные качества учащихся, способствовать формированию логического, научного мышления.

3. Помочь приобрести дополнительные знания, умения и навыки в интересующей области; развивать навыки самостоятельной работы с различными источниками информации: научной и специальной литературой, периодической печатью, справочниками, мультимедийным оборудованием.

4. Стимулировать к социальному и профессиональному самоопределению школьников, к ориентации на дальнейшее продолжение образования в вузе.

5.Познакомить учащихся с теоретическими основами исследовательской деятельности: методикой обработки полученных данных и анализом результатов, составлением и оформлением отчётов и докладов о результатах исследовательской деятельности

6.Организовать разнообразную творческую, общественно значимую исследовательскую деятельность детей. Участвовать в проводимых в рамках деятельности ОУ конкурсах, конференциях, проектах, научно-практических семинарах; отработать навыки публичного выступления, защиты своей работы перед аудиторией.

                                                     Основная часть.

        Программы практически всех школьных УМК ориентированы на данный проектно-исследовательский  вид деятельности. Устные экзамены в 9-х и 11-х классах предполагают защиту проекта как один из видов итоговой аттестации. Таким образом, проектная деятельность учащихся становится все более актуальной в современной педагогике. И это не случайно, ведь именно в процессе правильной самостоятельной работы над созданием проекта лучше всего формируется культура умственного труда учеников. При этом повсеместная компьютеризация позволяет каждому учителю более творчески подходить к разработке своих уроков, а также сделать образовательный процесс более интересным, разнообразным и современным. Согласно ФГОС второго поколения, основным подходом в современном образовании является системно-деятельностный подход. А всесторонне реализовать данный подход позволяет именно проектная деятельность. В то же время через проектную деятельность формируются абсолютно все универсальные учебные действия, прописанные в Стандарте.  

           Следовательно, в условиях ФГОС каждый ученик должен быть обучен этой деятельности. Школьники любят показывать результат своей деятельности, реальные продукты своего труда окружающим. Это способ их самовыражения. «Скажи мне – и я забуду; покажи мне – и я запомню; вовлеки меня – и я научусь» - гласит китайская пословица. Как известно из наблюдений социологов, 95% информации усваивается лишь в том случае, если эту информацию мы нашли и проработали сами.

  • Какое же место занимает проектная деятельность в реализации ФГОС на уроках английского языка и во внеурочное время?
  • Какие умения мы можем сформировать у учащихся посредством проектной деятельности?

        Прежде чем перейти к рассмотрению сути проектной деятельности и ее применению на уроках английского языка, необходимо определить, какое место занимает проектная деятельность в реализации ФГОС нового поколения.

  1. Основное отличие нового Стандарта заключается в изменение результатов, которые мы должны получить на выходе (планируемые личностные, предметные и метапредметные результаты);
  2. Инструментом достижения данных результатов являются универсальные учебные действия (программы формирования УУД);
  3. Основным подходом формирования УУД, согласно новым Стандартам, является системно-деятельностный подход;
  4. Одним из методов (возможно наиболее эффективным) реализации данного подхода является проектная деятельность.

При использовании  проектной деятельности  на уроках ИЯ  учащимся должны использовать   имеющиеся у них  опыт и знания, сформированные  иноязычные коммуникативные  умения, а также овладеть  новыми умениями (метапредметными), важными для познавательной деятельности в целом.

Таким образом,  выполнение проектных заданий  на  уроках английского языка и во внеурочной деятельности  преследует несколько целей:

  1. Сформировать  у школьника понимание  того, что  изучаемый иностранный язык наряду с родным языком является инструментом  познавательной деятельности, связанной  с удовлетворением личных познавательных интересов, добыванием знаний  в разных областях, с расширением своего лингвистического  и общего кругозора путем поиска  и обработки информации  из доступных им источников;
  2. Научить школьников  взаимодействовать с партнёрами в процессе выполнения  парных и групповых проектов с использованием  английского языка.
  3. Обеспечить  каждому участнику  проектной работы  дополнительную практику в английском языке в процессе поиска  и обработки  доступной  школьникам информации  на иностранном и родном  языке. Использование проектной методики способствует развитию организаторских качеств участников проекта, объединению их интересов, выявлению детей, склонных к лидерству и организаторской деятельности. Растут самооценка и уверенность в себе. Дети учатся находить компромиссы при решении поставленных вопросов и уважать взгляды других.

