Коуч-технология, как инновационная образовательная технология обучения английскому языку при реализации требований ФГОС ОО
учебно-методический материал по английскому языку

Грисс Ольга Николаевна

      В школьном образовании все более отчетливо видна потребность в новых формах развития и обучения детей, соответствующих потребностям времени и его задачам. Разработка практических технологий реализации личностно- ориентированного образования в учебно-воспитательной работе, как и системы подготовки учителей к новому подходу, пока находится на стадии зарождения. Задача личностно-ориентированного обучения официально заявлена в стандартах образования второго поколения.  Концепция коучинга максимально соответствует концептуальным основам современного образования, обозначенным в нормативно-правовых актах и Федеральным государственным образовательным стандартом, а значит, соответствует концепции личностно-ориентированного обучения, а коучинговые навыки органично встраиваются в профиль компетенций современного учителя, что определяет актульность метода

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kouch_tehnologiya_griss_o._n.doc307.5 КБ

Предварительный просмотр:

Коуч-технология,   как инновационная  образовательная технология обучения английскому языку при реализации требований ФГОС ОО

Грисс О. Н.

учитель английского языка

МБОУ "Средняя образовательная школа №8"

      Основной целью российского образования, определяемой Федеральным государственным образовательным стандартом, является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

      В школьном образовании все более отчетливо видна потребность в новых формах развития и обучения детей, соответствующих потребностям времени и его задачам. Разработка практических технологий реализации личностно- ориентированного образования в учебно-воспитательной работе, как и системы подготовки учителей к новому подходу, пока находится на стадии зарождения. Задача личностно-ориентированного обучения официально заявлена в стандартах образования второго поколения.  Концепция коучинга максимально соответствует концептуальным основам современного образования, обозначенным в нормативно-правовых актах и Федеральным государственным образовательным стандартом, а значит, соответствует концепции личностно-ориентированного обучения, а коучинговые навыки органично встраиваются в профиль компетенций современного учителя, что определяет актульность метода

    Практическая значимость состоит в том, что учитель, использующий в своей деятельности коучинговый подход и опирающийся на базовые принципы коучинга, сможет наиболее эффективно достичь целей и задач, заявленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования.

    Инновационные модели в образовании это то, чему на сегодняшний день уделяется максимум внимания, ввиду того, что данные модели разрабатываются и внедряются в школьную практику в соответствии с теми целями и задачами, которые изложены в ФГОС.

    Однако в чём же заключается новизна метода?  А в том, что весь процесс  строится на основе личностно-ориентированных и персонифицированных технологий обучения.

   В данном случае здесь подходит одно из определений коучинга – это раскрытие потенциала человека с целью максимального повышения его эффективности. А именно Коучинг не учит, а помогает учиться.

   Значимость технологии коучинга в образовании, на мой взгляд, заключается в том, чтобы помочь ребёнку понять себя, оценить свои запросы, разобраться в своих проблемах, мобилизовать все свои внутренние  и внешние ресурсы, как для решения сложившейся ситуации, так и для своего дальнейшего саморазвития.

   Учитель — коуч, применяя инструменты коучинга, сопровождает своих учащихся на пути становления самостоятельных, коммуникабельных, желающих учиться и развиваться, целеустремленных, самодостаточных личностей. Коучинговый подход поможет развить у учеников ответственность, осознанность, самостоятельность в принятии решений, повысит их мотивацию, личную заинтересованность  в процессе обучения и в подготовке к ГИА и ЕГЭ. Коучинг развивает у учащихся новый тип мышления, основанный на уверенности в себе и будущем, на позитиве и на желании взаимодействовать с окружающими, соблюдая интересы сторон.

   Таким образом, основными задачами современного образования является не только передача учащимся знаний, но и формирование у них умений и желаний учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и самореализации. Все вышеперечисленные государственные концептуальные и программные документы и нормативно-правовые акты достаточно полно дают ответ на вопрос: «ЧТО необходимо достичь? Какими компетенциями должен обладать учитель?», но в данных документах не содержится описание того, «КАК учитель сможет это внедрить в систему современного образования?».

    В условиях быстро меняющейся образовательной среды все более актуальным становится требование обеспечения функционирования и развития системы современного российского образования.

Необходимым условием для формирования инновационной экономики является модернизация системы образования, являющейся основой динамичного экономического роста и социального развития общества, фактором благополучия граждан и безопасности страны. Предполагается осуществить переход от системы массового образования, характерной для индустриальной экономики, к необходимому для создания инновационной социально ориентированной экономики непрерывному индивидуализированному образованию для всех, развитие образования, неразрывно связанного с мировой фундаментальной наукой, ориентированного на формирование творческой социально ответственной личности.

