Худшее в каждом деле, когда оставляет людей творческое настроение
статья по английскому языку (8, 9, 10 класс)

Байкова Эллина Александровна

В данной статье описывается педагогический опыт подготовки и проведения бинарных уроков

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                                    «Учить надо не мыслям,

                                                                                                          Учить надо мыслить»

И. Кант

Худшее в каждом деле, когда оставляет людей творческое настроение

«Самый дорогостоящий товар – это мыслящие и образованные люди. Цель и система образования должна состоять в том, чтобы их было как можно больше». Трудно не согласиться с этими словами Дайаны Халпер,  американского педагога-психолога.

Для многих педагогов формирование мировоззрения, критического мышления у ребят – одна из важнейших задач. Достичь этого можно только в содружестве с коллегами – единомышленниками.

Конечно, всё начинается с урока. Нам интересны бинарные уроки, потому что они позволяют широко использовать технологию взаимодействия. Бинарные уроки могут проводиться в различных форматах.

Бинарный урок – творчество двух-трёх педагогов, которое перерастает в творческий процесс  учащихся. Бинарный урок «Загадка Шекспира» совместно с учителем русского и литературы Макаровой Н.В, человеком творческим и талантливым, положил начало целой галерее уроков.

Чем интересен бинарный урок?

Интересно, особенно если получилось реализовать задуманное, если учащиеся были не статистами, а полноправными участниками и  создателями урока. Нельзя не признать сложности в создании бинарного урока. Проблемные моменты создания и проведения интегрированного урока:

  1.  трудоёмкость в создании урока и его подготовке;
  2.  организационно-технические проблемы (совмещение расписания и пр.)

Но все трудности забываются, когда урок сложился и стали очевидны все преимущества такого урока:

-создание благоприятных условий для развития самых разных интеллектуальных умений учащихся;

-выход на формирование более широкого синергетического мышления;

-обучение применению теоретических знаний в практической жизни.

    Ещё примеры таких уроков  - совместно с учителем истории и обществознания Слепушовой В.В. - «Отречение или отстранение Николая II?» / «Abdication or Dismissal of Nicholas II? Моральный выбор.»  В течение долгого времени учащиеся изучали разные аспекты жизни царской семьи, что помогло понять нравственные устои, ценности, исповедуемые Николаем II и Александрой Фёдоровной. Видя искренний интерес ребят к этой трагической странице нашей истории, мы вместе искали ответ на вопрос: «Чего стоило Николаю II отречение от престола?»

Ещё один урок в сотрудничестве с учителем истории и обществознания был посвящён 100-летнему юбилею начала Первой мировой войны - «Первая мировая война. Патриотизм? Патриотизм!», где затрагивались острые дискуссионные вопросы о роли личности Николая II, а также любви и преданности к своему Отечеству.   Такие формы уроков позволяют не только поддерживать и развивать интерес к изучаемому предмету, но и стимулировать изучение своей собственной истории, исследование своей малой Родины, Царского Села.

    Работа над этими уроками в очередной раз подтвердила, что подготовка качественного бинарного урока трудоёмкое, но интересное и увлекательное дело, если учителя – единомышленники.

Интересным получился бинарный урок-симпозиум на тему «Гигиена дыхания» в 8 классе. Интересным было всё – перевоплощение в докторов, йога и его ассистента, перевод, казалось бы, известных цитат. Так, высказывание    Б.Шоу «A healthy body is a product of healthy mind» на русском звучит как «Здоровое тело – продукт здорового рассудка». Английский язык, как нам кажется, обладает уникальной способностью сочетаться практически с любой школьной дисциплиной. Он – настоящий посредник и проводник в современном диалоге культур в самом широком понимании этого явления, и творческие педагоги, безусловно, используют эту уникальность для развития личности ребёнка, для развития его способностей, умения работать в команде.

Небольшой экскурс в историю школьной научно-практической конференции «Первые шаги в науку». Их в нашей школе было уже 9 и 7 лет в программе этой конференции работает секция «Lingua». Год от года программа лингвистической секции всё насыщеннее, ребятам приходиться бороться за право быть включёнными в программу. Сначала было 4-5 участников, в последней – март 2018 – 17. Тематика самая разная, но всегда интересная для ребят, развивающая их и побуждающая к поиску, стимулирующая интеллектуальную деятельность. На наш взгляд, дети с самого начала взяли высокую планку.

Начав с темы «Почётные граждане Санкт-Петербурга», девятиклассники выбрали Ольгу Берггольц и Алису Фрейндлих, затем академика Д.С. Лихачёва, а поскольку мы живём в чудном Царском Селе, история которого самодостаточна, но в то же время теснейшим образом связана с Россией, с Санкт-Петербургом, не удивительно, что ребята заинтересовались царской семьёй, воспитанием, игрушками и играми царских детей, чему и кто учили их, какое участие старшие княжны принимали в работе Царскосельского госпиталя, что они читали и чем отличались друг от друга – все эти темы планомерно входили в программу год за годом. Хотелось бы отметить, что школьные конференции – это настоящий полигон для подготовки к конференциям и выступлениям более высокого ранга – «Царскосельским стартам», конкурсу гидов-переводчиков, вузовским конференциям, международным конкурсам.

После работы над темой «Почётные граждане Санкт-Петербурга» наши ребята сделали целую галерею выдающихся царскосёлов и представили:

  1.  Первого губернатора (Я. В. Захаржевского);
  2.  Княжну милосердия (В. Я. Гедройц);
  3.  Рыцаря мечты (А. Р. Беляева).

Мы с удовольствием отмечаем, что собранный материал побуждает наших ребят мобилизовать все творческие способности (музыкальные, вокальные, сценические, актёрские) для более яркого воплощения тем. Всё многограннее видение и раскрытие темы звучит не только на научно-практических конференциях, но имеет выход на всевозможные творческие конкурсы и, что для нас, учителей, немаловажно – повышает мотивацию к изучению иностранного языка, воспитывает толерантных, стремящихся к самореализации граждан.

     Осознавая всю важность гуманитарного (в широком понимании) воспитания молодого поколения, акцент в преподавании иностранного языка делаем на диалоге культур. Это, в свою очередь, побуждает ребят глубоко изучать свою историю, культуру. В процессе познания учащиеся приобретают опыт работы с источниками на иностранных языках, знакомятся с различными трактовками исторических явлений, а самое главное – формируют собственную позицию и учатся её отстаивать.

   Современные педагогические технологии помогают не только реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, но и способствует развитию творческой и исследовательской деятельности учащихся. Всё это работает на реализацию главной цели – воспитание гражданина России.

Источники:

  • Scriven M., Paul R. W. Critical Thinking as Defined by the National Council for Excellence in Critical Thinking (1987)
  • Халперн Д. Психология критического мышления.— СПб.: Питер, 2000.— 512c.— с.22. ISBN 5-314-00122-5, ISBN 0-8058-0295-9


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коллективное творческое дело как метод развития творческих способностей детей

Коллективное творческое дело как метод развития творческих способностей детей...

"Гвозди бы делать из этих людей, крепче бы не было в мире гвоздей…"

"Гвозди бы делать из этих людей,  крепче бы не было в мире гвоздей…" - очерк о жизни и судьбе ветерана Великой Отечественной войны - тихоречанина Халанского Ивана Ивановича. История жизни пр...

КОЛЛЕКТИВНОЕ ТВОРЧЕСКОЕ ДЕЛО «ЗЕМЛЯ – ПЛАНЕТА ЛЮДЕЙ» (8- 11 КЛАССЫ)

КОЛЛЕКТИВНОЕ ТВОРЧЕСКОЕ ДЕЛО  «ЗЕМЛЯ – ПЛАНЕТА ЛЮДЕЙ» (8- 11 КЛАССЫ)...

Консультация для родителей "Что делать, когда ребенку скучно?"

Консультация для родителей  "Что делать, когда ребенку скучно?" Подготовили педагог-психолог Гребнева В.Ю., учитель-дефектолог Прошина Е.Б....

БУКЛЕТ «Что делать, когда родители меня не понимают?»

17 мая отмечается день детского телефона доверия (ДТД). Но многим ли известно, что это вообще такое и для чего нужно? и что такое телефон доверия для детей и подростков....

Урок литературы, 9 класс "Гвозди бы делать из этих людей.."

Метапредметный урок на основе художественных текстов разных авторов....