        В процессе работы над проектами участники учатся самостоятельному мышлению, самоорганизации, инициативе, развивают чувство интуиции. Увеличивается активность участников: они начинают больше читать, особенно справочную и специальную литературу, чаще общаются друг с другом, ведут обсуждения и дискуссии. Процесс защиты проектов, публичные выступления развивают мышление, культуру речи и общения, умение аргументировать защищать свои идеи, самообладание. Таким образом, происходит развитие личности.

       Организация проектной деятельности на уроках  иностранного языка  и во внеурочной деятельности является действенным средством развития метапредметных (коммуникативных, познавательных, регулятивных, личностных) образовательных результатов учащихся. Включение учащихся в исследовательскую и проектную деятельность является одним из путей повышения познавательной деятельности. Итогами проектной деятельности следует считать не столько предметные результаты, сколько интеллектуальное, личностное развитие школьников в выбранной для исследования или проекта сфере, формирование умения сотрудничать в коллективе и самостоятельно работать.

        Таким образом, проектная деятельность учащихся на уроках английского языка очень логично вписывается в структуру ФГОС второго поколения и полностью соответствует заложенному в нем основному подходу.

        Какие же умения мы можем сформировать у учащихся посредством проектной деятельности?

        Чтобы разобраться в этом вопросе, необходимо рассмотреть само понятие проектной деятельности школьников, а также определить ее главные цели и задачи.

        Проект – временная целенаправленная деятельность на получение уникального результата.

        Проектная деятельность является частью самостоятельной работы учащихся. Качественно выполненный проект – это поэтапное планирование своих действий, отслеживание результатов своей работы.

        Целью проектной деятельности является понимание и применение учащимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов.

Задачи проектной деятельности в школе:

  • Обучение планированию (учащийся должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы);
  • Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (учащийся должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать);
  • Умение анализировать (креативность и критическое мышление);
  • Умение составлять письменный отчет (учащийся должен уметь составлять план работы, презентовать четко информацию, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии);
  • Формирование позитивного отношения к работе (учащийся должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).

К важным положительным факторам проектной деятельности относятся:

  • повышение мотивации учащихся при решении задач;
  • развитие творческих способностей;
  • формирование чувства ответственности;
  • создание условий для отношений сотрудничества между учителем и учащимся.

Повышение мотивации и развитие творческих способностей происходит из-за наличия в проектной деятельности ключевого признака – самостоятельного выбора. Развитие творческих способностей и смещение акцента от инструментального подхода к технологическому происходит благодаря необходимости осмысленного выбора инструментария и планирования деятельности для достижения лучшего результата. Формирование чувства ответственности происходит подсознательно: учащийся стремится доказать, в первую очередь, самому себе, что он сделал правильный выбор. Следует отметить, что стремление самоутвердиться среди одноклассников является главным фактором эффективности проектной деятельности. При решении практических задач естественным образом возникают отношения сотрудничества с учителем, так как для обоих задача представляет содержательный интерес и стимулирует стремление к эффективному решению. Особенно ярко это проявляется на тех задачах, которые сумел сформулировать сам учащийся.

        Через проектную исследовательскую деятельность у детей формируются следующие умения.

1. Рефлексивные умения:

  • умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;
  • умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?

2. Поисковые (исследовательские) умения:

  • умение самостоятельно изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;
  • умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;
  • умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста);
  • умение находить несколько вариантов решения проблемы;
  • умение выдвигать гипотезы;
  • умение устанавливать причинно-следственные связи.

3. Навыки оценочной самостоятельности.

  • умение самостоятельно находить ошибки и исправлять их;
  • умение оценивать свою работу.

4. Умения и навыки работы в сотрудничестве:

  • умение коллективного планирования;
  • умение взаимодействовать с любым партнером;
  • умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;
  • навыки делового партнерского общения;
  • умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.

5. Коммуникативные умения:

  • умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.;
  • умение вести дискуссию;
  • умение отстаивать свою точку зрения;
  • умение находить компромисс;
  • навыки интервьюирования, устного опроса и т.п.

