Методическая разработка по теме "Развитие устной речи на уроках английского языка"
методическая разработка по английскому языку

Никулина Ирина Михайловна

Методическая разработка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ustnaya_rech.docx18.05 КБ
Файл razvitie_ustnoy_rechi.docx19.86 КБ

Предварительный просмотр:

     В данной статье рассматриваются различные методы работы, направленные на формирование навыков устной речи на уроках английского языка.

     В наши дни речевое общение на иностранном языке является неотъемлемой частью и потребностью современной жизни. Таким образом, обучение говорению является первоочередной задачей на уроках иностранного языка. Для их формирования  необходимо использовать специальные интерактивные упражнения и задания, направленные на диалогическое общение и формирование монологических навыков и умений.

      Существуют различные виды взаимодействия в устной речи: передача информации от одного участника к другому, комбинирование информации, известной разным участникам, сотрудничество учащихся в выработке единой цели.  В практической работе можно использовать задания, содержащие «отсутствие информации» ( information gap). Эти упражнения могут иметь различные виды:  picture gap ( с помощью вопросов найти разницу), text gap (восстановить пропущенную информацию в тексте), knowledge gap ( восстановить информацию, которая есть у другого учащегося). Использование интерактивных методов на уроке зависит от цели занятия и уровня подготовленности учеников.

      Предлагаю рассмотреть некоторые методы интерактивного взаимодействия которые необходимо применять на уроках иностранного языка для формирования навыков устной речи.

      «ПОПС – формула» (позиция – обоснование – пример – следствие). Этот прием помогает развивать у учащихся способность формулировать свои мысли, а также представлять свое мнение в краткой  форме. При использовании данного метода учителю необходимо мотивировать учащихся на вовлечение в общение всех учащихся даже слабоуспевающих и стеснительных,  акцентировать внимание учащихся на использование в своей речи  различных лексических клише для выражения своего мнения: «I believe, I strongly believe, I consider, etc». В процессе работы в малых группах, учащиеся выслушивают различные точки зрения на представленную проблему,  учатся отстаивать свое мнение, находить и приводить аргументы в пользу своего взгляда на проблему. Для выражения противоположной точки зрения  учащиеся следует  использовать лексические клише, типа «I see your point of view, but..., I can’t fully agree with you here, I strongly disagree with you, I think you are absolutely wrong».

      «Метод кейсов» (англ. Case method, кейс-метод, кейс-стади, case -study, метод конкретных ситуаций) — описание реальных ситуаций.  Обучающимся необходимо проанализировать ситуацию, понять суть проблемы, предложить возможные варианты ее решения и выбрать лучшее из них. Кейсы основываются на реальном фактическом материале, или же приближены к реальной ситуации.                                                                                                                                              Кейс-метод или кейс – технологии (обучение на примере конкретных случаев) – традиционно применяется в обучении устной речи. Суть данного способа обучения состоит  в том, что ученики погружаются в  конкретные жизненные ситуации. Условные ситуации помогают лучше моделировать реальные ситуации общения, охватывать различные типы речевого поведения, способствовать обогащению социального опыта учащихся за счёт  расширения проигрываемых ролей. Условную ситуацию можно создать с помощью речевой установки.

      Рассмотрим кейс – метод по теме «A birthday party  in  an average family». Задания для учащихся могут быть следующими:

1) decide on the menu for a party;                                                  

2) discuss the shopping list for food you need to buy for the menu (what you need, how much and where you can buy it);

3)cook a special dish for this special occasion in your family (your own choice of the dish). Give the ingredients and explain how to cook it.

      «Аквариум» - форма диалога, когда учащимся предлагают обсудить проблему. Выбираются  учащиеся, которые  будут вести диалог по заданной теме. Все остальные ученики выступают в роли зрителей. Отсюда и название – аквариум. Этот прием дает учащимся возможность увидеть своих сверстников со стороны, то есть увидеть: как они общаются; как реагируют на чужую мысль; как улаживают назревающий конфликт; как аргументируют свою мысль и так далее.      «Аквариум» - это мини - спектакль, в котором  зрители являются наблюдателями, экспертами, критиками и аналитиками. Несколько учеников разыгрывают ситуацию, а остальные наблюдают и анализируют. Данный метод может применяться в изучении таких тем как: «эмоции», «черты характера». Учитель предлагает «аквариумный диалог»: текст диалога может быть любым, например, разговор в магазине, в кинотеатре и т.п. . Задача учеников, представляющих ситуацию( разыгрывающих диалог) – передать соответствующее настроение, эмоцию, особенность характера, а задача зрителей – заметить, объяснить свои выводы, сказать, на чем они основывались, чем руководствовались. Эмоциональные роли предлагает сам учитель, естественно, втайне от зрителей, например: «вы оптимист, на все реагируете с улыбкой.