   Приоритетный национальный проект «Образование» призван ускорить модернизацию российского образования, результатами которой станет достижение современного качества образования, адекватного меняющимся запросам общества и социально-экономическим условиям. В нацпроекте заложено два основных механизма стимулирования необходимых системных изменений в образовании: во-первых, это выявление и приоритетная поддержка лидеров – «точек роста» нового качества образования, во–вторых – внедрение в массовую практику элементов новых управленческих механизмов и подходов.

   Одним из наиболее эффективных, апробированных на практике, инновационных управленческих механизмов и подходов является коучинг. В настоящее время существует несколько отличающихся друг от друга определений коучинга, каждое из которых отражает его определенную грань. 

     Коучинг – это особая форма консультирования и индивидуальной поддержки людей, ставящая своей целью личностный и профессиональный рост.

      Коучинг – это технология для раскрытия потенциала личности с целью максимального повышения его эффективности. Коучинг – это не только техника, которая применяется в определенных обстоятельствах, эффективный коучинг – это метод управления, метод взаимодействия с людьми, способ мышления. Коучинг не учит, а помогает учиться (Тимоти Голви).

    Коучинг – это искусство способствовать повышению результативности, обучению и развитию другого человека. Он опирается не на знание, опыт, мудрость или предвидение коуча, а на способность человека учиться самому и действовать творчески (М. Дауни).

    Основоположниками данной теории являются Тимоти Голви и Джон Уитмор, Томас Дж. Леонард, Н. И. Козлов.

Тимоти Голви

Автор концепции внутренней игры, лежащей в основе коучинга. Впервые концепция изложена в книге «Внутренняя игра в теннис» (The Inner Game of Tennis), изданной в 1974 г. Суть концепции Голви состоит в том, что внутренний «противник в голове» спортсмена гораздо опаснее реального соперника. Голви утверждает, что если коуч поможет игроку устранить (смягчить) внутренние препятствия, это позволит игроку научиться самому добиваться эффективности, и потребность в технических советах тренера отпадет.

Джон Уитмор

Автор книги «Коучинг высокой эффективности», изданной в 1992 г. Развил идеи Голви в применении к бизнесу и менеджменту.

Томас Дж. Леонард (Thomas J. Leonard) — основатель Университета коучей (Coach University — www.coachu.com), Международной Федерации Коучей, Международной ассоциации сертифицированных коучей (International Association of Certified Coaches — IAC) и проекта CoachVille.com.

Томас Дж. Леонард

основатель Университета коучей (Coach University — www.coachu.com), Международной Федерации Коучей, Международной ассоциации сертифицированных коучей (International Association of Certified Coaches — IAC) и проекта CoachVille.com.

Н. И. Козлов

Его система личного сопровождения "Дистанция", через которую прошли несколько тысяч человек и были воспитаны лучшие тренеры Синтона, была описана в книге "Истинная правда". Сегодня это самая распространенная в России система работы над собой.

     Когда мы говорим о коучинге в школьном образовании, мы имеем в виду “коучинговый подход” и урок в “формате коучинга”.

      В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию, проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования, активную учебно-познавательную деятельность обучающихся, построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

     Концепции современного образования максимально соответствует коучинговый подход как эффективная, апробированная на практике система развивающего взаимодействия, а коучинговые навыки органично встраиваются в профиль компетенций современного учителя.

     Педагогический коучинг – это специальная система, которая помогает, используя знания и опыт самого ученика, решить его определенные проблемы, задачи и поставленные цели, эта технология помогает, используя собственный потенциал, повысить производительность и эффективность учебы, повысить самооценку. Педагогический коучинг – это целенаправленный процесс, который может проводиться как в форме индивидуальных занятий, так и в рамках организационного консультирования.

        Демократические преобразования в современном обществе ведут к переоценке ценностей и повышению требований к качеству образования. Мы считаем, что современный учитель должен научиться ценить в школьнике не столько умение читать, считать и решать задачи, сколько положительное отношение к самому себе, уверенность в своих силах, открытость внешнему миру, самостоятельность, инициативность, любознательность, а также развитые воображение, произвольность, коммуникативные способности, самооценку, а всё это в полной мере вбирает в себя методика коучинга.