6. Презентационные умения и навыки:

  • навыки монологической речи;
  • умение уверенно держать себя во время выступления;
  • артистические умения;
  • умение использовать различные средства наглядности при выступлении;
  • умение отвечать на незапланированные вопросы.

    Целью работы нашей инициативной группы является повышение стимулирования самостоятельности учащихся, осуществление индивидуально-дифференцированного подхода при отборе заданий, обучение сотрудничеству участников учебного процесса, формирование устойчивых мотивов деятельности школьников, ускорение процесса усвоения комплекса знаний и умений, в котором важную роль играет саморегуляция учащихся, целенаправленное обучение детей приёмам самоконтроля, выработке ответственного отношения к учению.

        Таким образом, у учащихся постепенно формируется умение контролировать успешность своей работы в целом. По окончании изученной темы школьники должны осознать, какие знания и умения они должны были получить, чему научиться, над чем должны поработать еще для более успешного усвоения материала.

В условиях реализации ФГОС проектно-исследовательская деятельность учащихся приобретает особое значение. Метод проектов направлен на то, чтобы развить активное самостоятельное мышление ребенка и научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает ему школа, а уметь применять их на практике. Проектная методика предполагает высокий уровень индивидуальной и коллективной ответственности за выполнение каждого задания по разработке проекта.

Совместная работа группы учащихся над проектом неотделима от активного коммуникативного взаимодействия учащихся. Проектная методика является одной из форм организации исследовательской познавательной деятельности, в которой учащиеся занимают активную субъективную позицию. Тема проекта может быть связана с одной предметной областью или носить междисциплинарный характер. При подборе темы проекта учитель должен ориентироваться на интересы и потребности учащихся, их возможности и личную значимость предстоящей работы, практическую значимость результата работы над проектом. Выполненный проект может быть представлен в самых разных формах: статья, рекомендации, альбом, коллаж и многие другие. Разнообразны и формы презентации проекта: доклад, конференция, конкурс, праздник, спектакль. Главным результатом работы над проектом будут актуализация имеющихся и приобретение новых знаний, навыков и умений и их творческое применение в новых условиях.

Основной целью использования метода проектов в обучении иностранному языку является возможность эффективного овладения учащимися иноязычной коммуникативной компетенцией. В это понятие входят:

Речевая компетенция – создание возможности проявления коммуникативных умений во всех видах речевой деятельности: аудировании, говорении, письме, чтении.

Социокультурная компетенция – формирование представления о социокультурной специфике стран изучаемого языка.

Языковая компетенция – овладение учащимися лексическими единицами по темам в качестве необходимой основы для оформления речевых умений.

Учебно-познавательная компетенция – совершенствование учебной деятельности по овладению ИЯ.

Компенсаторная компетенция – формирование умения выходить из трудных положений в условиях дефицита языковых средств.

Информационная компетенция – умение самостоятельно работать со справочной литературой, находить необходимую информацию по разным отраслям знаний.

Критерии оценки проекта:

1.оформление проекта – наличие рисунков, аккуратность

2.содержание проекта – соответствие теме, наличие оригинальных находок, полнота раскрытия темы, логичное изложение материала

3.представление проекта – правильность речи, степень владения материалом, эмоциональность в представлении.

Первые проекты мы начинаем делать в пятом классе, такие, как,  например, «My family», “My birthday”, “My friend”, “Favourite food” .  Тема “My favourite animal” лучше всего подходит для начала проектной деятельности. Учащиеся выбирают любимое животное, рисуют его и рассказывают о нем. При этом они узнают о правилах оформления проекта: наличие заголовка, автора проекта, класс, аккуратное оформление. Первые проекты учащиеся выполняют на альбомных листах формата А4. На предварительном  занятии  учитель рассказывает ребятам о предстоящей работе, обязательно показывает работы ребят предыдущих классов. Вместе обсуждаются достоинства и недостатки работ, даются рекомендации по оформлению. На занятии прорабатывается грамматический материал, повторяется лексика, которая используется в проекте. На следующем занятии устраивается выставка, и ребята представляют свои работы: читают или рассказывают о своем любимом животном. В конце урока учитель отмечает положительные стороны каждого проекта и дает советы над, чем можно поработать.

