Методическая разработка для обучения иностранному языку по теме :"Игры на занятиях по иностранному языку"
методическая разработка по английскому языку (10 класс)

Ветрова Елена Васильевна

Методическая разработка для обучения иностранному языку по теме :"Игры на занятиях по иностранному языку"

Скачать:


Предварительный просмотр:

СОГБПОУ «Рославльский многопрофильный колледж»

Методическая разработка для обучения иностранному языку

по теме:

«Игры на занятиях по иностранному языку»

Разработала:

преподаватель иностранного языка:

Ветрова Елена Васильевна

Рославль2018 год

Содержание

Введение ………………………………………………………………………….с. 3

1. Что такое «игра» с точки зрения психологии ………………………………..с. 4

2. Классификация игр……………………………………………………………с. 5

2.1. Игры, применяемые при обучении иностранным языкам…………………с. 5

2.2. Ролевая игра как средство развития коммуникативной компетенции……с. 9

3. Использование игрового метода на занятиях по иностранному языку…….с.10

Заключение……………………………………………………………………….с. 13

Список литературы…………………………………………………………….с. 14


Введение

Игра – это особый вид деятельности, который является эффективным средством формирования личности, ее морально–волевых качеств. С детства в игре реализуются потребность воздействия на мир. Так, одна из значимых ролей в развитии и воспитании человека принадлежит игре.

А.С. Макаренко говорил: «Игра имеет большое значение в жизни ребенка, имеет тоже значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре...»[10]

Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна. Благодаря играм человек учится доверять самому себе, остальным людям, распознавать, что хорошо, а что плохо.

На любой ступени обучения с определенной адаптацией и для каждого определенного возраста обучающегося может использоваться игровой метод. Использование этого метода содействует созданию благоприятной психологической атмосферы общения на иностранном языке. Таким образом, важно, чтобы уроки с использованием игровых приемов стали для учащихся приятным занятием. Добиться этого можно, если методически правильно и психологически обоснованно проводить работу с использованием данного метода, найти пути оптимальной организации таких уроков.

Цель данной работы рассмотреть виды игр, применяемых на уроках иностранного языка; обобщить знания об игровой деятельности, которая не только организует процесс общения на этом языке, но и максимально приближает его к естественной коммуникации; показать, что игра развивает умственную и волевую активность, требует огромной концентрации внимания, тренирует память, развивает речь. Игровые упражнения увлекают даже самых пассивных и слабо подготовленных учеников, что положительно сказывается на их успеваемости.

1. Что такое «игра» с точки зрения психологии

Игра – форма жизнедеятельности молодых животных, возникающая на определенной ступени эволюции животного мира. [9]

Детская игра – исторически возникший вид деятельности, заключающийся в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними в особой условной форме. Игра, по определению А. Н. Леонтьева, является ведущей деятельностью ребенка-дошкольника, т. е. такой деятельностью, благодаря которой происходят главнейшие изменения в психике ребенка и внутри которой развиваются психические процессы, подготавливающие переход ребенка к новой, высшей ступени его развития. [6]

Игра представляет собой особую форму деятельности в условных ситуациях, направленной на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры. В игре как особом исторически возникшем виде общественной практики воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности, подчинение которым обеспечивает познание и усвоение предметной и социальной действительности, интеллектуальное, эмоциональное и нравственное развитие личности.

Попытку систематического изучения игры первым предпринял в конце XIX в. немецкий ученый К. Гросс. Немецкий психолог К. Бюлер определял игру как деятельность, совершаемую ради получения «функционального удовольствия». Фрейдисты видят в игре выражение глубинных инстинктов или влечений. Теорию игры, исходящую из ее социальной природы, разрабатывали Е. А. Аркин, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев. Связывая игру с ориентировочной деятельностью, Д. Б. Эльконин определяет игру как деятельность, в которой складывается и совершенствуется управление поведением. Единицей игры и в то же время центральным моментом, объединяющим все ее аспекты, является роль. [4]

2. Классификация игр

Интрига любой игры заключается в победе над собой: интеллектуальной или творческой, физической или духовной.

Большинство игр имеют следующие четыре главные черты:

  1. свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию участника, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от его результата;
  2. творческий, импровизационный, очень активный характер этой деятельности;
  3. эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция, аттракция и т.п.
  4. наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.

2.1. Игры, применяемые при обучении иностранным языкам

Обучение иностранным языкам предполагает широкий выбор средств и методов. Игры, используемые на занятиях по иностранному языку, можно разделить на два вида:

1. Грамматические, лексические, фонетические и орфографические игры, которые способствуют формированию речевых навыков.