Личностные качества учителя,

отражающие его субъектную статусную позицию в образовательном процессе

Наставник (управленец),посредством властных полномочий, инструктирования, указаний и систематического контроля направляет деятельность на решение сиюминутных педагогических задач

Тьютор (организатор, советчик), организующий деятельность по решению образовательных и жизненных проблем в конкретных ситуациях и предлагающий способы их решения

Коуч (партнер), актуализирующий посредством открытых вопросов, обращенных к внутренним ресурсам, субъектную активность в достижении успеха и сопровождающий в долговременном индивидуально-личностном развитии

Осуществляя индивидуальный подход с учетом индивидуальных особенностей учащихся (уровень обученности, обучаемости и воспитанности), обеспечивает успешное усвоение базовых знаний, умений и навыков

Диагностируя образовательные и личностные особенности учащихся и их познавательный и творческий потенциал направляющими советами обеспечивает успешное решение частных проблем в зоне ближайшего развития обучающихся

Стимулируя рефлексию обучающихся своих образовательных и жизненных потребностей, целей, своих потенциальных возможностей и индивидуальных особенностей, создает условия для самостоятельной успешной, компетентностной деятельности, для проектирования индивидуального образовательного маршрута, для индивидуально-личностного саморазвития

Установки на обучаемость и развитие учащихся

Ребенка нужно всему учить, так как сам он ничему научиться не может. Научить его можно только в зоне его актуального состояния. Уровень его развития предопределен генетически

Ученик способен сам овладевать знаниями и умениями, если обучение осуществляется под руководством учителя (взрослого) с опережением его актуального состояния, но в зоне ближайшего развития, а содержанием обучения являются способы решения познавательных задач и проблем

Изменения и развитие не только возможны, но и неизбежны. Для этого у каждого есть все необходимые ресурсы. Видеть в ученике только хорошее и обращаться с ним, как с полноценным, умным, сильным, способным, умелым и талантливым. Каждый ученик делает в данной ситуации наилучший выбор для себя.

В основе любого действия ученика – позитивное намерение

Предпочитаемые методы и технологии обучения

Инструктирование и указания. Объяснительно-иллюстративное изложение. Репродуктивные упражнения. Алгоритмические предписания.

Контроль качества усвоения ЗУНов и нормативного поведения

Задачный метод .Проблемное изложение. Проблемно-поисковое и проблемно-исследовательское обучение. Имитационно-игровое обучение.

Учебная дискуссия.

Метод проектов.

Мозговой штурм.

Метод критического мышления

Коучинг-технологии. Беседа посредством открытых и «сильных» вопросов. Лестница вопросов по логическим уровням и лестница (пирамида, спираль) достижений. Тоны голоса.

Метод глубинного слушания.

Индивидуальные и групповые коуч-сессии. Партнерское сотрудничество.

Колесо жизненного баланса.

Шкалирование.

Линии времени. Метод планирования Гантта.

Стратегия творчества У.Диснея.

Мозговой штурм WORLD CAFE

        Коучинг в школе – это умение учителя, создавая осознанность и ответственность в ученике, способствовать его движению к решению личных и профессиональных задач.

      Основой взаимодействия является уважение и принятие учащимся, а главным инструментом является открытые стимулирующие вопросы, которые не содержат критики, оценок и советов.

       Эти особенности коуч – технологии позволяют с успехом внедрять ее в образовательный процесс. Фундамент коучинга в школе составляют следующие основные принципы:

  • ученик изначально является творческой, целостной личностью и обладает соответствующими ресурсами;
  • постановка задачи исходит от самого ученика;
  • отношения между учителем – коучем и учеником представляют собой целенаправленный союз.
  • В последние годы в школьном образовании все более отчетливо видна потребность в новых, недирективных формах развития и обучения детей.
  • Идеи личностно-ориентированного обучения стали активно развиваться в последние десятилетия, и уже официально заявлены в стандартах образования второго поколения. Однако, разработка  практических технологий реализации личностно-ориентированного образования в учебно-воспитательной работе, как и системы подготовки учителей к новому подходу, пока находится на стадии зарождения.

       Именно поэтому внимание педагогов-новаторов привлек коучинг как эффективная, апробированная на практике система развивающего взаимодействия. Коучинг в школе  – это умение учителя, создавая осознанность и ответственность в ученике, способствовать его движению к решению   личных и профессиональных задач. Основой взаимодействия является уважение и принятие учащегося, а главным инструментом являются открытые стимулирующие осознанность  вопросы, которые не содержат критики, оценок и советов.  Эти особенности коуч-технологии  позволяют с успехом внедрять  ее в образовательный процесс.    

     У педагогического работника, реализующего основную образовательную программу, стандарт предполагает наличие умения «обеспечивать условия для успешной деятельности, позитивной мотивации, а также самомотивирования обучающихся».

    Коучинг может считаться осуществленным только в том случае, если учащийся приходит к искреннему осознанию необходимости учебной деятельности для достижения своих личных целей. Задача коуча — помочь ему прийти к этому осознанию. Как пишут Э. Парслоу и М. Рэй, «вы не можете никого ничему научить, прежде чем человек сам этого не захочет; вы можете привести лошадь на водопой, но не в ваших силах заставить ее пить!»

    Очень важно, чтобы ученик в совместной работе с коучем смог определить свои личные цели, прийти к пониманию того, для чего ему необходима учебная деятельность.