 Учащиеся пятых классов в силу психологических и возрастных особенностей еще не умеют организовывать и планировать полностью свою работу самостоятельно.

Проектная работа начинается с простых мини-проектов: нарисовать рисунок по теме, составить небольшой рассказ-описание этого рисунка или идеи, в него вложенной, составить коллаж. Экскурсионные проекты. Перед экскурсией обозначается и проговаривается план экскурсии, ученикам раздаются задания, что именно они должны найти, увидеть, услышать на этой экскурсии.

Проект осуществляется по определенной схеме:

  1. Подготовка к проекту.
  2. Организация участников проекта.
  3. Выполнение проекта.
  4. Презентация проекта.
  5. Подведение итогов проектной работы.

Рассмотрим их подробнее.

1-ый этап – подготовка к проекту.

Приступая к созданию учебного проекта,  следует соблюдать ряд условий:

- предварительно изучить индивидуальные способности, интересы, жизненный опыт каждого ученика;

- выбрать тему проекта, сформулировать проблему, предложить учащимся идею, обсудить ее с учениками.

Что касается организации участников проекта, сначала формируются группы учащихся, где перед каждым стоит своя задача. Распределяя обязанности, учитываются склонности учащихся к логичным рассуждениям, к формированию выводов, к оформлению проектной работы. При формировании группы в их состав включаются школьники разного пола, разной успеваемости, различных социальных групп. Делить на группы можно разными способами: по общности интересов, по интеллектуальной составляющей, по коммуникабельности, по заинтересованности проблемами (если для каждой группы предполагается решение принципиально разных проблем), по жребию. Например, если проект связан с погодой или временами года, ученикам предлагается вытянуть картинки с изображениями снежинки, цветочка, желтого или зеленого листика; если проект связан с путешествием в различные города, ученики выбирают билет с названием тура.

В некоторых группах ученики самостоятельно распределяют роли между собой, но иногда ученикам нужно помочь, объяснить, что более целесообразно, чтобы работу выполнял не один человек, и помочь распределить роли внутри группы.

2-ой этап. Непосредственно выполнение проекта.

Этот шаг связан с поиском новой, дополнительной информации, обсуждением этой информации,  и ее документированием, выбором способов реализации проекта (это могут быть рисунки, поделки, постеры, чертежи, викторины и др.). Одни проекты оформляются дома самостоятельно, другие, требующие помощи со стороны учителя, создаются в классе. Главное – не подавлять инициативу школьников, с уважением относится к любой идее, создавать ситуацию «успеха». На данном этапе учитель ненавязчиво направляет деятельность учащихся.

Следующий этап – презентация проекта.

Весь отработанный, оформленный материал надо представить одноклассникам, защитить свой проект. Для анализа предлагаемой методики обучения важны способы выполнения и представления проекта. Так, у школьников может быть специальная тетрадь только для проектов. Проекты могут выполняться на отдельных листах и скрепляться вместе, образуя выставку, монтаж. Группы могут соревноваться друг с другом. Конечный результат проектной работы, как именно будет выглядеть проект выбирает пока учитель,  но иногда в ходе проекта конечный результат отличается от намеченного. Главное, чтобы работа групп, выполняющих разные задачи, в итоге слилась в одну картину.

        После презентации проекта ученики должны оценить сами себя и свою работу. В этом возрасте это сделать сложно. Потому что желаемая оценка важнее оценки реальной. При анализе ученик учитывает лишь своё желание, а не действия, направленные на получение результата. Формированию правильной самооценки также должен научить учитель младшей школы. С каждым годом проекты усложняются, вводятся новые приемы представления и оформления проектов. Поэтому к каждому году проектной деятельности были разработаны критерии оценки,  которыми   школьники  пользуются при оценке товарищей.

Задача учителя в проектной методике – научить школьника как работать самостоятельно, использовать свою фантазию, подготовить доклад, взять интервью, разработать вопросник, отвечать перед публикой.