     «Метод проектов» является неотъемлемой частью образовательного процесса, вместе с тем позволяет вовлечь учащихся в познавательный процесс и  создать на уроке творческую атмосферу.  Главная цель проекта заключается в том, чтобы переключить учащихся с различного вида упражнений на активную речевую деятельность учащихся, которая требует овладение и применение определенных языковых средств. Только метод проектов может позволить решить эту дидактическую задачу и превратить уроки иностранного языка в дискуссионный, исследовательский клуб.

      При формировании групп, работающих над проектом, учителю необходимо учитывать психологическую составляющую группы, распределить учащихся по степени их обученности, взять на себя роль координатора, чтобы организовать работу в группе. Каждый участник проекта получает самостоятельный участок работы в проекте.                                                                           Работая над проектными заданиями, учащиеся развивают умение творчески мыслить, самостоятельно планировать свои действия, реализовывать усвоенные им средства и способы работы.  Учащиеся знакомятся с проектным заданием в самом начале изучения темы, тогда вся работа в цикле будет проходить осознанно и нацелена на реализацию проекта и конечный продукт.  Итогом работы над темой проекта может стать рекламный плакат, буклет, афиша и т.п. которые отражают  самое существенное в содержании темы.

     Интерактивное обучение позволяет решать одновременно несколько задач. Главное — оно развивает коммуникативные умения и навыки обучающихся, помогает установлению эмоциональных контактов между обучающимися, обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к мнению своих товарищей.          Интерактивные методы обучения, применяемые на уроках иностранного языка, способствуют активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся, повышению мотивации к изучению иностранного языка, и соответственно, повышению качества обучения.

Учитель: Никулина Ирина Михайловна.



Предварительный просмотр:

12 советов по активизации устной речи на уроках иностранного языка: как сделать так, чтобы ученики заговорили на иностранном языке

     Когда дело доходит до говорения, даже самые уверенные в себе ученики берутся за это дело неохотно. Как преподаватель вы не можете нажатием кнопки «переключить» учеников в режим говорения, но вы всегда можете поощрять всякую попытку высказать свое мнение, использовать маленькие хитрости, такие как одобряющее кивание головой и улыбка. Мы должны помочь уменьшить страхи студентов при приобретении навыков устной речи и обеспечить комфортные условия для их развития. Итак, как же стоит действовать? Как же мы можем мотивировать наших студентов действительно полюбить говорить по-английски? Что мы можем сделать, чтобы помочь уменьшить страх и дать им уверенность, что это действительно нужно? Вот несколько полезных советов и приемов преподавателям английского языка.

Не прерывайте!

     Представьте себе, что вас останавливают после каждого второго слова, указывая на ошибки в произношении, грамматике и так далее. В конце концов, данный разговор будет восприниматься как негативный опыт. Забудьте про ошибки, просто будьте счастливы, что ваши студенты говорят. Да! Посмотрите, как хорошо они говорят! Возможно, что в их речи множество грамматических ошибок, а мнение их ошибочно, но разве не достаточно лишь того, что они используют английский для выражения собственного отношения?!

     Студенты, особенно на начальном этапе изучения языка, легко отвлекаются, теряют ход мысли, если учитель постоянно прерывает их. Конечно, вам будет хотеться исправлять ошибки непосредственно во время речи, но продолжайте кивать, улыбаясь, ведь если вы станете перебивать студента, то чуда по преодолению страха публичных выступлений может не произойти, и ученик так и останется блестящим знатоком грамматики английского языка, который не смеет говорить, боясь ошибиться.

     Несомненно, все наиболее типичные ошибки должны быть обобщены, разобраны, но уже после говорения, возможно, на этапе рефлексии, либо на отдельном уроке.

Покажите студентам, что вы учитываете их потребности и интересы!

     Мы все любим говорить на те темы, которые нам близки, ссылаясь на забавную историю в нашем детстве, в нашей каждодневной жизни и жизни в нашей стране — рассказывая о собственном опыте в том или ином вопросе, мы чувствуем собственную значимость. Почему бы на этапе объяснения темы преподавателю не обратиться к студентам с вопросом: «А как считаете вы?». Если учитель, которого мы уважаем, интересуется твоим мнением, и оно для него, действительно, важно, это может явиться отличным стимулом начать использовать изучаемый язык

Обеспечить студентов ключевыми идеями обсуждаемой темы.

    Одна из вещей, которую я постоянно использую — это схема, либо набор ключевых идей или вопросов («Life Map» или «Net work»), которые стоит обсудить при разборе той или иной темы. «Life Map» позволяет студентам увидеть сигнальные моменты, на которые можно опираться в момент речи.

Если визуальные подсказки потерпели неудачу, дать студентам языковые конструкции для опоры во время говорения.

     Часто ключ к раскрытию потенциала студента лежит на поверхности, порой стоит лишь предложить студентам несколько языковых конструкций, объяснив случаи их употребления, которые помогут им связать разрозненные идеи воедино, и в итоге получается отличный ответ по заданной теме. Учитель можете просто написать языковые структуры, такие как In my opinion…, Personally…, As far as I know… на доске, чтобы помочь ученикам выразить собственное мнение.

Используйте парную и групповую работу для развития навыков говорения!

     Хорошо организованная парная и групповая работа позволяет студентам более свободно и раскрепощено чувствовать себя во время говорения. Практическое использование языка в сочетании с творческим моментом групповой работы может позитивно сказаться на мотивации учеников.

Дайте ученикам время, чтобы ответить.

     Реально ли ожидать, что каждый студент сможет моментально ответить на поставленный вопрос? Конечно, нет. Некоторым студентам необходимо время, чтобы подумать о поставленном вопросе или обдумать ту или иную ситуацию. Так что, если вы хотите, чтобы они «наконец» заговорили, вам нужно дать им те драгоценные секунды, в которых они так нуждаются. Если это трудно для вас, задайте им вопрос и дайте время для размышления, а тем временем обсудите этот вопрос с другими студентами, которые готовы ответить.

Используйте вспомогательные средства обучения.

     Использование интересного аудиоматериала, видеороликов, отрывков из любимых видеофильмов и мультфильмов, тематических картинок, карточек с ролевыми заданиями поможет организовать благоприятную среду для устного общения.

Не занимайте урочное время бесполезными рассказами, предоставьте эту возможность студентам

     Часто учитель пытается занять позицию лидера во время процесса говорения, не подозревая, что студенты в силах сами прийти к решению той или иной проблемы, стоит лишь дать им возможность и всячески поощрять их активность. Не заполняйте тишину на уроке бесполезной болтовней. Конечно, вы можете обсудить со студентами каждодневные проблемы, но оставьте это для самого начала или конца урока или, что еще лучше, на перемену. Во время урока же попробуйте сосредоточить все свои усилия на том, чтобы говорили именно студенты. Старайтесь предоставить возможность студентам самим задать вопросы друг другу. Поощряйте студентов, которые задают вопросы, требующие размышления и развернутого ответа. Преподавателю же стоит выполнять регулирующую функцию на протяжении всего занятия.

Представьте, что вы не понимаете родную речь.

     Если студенты пытаются сказать что-либо на родном языке, просто скажите, что вы их не понимаете. Попросите их сказать то, что они хотят, на английском языке. Постарайтесь, чтобы данная ситуация не была стрессовой и носила шуточный характер, которая, в конечном счете, будет иметь практический результат.

Снизьте планку сложности поставленного вопроса в зависимости от уровня знаний студента.

     Создайте атмосферу вовлеченности каждого в процесс говорения, задавая более легкие вопросы студентам, которые неохотно высказываются во время урока, с постепенным повышением уровня сложности вопросов.

Попытайтесь быть немного более сострадательными и терпимыми.

     Представьте себя на месте студентов, от которых требуют говорить на языке, который для них чужд. Естественно, вы будете чувствовать себя сначала неуверенно, неловко и вряд ли охотно примитесь говорить с самого начала занятия. Учителю нужно предварительно настроить студентов на нужный лад и создать благоприятную для общения атмосферу.

Не унижайте!

     Студенты часто дают короткие или не правильные ответы, потому что, на самом деле, им нечего сказать по данному вопросу или они не достаточно осведомлены по поводу заданной темы. Вместо того, что бы унизить студента, дав его ответу негативную оценку, помогите своим ученикам, задавая им соответствующие дополнительные вопросы и наталкивая его на верное суждение или ответ.

     В заключение стоит сказать, что просто наблюдать и ждать, когда ваши ученики заговорят на английском языке, не достаточно. По моему мнению, фактор доверия является ключевым моментом, чтобы добиться успеха в обретении навыков устной речи. После того, как студент будет иметь уверенность, что рано или поздно он начнет говорить по-английски на высоком уровне и учитель его, несомненно, поддержит в этом, его успехи в этом нелегком деле будут значительны. Обязанность же учителя — не только учить, но и мотивировать студентов на выражение собственных мыслей на изучаемом языке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ситуативно-тематическая организация устной речи на уроках английского языка.

Эффективность ситуативного подхода в обучении подтверждается многолетними наблюдениями. Наиболее существенными результатами являются: изменения отношения учеников к выполняемым речевым действиям...

Развитие навыков устной речи на уроках английского языка

Развитие навыков устной речи на уроках английского языка. Значение изучения иностранного языка бесспорно. Но при обучении возникает множество проблем. К ним относятся проблема повышения эффективн...

Приемы устранения ошибок в устной речи на уроке английского языка

Научить детей общаться естественным образом в условиях искусственной учебной ситуации- дело сложное и избежать ошибок в процессе овладения языком не представляется возможным, поэтому преподавателю нео...

Как следует исправлять ошибки в устной речи на уроках английского языка

 В данной статье рассматриваются методы исправления ошибок, допущенных учениками в устной речи на уроках английского языка.   Учитель, настроенный позитивно в своих методах испра...

Мастер -класс " Обучение устной речи на уроках английского языка"

Тема: Обучение устной речи на уроках английского языкаЗадачи: 1. Ознакомить с новым форматом устной речи в  ЕГЭ (задания С3-С6) по английскому языку2. Вовлечение учащихся и учителей в работу по р...