    Определение целей, к которым ученик будет стремиться, очень серьезная задача. Многим учащимся средней школы трудно увидеть связь своего будущего с сегодняшним днем. Ближе к выпускным классам каждый ученик уже задумывается о своих ценностях и о том, чего он хочет достичь в своей жизни в соответствии с ними, но зачастую он всячески избегает двигаться в направлении этих целей, ставить их и подчинять им свою жизнь.  

Методологической основой СТАНДАРТА является системно-деятельностный подход, который обеспечивает:

 - формирование готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию.

 - проектирование и конструирование развивающей среды образовательного учреждения;

 - активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;

 - построение образовательного процесса с учётом индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей и здоровья обучающихся.

 Федеральный Государственный  Образовательный Стандарт основного общего образования ( утверждён приказом Минобрнауки России

от 17 декабря 2010 года)

Метапредметные  результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:

Федеральный Государственный  Образовательный Стандарт основного общего образования 5-9 классы

Коучинг

  1. Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  1. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

  1. Умение соотносить свои действия с планированным результатом, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  2. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
  3. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятие решений и осуществление осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

Вопросы коуча:

 - Что ты хочешь?

 - Что будет наилучшим результатом для тебя?

 - Почему это важно для тебя?

 - Как ты поймёшь, что достиг результата?

 - Формат конечного результата.

В СТАНДАРТЕ прописаны требования, а как их реализовать? Технология коучинга как нельзя лучше подходит для этой цели.

А в коучинге:

  - Как ты можешь этого достичь?

 - техника обратного планирования

 - методы выбора (например, Декартовы координаты).

Каждая коуч-сессия именно направлена на самостоятельное, осознанное планирование путей достижения целей.

Одной из компетенций коуча как раз является умение соотносить свои действия с планированными результатами.

 Стимулирование осознанности;

Шкалирование.

Типичный процесс коучинга (модельGROW):

  1. Постановка цели(goal)
  2. Оценка реальности (reality)
  3. Поиск и осуществление выбора (optins)
  4. Планирование действий (Will)

   Метапредметные  результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:

Федеральный Государственный  Образовательный Стандарт среднего (полного) общего образования 10-11 классы

Коучинг

  1. Умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности, выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
  1. сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

6)  толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

9)  владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения;

Это именно то, что с помощью вопросов коуч помогает делать своим Чемпионам.

Коучинг развивает именно самостоятельное и творческое нахождение решений и взятие на себя ответственности за реализацию

Коучинг – диалог «на равных», открытый, безоценочный, направленный на достижение осознания и результата.

Коучинг – это диалог, направленный на рефлексию и осознание.

     Личностные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:

Федеральный Государственный  Образовательный Стандарт среднего (полного) общего образования 10-11 классы

Коучинг

13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов, возможностей участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем.

Карьерный коучинг

Построение жизненного плана

«Колесо жизненного баланса»

 

    Структура коуч-сессии: установление доверительных отношений, постановка цели, опыт, шаги, ценность, благодарность.

https://pp.vk.me/c619231/v619231958/196ce/wxCw-9xonOA.jpg

https://pp.vk.me/c619231/v619231958/196c6/rjj9uErm2Mw.jpg

    Как структура коуч-сессии связана с проектированием урока, внеклассного мероприятия?

Например: Конечно, любой урок (внеклассное мероприятие) мы тоже стараемся начать, установив доверительные отношения, затем проговариваем тему и цель урока (мероприятия). А затем, используя различные технологии, начинаем создавать опыт, используя возможности и ресурсы. При этом ценнее, когда ученики добывают этот опыт самостоятельно. Подводя итог урока или внеклассного мероприятия, мы проводим рефлексию (используя смайлики, светофор, жесты, покажи на пальцах, насколько ты оцениваешь свою работу на уроке и т.д.). Результатом урока являются оценки учеников за урок.

Описание техники «Колесо жизненного баланса»

  1. Колесо баланса строится на определенный период (полгода, год) – определите линию времени.
  2. Из каких областей состоит Ваша жизнь? (Какие области жизни важны для Вас в этот временной период?)
  3. Шкала удовлетворенности каждой областью жизни, где 1 – минимальная удовлетворенность, 10 – максимальная.
  4. По каждой области – что для Вас «10» на этот временной период?
  5. Какая степень удовлетворенности сейчас по шкале от 1 до 10?
  6. И что Вы замечаете, глядя на это колесо?
  7. Найдите ключевую область, изменив которую на 1 пункт, начнут изменяться и другие области.
  8. Если сдвинуть ее на один пункт – то что изменится в каждой из областей?
  9. (Если выбранная  область не двигает остальные – попробовать другую)

И какие будут первые, самые легкие шаги для изменения?