         Совместная работа группы учащихся над проектом неотделима от активного коммуникативного взаимодействия учащихся. Проектная методика является одной из форм организации исследовательской познавательной деятельности, в которой учащиеся занимают активную субъективную позицию. Работая над проектом,  школьники  учатся:

-осуществлять поиск необходимой  информации с использованием  учебной литературы,  справочников,  в открытом  информационном пространстве, в том числе  контролируемом пространстве Интернета;

-строить  сообщения в устной и письменной форме, ориентироваться на  многообразие  способов решения задач;

- учитывать и координировать  в сотрудничестве  позиции других людей . учитывать   разные мнения и  интересы, формулировать   собственное мнение и позицию, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности ;

-  адекватно использовать  речевые  средства  для решения  различных коммуникативных  задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи, осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

        Метод проектов – личностно-ориентированное обучение, направленное на развитие учащегося. В сотрудничестве с учителем и другими учениками улучшается мотивация обучения, снимается напряжение, увеличивается вера в свой успех. Проекты, которые  готовят учащиеся 5 ( более сильные ученики) и  6 классов немного другие- Dream house,  My future house, A family tree, Our pets, Seasons in our place, My school , English-Speaking Countries,  London Zoo,  Welcome to Uryupinsk и другие,  выходят за рамки предметных тем и  способствуют созданию широкой мотивационной  основы учебной деятельности, росту учебно-познавательного  интереса к новому материалу.

Организация работы по проекту предполагает следующие этапы:

  • Выдвижение идеи;
  • Практическая деятельность учащихся в рамках проекта;
  • Промежуточный контроль;
  • Обсуждение способов оформления проекта;
  • Документирование проекта;
  • Презентация результатов проекта;
  • Подведение итогов выполнения проекта (рефлексия).

Практическое использование результатов работы над проектом (в качестве наглядных пособий, докладов на других уроках, выставках и т.д.)

Алгоритм построения цикла уроков работы  над проектом предполагает следующие этапы:

  1. Мотивация. Внимание учащихся следует акцентировать на проблемах, интересующих в первую очередь их самих, и не имеющих однозначного решения.
  2. Информационное обеспечение. Использование всех компонентов УМК, материалов интернета, периодики. Проведение исследования, опроса общественного мнения.
  3. Первичная обработка информации. Анализ материала согласно опыту, знаниям, интересам учащихся.Обмен мнениями, составляется первоначальный план работы.
  4. Вторичная обработка информации. Учащиеся конструируют проблемные ситуации, корректируют план, работают по определенному аспекту проблемы.
  5. Сбор дополнительной информации. Предполагает умение учащихся сопоставлять имеющиеся знания и новую информацию.
  6. Осмысление, сравнение, анализ и коррекция. Учащиеся учатся не только отстаивать свою точку зрения, но и исправлять ошибки.
  7. Заключительный этап. Представление проекта.                                                                           В процессе работы над любым проектом школьники не только осваивают компьютер и пишут сочинения на английском языке. Они приобретают навыки международного, межкультурного общения, выходят за границы собственных культурных стандартов, что позволяет им взглянуть на мир другими глазами.
  8. Работа по проектной методике требует от учащихся высокой степени самостоятельности поисковой деятельности, координации своих действий, активного исследовательского, исполнительского и коммуникативного взаимодействия. Основная идея метода проектов заключается в том, чтобы перенести акцент с различного вида упражнений на активную мыслительную деятельность учащихся в ходе совместной творческой работы. Роль учителя заключается в подготовке учащихся к работе над проектом, выборе темы, в оказании помощи учащимся при планировании работы, в текущем контроле и консультировании учащихся по ходу выполнения проекта на правах соучастника.
  9. Таким образом, мы формируем у учащихся культуру умственного труда, приучая детей к исследовательской деятельности, к самостоятельной осознанной работе над проектом. Названные формы занятий и методы обучения поддерживают интерес учащихся к предмету, повышают мотивацию к учению, способствуют развитию социокультурной компетенции учащихся. У школьников возникает практическая потребность в применении иностранного языка в своей жизни таким образом, чтобы владение языком стало совершенно естественным умением для всех выпускников вне зависимости от того, чем они планируют заниматься в будущем

          В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении и во внеурочной деятельности приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Организация проектной деятельности  во внеурочной деятельности  отвечает так же  требованиям ФГОС  и призывают решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности, и саморазвития. В Федеральном государственном образовательном стандарте   внеурочной деятельности школьников уделено особое внимание, определено особое пространство и время в образовательном процессе как неотъемлемой части базисного учебного плана.