Грамматические игры необходимы, так как овладение грамматическим материалом создает возможность для перехода к активной речи учащихся. Как показывает практика, тренировка в употреблении грамматических структур, требующая многократного их повторения, утомляет своим однообразием, а затрачиваемые усилия не приносят быстрого стабильного результата, поэтому игры помогут сделать скучную работу более интересной и увлекательной. Лексические игры направлены на обогащение словарного запаса. Фонетические игры предназначаются для корректировки произношения на этапе формирования речевых навыков и умений. Орфографические игры имеют основную цель освоения корректного правописания изученной лексики. Большинство игр может быть использовано в качестве тренировочных упражнений на этапе как первичного, так и дельнейшего закрепления.

2. Творческие игры. Целью данных игр служит помощь при дальнейшем развитии речевых навыков и умений обучающихся. Характерные качества речевого умения: возможность проявить самостоятельность в решении речемыслительных задач, быстрая реакция в общении, максимальная мобилизация речевых навыков – могут быть проявлены в аудитивных и речевых играх. Творческие игры тренируют умение учащихся креативно использовать свои речевые навыки.

Существует несколько классификаций игр. Так, Н.И. Гез и Н.Д. Гальскова выделяют игры языковые, коммуникативные, ролевые и деловые [8].

Языковые игры подходят для развития умений и навыков на базе различных знаков языка – от слогов до микротекстов. К играм такого характера относятся бинго, кроссворды, настольные игры с кубиком, словесные пазлы, домино и др.

К отличительным особенностям языковых игр относят: статичность, проведение в форме соревнования, однозначность или ограниченность решений, репродуктивная деятельность. Языковые игры обычно используются в начальном этапе обучения иностранным языкам и представляют собой разновидность упражнений в паре или группе с целью закрепления и активизации языкового материала, а также обучения несложным высказываниям.

Коммуникативные игры направлены на развитие общения в форме репродуктивно-продуктивных упражнений. Чаще всего здесь используются воображаемые ситуации, изображенные на картинках, фотографиях и прочих иллюстрациях. В англоязычной методической литературе такие ситуации принято называть симуляциями. [4]

Ролевая игра – игра развлекательного назначения. Это особый вид драматического действия, участники которого действуют в рамках выбранных ими ролей, руководствуясь характером своей роли и внутренней логикой действия, вместе создают или следуют уже созданному сюжету [8]. Действия участников игры считаются успешными или нет в соответствии с принятыми правилами. Каждый из них ведёт себя, как хочет, играя за своего персонажа.

Основными характеристиками всех ролевых игр являются:

  1. наличие проблемы, лежащей в основе игры;
  2. наличие определенных персонажей/ролей, имеющих разное отношение к обсуждаемой проблеме;
  3. наличие проблемной ситуации, которая содержит в себе условия когнитивного конфликта.

Ролевая игра – эффективнейшее средство мотивации при изучении иностранного языка. Эффективным методом для нейтрализации отрицательного отношения учащихся к предмету и повышения у них мотивации учения является также ролевая игра. Формы ролевой игры на уроках иностранного языка различны. На начальном этапе обучения - это сюжетная ролевая игра сказочного содержания, для среднего школьного возраста – сюжетная ролевая игра бытового содержания, на старшем и среднем этапе имитационная ролевая игра познавательного содержания и на старшем же этапе имитационная деловая игра. Таким образом, сам процесс игры представляет собой моделирование группой людей той или иной ситуации. Игроки могут свободно импровизировать в рамках выбранных правил, определяя направление исход игры.

Достижение цели не является непременно основной задачей ролевой игры, а в большинстве ролевых играх такая цель отсутствует. Главной задачей ролевой игры может стать развитие характера персонажа, изучение мира.

Сюжетные игры – это игры, где преподаватель принимает косвенное участие в их подготовке и проведении. Активность учащихся имеет инициативный, творческий характер, т.е. обучающиеся способны самостоятельно поставить игровую цель, развить замысел игры и найти нужные способы решения игровых задач на иностранном языке. В сюжетных играх создаются условия для проявления инициативы, которая всегда свидетельствует об определенном уровне развития интеллекта. Эти игры особенно ценны своей развивающей функцией, имеющей большое значение для общего психического развития каждого человека. В сюжетной игре развивается фантазия и воображение участника, происходит речевое и эмоциональное развитие.

Поиск ответов на возникшие игровые проблемы повышает познавательную активность также и в действительной жизни. Достигнутые в игре процессы психического развития ученика значительно влияют на возможности его систематического обучения на занятиях, способствуют совершенствованию его истинной нравственно-эстетической позиции среди сверстников и взрослых.

Деловая игра – это эффективный прием обучения иностранному языку, главная цель которого состоит в формировании комплекса знаний и умений для выработки стратегии и тактики профессионального общения.