Например: Колесо  баланса « Подготовка  класса к ЕГЭ» (коуч-сессия с коллегой)

1 – Проверочные, диагностические работы;

  1. – система повторения;
  2. – организация уроков;
  3.  -  репетитор;
  4. – индивидуальные беседы;
  5. – работа с родителями;
  6. – факультативы с базовым уровнем;
  7.  - факультативы с профильным уровнем.

 Шкалирование как инструмент самооценки и развития

Шкала 1-10

Шкалирование позволяет непрерывно измерять степень приближения к цели

Движение снизу вверх

  1. Что для Вас 10?
  2. Где Вы сейчас находитесь? Опишите, пожалуйста, подробней.
  3. А если сдвинуться на один балл выше  – в чем будет разница? Что будет по-другому?
  4. А если еще на один балл?
  5. И  так, пока не дойдете до 10. В итоге – пошаговый план достижения 10, опираясь на текущую ситуацию.

Движение сверху вниз

  1. Что для Вас 10?
  2. Где Вы сейчас находитесь? Опишите, пожалуйста, подробней.
  3. Опишите, пожалуйста, 10 подробней (в формате конечного результата).
  4. А чем 9 отличается от 10? Что уже будет на 9?
  5. А чем 8 отличается от 9? Что уже будет на 8?
  6. И  так, пока не дойдете до исходной точки. В итоге – пошаговый план достижения 10, опираясь на желаемый результат.

 Вопросы, расширяющие рамки привычного мышления

Сдвиг точки зрения

  • Представьте, что Вы смотрите на ситуацию глазами ____________, что бы он Вам сказал?
  • Посмотрите на себя глазами человека, который Вас любит. Что Вы замечаете?

Сдвиг на систему

  • Давайте посмотрим с точки зрения всей организации в целом?
  • Если бы твоя семья была живым существом, то каковы были ее самые глубинные потребности?

Сдвиг во Времени

  • Представьте, что с того момента, как Вы сделали выбор, прошел год, и Вы замечаете результаты – опишите, что происходит?

Как, если бы.… Представим, как бы вы посмотрели на ситуацию глазами другого человека. Какое решение у него могло бы появиться?

Линия времени как инструмент планирования

  1. Определите цель по формату конечного результата
  2. Определите время реализации цели
  3. Перенеситесь в будущее, когда цель реализована и видны позитивные последствия этого. Опишите яркую подробную картину желаемого будущего (образы, звуки)
  4. Из будущего обернитесь назад, на пройденный путь.
  5. Какие самые важные вехи Вы замечаете? Когда это происходило? Сколько времени занимала каждая задача? Как эти задачи были взаимосвязаны? (Обратное планирование)
  6. Как если бы Вы из будущего могли дать совет себе настоящему – что бы Вы сказали?
  7. Какие самые первые, самые легкие шаги потребовались, чтобы начать двигаться к результату?

 Создание поддерживающей среды для достижения целей  

Например:

Проектирование урока с применением коучингового подхода

Предмет: Английский язык

Класс: 7

Учебник: Spotlight "Английский в фокусе", 7 класс. Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд, 2011 год.

Тема урока: Present Perfect Continuous.

Тип урока: урок - открытие

      Форма урока: урок с использованием  технологии  развития критического  мышления школьников; эвристическая беседа; колесо развития в коучинге и шкалирование.

     Цель урока:  

обучающая:  вывести правило образования Present Perfect Continuous, сформировать умения применять правило образования на практике;

развивающая: развитие аргументированной речи, навыков работы в паре,  способности к самооценке;

формирование навыков критического мышления с помощью исследовательской работы, самостоятельного поиска информации, учебного диалога.

воспитывающая: создание условий для формирования культуры учебного труда, воспитание самостоятельности, сосредоточенности, концентрации внимания, а так же чувства сопереживания успехам и неудачам товарищей;

создание психологически комфортной среды на уроке.

Методы обучения: эвристический;   поисковый; исследовательский; объяснительно-иллюстративный; репродуктивный.

Средства обучения: карточки с заданиями к уроку (на каждую парту); карточки для проведения этапа рефлексии (каждому ученику); индивидуальные карты с заданиями (с заданиями и с колесом); ПК в с доступом в интернет.

Структура  урока:

  • Вызов
  • Реализация (осмысление)
  • Рефлексия

Ход урока.

  1. Организационный момент.  Психологическая минутка.

Добрый день, ребята. На ваших партах лежат картинки с изображением  лица. Как вы думаете, чего  не хватает на рисунке? Верно, улыбки. Улыбка ничего не стоит. Так нарисуйте её  на картинках и подарите  соседу по парте.

Класс разбит на группы по 4 человека.

  • Мы с вами уже умеем преобразовывать глаголы в разные временные формы. И в какой-то мере являемся специалистами в этой области, как вы думаете? А вот какие ещё времена мы не изучили?

Перед вами карточка с колесом. На нём цифрами от 1 до 8 обозначены области, каждая из которых означает преобразование глаголов. Отметьте любым цветом на каждой области колеса (действии с глаголом) развития тот уровень, на котором Вы находитесь в данный момент. Затем соедините все точки. Какую фигуру вы получили. Эта фигура похожа на колесо? Может ли такое колесо ехать ровно и быстро?

 Какие мысли приходят в голову? Какую часть вам надо изменить в лучшую сторону? Когда эти изменения произойдут, как будет выглядеть ваше колесо? Вот это мы увидим в конце урока.

1 –  образование Present Simple ; 2 – спряжение глагола to have в Present Simple ; 3 –спряжение глагола to be в Present Simple; 4 – образование Present Continuous; 5 – образование Present Perfect ; 6 - изменение глагола в третьей форме   7 - спряжение глагола в Present Perfect Continuous ; 8 – употребление Present Perfect Continuous в предложении.

         

Так какая область у нас западает? (учащиеся выбирают один из секторов)  А значит, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?  Кто может назвать тему нашего урока? (Present Perfect Continuous) Можем записать тему урока в своих тетрадях.

- А теперь в  течение одной минуты  каждая группа подумает и запишет на листочках то, что, по-вашему мнению,  должен знать каждый, чтобы  научиться преобразовывать глаголы в Present Perfect Continuous. Приступайте к заданию (Учащиеся думают и записывают на листочках свои идеи).

Итак: - Какими идеями вы готовы со мной поделиться? Отвечая, не повторяйте уже сказанное! Каждая  новая идея отправится с вашей помощью в корзину идей (Учащиеся дают ответ и прикрепляют  на магнит карточку со своей идеей в корзине на доске).

Корзина идей, понятий - прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока; Принимаются все идеи, какие появились у учащихся; В результате   этой работы корзина наполняется идеямиучеников.

 -  Молодцы! В конце урока мы с вами посмотрим, чьи идеи нашли свое применение сегодня во время нашей работы.

Но чтобы нам было легче работать, необходимо вспомнить ранее изученные правила.

 А пока предлагаю поработать в парах: Работа в парах: вспомнить и рассказать друг другу образование Present Simple.

Работа по карточкам

do – does

go –  __________

read – reads

collect –  __________

hate –  __________

play –  __________

study – studies

tidy –  __________

wash – washes

watch –  __________

brush –  __________

teach –  __________

Кто уверен, что может очень хорошо работать с этой темой? Кто хочет проверить свои знания и умения, выполнив работу по индивидуальным карточкам?

Put the verbs in the Present Simple form.

  1. One fly_____________ (to fly) , two flies _____________ (to fly).
  2. One girl _____________ (to cry), four girls _____________ (to cry).
  3. When a wolf _____________ (to see) the moon, it _____________ (to begin) to howl (выть).
  4. Wolves and sheep _____________ (to be) never friends.
  5. Our hens _____________ (to lay [откладывать]) a lot of eggs.
  6. Boys _____________ (to fight) and_____________ (to shout)

-  Ребята, работающие по карточкам, могут приступать к выполнению задания. У вас на работу -10 минут.  

- Молодцы!  Я думаю, с вашими знаниями и умениями вы легко справитесь со следующими заданиями.

Работа в группах  по карточкам (задания на действия с глаголом to have в Present Simple  )

 - Посмотрите внимательно на карточки, которые вы получили и скажите, какие задания вы поместите в колонку     « Знаю – умею», а какие « Не знаю – хочу узнать». А теперь выполните работу в тетрадях. То задание, которое вы выполните  без труда,  запишите на доске слева в указанном месте под заданием (Один из группы записывает на доске решения тех заданий, которые они могут решить).

- Тех ребят, кто не получил от меня карточки- задания, прошу сесть за стол экспертов. Вам необходимо будет провести исследования, сделать вывод и защитить свою работу.  Все задания и исходные данные у вас в карточке. Приступайте. На работу всем дается 10 минут.  

 Пока учащиеся работают, учитель проверяет работы, выполненные учащимися на карточках    

Исследовательская  работа в группе (проблема- поиск)

Карточка-задание для исследования:                          

Задание:

  1. Внимательно изучи структуру предложения в Present Perfect Continuous ;
  2. Сделай вывод, запиши его;
  3. Сформулируй правило образования Present Perfect Continuous ;
  4. Выполни практическую часть.

   How long have you been doing bodybuilding? – Как долго вы занимаетесь бодибилдингом

I've been  doing bodybuilding for six years already – Я занимаюсь бодибилдингом уже 6 лет

How long have you been living here?  - Как долго вы здесь живёте

We've been living here for a year only. – Мы живем здесь всего один год

I've been living in England since 1955.  – Я живу в Англии с 1955 года

Практическая работа:

1. He (to repair) the ceiling for the whole morning. Maybe he needs some help? 2. They (to play) football for two hours already.