        Практика  показывает,  что проектная методика во внеурочной деятельности  является большим стимулом в работе для учащихся, приводит к активному освоению иностранного языка, применению своих знаний в каждой конкретной ситуации. Проектная методика играет важную роль в образовательном процессе. Разрабатываются вопросы интеграции учебных дисциплин, обеспечивается связь с изученными темами. В процессе проектной работы полнее реализовывается системный подход в обучении, согласовываются учебно-воспитательные задачи, соединяются теория и практика. Таким образом, можно говорить о направленности данного метода на получения личностных, метапредметных м предметных результатов

В процессе проектной деятельности школьники старших классов создают и мультимедийные презентации на английском языке. Работа над презентацией– процесс творческий. Учащийся самостоятельно или под руководством учителя занимается поиском решения какой-то проблемы, для этого требуется не только знание языка, но и владение большим объёмом предметных знаний, владение творческими, коммуникативными и интеллектуальными умениями  и в данномслучаеот них требуется умения работать с  программами Microsoft Word, Microsoft Power Point. Под руководством  учителя работа над презентацией  проходит  в несколько этапов:

-определение  темы, уточнение целей конечного результата, выбор рабочих  групп,    определение источников информации

- поиск необходимой информации, творческая переработка,  выполнение презентации.

- защита своей работы.

В среднем  звене  обучающие готовят презентации  лексической направленности, имеющие страноведческую тематику или связанные с их увлечениями, например,  «Животные», «Спорт», «Королева Елизавета»,  « История одного города»,  « Наша  школа», презентации, посвящённые Лондону, традициям и праздникам  англо-говорящих стран, «Волгоградской области», родному  городу.  Оформление  презентаций- это процесс творческий,  и дети имеют возможность проявить свои умения работать с  различными  программами,  используют различные шрифты, фотографии, рисунки , звук и даже видео. Всё это делает работу  более привлекательной и значимой. Во время   недели иностранного языка в школе  проводится конкурс  защиты  проектов  и лучшие  работы были отмечены грамотами. Для конкурса английских песен  учащиеся разных классов  не только исполнили любимые песни на английском языке, но и приготовили презентации об английских певцах и группах, чьи песни они представили.

Проект – «Modern Urypinsk», был посвящён 400-х юбилею нашего города и для участия в нём нужно было представить коллаж, стенгазету или постер с достопримечательностями нашего города и описанием на английском языке.

Регулярно ребята нашей школы принимают участие  во всероссийских и областных конкурсах, неделях иностранного языка, городских театральных фестивалях исполнителей на иностранном языке и других мероприятиях.

Участие в подобной деятельности способствует формированию таких личностных, метапредметных и предметных результатах, как воспитание  патриотизма, любви и уважения к Отчизне,  чувство гордости за свою Родину  .знание  культуры  и прошлого своего края, формирование  мотивации изучения  ИЯ, и стремления  к самосовершенствованию в ИЯ. В области метапредметных результатов  у ученика формируется развитие  компетентности в области использования  Информационно-коммуникационных технологий, умение  адекватно и осознанно  использовать речевые образцы в соответствии с задачей, развиваются  навыки работы с информацией, поиск и выделение нужной информацией, её обобщение и фиксация.

 Таким образом, результаты, которые могут быть получены после применения этой технологии следующие:

- прочное и глубокое усвоение знаний;

- высокий уровень самостоятельной работы учащихся;

- высокий уровень научности в знаниях у учащихся;

- умение работать в группе, вести групповое обсуждение;

- сплочение детского коллектива;

- мотивация коллективных достижений

     Необходимо подчеркнуть, что проектная методика не заменяет, а дополняет другие виды технологий обучения. Она одинаково полезна и эффективна как для слабоуспевающих учащихся, так и для высокомотивированных и одаренных учащихся. Целесообразно направлять деятельность учеников, учитывая их интересы, потребности, способности и индивидуальные особенности, что отражает дифференцированный, личностно-ориентированный подход, который ставится во главу угла в ФГОС. Слабоуспевающие дети могут показать свои интересы, свое трудолюбие и свою полезность для группы, например, выполнив учебный проект, который будет использован в учебном процессе. Высокомотивированные дети в результате данной работы приобретают дополнительные знания, могут выполнить проект на высоком уровне и предложить одноклассникам дополнительный интересный материал или общественно значимое мероприятие, тем самым вовлечь всех учеников в активную деятельность и общение. Данная категория учащихся может разрабатывать темы, выходящие за рамки школьной учебной программы, а также выполнять исследовательские проекты, ориентированные на социальный интерес самих участников, требующих хорошо продуманной структуры.

