Подготовка обучающихся к устной части ОГЭ по английскому языку. Задание 3.
статья по английскому языку (8, 9 класс)

Морозова Ольга Леонидовна

Методические рекомендации по подготовке к устной части ОГЭ помогут учителю английского языка познакомить обучающихся со структурой задания 3 (монологическое высказывание) и сформировать умение строить связное высказывание на определенную тему в заданном формате. Данная статья предлагает несколько приемов активного обучения, что позволит повысить эффективность процесса обучения на уроке. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Подготовка к ОГЭ. Устная часть. Задание 3»

учитель английского языка высшей квалификационной категории МОУ СОШ № 32, Г.о. Подольск, Морозова Ольга Леонидовна

В настоящее время вопрос подготовки обучающихся к итоговой аттестации широко освещается методистами, преподавателями-новаторами, педагогическими изданиями, профессиональными сайтами. Существует огромное разнообразие методической литературы, интернет-приложений для подготовки к ОГЭ самостоятельно и с учителем.

Я хотела бы сфокусировать ваше внимание на подготовке обучающихся в урочное время.

Современные УМК включают в себя задания, цель которых сформировать умения, необходимые для успешного прохождения итоговой аттестации по предмету. Это длительный процесс, который занимает весь период обучения. Уже в начальной школе обучающиеся знакомятся с форматом личного письма, осваивают основные правила чтения, учатся отвечать на вопросы и высказывать свою точку зрения на определенную проблему. Однако непосредственное  знакомство со структурой заданий ОГЭ разумно осуществлять не ранее 8 класса.

Перед вами несколько рекомендаций, как можно познакомить детей с форматом задания 3 устной части экзамена. Этапы урока можно рассматривать, как целостную структуру, где одно задание логично вытекает из предыдущего и подготавливает обучающихся к успешному усвоению последующего материала. В то же время, практически все этапы отработки можно использовать на уроках отдельно, если они не противоречат логике урока.

Итак, мы начнем непосредственно со знакомства с форматом задания 3. Задание можно взять из банка заданий ФИПИ.

Task 3. You are going to give a talk about pets. You will have to start in 1.5 minutes and speak for not more than 2 minutes (10-12 sentences).

Remember to say:

  • why people keep pets
  • what pets are most popular in big cities
  • whether having pets is a big responsibility, and why
  • what your attitude to keeping pets is

You have to talk continuously.

Учителю следует познакомить обучающихся с особенностями структуры задания, обращая внимание на инструкцию, все пункты плана, объем. Далее идет обсуждение вступления и заключения, какие фразы-клише можно использовать для оформления своего монологического высказывания. Уточняется, что, если ученик рассчитывает на отметку «5», ему следует расширить их до 2-3-х предложений.

I’d like to give a talk about pets. To begin with, I should say that nowadays more and more people keep pets in their houses: cats, dogs, parrots, hamsters, guinea pigs, and so on. (introduction)

In conclusion, I’d like to emphasise the fact that pets play an important part in our life. At the same time it’s a great responsibility to keep them at home. That’s all I wanted to say. Thank you for listening. (conclusion)

Далее учитель говорит о необходимости использовать слова-связки при раскрытии каждого пункта плана. Вот некоторые примеры:

  • To begin with/First of all
  • From my point of view/I think/I believe
  • As/because/also
  • All in all/In conclusion/To sum up

Чтобы сформировалось умение быстро и четко строить высказывания на заданную тему, безусловно, нужны время и практика. На первом этапе, когда обучающимся еще трудно генерировать идеи, это можно сделать в группе. Существуют разные точки зрения в отношении количества человек в группе. От 3 до 5. Для каждого из вариантов есть аргументы «за» и «против», но учитель сам определяет для себя, какое количество человек нужно при определенном виде заданий, в зависимости от цели данного задания. Один из самых эффективных приемов групповой работы при сборе идей – это «мозговой штурм». Обучающимся предлагается заполнить кластер

Достаточно 1-3 идей на каждый пункт. Аспекты выведены на экран или записаны на листочках и находятся всегда перед глазами обучающихся. Лимит времени определяет сам учитель, в зависимости от подготовленности класса, его активности и сформированности речевых умений. От 2 до 4 минут. Записываются только ключевые слова или словосочетания. Во время работы группы учитель следит за ходом обсуждения, помогает, подсказывает, направляет. В группе обязательно должен быть сильный ученик – основной источник идей и вдохновитель. Группа не должна состоять только из слабых учеников, в этом случае работа будет неэффективна.

Следующий этап работы – создание банка идей. Члены группы выбирают представителя, который будет записывать свои предложения на доску. Каждая группа предлагает 1 идею за один раз. Представители выходят по очереди и записывают свои ключевые слова или словосочетания. Мысли не должны повторять друг друга. Теперь у каждого обучающегося перед глазами варианты ответов на каждый пункт. Необходимо напомнить, что при раскрытии каждого аспекта нужно представить по 2-3 полных предложения.

Для развития умения относительно спонтанно высказываться по теме, предлагается прием «Quizz-Quizz-Trade» (Сингапурская технология). Каждому участнику выдается карточка, на которой записан один из ранее обсуждаемых аспектов. Ученики встают со своих мест и свободно передвигаются по классу, находят собеседника, произносят свои 1-3 предложения по аспекту на карточке, выслушивают товарища, обмениваются карточками и ищут нового собеседника. Правило поднятой руки «high five»: если обучающийся не может сразу найти партнера, то поднимает свою руку, показывая тем, что он готов к коммуникации. Учитель жестко регламентирует лимит времени. Это зависит от подготовленности группы. От 4 до 6 минут. Т.к. аспектов всего 4, а обучающихся больше 10, то за этот период дети имеют возможность несколько раз прокомментировать разные аспекты. По сигналу учителя обучающиеся занимают свои места.

Теперь ученики готовы к тому, чтобы составить свой монолог по обсуждаемой теме. На экране снова появляется план выступления.

I’d like to give a talk about pets.

  • why people keep pets
  • what pets are most popular in big cities
  • whether having pets is a big responsibility, and why
  • what your attitude to keeping pets is

That’s all I wanted to say. Thank you for listening.

На доске плакат со словами-связками.

Дальнейшая работа проводится в парах. Обучающиеся по очереди рассказывают свои монологи. На начальном этапе лимит времени – 2 минуты – не соблюдается, но постепенно это должно стать обязательным. Помимо наблюдения за временем, второй человек может

  • подсчитывать предложения (фразы),
  • следить за соблюдением плана высказывания,
  • отмечать ошибки (это зависит от подготовленности обучающихся).

Для повышения эффективности проверки и самопроверки работы следует научить детей пользоваться схемой оценивания, которая представлена в виде таблицы. Практически такой же схемой пользуются эксперты ОГЭ при оценивании устных ответов выпускников. Данная таблица помогает обучающемуся более четко понять требования к ответу и его структуру, а так же облегчает работу в процессе оценки и самооценки выступлений.

THE EVALUATION SCHEME OF THE MONOLOGUE

Student's surenam

 

 

 

 

 

 

1. Content

Aspect 1

 

 

 

 

 

 

Aspect 2

 

 

 

 

 

 

Aspect 3

 

 

 

 

 

 

Aspect 4

Quantity of phrases

TOTAL SCORE (max – 3)

 

 

 

 

 

 

2. Structure

Introduction

 

 

 

 

 

 

Conclusion, completeness of the monologue

Logic and linking words

 

 

 

 

 

 

TOTAL SCORE (max – 2)

 

 

 

 

 

 

3.

USE OF ENGLISH (max – 2)

В конце этого этапа учитель может предложить сильным ученикам рассказать свои монологи перед классом. А потом их обсудить.

В качестве домашнего задания можно попросить обучающихся записать свои рассказы на диктофон телефона или воспользоваться услугами разных обучающих интернет-платфом (например, Vocaroo.com) и выслать их учителю на почту или по приложению. Текст задания лучше брать в банке заданий ФИПИ.

Процесс подготовки обучающихся к экзаменам – процесс кропотливый и долговременный. Творческий и увлеченный своей работой педагог способен сделать этот процесс непринужденным и интересным. Желаю коллегам успехов в реализации своих проектов и достижении поставленных целей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Устная часть ЕГЭ по английскому языку (задание 2)

Главной целью обучения иностранному языку является обучение речевой деятельности. В 2015 году к традиционным разделам Единого государственного экзамена по английскому языку (аудирование, чтение, лекси...

СТРАТЕГИИ ВЫПОЛНЕНИЯ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫХ ЗАДАНИЙ УСТНОЙ ЧАСТИ ЕГЭ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ (ЗАДАНИЯ C3, C4)

Целью обучения устной речи является овладение учащимися навыками неподготовленной монологической, диалогической и полилогической речи. Отличительными особенностями устной речи являются ее спонтанность...

Презетация "Подготовка к сдаче устной части ОГЭ по английскому языку

Данный материал поможет вам подготовить ваших учащихся к сдаче устной части экзамена....

Подготовка к устной части ЕГЭ по английскому языку. Задания 3,4.

Даны клеше, которые помогут учащимся без труда сдать устную часть ЕГЭ по английскому языку, задания 3,4....

Интерактивный тренажер для подготовки к сдаче устной части ЕГЭ по английскому языку

Данный тренажер предназначен для эффективной подготовки к сдаче устной части ЕГЭ по английскому языку...

Устная часть ЕГЭ по английскому языку. Задание 4.

Презентация тренингового материала по подготовке к устной части ЕГЭ по английскому языку....