3. Where it (to be)? I (to search) for it all day!

4. Jenna (to talk) to the marketing director for two hours right now.

5.I (to read) this new novel for the last several days.

 - Время, ребята, вышло. Давайте подведем итоги.

Смотрим на доску:

Что вы хорошо знаете и умеете (читает записи на магнитных табличках в первой колонке таблицы, которые в ходе работы  в таблицу поместили дети):

-  образование Present Simple

-  спряжение глагола to have в Present Simple и т.д.

- Молодцы! Много уже знаете! Смотрим на левую доску - туда, где ваши решения, проверяем их верность (если задания выполнены верно- учащиеся, выполнившие их получают оценки, если в работах ошибки или недочеты- они исправляются учащимися)

- А что же  не знаете, но хотите знать:

     - спряжение глагола Present Perfect Continuous;

- Я думаю, что решить эту проблему нам помогут ребята- эксперты, выступив с защитой своей работы.

(Учащиеся представляют всем результат своего исследования. Они сформулировали правило изменения глагола в Present Perfect Continuous. Объяснения на доске)

Учитель: Молодцы! Вы все верно поняли! И доходчиво нам разъяснили! Вся ваша группа за работу на уроке получает «5» ! А теперь, друзья, вы можете выполнить задания, которые расположили в правой части нашей таблицы

(Каждый ученик самостоятельно выполняет свое задание- то, что у него осталось не решенным при работе с индивидуальными карточками).

Попробуйте теперь все проверить это правило. (Учеб стр. 84 упр. 5)

Два человека за доской, остальные самостоятельно.

 Самостоятельная работа

Работа проводится в разных формах:  

  1. Самостоятельная  работа  на ПК, подключенных к сети Интернет, используя  Интернет-ресурс

 https://lim-english.com/tests/test-na-Present-Perfect-i-Present-Perfect-Continuous/

  1. Работа  по карточкам (остальные).

Работа предполагает 2 уровня. Задания первого уровня сопровождаются примрами. Самопроверка по образцу.

Обратная связь: А теперь поднимите руки, кто получил «5»? А теперь, кто получил «4», «3» «2». Молодцы! Я надеюсь, что это поможет вам без труда справиться с домашним заданием.

8. Домашнее задание.

9. Итог урока. А сейчас возьмите в руки наши планшеты с вашим колесом. Отметьте другим цветом на каждой области колеса  развития тот уровень, на котором Вы находитесь в данный момент. Затем соедините все точки. Какие изменения произошли? Что ещё нужно сделать, чтобы ваше колесо могло двигаться ровнее? Какие самые первые, самые лёгкие шаги потребовались, чтобы начать двигаться к результату? Что нужно сделать ещё?

           Ну, и в завершении оцените по шкале от 1 до 10, на сколько баллов вы оцениваете наш урок? На счёт раз, два, три покажите на пальцах количество баллов.

В заключени хочется отметить, что во-первых, потребность в использовании коучингового подхода в современной школе достаточно очевидна, так как дети должны уметь ставить перед собой цели, быть способными оценить их значимость для себя и своей дальнейшей жизни.  Но они, к сожалению, не всегда знают, как с этими целями работать и не знакомы с эффективными инструментами для их достижения.

Во вторых коучинговый подход максимально соответствует концепции личностно-ориентированного образования (по крайней мере, нам пока неизвестна наиболее личностно-ориентированная и конкретная образовательная технология), а коучинговые навыки органично встраиваются в профиль компетенций современного учителя.

Коучинг в школе ориентирован  на  формирование  УУД  учеников.  Новый  подход  к  обучению  при применении коуч-технологии заключается в следующем:

 - Фокус в сложных ситуациях не на проблему, а на решение;

 -   Развитие и обучение с акцентом не на недостатки, а на сильные стороны;

 -   Обучение не на ошибках, а на успехе;

 -   Ориентир  не на то, что было, а на то что может быть в будущем;

 -  Педагог – это  не задание  и контроль, а вызов и поддержка.

Но при использовании данной технологии существуют некоторые риски. Например:

1. Преподаватель не верит в потенциал учащихся и теряет возможность «быть всегда правым».

2. Преподаватель критически относится к учащимся.

3. Преподаватель не заинтересован в успехе учащихся.

4.  Преподаватель не готов выходить «за зону комфорта» —  прилагать усилия, развиваться, пробовать новое, ошибаться и даже быть может временно снизить свою эффективность.

5. Нет доверия между преподавателем и учащимися.