        Опыт показывает, что самостоятельное овладение учащимися проектной технологией невозможно. Важная роль на всех этапах деятельности отводится педагогу, который, с одной стороны, выступает организатором проекта, обеспечивая развитие и обучение детей, а с другой, является равноправным членом рабочей группы, выдвигающим собственные цели, анализирующим ситуацию и предлагающим интересные идеи для обсуждения. Умение пользоваться методом проектов – показатель высокой квалификации преподавателя.

Заключение

        Подводя итог можно сказать, что метод проектно-исследовательской деятельности при интегрированном обучении на уроках английского языка, способствует развитию у обучающихся следующих компетенций:

  • познавательной;
  • общенаучной;
  • информационной;
  • коммуникативной;
  • социальной.

А так же проектная методика позволяет:

  • проводить урок на высоком познавательном, эстетическом, эмоциональном уровне;
  • обеспечить высокую степень дифференциации обучения;
  • обеспечить положительную мотивацию обучения;
  • формировать навыки исследовательской деятельности;
  • обеспечить доступ к различным справочным, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.

Учащиеся стремятся к саморазвитию и самосовершенствованию. Появляется интерес к изучению английского языка, учащиеся показывают хорошие результаты.

Таким образом, при правильной организации учебного процесса повышается мотивация учащихся. В процессе работы над проектом учащиеся перестают быть пассивными, меняется отношение к учебе, ученики становятся «добытчиками» знаний. Видимый результат проекта повышает самооценку учащихся, а также дает возможность использовать полученные знания в своей дальнейшей жизни. Используя систематически метод проекта в процессе обучения, ученик приобретает прочную базу, которая делает конкурентно-способной личностью на рынке труда.

Список литературы:

1. Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения // Педагогика №4, 2009.

2. Биболетова М.З., Денисенко О.А. , Трубанёва Н.Н. “Enjoy English” Книга для учителя  5 класс,Титул, 2015 г

3. Гальскова, Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам/– М.: Арти-Глассо, 2000г

4. Дусавицкий А.К., Кондратюк Е.М. и др. Урок в развивающем обучении. – М.: ВИТА- ПРЕСС, 2008.

5. Мангутова, О.Н. Современный урок иностранного языка: основные подходы к проектированию //Интернет-журнал «Эйдос». – 2010.

6. Полат Е.С. «Метод проектов на уроках иностранного языка». ИЯШ №2 2000г

7. Поливанова, К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя / – М.: Просвещение, 2011. – (Работаем по новым стандартам).

8. Сафонова, В.П. Современный урок иностранного языка. – М.: Учитель, 2011.

9. Соловьева, Е.Н. Методика обучения иностранным языкам, базовый курс лекций: пособие для студентов педвузов и училищ/ Е.Н. Соловова, – М.: Просвещение, 2005.

10. Хуторской, А.В. Практикум по дидактике и современным методикам обучения. – СПб.: Питер, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация требований ФГОС во внеурочной деятельности начального общего образования

Презентация  реализации требований ФГОС во внеурочной деятельности начального общего образования в МБОУ "СОШ №55" г Кемерово...

Проектная деятельность учащихся как средство реализации требований ФГОС

Данный материал поможет учителям освежить в памяти теоретический материал о методе проектов на уроках и во внеурочной деятельности. В статье говорится о целях, задачах. структуре, этапах, формах проек...

Проектная деятельность как средство реализации требований ФГОС на уроках английского языка и во внеурочное время

laquo;Скажи мне – и я забуду; покажи мне – и я запомню; вовлеки меня – и я научусь» - гласит китайская пословица. Как известно из наблюдений социологов, 95% информации усваива...

Проектная деятельность учащихся как одно из средств реализации требований ФГОС

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на ...

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС...