«Проектная технология с использованием ИКТ в обучении английскому языку»
статья по английскому языку

«Проектная технология с использованием ИКТ в обучении английскому языку»

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Проектная технология с использованием ИКТ в обучении английскому языку»

1. Введение

Не секрет, что мы – учителя всегда находимся в поисках путей (способов) достижения высоких результатов в работе с обучающимися, совершенствуем свои средства, методы и формы работы. На сегодняшний день роль иностранного языка как учебного предмета рассматривается как одно из приоритетных направлений модернизации современного школьного образования. Эта роль возросла в связи с введением Федеральных государственных образовательных стандартов.

Внедрение в практику работы школы инновационных технологий, призванных формировать поликультурную языковую личность, готовую к межкультурной коммуникации, имеет решающее значение в повышении качества владения школьниками иностранными языками.

      Согласно ФГОС ключевыми составляющими развития личности школьника являются ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, ИНИЦИАТИВНОСТЬ, САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ. Это те основные три кита, на которые я направляю свою педагогическую деятельность.  Поэтому в системе своей работы применяю современные образовательные технологии, среди которых приоритетной является технология проектной деятельности с использованием ИКТ.   Сочетание технологии проекта с информационно-коммуникативными технологиями (ИКТ) считаю наиболее эффективным для развития не только коммуникационной компетенции, но и метапредметных компетенций обучающихся.

     Согласно ФГОС второго поколения, основным подходом в современном образовании является деятельностный подход. Наиболее успешно реализовать данный подход  мне позволяет проектная деятельность. В то же время через проектную деятельность формируются абсолютно все универсальные учебные действия, обозначенные в Стандарте.

Проектная технология (ПТ) является действенным инструментом формирования учебно-познавательной компетенции обучающихся, это особая организация учебного процесса, направленная на решение школьниками учебных задач на основе самостоятельного анализа информации. ПТ характеризуется высокой коммуникативностью и основана на цикличной организации процесса. Еѐ целью является создание условий, при которых дети приобретают навыки общения, работая в разных группах, развивают умения видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, сравнивать, делать выводы, ориентироваться в информационном пространстве. Всѐ выше перечисленное отвечает задачам национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», которая призывает раскрывать способности каждого ребенка, чтобы наши выпускники могли умело реагировать на разные жизненные ситуации и адаптироваться к ним.

     ИКТ также заняли прочное место в обучении иностранному языку. Процесс информатизации обучения предполагает широкое использование информационно-коммуникационных технологий при изучении иностранных языков. Это требует от учителя овладения данными технологиями и применения их в профессиональной деятельности. В связи с этим я уделяю большое внимание самообразованию, регулярно повышаю квалификацию, участвую в профессиональных конкурсах, общаюсь с коллегами в сети Интернет.

    ИКТ, интегрированные в традиционный учебный процесс, предполагают выполнение творческих и исследовательских заданий в рамках изучаемого учебного курса. Наиболее типичным является использование ИКТ как одного из заданий заключительного урока учебника. Примером подобной интеграции ИКТ в учебный курс могут служить проекты, предлагаемые для выполнения обучающимся в УМК Ю.А.Комаровой «Английский язык», Ю.Е. Ваулиной, Дж.Дули «Английский в фокусе».

2. Практическое применение технологии на уроках английского языка

Почему я применяю  технологию проекта с использованием ИКТ? Ответы очевидны: эта технология даѐт не только возможность обучающимся глубже изучить тему, но и расширяет их кругозор, даѐт возможность развития как коллективного творчества, так и индивидуальных талантов.          Наиболее полно и широко технология приемлема для классов, где общий уровень развития обучающихся выше, что позволяет им эффективно решать проблемы различной сложности на основе имеющихся знаний.

Каждый проект соотносится с определѐнной темой и разрабатывается в течение нескольких уроков. Осуществляя эту работу обучающиеся могут:

- находить необходимую информацию в сети Интернет;

- создавать презентации в Power Point;

- создавать индивидуальные файлы (папки) по изучаемой тематике в программе Word и применять технику гипертекста;

- переписываться в e-mail, социальных сетях;

- использовать ЭОР (электронные образовательные ресурсы, включая диски, компьютеры, распечатку и копирование).

     Перед началом изучения темы дети делятся на группы (3-4человека) с учѐтом совместимости, выбирают тему, распределяют между собой роли и обязанности. Работа ведѐтся поэтапно. Тематика проектов достаточно интересная и соответствует возрастным интересам, например, «Генеалогическое древо», «Школа  моей мечты», «Моя  малая родина» – у детей должно создаться впечатление, что английский – это развлечение, интересная деятельность, удовольствие.

Примеры проведенных проектов по классам:

-4 класс: «Создаем журнал мод», «Животные Бурятии»;

-5 класс: «Сувениры России, Бурятии», «Животные и мы!»;

-6 класс: «Знаменитые улицы моего села», «Праздники России и Бурятии»; «Пальчиковые куклы. Сказка»

-7 класс: «Помощники экологии», «Выдающиеся люди Великобритании, России, Бурятии»;

-8 класс: «Что вы знаете о нас?» «Защита окружающей среды»;

-9 класс: «Экскурсия по странам Объединенного Королевства и США», «Молодежь Бурятии и Англии: разные ли мы?»;

-10 класс: «Древние цивилизации», «Местное чудо света», «Мир профессий так велик!»;

-11 класс: «Незаурядные умы человечества», «Роль иностранных языков в моей жизни».

3. Анализ результатов качества знаний учащихся при использовании проектной технологии.

    Опыт моей работы над данной технологией в течение пяти лет позволяет провести анализ и дать ответ на вопрос «Как данная технология влияет на обучение английскому языку, как она влияет на результаты и качество знаний моих учеников?» Например, при контроле навыков чтения и письма в течение последних лет уровень и качество обученности остается стабильно высоким. По итогам анкетирования выпускников школы (учащиеся 9 и 11 классов)  на предмет определения уровня развития и степени проявления обучающимися своих способностей, английский язык оказался среди предметов, при изучении которых степень проявления детских способностей является довольно высокой.(диаграмма в приложении)  Результативность участия обучающихся в этапах Всероссийской предметной олимпиады школьников по английскому языку остаѐтся стабильно высокой, то же самое можно сказать и об итоговой аттестации выпускников IX и XI классов.

    В результате моей работы повысилась активность и осознанность действий школьников, интенсифицировалось их интеллектуальное и речевое развитие. Средний качественный показатель знаний учащихся постоянно повышается.

Результатом данной деятельности является активное участие моих учеников в различных конкурсах и олимпиадах.

    Внеурочная работа также приносит результаты:

    Ежегодно учащиеся с большим нетерпением ждут проведения Недели иностранных языков, где в полной мере могут реализовать свои творческие и лингвистические способности. Неизменным атрибутом проведения Недели в школе является создание плакатов и газет, посвященных определенной теме. Также регулярно проводятся внеклассные мероприятия, на которых реализовывается проектная деятельность.

4. Заключение.

Исходя из опыта работы по использованию проектного метода, могу отметить достоинства этой технологии:

•        повышение мотивации учащихся в учебе;

•        получение навыков самостоятельного поиска и обработки необходимой информации;

•        повышение самооценки учащихся, занимающихся выполнением проектной работы;

•        предоставление каждому возможностей самореализации;

•        развитие творческих способностей;

•        развитие коммуникативных навыков, умения работать в коллективе;

•        получение навыков презентации себя и своей работы в различных форм: устной, письменной с использованием новейших технологических средств.

    В результате обобщения опыта по проблеме использования проектной технологии делаю следующие выводы:

1.Необходимость применения проектной методики в современном школьном образовании обусловлено очевидными тенденциями в образовательной системе к более полноценному развитию личности учащегося, его подготовки к реальной деятельности.

2.Проектная методика находит все более широкое применение при обучении учащихся, что обусловлено ее характерными особенностями, описанными выше.

3. Применение проектной методики даёт результаты на всех этапах обучения средней общеобразовательной школы, т.к. сущность проектной методики отвечает основным психологическим требованиям личности на любом этапе её развития.

Обобщая вышесказанное, хочется отметить: использование проектных технологий, основанное на активном применении ИКТ, позволяет совершенствовать образовательный процесс, достигая стабильных, качественных результатов, повышает мотивацию к изучению иностранного языка.

Перспективы развития опыта:

  • разнообразить виды проектов (социальные, семейные, межпредметные, сетевые);
  • разработка элективных курсов, формой отчетности которых будет защита проектных работ;
  • руководство старшеклассников с развитыми проектными умениями работой над проектами младших школьников;

Перспективы использования опыта:

 ♦ участие в  семинарах-практикумах по организации проектной деятельности для педколлектива, обмен опытом работы;

♦  обучение учащихся работе над проектами, подготовка методических рекомендаций;

 ♦  проведение диагностики сформированности проектных умений учащихся;

В заключение хочется отметить, что нельзя не согласиться с мнением отечественных и зарубежных педагогов и психологов, согласно которому “проектное обучение не должно вытеснять классно-урочную систему и становиться некоторой панацеей, его следует использовать как дополнение к другим видам прямого или косвенного обучения”.

Перечень возможных «продуктов» проектной деятельности

WEB-сайт

Анализ данных социологического опроса

Видеофильм

Видеоклип

Выставка

Газета

Журнал

Игра

Коллекция

Макет

Описание и характеристика объектов и явлений

Логическая схема

Модель

Чертежи

План создания чего-либо (парка, дендрария)

Компьютерная программа

Карта

Мультимедийный продукт

Оформление кабинета

Пакет рекомендаций

Письмо в …

Праздник

Публикация

Путеводитель

Серия иллюстраций

Сказка

Справочник

Сравнительно-сопоставительный анализ

Статья

Сценарий

Учебное пособие

Экскурсия

Урок-суд

«В помощь учителю»: тесты, кроссворды, выполненные в виде презентаций.

Критерии оценивания работ учащихся в средних и старших классах

  • Содержание работы раскрыто полностью;
  •  Умение находить информацию в различных источниках;
  •  Отсутствие языковых ошибок;
  • Логичность изложения;
  •  Все материалы созданы с соблюдением авторских прав;
  •  Эстетичность дизайна;

Уровень и качество обученности

Диагностика результативности

Результативность участия обучающихся в школьных и муниципальных этапах ВОШ по английскому языку

Результативность итоговой аттестации выпускников

Июнь 2016

Июнь 2017

Май 2016

Май 2017

Май 2018

Май 2019

ЕГЭ по английскому языку:

1 участника – 49 баллов;

2 участника – 66 и 53 балла;

ОГЭ по английскому языку:

Оценка «5» - 2 ученика;

Оценка «3» - 2 ученика;

Оценка «5» - 4 ученика;

Оценка «4» - 2 ученика;

Оценка «5» - 8 учеников;

Оценка «4» - 6 учеников;

Оценка «5» - 10 учеников;

Оценка «4» - 6 учеников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Проектная методика с использованием ИКТ в обучении иностранному языку»

«Проектная методика с использованием ИКТ в обучении иностранному языку»...

Проектная технология с использованием ИКТ в обучении английскому языку

Представлено обобщение опыта по теме "Проектная технология с использованием  ИКТ в обучении английскому языку"...

Использование проектных технологий в 5 классе на уроке английского языка "Не желаете ли вы посетить Лондон?"

Тема творческого информационного проекта: Не желаете ли вы посетить Лондон? (Would you like to visit London?)         Цель: формирование иноязычной коммуникатив...

Использование современных педагогических технологий в воспитательно-образовательном процессе обучения английскому языку в школе-новостройке

Основной целью обучения иностранному языку на современном этапе является развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся в процессе изучения иноязычной культуры. Механизмом или средством,...