В школьных условиях деловые игры занимают весьма скромное место и использоваться на профильно-ориентированном этапе (10-11 классы). Понимание и выполнение роли в играх этого типа предполагает наличие знаний по специальности, а также оперирование профессионально значимыми решениями, специальным набором лексических единиц на иностранном языке.

Структура деловых игр:

  • Игра имитирует тот или иной аспект целенаправленной человеческой деятельности.
  • Участники игры получают роли, которые определяют различие их интересов и побудительных стимулов в игре.
  • Игровые действия регламентируются системой правил.
  • В деловой игре преобразуются пространственно-временные характеристики моделируемой деятельности.
  • Игра носит условный характер.
  • Контур регулирования игры состоит из следующих блоков: концептуального, сценарного, постановочного, сценического, блока критики и рефлексии, судейского, блока обеспечения информацией.

2.2. Ролевая игра как средство развития коммуникативной компетенции

Результаты исследований говорят об эффективности обучения иностранным языкам с помощью метода ролевой игры [4]. В процессе изучения иностранного языка, с использованием ролевой игры, большое внимание уделяется процессу практического овладения языком в ситуациях учебного общения. Обучающиеся стремятся выражать свои мысли, не боясь допустить грамматические ошибки. В ходе общения в рамках ролевой игры (дебаты, рекламная компания, радио программа и т.п.) происходит непроизвольное запоминание новых лексических единиц, построение высказываний, стремление к глобальному пониманию общего смыслового содержания устного и письменного текста, без использования словарей. Игры тренируют освоение норм речевого этикета в условиях игрового взаимодействия и социального общения на иностранном языке. [7]

Целесообразность использования ролевых игр заключается в усилении мотивации учебной деятельности, развитии обучаемых как личностей, повышении адекватности их самооценок и оценок партнёров по общению, преодолении коммуникативных барьеров, росте уровня коммуникативной компетенции, развитии учебной группы как коллектива. Ролевая игра даёт возможность интенсивно проводить языковую практику, во время которой язык используется сознательно, вдумчиво, эмоционально. Она вносит радость и раскрепощение в процесс обучения.

Таким образом, ролевая игра является неотъемлемой частью учебного процесса, поскольку даёт возможность реального общения, несмотря на искусственно очерченные границы беседы.

3. Использование игрового метода

При использовании игрового метода обучения задача учителя состоит, прежде всего, в том, чтобы организовать познавательную деятельность учащихся, в процессе которой развивались бы их способности, особенно творческие. [6]

Игра всегда предполагает напряжение эмоциональных и умственных сил, а также умения быстрого принятия решения. Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность играющих. Положительным является тот факт, что ученик еще использует иностранный язык для общения и донесения своих мыслей, идей. Следовательно, игровой метод вмещает огромные обучающие возможности. Для обучающихся игра – увлекательное занятие. Являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.

Использование игровых форм обучения на иностранном языке делает учебно-воспитательный процесс более содержательным и более качественным, так как:

  • игра втягивает в активную познавательную деятельность каждого учащегося в отдельности и всех вместе и, тем самым, является эффективным средством управления учебным процессом на уроках иностранного языка;
  • обучение игре осуществляется посредством собственной деятельности учащегося, носящий характер особого вида практики, в процессе которой усваивается до 90% информации;
  • игра – свободная деятельность, дающая возможность выбора, самовыражения, самоопределения и саморазвития для ее участников;
  • игра имеет определенный результат и стимулирует учащегося к достижению цели и осознанию пути достижения цели;
  • в игре команды или отдельные ученики изначально равны;
  • обезличенный процесс обучения в игре приобретает личностное значение;
  • - в игре есть всегда некое таинство – неполученный ответ, что активизирует мыслительную деятельность ученика, толкает на поиск ответа;
  • игра занимает особое место в системе активного обучения: она синтетична, так как является одновременно и методом и формой организации обучения, синтезируя в себе практически все методы активного обучения.

Использование игрового метода обучения способствует выполнению важных методических задач, таких как:

  • создание психологической готовности учащихся к речевому общению на иностранном языке;
  • обеспечение естественной необходимости многократного повторения ими языкового материала;
  • тренировку учащихся в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к ситуативной спонтанности речи вообще.

Игровая форма занятия создается на уроке при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся. Несмотря на четкие условия игровой ситуации и ограниченность использования языкового материала, в ней обязательно есть элемент неожиданности. Поэтому для игры в определенных пределах характерна спонтанность речи.

Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по основным направлениям:

  • - дидактическая цель ставится перед учащимся в форме игровой задачи;
  • - учебная деятельность подчиняется правилам игры;
  • - учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую.

Таким образом, игровой метод заключает в себе обучающие возможности и позволяет определить игру как высший тип педагогической деятельности.


Заключение

Подводя итог, можно сказать, что в игре происходит формирование произвольного поведения ребенка, его социализация. Характерной особенностью игры является ее двупланность, присущая и драматическому искусству, элементы которого сохраняются в любой коллективной игре. С одной стороны, играющий выполняет реальную деятельность, осуществление которой требует действий, связанных с решением вполне конкретных, часто нестандартных задач, с другой – ряд моментов этой деятельности носит условный характер, позволяющий отвлечься от реальной ситуации с ее ответственностью и многочисленными привходящими обстоятельствами.

Использование игры на уроках иностранного языка имеет значение для приобретения новых представлений или формирования новых умений и навыков. Игра имеет большое значение для развития мотивационно-потребностной сферы учащегося.

Игра позволяет преподавателю организовать деятельность учащихся, сделать ее более активной, заинтересовать их в изучении предмета и в поиске дополнительных средств для получения информации – то есть создать мотивацию. Игра способствует развитию таких качеств как самостоятельность и инициативность. Они также являются одним из элементов личностно-ориентированного подхода к обучению, так как дифференцированные задачи создают условия, в которых ученики с разными уровнями речевых умений и привычек работают с другими, не замечая этой разности.

Обучающие игры предоставляют возможности для развития творческих способностей учеников во время урока за счет того, что роль учителя ограничивается только объяснением задачи ученику, а дальше ученик играет самостоятельно и подбирает те языковые средства, которые именно он считает необходимыми в ситуации.

Список литературы

  1. Аникеев Н.П. Воспитание игрой. – М.: Знание, 2002. – 204 с.
  2. Выготский Л.С. Психология развития как феномен культуры / Под ред. М. Г. Ярошевского. – М.: Изд.: Институт практической психологии, Воронеж: НПО МОДЭК, 2002. – 265 с.
  3. Гальскова Н.Д., Никитенко З.Н. Организация учебного процесса по иностранному языку в начальной школе // Иностранные языки в школе. – 2003. - №1. – С.17-45.
  4. Конышева А.В. Современные методы обучения английскому языку. – Мн.: ТетраСистемс, 2014. – 175 с.
  5. Конышева А.В. Английский для малышей. – СПб.: КАРО, Мн.: Изд-во «Четыре четверти», 2015. – 160 с.
  6. Леонтьев А.А. Педагогическое общение. – М.: Просвещение, 2001. – 202 с.
  7. Пассов Е.В., Кузовлев В.П. Мастерство и личность учителя (На примере деятельности учителя иностранного языка). – М.: Флинта «Наука», 2001. – 240 с.
  8. Стронин М.Ф. Обучающие игры на уроках английского языка. – М., 2002. – 243 с.
  9. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: Педагогика, 2001. – 304 с.
  10. Макаренко А.С. Лекции о воспитании. – М.: Просвещение, 2000.- 246 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по дисциплине «Иностранный язык» на тему: «Возрастные особенности учебной деятельности на уроках иностранного языка»

План Введение Возрастное своеобразие юности Умственное развитие старшего возраста Развитие самосознания Трудности и конфликты старшего школьного возраста Развитие социально активной позиции ли...

Методическая разработка. Развитие коммуникативных умений учащихся с применением рифмовок как средства обучения иностранным языкам

Актуальность методической разработкиМетод рифмованных уроков является составной частью обучения английскому языку, как на начальном этапе, так и при дальнейшем совершенствовании владения им. Этот мето...

Методическая разработка. Развитие коммуникативных умений учащихся с применением рифмовок как средства обучения иностранным языкам

Актуальность методической разработкиМетод рифмованных уроков является составной частью обучения английскому языку, как на начальном этапе, так и при дальнейшем совершенствовании владения им. Этот мето...

Методическая разработка. Отчет по методической теме "Эмоциональность как важный мотивационный аспект преподавания иностранного языка" на заседании педагогического совета ГБОУ гимназия №402.

Как наши эмоции связаны с различными познавательными процессами : памятью, восприятием и мышлением?  Как эмоции участвуют в формировании мотивов сознательного учения школьников? Об этом задумывае...

Доклад на тему: «Игра как метод обучения иностранным языкам»

Игра как одно из удивительнейших явлений человеческой жизни привлекала к себе внимание философов и исследователей всех эпох. Уже Платон считал игру одним из полезнейших занятий, а Аристотель видел в и...

Методическая разработка для проведения практического занятия Тема: «Распорядок дня» Дисциплина ОГСЭ.03. Иностранный язык (английский) Для специальности 34.02.01 Сестринское дело

Данная методическая разработка по теме "Распорядок дня" предназначена для преподавателей средних медицинских учебных заведений....