 Таким образом, предметом работы учителя являются создание ситуации на уроке, когда у  учащегося возникает  желание  учиться  и  получать  знания.  Отношения  между  учителем    и  учеником должны быть направлены исключительно на решение этих  задач. Поэтому применение этой технологии требует от педагога воспитания в себе умения слушать и слышать  других,  задавать правильные  вопросы,  которые  зачастую,  гораздо  важнее  умения  отдавать прямые и четкие указания. Для этого учитель должен владеть умением формулировать и задавать вопросы:  

 -  отражающие активное слушание и понимание взгляда ученика;  

 -  провоцирующие  совершение  открытий,  озарение,  пробуждающие  целеустремлённость и активность  (например, такие, которые бросают вызов предположениям) ;

 -  открытые  вопросы,  порождающие  большую  ясность,  новые  возможности  или знания;

 -   продвигающие  ученика  по  направлению  к желаемому,  а  не  требующие  от  него находить доказательства или оглядываться назад.  

Благодаря применению коуч-техник   на уроках растет и развивается личность каждого ученика. Применение этой технологии на уроке способствует следующему:  

 - На уроке складываются отношение равных: учитель – партнер, «тренер талантов»

 -   Выслушиваются  различные точки зрения;

 -  Растет вера в то, что все получится;

 -  Работа на уроке вызывает удовольствие и энтузиазм.  

Поэтому главная задача обучения состоит в том, чтобы помочь ребенку понять себя, разобраться в своих проблемах и мобилизовать свои внутренние силы и возможности для их решения и саморазвития.

Список литературы

  1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. (утверждена распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008г. №1662-р). Электронный ресурс: http://www.ifap.ru/ofdocs/rus/rus006.pdf
  2. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». Утверждена Президентом РФ 4.02.2010г., пр. №271. Электронный ресурс: http://президент.рф/news/6683/
  3. Приоритетный национальный проект «Образование» (2005г.). Электронный ресурс: //http:/mon.gov.ru/pro/pnpo/
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. №1897. Электронный ресурс: http://www.garant.ru/hotlaw/fedral/307363/
  5. Аткинсон, М. Пошаговая система коучинга: Наука и искусство коучинга [Текст]: [пер. с англ.]/ Мэрилин Аткинсон, Рае Т.Чойс. – М.: Альпина Паблишер, 2013. – 281 с.
  6. Голви, Т. Работа как внутренняя игра: Раскрытие личного потенциала/Тимоти Голви; Пер. с англ. – 2-е изд. – М.: Альпина Паблишер, 2012. – 266 с.
  7. Епишева О. Б.,  Что такое педагогическая технология // Школьные технологии. 2004. №1. – С. 31-36.
  8. Зырянова Н.М. Коучинг в обучении подростков // Вестник практической психологии образования. – 2004. – №1. – С. 46–49.
  9. Уитмор, Дж. Внутренняя сила лидера: Коучинг как метод управления персоналом / Джон Уитмор. – М.: Альпина Паблишер, 2012. – 309 с.
  10. Научно-методический журнал. Региональная школа управления. № 1, 2013
  11. Парслоу Э., Рэй М. Коучинг в обучении: практические методы и техники. – СПб.: Питер, 2003. – 204 с.
  12. http:// www. gulchevskaya.ru
  13. http:// www.erickson.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метапредметный подход в обучении английскому языку как основное требования ФГОС второго поколения

Данная стать посвящена проблемам использования метапредметного подхода в обучении английскому языку в 5 - 7 класссах. Сама тематика предмета « Английский язык» способствует всесторон...

Реализация системно-деятельностного подхода в обучении английскому языку в свете требований ФГОС

В целях обучения иностранному языку, изложенных в ФГОСе, уже предусмотрен деятельностный подход – умение общаться на иностранном языке в различных формах и на разные темы, строить свое речевое и...

"Эффективные способы и приемы запоминания английских слов как составная часть системы обучения английскому языку в рамках реализации ФГОС"

Так как у учащихся возникают проблемы при запоминании новых слов по изучаемым темам, возникла необходимость рассмотреть более эффективные способы и приемы запоминания английских слов.Какой бы путь изу...

Обучение детей с ОВЗ: реализация требований ФГОС

Обучение детей с ОВЗ согласно ФГОС, основные положения...

Системно-деятельностный подход в обучении младших школьников английскому языку в свете требований ФГОС

Презентация. Тема: "Системо-деятельностный подход в обучении младших школьников английскому языку по ФГОС. Представление опыта учителя....

Технологии обучения английскому языку в условиях обновленных ФГОС

В данной презентации рассматривается обновленный ФГОС и измениения, которые произошли в предмете, приведены основные технологии и рассмотрена технология индуктивного метода в изучении грамматики англи...

Активные методы обучения на уроках английского языка в свете требований ФГОС

Активные методы обучения – это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом....